Кашпур Валерий Валентинович : другие произведения.

Бд-12: Сила искусства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.36*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Устами младенца глаголит истина.


Сила искусства

   -- Что скажете об этом рисунке? - Марк протянул очередной, пёстрый лист детского творчества.
   Магали, миниатюрная латинос, смешно наморщила носик в минуте раздумья, а потом уверенно затараторила:
   -- Очень хороший выбор, обратите внимание на размер дома -- большой, с огромными окнами. Это означает, что у ребёнка много мыслей на тему семьи, и он открыт для общения. К тому же густой дым из трубы. Значит, семейная жизнь протекает без конфликтов и потрясений.
   -- Хм, а откуда сама идея дыма взялась? У нас, если кто-то и топит камин, то сертифицированными, бездымными брикетами.
   -- У Энди, родители из Китая, может быть, там всё ещё отапливают дома дровами. Хотя, возможно, он видел дым по телевизору. В отличие от взрослых, дети мыслят выдуманными, а не реальными образами. К примеру, бывает, когда рисуют семью, мать выше отца и лучше прорисована, а в жизни она намного ниже супруга. Случается это, когда ребёнок больше привязан к матери.
   -- А вот, часто встречается дорога, ведущая от дома, -- Марк сдвинул стопку рисунков, чтобы были видны нижние части.
   -- Дорога означает мечты. Ребёнок начинает осознавать, что существует круг людей помимо семьи, и готов к нему присоединиться. Вообще, в детском рисунке нет ненужных деталей, каждая мелочь имеет смысл. -- Звук "р" в речи латинос был настолько твёрд и резок, что французский язык в её устах казался немецким.
   -- Даже солнце?
   -- И даже солнце, оно отвечает за чувство безопасности. Лучше всего, когда оно нарисовано полным диском с множеством лучей и находится прямо над домом.
   -- Вас послушать, Магали, и можно подумать, что даже в каракулях младенца есть смысл.
   -- Конечно, в них преобладают спирали и прямые ломаные линии. Всё это память о материнских водах плода, а ритм изломов линий соответствует частоте ударов сердца матери.
   "Это уже слишком!" - заключил Марк и недоверчиво разложил рисунки по всей поверхности стола. Дома. Высокие, и приземистые, с разными крышами, окнами, дверями и балконами. На одних рисунках солнце выглядывает в краешке парой стыдливых лучиков, на других -- огромное, висит лохматым апельсином. Дороги тоже самые разные -- от робких тропинок, до, вымощенных булыжниками, широченных подъездов. Сюжет "Мой дом", был представлен во всей своей красе.
   Когда он выбирал тему "Маленькие художники взрослой жизни" для раздела "Интересное рядом", журнала "Ридерз Дайджест", то и не представлял, что может влипнуть в такую замысловатую кухню психологии. Первоначально была идея подобрать детским рисункам, соответственные по композиции, работы взрослых мастеров, представить их с шутливыми комментариями и предложить конкурс на подобные параллели. Но чёрт его дёрнул отправиться по университетам и тряхнуть кафедры методического совершенствования. На них воспитательницы детских садов обучались искусству познавать души своих воспитанников очень необычными способами. Там Марк и попал в лапы адептов странного направления графического психоанализа. Вернее это были не лапы, а очень даже симпатичные ручки молоденькой профессорши. В порыве пламенной речи о перспективах познания детей с помощью их рисунков, цепкие наманикюренные пальчики то хватали Марка за локоть, то теребили пуговицу его пиджака, а то и поглаживали кисть руки. "Представьте себе, когда ребёнок рисует свой дом, это его психологический автопортрет!"
   Сейчас он уже начинал корить себя за то, что согласился в своей статье осветить эту методику и договорился с детским садом о сессии рисунков. От обилия разноцветных домов уже начинала кружиться голова.
   Внезапно голубое пятно привлекло его внимание. Странный, перекошенный, плоский дом распластался на рисунке, как большая черепаха. Странная черепаха, в вытянутую клеточку. Никакого солнца. Вокруг дома огромные, до самого верха рисунка, деревья. Ветви деревьев, как растопыренные пальцы, задраны вверх. Но больше всего в рисунке привлекал внимание большой красный жук, который лежал на крыше дома. Его усики беспомощно топорщились в стороны, а лапки были закручены в странные дуги.
   -- Ну, хорошо ... -- сказал он и постарался, чтобы в голосе не прозвучало скрытое злорадство. -- А это что тогда?
   -- Это? -- Магали бросила мимолётный взгляд на рисунок и улыбнулась. -- Это работа Кадьяту, его семья недавно приехала из Сомали. Видите, какой низкий дом? Значит, у него болезненно проходит адаптационный период. Он скучает по своим привычными образами -- пальмам, жукам. Меня беспокоит отсутствие солнца. Чувство собственной безопасности -- обязательное условие нашей программы. Мне придется переговорить с его родителями, чтобы вместе помочь малышу.
   -- А можно мне побеседовать с ним? Хотелось бы узнать, о чём он думал, когда рисовал.
   -- Побеседовать? -- Магали неуверенно взглянула на наручные часы. -- Ну, только, если недолго, у нас через десять минут сиеста начинается ...
   -- Да что вы, что вы!
   Взмахами рук Марк показал, что совершенно не покушается на расписание и дисциплину.
   Кадьяту оказался почти белым арабчонком. Горячий восток добавил лишь капельку смуглости коже, слегка закурчавил волосы, но зато над глазами потрудился на славу. На Марка смотрели две тёмные, влажные маслины, слегка покрытые дымкой мечтательности.
   -- Это твой дом?
   -- Неет, мой дом скучный.
   -- Что же ты нарисовал?
   -- Жука. Я сегодня увидел нового жука, такого маленького! -- Ладошки Кадьяту взлетели и хлопнули по щекам. -- А Магали сказала, что надо рисовать дом, ну я сразу увидел странную картинку -- жук прилёг отдохнуть на доме.
   -- А что в этом странного?
   Марк взял рисунок и всмотрелся в нарисованный дом. Кроме клетчатой раскраски, у него из-под плоской крыши торчали какие-то странные заострённые линии.
   -- Как, вы разве не знаете? -- Глаза-маслины Кадьяту округлились. -- Жуки никогда не садятся на крыши!
   -- Да? Ну, я просто, иногда видел их на крышах. -- Удивление Кадьяту было столь глубоко, что Марк смутился и поспешил перевести разговор на другие детали. -- А вокруг дома что? Наверно пальмы, как в том месте, где ты родился?
   -- Нет, это скребки. Скребков там не было, скребки только здесь.
   "Час от часу не легче, "жуки", "скребки", просто какой-то гений образов, ему всё понятно, а мне нет". Марк попытался спросить Кадьяту о чём-то очевидном:
   -- А почему у тебя на рисунке нет солнышка?
   -- Скребки такие высокие, что когда ходишь между них, солнышка не видно. -- Снисходительно объяснил Кадьяту.
   На этом Марк понял, что круг замкнулся. По-видимому, к такому же выводу пришла и Магали. Она взяла за руку юного Сальвадора Дали.
   -- Попрощайся с месьё Котэ, тебе пора спать Кадьяту.
   Кадьяту сделал недовольную гримаску, но капризничать не стал, попрощался и отправился с Магали на отдых. Вернулась она, когда Марк уже собрал все рисунки в папку и выключил диктофон.
   -- Это у Кадьяту ещё очень спокойный рисунок получился. Один раз он вместо пасхального зайца ядерный взрыв нарисовал.
   -- Да, очень самобытный мальчуган. Не могли бы вы, Магали, попросить у всех родителей группы разрешения на публикацию работ их детей?
   -- Ну конечно, с этим проблем не будет. Они будут счастливы, видеть рисунки в таком известном журнале.
   От полученного комплимента Марк растрогался, наговорил в ответ кучу любезностей и отбыл в редакцию в отличном расположении духа.
   Возвращение в мир обычных, серых кубиков-зданий после детского авангардного искусства прошло очень резко. Ещё некоторое время перед глазами плясали разноцветные домики, а потом, с резким сигналом, красный Смарт Марка обогнал большегрузный грузовик. Лёгкую машину понесло воздушным потоком на соседнюю полосу. Марк отчаянно завертел рулём. Ближе к центру поток машин, вливаясь в узкие улицы между небоскрёбами, уплотнился, начал властно забирать всё внимание.
   "Только этого не хватало!". У места работы Марка ждал неприятный сюрприз -- там, где утром была их парковка, теперь зиял разрытый котлован, обнесённый лёгкими заборами. Ему пришлось безрезультатно поколесить по соседним улицам в поисках места для своего колёсного малыша. Это было нелегко, машины стояли сплошной стеной вдоль тротуаров. Маниакальным строителям показалось мало основной стройки и их яркие фишки стояли во многих местах, запрещая парковку. Наконец, Марку надоело, он попросту сдвинул четыре фишки, которые предохраняли канализационный люк, и втиснул на это пространство свой Смарт.
   Не успел он прийти на рабочее место, как его вызвал любимый шеф, Фрэнк Карнуччи, и они провели битый час, обсуждая материал. Затем он занёс рисунки в отдел вёрстки для сканирования. Там его заставили составить детальный план-задание. Потом пришёл обзор темы от профессорши с цепкими пальчиками. Марк долго блуждал в мудрёных научных терминах, знакомясь с его содержанием, не выдержал, перезвонил, потребовал всё переделать. Ассистентка показала свою работу по художникам, Марк всё забраковал и выдал новые указания. Обычная беготня корпоративного хомячка в колёсике за морковкой успеха. Из этого захватывающего бега Марка вырвал телефонный звонок из полиции. "У месьё Марка Котэ проблемы с машиной. Он помнит, где её припарковал? Да? Ну, тогда ему следует прибыть туда лично, чтобы подписать полицейский рапорт".
   Терзаемый самыми плохими предчувствиями Марк бросил всё и кинулся на улицу. Обычно, неправильно припаркованную машину, просто буксировали на штрафплощадку и владельцы сами разыскивали свою собственность. Звонок мог означать только одно -- транспортное средство повреждено и полиция готовит документы для страховой фирмы.
   -- Так значит, вы признаёте, что сместили знаки дорожной сигнализации и припарковались над канализационным люком BM-1325? -- ручка полицейского споро бегала по страницам блокнота.
   "Да, да": повторял механически Марк. Он был в состоянии полной прострации. Всё казалось сном, страшным сном. Его красный красавец Смарт лежал на крыше японского ресторана. Разбитые стёкла, уныло торчат дворники как усы. Низкий, похожий на черепаху дом. Декоративные балки, характерной, заострённой формы выдвинуты из-под крыши. Стилизованные под раздвижные панели, полосы на фасаде. Тот самый дом, с рисунка Кадьяту. Он не обратил внимания сразу, потому что парковался с торца, а сейчас стоял со стороны фасада дома.
   -- Как, как это произошло?
   -- Проводится плановая проверка и замена труб. При земляных работах по халатности повредили трубу нагнетательного водопровода. -- Полицейский оторвался от записей и кивнул в сторону котлована. -- Фонтан воды поднялся на уровень крыш небоскрёбов, начало затапливать рабочих. Перекрыть магистраль не удавалось, и напор сбросили в канализацию. Люки взлетели по всему кварталу, но основная мощь пришлась на этот, ближайший люк. Вашу машинку вышибло как пробку.
   "Понятно, почему дом был наполовину голубой. Кадьяту пытался передать воду на его стенах." Марк посмотрел на небоскрёбы вокруг: ""Скребки" высокие, солнышка не видно. Ну и что это? Ясновиденье или волшебная сила искусства? Господи, а ведь вместо зайца-шоколадки он нарисовал ядерный взрыв!"

Оценка: 7.36*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"