Категов Максим Иванович : другие произведения.

Все зло мира. Психоанализ З.Фрейда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Все зло мира. Психоанализ З. Фрейда.

  
   Введение.
   Значимость той революции, которую произвел З. Фрейд в психологической науке и культурной жизни вообще ХХ века трудно переоценить. Альберт Эйнштейн писал 80-летнему Фрейду "Я рад, что это поколение имеет счастливую возможность выразить вам, одному из величайших учителей, свое уважение и свою благодарность. До самого последнего времени я мог только чувствовать умозрительную мощь вашего хода мыслей, с его огромным воздействием на мировоззрение нашей эры, но не был в состоянии представить определенное мнение о том, сколько оно содержит истины. Недавно, однако, мне удалось узнать о нескольких случаях, не столь важных самих по себе, но исключающих, по-моему, всякую иную интерпретацию, кроме той, которая дается теорией подавления. То, что я натолкнулся на них, чрезвычайно меня обрадовало: всегда радостно, когда большая и прекрасная концепция оказывается совпадающей с реальностью".
   Мы видим, что Эйнштейн делает Фрейду чрезвычайно весомый в ученом мире комплимент "Ваша теория подтверждается практикой". Но мало того, он говорит о Фрейде как об "одном из величайших учителей". Почему? Откуда это едва ли не религиозное почитание? Ответ прост. Фрейд объясняет все зло мира. Именно так. Почему нам иногда так хочется кого-нибудь ударить? Физически или хотя бы словом? Откуда в нас раздражение и ненависть, злоба и страхи, комплексы и фрустрации, стрессы и депрессии и т.д. и т.п.? Наконец, что немаловажно, почему у нас так мало душевных сил? Почему нам по утрам не хочется вставать с постели? Почему у нас нет сил и желания жить и работать? На все эти вопросы Фрейд дает ответ. Мы все больны. Мы все невротичны. Зло - это болезнь. Любое зло, включая его самые сложные социальные формы (вроде войн или тоталитарных обществ) - все это не более чем болезнь. Как сказали бы христианские философы (например, Августин Блаженный), зло - не есть самостоятельная сила. Зло не имеет начала в самом себе, оно не субстанциально. Зло есть просто отсутствие добра, нехватка здоровья. Как слепота есть просто отсутствие зрения. Как тьма есть просто отсутствие света. Зло - это болезнь, неравновесие, душевное и общественное расстройство.
   После этого небольшого вступления, перехожу к изложению собственно психоаналитической концепции Фрейда. Итак, З. Фрейд - выпускник Венского университета, врач, специализирующийся в области невропатологии проходит стажировку у одного из ведущих специалистов того времени - д-ра Шарко. Наверное, вам он хорошо известен в качестве одноименного душа. Здесь, кстати, можно сделать небольшое попутное замечание о той революции, которую совершил З. Фрейд в области психотерапии. Если до него основным способом психотерапии было воздействие на тело, физиотерапевтические процедуры, то для Фрейда главным средством воздействия на пациента становится язык, речь. А сферой, на которую будет направлено это воздействие станет душа, психе (а не совокупность нервных проводящих путей, проводов машины-тела-человека). Психоанализ.
   Возвратимся в кабинет д-ра Шарко. Представьте себе следующую ситуацию...Д-р Шарко, перед ним на стуле сидит пациентка, молодая женщина. Неподалеку, располагается группа молодых врачей. Среди них Фрейд. Д-р Шарко, кроме всего прочего, славился мастерством гипноза, применяя его в терапевтической работе. Итак, Шарко вводит пациентку в состояние гипноза и, видимо, желая продемонстрировать собравшимся возможности гипноза, отдает женщине распоряжение примерно следующего содержания "когда я выведу вас из состояния гипноза, подойдете к вешалке, возьмете свой зонт, повертите его и возвратите на место"... Сеанс гипноза заканчивается, женщина приходит в себя... Что происходит далее? Вы, разумеется, понимаете, что человек совершенно не помнит происходившее с ним в гипнотическом состоянии. Тем не менее, проходит несколько мгновений, женщина встает, подходит к вешалке, берет свой зонтик, вертит его и, затем, садится на место. Но, главное для Фрейда начинается далее. Д-р Шарко, разыгрывая недоумение, задает женщине вопрос: "А зачем? С чего это вы вдруг встали и куда-то направились? У нас сеанс,... а вы вдруг... ни с того ни с сего... объясните, пожалуйста?". Какова была реакция женщины? Фрейда поражает тот факт, что женщина не выказала ни тени недоумения. Она не впала в растерянность, не стала размышлять или удивляться. Она моментально выдала четкий "разумный", "рациональный" ответ. "Мне показалось, погода портится, и я решила проверить, а не испорчен ли мой зонтик". Позднее, у Фрейда появится специальный термин - рационализация. Давайте задумаемся, лукавила ли женщина? Нет. Она дала совершенно искренний и честный ответ. Что произошло? Спустя несколько мгновений после выхода из гипнотического состояния, женщине пришла в голову мысль и, затем, превратилась в мотив к действию. "Портится погода, нужно проверить зонтик". Но мы то с вами знаем, что было настоящим мотивом - постгипнотическое внушение. И, вот тогда, возможно впервые, З. Фрейду приходит в голову страшный вопрос. А он действительно страшный, если задуматься над ним всерьез. Откуда приходят мысли? Откуда к нам в голову приходят мысли и мотивы к действию? Что или кто управляет человеческой жизнью и бытием вообще? На протяжении нескольких столетий люди Запада давали простой и понятный ответ на этот вопрос - Разум. Человеческий разум, на вере во всемогущество которого базируется идеология Просвещения и Нового Времени. Разум человека управляет ходом истории. Человеческий разум приведет нас к светлому будущему. Разум человека разрушит горы и сдвинет русла рек. Человеческий разум есть субстанциальная (лежащая в основании истории и мироустройства) сила. Субстанциальная, т.е. ни от чего не зависящая, имеющая опору в самой себе сила. На этом постулате зиждется многое, в том числе, кстати, и тот коммунистический проект, жертвой которого стали русские земли. Фрейд же показывает: разум укоренен в неких глубинных структурах и управляется их воздействиями.
  
   Структура личности в теории Фрейда.
      -- Верхняя, небольшая часть личности - это "Я" - разум, сознание. Или, точнее, по Фрейду - поле сознания и восприятия. То, что составляет наш умственный взор. То, что видимо и доступно нашему восприятию и мышлению. То, что мы, как правило, и подразумеваем под своим "Я", под самим собой.
      -- Глубинная, большая часть нашей личности - ОНО. Сфера бессознательного. Что ОНО собой представляет? ОНО можно рассмотреть в двух ключевых аспектах:
   Во-первых, в ОНО находится весь наш прошлый забытый (вытесненный) опыт. Давайте задумаемся. Некоторое количество лет назад все мы появились на свет божий маленькими крикливыми существами. С тех пор мы многое видели, слышали, обоняли и т.п., а главное - переживали, испытывали различные эмоции, потрясения. Иногда радостные, иногда совсем наоборот. А многое ли мы можем вспомнить? Крохи. А ведь ничто не проходит бесследно. Все оставляет свою печать. Древние греки для всего, что оставило свой след в структуре нашей личности, придумали специальное слово - характер. А теперь задумаемся над следующим вопросом - когда формируются основные черты характера? Фактически, годам к шести-семи характер уже сформирован. А многое ли мы помним из первых шести лет своей жизни? Практически ничего. Тогда как все самое главное, формирующие нас таковыми, каковы мы есть, произошло именно тогда, в первые годы жизни. Детство представляется нам счастливой беззаботной порой, когда все было мило, радостно и уютно. Фрейд показывает, что это не более чем иллюзия, обусловленная действием особого механизма нашей психики - сопротивления (Сопротивление (Widerstand) - стремление не допустить в сознание вытесненные бессознательные желания и мысли). На самом деле, именно в детстве мы пережили наиболее значимые трагедии, сформировавшие нашу невротическую сущность. И психоанализ призван помочь нам разобраться с этими конфликтными сюжетами, пролив на них свет разума.
   Во-вторых, давайте задумаемся над следующим вопросом. Что приводит нас в действие? Что стоит за нашей активностью? Откуда приходят те импульсы, что заставляют нас по утрам вставать с постели? Для того чтобы действовать, работать - нужна энергия (Фрейд развивает идеи психологии энергетизма, П. Жане и др.). Источником энергии для живого человеческого существа является идея или принцип удовольствия. Или, другими словами, сексуальный инстинкт, EROS, инстинкт жизни. Мы совершаем действие, исходя из желания получить удовольствие, прямо или опосредованно. Человек - сложное культурное существо. Его культурная деятельность предполагает множество сложных форм. Но все эти сложные формы должны предполагать для своего осуществления некий базовый движущий принцип, некую энтелехию, лежащую в основании бытия личности. Таковым и выступает принцип удовольствия, гнездящийся в ОНО. Сложность же форм его проявления во многом зависит от следующей, третьей подструктуры личности.
   3)СВЕРХ-Я. Эту структуру, я предлагаю рассмотреть в нескольких аспектах. Для понимания, необходимо попробовать уловить то общее, что объединяет нижеследующие характеристики.
  -- СВЕРХ-Я - это общество внутри меня, внутри конкретной личности, "интернализированное" общество; общество, переваренное и ставшее частью, внутренней структурой конкретной личности.
  -- Система норм и ценностей.
  -- Совесть.
  -- Язык (но не речь).
  -- Взгляд отца (родители - первое "общество" с которым сталкивается человек в своем формировании), сопровождающий меня до конца жизни. Осуждающий и запрещающий взгляд отца, который говорит: Стоп! Нельзя! Ты виновен! Как тебе не стыдно?! Стыд и срам! Даже не думай об этом!
  -- Внутренний цензор, который определяет: Что можно делать, а что нельзя. И, главное "Что можно думать, а о чем нельзя даже и подумать". Внутренний контролер, который определяет, какие мысли и чувства можно пропускать в сознательную сферу, а какие должны оставаться в глубинах подсознательного, исподволь оказывая свои, зачастую болезнетворные влияния.
  
   Психоанализ и невроз.
   Все мы невротики, говорит Фрейд. Что это значит? Что такое невроз? Как он "выглядит"? Энергия к деятельности проявляется в человеческой психике как напряжение. Удовольствие ("оргазм") представляет собой разрядку напряжения. Когда некоторое напряжение не находит своей разрядки (под воздействием запрещающих воздействий СВЕРХ-Я или просто реальности), то оно оседает в глубинах бессознательного. Так вот, комплекс таких, не нашедших разрядку напряжений и составляет нашу невротичность.
   Что такое психоанализ? Психоанализ - это, в первую очередь, метод лечения неврологических заболеваний, неврозов. Благодаря чему происходит терапевтический эффект? Какой механизм обеспечивает исцеление? Т.н. "повторное переживание". Если свет разума добирается до тайных невротических комплексов, то они, будучи выведены наружу, рассеиваются в воздухе. Человек исцеляется. Однако, пациент, должен сам, "своими словами" добраться до источников собственной болезненности. Если врач-психоаналитик просто расскажет пациенту о его проблемах, то никакого полезного эффекта это не произведет. Необходимо живое воспоминание-переживание. Это не просто. Внутри каждого из нас действует внутреннее сопротивление. Основной задачей психоаналитика является преодоление этого сопротивления пациента. Врач должен оказать поддержку пациенту в его внутренней борьбе с самим собой. Во внутренней войне света и тьмы. Свет разума должен высветить (или выжечь огнем) темное болото бессознательного.
   Пациента укладывают на кушетку и предлагают рассказать о своих проблемах, нести врачу все, что взбредает в голову. Психоаналитик следит за проявлениями (манифестациями) сопротивления (например, пациент вдруг замолчал, сменил тему, оговорился, забыл что-то и т.п.) и старается подавить его очаги (А почему вам не хочется говорить об этом? Давайте разберемся...). Кроме того, у психоанализа есть сильный союзник - человеческий сон. Во сне силы сопротивления угасают, и мы можем в символической, зашифрованной форме явственно узреть свои внутренние проблемы и скрытые конфликты. С точки зрения классического фрейдизма во снах проявляются наши нереализованные желания. Те самые напряжения, не нашедшие своей разрядки, о которых я говорил выше.
  
   Комплекс Эдипа.
   Далее, возникает следующий вопрос. Какого рода воспоминания, какого рода опыт подвергается внутри нас наиболее жесткой цензуре? О чем, в первую очередь, нам нельзя даже и думать? Чему, в первую очередь, противостоит сопротивление? С точки зрения Зигмунда Фрейда - это т.н. "Эдипов комплекс", сформировавшаяся в детском возрасте базовая невротическая структура. Своего рода ствол древа-невроза, от которого отрастают различные ветви - конкретные невротические комплексы, фобии и т.п. "Эдипов комплекс" - одно из центральных мест психоаналитической теории. Кратко напомню сюжет древнегреческой трагедии, давшей название комплексу. В семье царя Лая рождается сын Эдип. Лай получает предостережение от провидцев "погибнешь от руки собственного сына". Царь Лай относит новорожденного в лес на съедение дикому зверью. Однако младенца находит пастух, воспитывает. Эдип мужает, возвращается в город, по пути встречает колесницу царя, вступает с ним в схватку...От судьбы не уйдешь... Царь Лай погибает. Эдип приходит в город. Город терроризирует страшное чудовище - сфинкс, любитель задавать загадки и питаться теми, кто их не разгадывает. Эдип оказывается умницей. Сфинкс проигрывает и по правилам божественной игры погибает. Город благодарен Эдипу и тот становится новым царем, наследуя все имущество предыдущего царя, включая его жену. Таким образом, Эдип становится мужем собственной матери. Спустя некоторое время на город обрушиваются многочисленные напасти и бедствия. Боги, блюстители высшего закона сурово наказывают город. Ибо в нем была нарушена первая, основополагающая моральная заповедь - табу на сексуальную кровосмесительную связь. Люди обращаются к провидцам. Те разъясняют ситуацию. Мать в отчаянии бросается в пропасть. Эдип выкалывает себе глаза (важный символ для Фрейда - не желаю смотреть, сопротивление) и отправляется бродить по Греции в сопровождении своей дочери и сестры одновременно.
   С точки зрения Фрейда, история человечества, мифология и история жизни конкретного человека взаимно перекликаются и повторяют друг друга в своих существенных чертах. В древнегреческой трагедии мы видим художественное изображение реального эпизода человеческой жизни.
   Цитирую Фрейда: "Упрощенный случай для ребенка мужского пола складывается следующим образом: очень рано ребенок обнаруживает по отношению к матери объектную привязанность, которая берет свое начало от материнской груди; с отцом же мальчик идентифицируется. Оба отношения существуют некоторое время параллельно, пока усиление сексуальных влечений к матери и осознание того, что отец является помехой для таких влечений, не вызывает Эдипова комплекса. Идентификация с отцом отныне принимает враждебную окраску и превращается в желание устранить отца и заменить его собой у матери. С этих пор отношение к отцу амбивалентно..."
   О чем здесь идет речь? Давайте разбираться. Важно осознавать опасность эгоцентричной мыслительной ловушки, заключающейся в приписывании ребенку структуры взрослого человека. Ребенок, появляясь на свет, представляет собой поток желаний, тесно связанных с фигурой Матери. Ребенок - исходно ОНО. Я и СВЕРХ-Я лишь начинают постепенно формироваться. Ребенок растворен в мире, растворен в желаниях-удовольствиях, растворен в Матери. Факт обрезания пуповины еще не делает ребенка целокупным индивидом, психически отделенным от Матери. Тем не менее, разумеется, после рождения (появления на свет) отношение к Матери трансформируется. Мать постепенно приобретает статус ОБЪЕКТА. Она по-прежнему (как и до рождения, в процессе внутриутробного развития) обеспечивает растворенность в желаниях-удовольствиях. Но постепенно вырисовывается в качестве внеположного объекта, желаемого объекта, объекта-желания. При этом в первый год жизни, ребенок все еще в значительной степени растворен в этой объективности. Основанием его самоидентификации являются поглощаемые объекты. И главный поглощаемый объект - Мать, материнская грудь. Затем, постепенно, наряду с объективным, формируется и второй внутриличностный полюс - субъективный. Основанием для формирования субъективного начала выступает идентификация с фигурой Отца (Что Я-ребенок такое, как субъект активности? Что-то подобное Отцу). Таким образом, постепенно формируются два полюса внутренней жизни.
   На мой взгляд, для понимания глубинных философских оснований фрейдизма хорошо обращаться к древнекитайской философии. Бытие имеет два полюса, два начала:
   ЯН - мужское, активное, светлое, радостное, духовное, субъективное начало.
   ИНЬ - женское, пассивное, темное, печальное, материальное, объективное начало.
   ЯН и ИНЬ присутствуют как в мужчине, так и в женщине. Мужчина - скорее символ мужского начала, чем его воплощение. То же самое и женщина не есть только ИНЬ. ЯН в ИНЬ и ИНЬ в ЯН. Потому, мать может выступать и в роли отца. Зачастую, можно услышать вопрос "А что, если ребенок не видит отца? Семья не полная. Как быть с Эдипом?". Дело в том, что Отец (как нечто активное, волевое, запрещающее) всегда есть. Даже если Он выступает в облике матери.
   Однако возвратимся к комплексу Эдипа. На протяжении второго и третьего годов жизни у ребенка формируются смутные представления/ощущения сексуальной полярности. Затем, самосознание ребенка достигает того уровня развития, когда он способен увидеть себя в качестве отдельного субъекта структуры межличностных отношений. Одновременно, ребенок начинает связывать сексуальную полярность с конкретными половыми органами. Ребенок активно интересуется половыми различиями (это связано с переходом на новую стадию психосексуального развития). Постепенно в его внутренних структурах мировосприятия вырисовывается следующая картина. Оказывается, что Мать - желаемый объект/источник удовольствий принадлежит (приносит удовольствия) не только мне-ребенку, но еще и отличному (хотя и по-прежнему чрезвычайно близкому) от меня субъекту - Отцу. Более того, он (Отец) получает значительно более полноценное, полнокровное удовольствие, которого Я (ребенок) лишен. Но ведь Я (ребенок) стремлюсь во всем соответствовать Ему (Отцу). Ребенок желает во всем походить на своего Отца. И, в первую очередь, разумеется, в самом главном, в основном. А ему (ребенку) не дают, так или иначе, показывают, что это совершенно невозможно. Что нельзя даже и думать об этом. Таким образом "идентификация с отцом отныне приобретает враждебную окраску".
   "А кто не желает убить своего отца?", - кричит на суде Иван Карамазов (Ф.М. Достоевский - очень важный мыслитель для Фрейда; в некотором роде Достоевский открывает врата и указует путь Фрейду). К слову, Зигмунд Фрейд, в одном из интервью говорил о своей осуществившейся мечте - быть одновременно врачом и писателем. Эта идея единства телесного, физиологического и художественного, символического очень важна для понимания Фрейда. Фаллос - орган мужского тела, но в то же время и символ мужского начала "ЯН".
   В тесной связи с Эдиповым комплексом формируется т.н. "комплекс кастрации". Ребенок делает логичный вывод. Если я стремлюсь вытеснить отца из отношений с матерью, то и у него могут возникать схожие желания. Он (Отец) может пожелать радикально отвергнуть мои притязания на Мать. Он большой и сильный. Значит, способен навсегда лишить меня моего ЯН, т.е. кастрировать. Более того, ребенок постоянно наталкивается на подтверждение этих подозрений. Он желает быть ЯН - мужским, активным, радостным, волюнтаристским (что хочу, то и ворочу) началом. Но постоянно наталкивается на запреты. Сядь! Успокойся! Ешь кашку. Не лезь, куда не следует. Замолчи, наконец! И т.д. и т.п. Все это по своей внутренней онтологической структуре звучит как: Будь ИНЬ! Будь темным, женским, пассивным началом. Делай, что тебе говорят! Будь женщиной. Будь кастрированным. В контексте Эдипова комплекса и комплекса кастрации все эти запреты воспринимаются как мини-кастрации. Понемногу отрезают,... не дают проявлять свою волю, свое ЯН, свою собственную активность.
   Но главное то, что ребенок чувствует невозможность осуществления своего основного желания. Так или иначе, ему дают понять, что его желания получать удовольствия от матери и посредством фаллоса (совмещение этих двух аспектов желания проблематично и смутно для ребенка) совершенно недопустимы, аморальны, греховны и ужасны. И сам он со всеми этими неизбежными в силу человеческой природы желаниями - суть ужасное, греховное аморальное и виновное существо.
  
   Вина.
   Я (ребенок) виноват за свои желания. Я (человек) виновен в силу наличия естественных животных природных инстинктов. Я (ребенок) виновен самим фактом своего существования. Я (человек) страшусь суда, который приговорит меня к наказанию - окончательному лишению остатков моего ЯН. Это ощущение остается на всю жизнь (если его не вылечить посредством психоанализа). Я виновен. Я чувствую себя на суде. Вся моя жизнь - суд (идея, превосходно выраженная в творчестве Франца Кафки). Все люди - судьи. Я не говорю, я не мыслю, я оправдываюсь. Начальник, Президент, Бог - все это проекции Отца. Они всегда правы. Я всегда, исходно виновен. Лучше даже не задумываться над тем, в чем именно я виновен. Нельзя даже думать об этом. Вообще - мыслить о жизни греховно. Есть большой, великий Отец, который думает за всех нас.
   Фрейд и его последователи лицом к лицу сталкиваются с фашистскими и советскими тоталитарными обществами. И они пытаются дать ответ на вопрос, как высококультурные народы ХХ века могли попасть в ловушку тоталитаризма? Какие внутренние психологические механизмы заставляют людей становиться баранами, идущими на бойню? Концепция "эдипова комплекса" дает ответ на этот вопрос. Базовые способы мировосприятия остаются с человеком на всю жизнь. Важно понимать - комплекс Эдипа лежит в основании человеческой морали. И в то же время - человеческой болезненности, невротичности. Дело в том, что человек по своей культурной природе - больной существо (или, точнее, человек должен пройти сквозь болезнь). Животное - здорово. Человек - болен. Человек, никогда не сталкивавшийся с ситуацией Эдипа (предположим, ребенок воспитывается без отца, матерью, не демонстрирующей никаких мужских форм поведения; разумеется, это идеализация) вырастет совершенно развязным, аморальным существом. Табу на связь с матерью - базовая моральная норма, сообщающая энергетику, движущую силу всем другим моральным предписаниям. Но "Эдипов комплекс" - это детский комплекс. Взрослый же должен быть взрослым.
  
   Комплекс Электры.
   Вышеприведенный анализ вертелся вокруг фигуры "ребенка мужского пола". В случае девочки - анализ несколько усложняется. Для девочек ситуация влечения к отцу и желание вытеснить мать носит название "комплекс Электры". Здесь возникают сложности с распутыванием структуры субъект-объектных отношений. Мать для девочки - объект, несущий удовольствия, но в то же время и субъект, вожделеющий Отца и получающий активную форму удовольствии; образец для идентификации. Отец, опять же, выступает в двух ликах - как субъективная фигура/образец для идентификации и как объект вожделения. Идея вожделения, активного удовольствия связывается в любом случае с наличием мужского полового органа. Комплекс кастрации присутствует так же, приобретая своеобразный фатальный оттенок. Я (девочка) уже наказана. Высший суд уже меня приговорил. Я уже кастрирована. Я уже неполноценна. Я виновна безусловно, лишена ЯН и обречена на повиновение.
  
   Стадии социализации и психосексуального развития ( Ключевые источники -З.Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон).
      -- Орально-сенсорная или каннибальная стадия. Возраст: 0-1 год.
   Одним из центральных мест фрейдисткого понимания человека является положения о "дважды-рождающейся" сексуальности. Первое рождение сексуальной жизни происходит сразу после появления на свет. В первый год жизни получение сексуального удовольствия связывается с зоной рта (оральной зоной). В качестве сексуальной цели выступает поглощение объекта (сосание), с которым (объектом) ребенок идентифицируется. То есть ребенок растворен в сфере сенсорно-энергетического взаимодействия с миром. Собственно, сама внутренняя идея взаимодействия с миром (разделения на Я и не-Я) лишь начинает формироваться. Исходно, мир (объекты) это и есть Я. Здесь, для понимания, на мой взгляд, важно избегать тех ошибок взрослого человеческого мышления о которых много говорил французский философ Анри Бергсон. Объекты - это длительности (имеющие интенсивно-энергетический характер), а не некие пространственные определенности. Ребенок это ребенок-поток, поле распределения интенсивностей.
   Эриксон указывает на ключевую значимость формирующегося переживаемого и откладывающегося в бессознательном способа отношения к миру. Формируется базовая идея мира, как "хорошего места" или "плохого места". При этом опять же мир следует понимать в длящемся, временном смысле. В частности, если мир для меня - "хорошее место", то это проявляется в системе ожиданий (чувства надежды на лучшее, доверия к людям и т.п.). То же и в случае мира, как "плохого места" - не верь, не бойся, не проси (потому, что ничего хорошего от людей/мира ждать все равно не приходится). Формирование той либо иной жизненной установки зависит от качества переживаемых в первый год жизни объектов. Ребенок практически не имеет никаких защитных стратегий, он совершенно открыт миру и впитывает все, что витает вокруг него. Если он существует в мире гармоничных цветов, звуков, благоприятных физиологических процессов, позитивных эмоций окружающих его людей, то формируется позитивная установка. В противном случае - базальное (основополагающее) недоверие к миру.
   Негативные невротические процессы проявляются в первый год жизни в таких агрессивных поведенческих реакциях, как кусание, плевание, цепляние и т.п.
      -- Мышечно-анальная или садистическая стадия. Возраст 1-3 года.
   На этом этапе получение сексуального удовольствия связывается с зоной заднего прохода (анальной зоной). Здесь, впервые формируются ощущения сексуальной полярности. Получение удовольствие выступает в двух формах: мужской (ЯН, активной) -овладение внутренней мускулатурой тела и женской (ИНЬ, пассивной) - раздражение эрогенной слизистой оболочки кишечника при дефекации. "Кака" смутно воспринимается ребенком как творческий прапродукт, предмет гордости, "Я произвел", первый продукт "машин желания". Если в первый год жизни все физиологические процессы происходили помимо волевого контроля, то здесь (в процессе дефекации) и сейчас впервые проявляется ЯН, "воля к власти". Можно задержать производственный процесс, выделить продукт и т.п. В случае, когда подобное производство наталкивается на негативную реакцию окружения, формируется садистическая установка. В крайнем случае, родители (воспитатели) формируют будущего садиста. Когда раз за разом анальное удовольствие ребенка встречается с агрессией родителей, образуется крепко-накрепко завязанный узел "удовольствие + агрессия". В результате уже повзрослевший садист просто не способен получать никакое удовольствие без связанных с ним проявлений агрессии. Никакие иные радости жизни кроме садистских для него недоступны.
   Эриксон обращает внимание на возможные стратегии поведения родителей (воспитателей) на этом этапе. В случае, когда родители помогают ребенку осуществлять свободу самоконтроля за главными аспектами его жизнедеятельности, формируется волевая, независимая самостоятельная личность. Негативная стратегия может состоять в том, что окружения "прицепляет" к базовой сексуально-инстинктивной сущности человека переживание стыда и сомнения. Ребенок не понимает, почему он "грязен", что значат эти эмоции гадливости на лицах родителей. Вероятно, это Я-сам по своей природе гадкое существо. Установка оседает в глубинах. В результате уже взрослый человек постоянно ощущает на себе осуждающий взгляд и презрительно сморщенный нос.
   Негативные невротические процессы проявляются на этом этапе в таких формах агрессивности как разрушение и жестокость.
      -- Моторно-генитальная или фаллическая стадия. Возраст 3-6 лет.
   На этом этапе получение сексуального удовольствия связывается с механическим раздражением генитальной зоны (от качания на качелях до мастурбации). Напомню, что в этом возрасте мы имеем дело с комплексом Эдипа и кастрационным комплексом. Соответственно, и с разорванным надвое желанием (идентификация с взрослым желанием-вожделением Отца распадается внутри ребенка на абстрактное вожделение к Матери и конкретное удовольствие от мастурбации/онанизма). Когда оба аспекта этого "раздвоенного" желания наталкиваются на энергетически (эмоционально) заряженное табуирование (Что ты делаешь?!) формируется внутренняя установка: "все мои желания греховны", "я грязное греховное существо", "моя живая биологическая инстинктивная природа суть Зло", "я должен быть целиком социален". Человек формируется как пассивное (ИНЬ) виноватое неполноценное безответственное существо. А ты что? Не такой как все? Может ты лучше?... Весьма типичные способы восприятия Себя и Другого на русских землях...
   Эриксон в качестве оптимальной социализационной стратегии на данном этапе предлагает делать акцент на обучение процессу творческой "сублимации" посредством игровых форм деятельности. Сублимация - своеобразный алхимический процесс превращения сексуальной энергии либидо в различные социо-культурные формы. Сексуальная гиперактивность детей этого возраста должна быть направлена в различные (прежде всего эстетические, "Красота спасет мир") формы активности. Если же активность ребенка наталкивается на регулярные запреты, остановки, преграды, то живой родник забивается. Человеку не остается ничего кроме тяжелых стенаний и кресла перед экраном телевизора.
   Формами агрессивности здесь выступают властолюбие, хвастовство, зазнайство. Ребенок проецирует собственную неполноценность пред лицем Отца на сверстников. Стремится, как бы занять место Отца в отношениях с другими людьми. Проецирует собственную униженность на других.
   Вот мы и разобрали все зло мира в его генезисе. Здесь, в возрасте 3-6 лет формируется главное в этом смысле - Гордыня. Гордыня, имеющая в качестве основы переживание собственной неполноценности. Вглядитесь повнимательнее в фигуры заслуженных академиков, глаголющих истины в последней инстанции или президентов, уверенных в собственной непогрешимости и незаменимости. И вы увидите онанизирующих мальчиков (разумеется, это прозрение возможно только на основе борьбы со своим внутренним мальчиком-с-пальчиком). И вот когда вы это увидите и засмеетесь, быть может, мир изменится немного к лучшему. Ибо смех - это серьезная штука.
      -- Латентная стадия. Возраст 6-12 лет.
   Сексуальность засыпает. Человек в этом возрасте существо преимущественно социальное и добропорядочное.
      -- Возраст 12 и далее.
   После 12 лет происходит второе рождение сексуальности. Она просыпается со всеми сформировавшимися в первые шесть лет проблемами. Резко возрастает влияние невротических дисоциальных начал. Целью развития здесь и далее является формирование целостной взрослой личности, достижение индивидуации. С точки зрения фрейдизма в процессе взросления основную роль играет получение способности распределять себя во времени, как бы забрасывать идею удовольствия вперед и подтягивать себя к ней посредством активных культурных воздействий на мир. Ребенок хочет получать удовольствие здесь и сейчас. Взрослый ребенок (дикарь) живет сегодняшним днем. Нормальный взрослый живет прошлым, настоящим и будущим. Он, как бы, растянут во времени, экзистенциален (интересно, много ли на русских землях нормальных взрослых людей?). Наверное, можно еще и продолжить эту логику... мудрый взрослый, вероятно, живет вечностью.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"