Катков Евгений Геннадьевич: другие произведения.

В ракурсе зависимости

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современная библеистика

  1. Библейское грехопадение можно прочитать как первое употребление запрещенных плодов. Запрещенных психоактивных веществ? Рассказ, конечно, легендарный, выполненный в богословских декорациях письменности мудрых Израиля, причем, перед нами скорее сложная притча, нежели догматический документ. Тем не менее, в этом "погибельном сюжете" легко выявляются все характеристики приобретенной зависимости, аддикции, если угодно.
   Змей, собственно, хитрющий зверь, атакует женщину, не совсем полноценного человека, производного от Адама. Предположим, что перед нами образ любого незрелого человека. Все успокоились.
  " Так ли?" "Правда ли?" "Неужели?" это сугубо человеческий вопрос, можно сказать вопрос о вопросе, о способности человеческого вопрошания, которое привносит сомнение в мир.
  Вы свободны? Вопросительны? Вот и я вас спрошу, - чего вы есть будете? А почему нельзя? Что значит нельзя, сударыня?
  Здесь звучит добротная биологическая платформа: мы твари, наше существование обусловленное. Еду едим. Не еду не едим. Смерти нет в пище, право. Вся пища от Бога, чего? Подумай сама, как это от еды умереть? Зачем?
  А это же точно вкусный плод. Посмотри!
  Змей своими вопросами проблематизирует повседневное человеческое существование человеческими же средствами и предлагает пересмотреть его границы. А хорошо ли, что у вас есть граница? Стена понятна, яма понятна, а, вот, гибель под видом чудесного плода совсем непонятна. Извращение какое-то, право. Не проясненные, загадочные предупреждения лишь усугубляют дело. И что же такое смерть для совершенно счастливого человека? Для наивного и невинного человека?
   По версии авторов, Бог - Создатель и податель жизни устанавливает границы человеческого мира и сообщает их Адаму. Змей дезавуирует первый договор человека и Бога. Но "техника змея" обнаруживает великолепное знание женской природы и классический оперативный "развод". Это подмечено в мидраше. Вопрос змея провокативный, но ответ женщины чрезмерный. Будущая Ева невнимательна как к своим словам, так и к чужим. Добавленное к заповеди усиление "не прикасайтесь к дереву" дали змею "окно возможностей", которое он отработал вполне, приятно беседуя и неприметно подталкивая женщину к стволу, вплоть до недвусмысленного соприкосновения.
  " Нет, не умрете!" - определенно, укоризненно возразил барыга-змей. Это все, зависть и жадность, милочка. Вас держат за лохов, по-моему. Настоящие безграничные возможности, - в плоде! Давайте будем сотрудничать.
  Употребление умудрило женщину, очевидно, сняло все вопросы и препятствия, сообщило такую энергию и обаяние, которому Адаму просто нечего было противопоставить. Все человеческое благочестие было сметено. Далее последовало совместное употребление, расширение сознания, обретение новых невероятных энергий, произвольное совместное чередование зрелой и незрелой, животной и человеческой позиций и идентичностей в отношениях к друг другу. Преинтересная игра во власть.
  " И тут распахнулись у них глаза"
  - Фима, а Вы знаете, что такое секс под стимуляторами?
  - Ну, Вы мне будете рассказывать!
  Перед нами два "торкнутых" человека, ошеломленных собою и друг другом. Уставшие и стыдящиеся, они пытаются прикрыть некоторые части тела, но, конечно, остаются во власти открывшихся энергий, бегут, прячутся от Бога, чтобы скрыть употребление, а затем и продолжить, конечно. Это скоро обнаруживается на допросе Бога, - мы слышим формальные признания вместе с отрицаниями, изобличающие неистребимое желание употреблять. Почему следуют изгнание и санкции.
  История эта записана в патриархальном, мужском мире; предлагаю пока просто зафиксировать различие полов, и некоторую иерархию в этой версии первобытной семьи.
  Также, я сейчас не касаюсь вопроса деторождения и сексуальной жизни людей в Раю. Это не важно. Там была нагота естественная, а стала невыносимая, - этого замечания достаточно.
  
  2. Зависимость невозможна без знакомства, культивирования и порабощения разрушительными энергиями. Слабый, незрелый, несамостоятельный человек сам по себе не является зависимым. Зависимость начинается с некоторого опыта облегчения, силы, вдохновения, "божественного покоя". В истории зависимости всегда есть "розовый" или позитивный период, когда употребление "помогает жить". Его сменяет другой, где обнаруживаются привязанность, негативные последствия, предпринимаются попытки освобождения и контролирования употребления веществ или разрушительных практик, период борьбы с переменным успехом. В третьем периоде развития зависимости борьба прекращается. Алкоголь, наркотики, игра, патологическая сексуальность, извращенное питание, беспорядочное воровство, неутолимая жадность и прочее, становятся хозяевами человека, его судьбой. В этом положении порабощенный человек оставляет семью, работу, родителей, свои планы и мечты недвусмысленно "зависает" в интернете, "залипает" в некоторых своих совершенно непродуктивных чувствах-мыслях или отправляется, вновь, в зону боевых действий, в экстремальные спортивные и духовные путешествия. И остается там умирать.
  
  Химическая зависимость как заболевание человека проявляется в трех "синдромах"
  
  Неуправляемость, - избыточные, необычные и прямо разрушительные последствия употребления, как для самого человека, так и для его окружающих. Опоздания, пьяное вождение, потеря денег, вещей, документов, бессонница, паранойя, проблемы с полицией, травмы, конфликты с домашними и коллегами. Запои и "марафоны" прерываемые только с помощью специалистов, либо вмешательством правоохранительных служб.
  
  Тяга, или абстиненция - неустранимое желание употребления, невозможность полноценной трезвой жизни в отсутствие веществ.
  
  Отрицания. Собственно, ложь, сначала внешняя, призванная скрывать употребление, недоговаривание, манипуляции, а затем и внутренняя ложь, сформировавшаяся логика оправдывающая употребление, хотя бы сегодня, и делающая его необходимым, несмотря на все возможные, очевидные последствия и разрушительный опыт зависимости.
  
  Сформировавшийся психотип зависимого человека, характеризуется определенным сугубо потребительским отношением к миру. В центре жизни располагается употребление чего-нибудь и как-нибудь для наполнения, облегчения собственного душевного состояния, или, хотя бы, анестезии. Все люди делятся на товарищей, помогающих употреблять и прочих в разной степени враждебных людей, быть может "полезных и не очень идиотов". Зависимый человек, умудренный, смертельно раненый и одинокий. Душа его тоскует, болеет и просто умирает вне возможности употребления, в разрушенных коммуникациях, как с социумом, так и с миром. Душа его просыпается, оживает, действует, настойчиво, изобретательно, вдохновенно в виду вещества, плачет, боится, сокрушается, молится и употребляет вновь.
  
  3. Теперь вернемся к библейскому тексту, посмотрим на "наказы Бога" к человеку в зависимости. Адам изобличен, признал употребление, не без отрицаний, но существо дела выявлено.
  Первое действие Бога - развенчание и унижение змея. Кайфа не будет. Будут попытки "вернуть молодость" "гульнуть", "сняться". Безудержного и самозабвенного кайфа, уже не будет никогда, - так, некоторое поползновение о прошлом на горьком пути к смерти, мучительному и двусмысленному, потому что неясен самый характер смерти. Что кончится? Что начнется? Что есть? Есть чувство каких-то утраченных распластанных горизонтов. Каких?
  
  Женщина будет пытаться воевать с недобитым змеем, особенно в своих детях, пока не добьет его совершенно. Но это долгая история. В отношениях с употребляющим мужем участь ее незавидна, - порабощение, страдание и влечение.
  
  Адам будет работать на проклятой земле до самой смерти. Будет винить жену за произошедшую катастрофу, тянуться, но и сторониться ее. С сексуальностью беда. Ева, хороша, притягательна, но и утомительна, иной раз, прямо глаза бы мои не смотрели! Характер у нее испортился ужасно. Ребята растут славные, правда, не ладят между собою. Земля - то, неплохая, жить можно, заработать, накормить всех, поправить дом, инвентарь и, наконец, выпить и закурить. Бывает Ева выходит, садится рядом, раскладывает пасьянс из камешков, цветов и трупиков под нарождающейся Луной. Берет мою трубку. Тихо. Мирно. И, вот, опять, - надежда!
  
  4. Архаичное употребление психоактивных веществ является установленным фактом. Грибы Южной и Центральной Америки. Лианы и кактусы. Лягушки и улитки аборигенов Австралии. Курение и разжевывание индейцев. Шаманизм. Питье сомы индусов. Оргиастические практики Ближнего Востока. Культ предков у некоторых племен вполне может быть ассоциирован с "приходом" от употребления наркотических веществ. Также пророчества и обряды инициации. Древние, очевидно, отдавали себе отчет в хрупкости собственного сознания, почему жестко оградили его различными табу и избирательными привилегиями употребления. Что можно взрослым, то нельзя детям. Уже греки связывали безусловную свободу желаний с безумием. (Пан). Христиане составили кодекс гибельных пристрастий и целенаправленно занимались моделированием душевной жизни. Просветители сформулировали запрос на социального человека и открыли путь научному изучению феномена человека, и, конечно, психоанализу, с его "либидозным Адамом" распятым между неистребимым Эросом и всепоглощающим Танатосом. Нужно сказать, что история последней мировой войны будет неполной вне представления о глубинной схватке шнапса и амфетамина Гитлера со спиртом и прочим алкоголем и махоркой Сталина.
  
  5. Итак, просвещенное человечество живет в зависимости, пытается выстроить возможность комфортного, полноценного и рационального употребления, в отличие от эсхатологического, религиозного, с его трансцендентными практиками и обещаниями. Оба подхода вынуждены работать с чувствами. Это важно.
  
   Можно отбить и высушить желания, можно канализировать волю за пределы жизненного мира. Все это чревато глубоким отвращением подрастающего поколения.
  
  Каменщик, каменщик в фартуке белом,
  Что ты там строишь? кому?- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
  Строим мы, строим тюрьму.
  
  Ничто так не обнажает желания как неволя, тюрьма и принудительная идеология.
  С другой стороны ничто так не убивает желания как отсутствие воспитания и дисциплины, идеологическая развязность и ранний травматический опыт страстей. Это главная антропологическая проблема стран Третьего мира не способных избавиться от коррупции и наладить элементарную работу правоохранительной системы. В этих условиях насилие в семьях, детская наркомания, проституция и разбой, становятся нормативными общественными явлениями, несмотря на любые элитарные идеологические скрепы, точнее,- элитарное употребление идеологических продуктов и других веществ, ввиду незрелого, ограбленного, невротизированного общества.
  
  6. Независимый человек, тот, который может быть в Раю. Это дефиниция.
  Человек может вернуться в Рай, видеть Древо Жизни, восхищаться Им, распознавать и ценить Его плоды и, - не есть от Него. Не вкушать, не вдувать, не вкалывать. Не пудрить мозги ни себе, ни другим людям. Не отрывать с кровью, не похищать в темноте.
  Как это возможно? Разве это возможно? А если змей начнет предлагать?
  Как говорили в незапамятные 90-ые, - не все можно купить за деньги, но практически все покупается за очень большие деньги. В плане товарного обмена, право, мало что изменилось.
  Чуть - чуть припугнуть, чуть - чуть похвалить, пожалеть и, - приобрести человека Твоего!
   Фундаментальный квартирный вопрос имеет значение!
  Как в Москве, так и в Геленджике, и на Средиземноморском острове, всегда может прибыть команда и выполнить свое дело. Перевести господина Бориса в гражданина Иова.
  Брат Иов хорошо выглядел, пока его не освободили от имущества, разоблачили душеньку, коснулись тела.
  Человек - мой! Посмотри, как он держится за мои дары, как страдает без них, бедный!
  Жалкий, лживый, поломанный, забитый, слепой, напрочь забывший, что ему нужно, - и это Твой человек Господи! Вот, слышишь, уже сам хочет сдохнуть. Ты тут натворил, конечно, Владыка. Давай я его уже прикончу по человеколюбию моему.
  
  7. Грех, суть, зависимость. Больное, неблагополучное, проблематичное вовлечение человека в мир. Не хорошее. Радость, надежда, боль, страх, стыд. Классическая любовь-ненависть, однажды возникшая и неуклонно, возобновляемая во множестве вариантов. Выматывающая.
  Зависимому, трудно благодарить за что-либо, поскольку он знает, что все временно, зыбко. Он остается вброшенным и затерянным в некоторой бессрочной перспективе, превышающей все человеческие меры и сроки,- в непроницаемой, неотвратимой и неизбежной длительности этого в сущности роскошного мира. А рядом исковерканные отношения в семьях, сначала насилие, манипуляции, ложь, потом усталое безразличие и бездействие. Привычная как воздух уравновешенная злость.
  
  Зависимое человечество ведет тяжелую борьбу с дикой природой в попытках ее грубого употребления.
  И все это в сложных взаимозаменяемых контекстах самооправдания и самобичевания.
  Поистине, "бедный я человек!"
  Больной. "Виноватое животное"
  
  Или, все-таки, не животное? Не только животное, но еще какое-то новое, чрезвычайно проблематичное существо, сочетающее в себе могущество, креативность, монументальность вместе со слабостью, болезненностью, кровоточивостью, и зависимостью, конечно. Образующее в совокупности подвижную, взрывоопасную плазму.
  
  Я думаю, Иисус пришел из Рая, определил грех, как зависимость со всеми вытекающими последствиями.
  
   Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. (Ин. 8.34-35.)
  
  Также, переформулировал Субботу, как обетование освобождения от зависимости.
  
  Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф.11.27-30)
  
  Также, основал сообщество человеческого выздоровления и снабдил его всеми необходимыми инструментами.
  
  Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. ( Мф.16.18-19)
  
  В собрании Христа намечена перспектива исполнения желаний для любого человека.
  
  
  
  Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
   (Мф.18.18-20)
  
  
  
  И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
  (Лук.11:9)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"