В давние-стародавние времена, когда голову украшала шевелюра, когда самая первая влюблённость робко постучалась во что-то, что оказалось душой, интуитивно почувствовал: любовь - это понятие интимное. Это что-то потаённое, которое всегда с тобой и всегда в тебе. Ведь не будешь взахлёб орать на всех перекрёстках о своём чувстве. Позже к любви присоединилась вера, и по моему глубокому убеждению, вера - это тоже чувство интимное, с тобой и в тебе.
Оказалось, что любовь - это настолько всеобъемлющее чувство, что любить можно весь мир, а можно - три апельсина, одна опера так и называлась:"Любовь к трём апельсинам." Можно любить цвет, и можно любить осень, можно любить дождь за окном, а можно любить золотую рыбку. И тут, как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Поэтому и убеждён, что чувство любви дело абсолютно интимное. попробуй убедить любителя ползать по пещерам в счастье полётов... Но вот оказывается, что всех, абсолютно всех людей объединяет чувство любви к "отеческим гробам", то есть, к малой своей родине. И точно так же, как рыбы, преодолевая стремительные течения, рвутся на нерест в те края, где явились на свет, так и человек, вьявь ли, в мыслях ли, возвращается к местам, откуда он родом.
Не было во времена моей молодости, да и зрелости тоже "управления по воспитанию чувства патриотизма в подрастающем поколении." В каждом из нас без громких слов этот самый патриотизм существовал, наверное, неосознанно, а врождённо, с молоком матери, да с отцовыми нотациями да ремнями))) И ведь никто не бил себя в грудь и не орал до визга, мол, "я самый-самый патриот, что землю свою любит и никого патриотнее меня в свете нету!" Но вот через 20 лет после обретения независимости, президент России между поисками амфор и полётами со стерхами озаботился воспитанием патриотизма... Худо дело...
В каждом из нас жила и жива любовь к малой своей родине - городишкам да городам, посёлкам и деревенькам. А о большем как-то и не задумывалось. Но вот распалась огромная страна, и с её распадом вдруг возникло чувство, что исчезло то, что когда-то, может неосознанно, интуитивно, любил, а теперь что-то потерялось... Вот ведь какое дело, сейчас задумываюсь и прихожу к выводу, что любил не родную коммунистическую партию с её несменяемыми и похожими вождями, которые выскакивали как в матрёшке, не идеологию эту. А любил школу, одноклассников, любил свой двор и посиделки с соседями, завод, институт, любил то время, когда студентами отправлялись летом в строй отряды, а по осени - на картошку, любил вырваться в выходные к морю или озеру, а кому не повезёт - на лыжную прогулку или по грибы... службу армейскую, армию вспоминали вовсе не за то, что она была "никем не победимая", а вспоминали однополчан, вспоминали не "интернациональный долг", а боевое братство и пережитОе...
Кажется, поэт Евтушенко сказал: "Ностальгия - это понятие временнOе, а не пространственное".
Из далёкого-далёкого своего "забугорья" возвращаюсь и возвращаюсь любовью своей к тому, что зовётся Отечеством, Отчизной. Вспомнился Лермонтов - "Люблю Отчизну я, но странною любовью..." Таких "забугорцев", как я, десятки, если не сотни тысяч. Иногда мне кажется, что мы - осколки от гигантского взрыва, разбросанные "по весям и странам" нашей маленькой планеты. И где бы, в каких странах мы не жили бы, объединяет нас вот это самое чувство любви к Родине. Да ведь - что такое - Родина? От слова - Род; Мы все родом оттуда, из той страны...
И никто, никакие "патриоты" не вправе запретить нам любить Родину. Чувство не подлежит "узурпации" кем бы то ни было.
И слово было произнесено, и слово это было - патриот. Пытаюсь разобраться, что же оно такое есть - патриот? то ли это бранное слово, и кто-то с пеной у рта изобличает патриотов в чём-то плохом, то ли это - медаль на грудь, и "обчество" ещё и подумает крепко, а достойна ли твоя грудь этой медали? На мой скромный взгляд патриот - это тот, кто созвучен своей стране и своему народу, кто живёт в одной тональности с ними.
А вот тут уже надо разбираться...
" Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистел, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
" Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!.."
Стихотворение "Вчерашний день часу в шестом" написано было Некрасовым в 1848 году. Знаменательный год выдался, в мировую историю он вошёл под названием "весна народов". По всей Европе прокатилась волна революций. Как русское общество отнеслось к тем событиям? Из письма В.А.Жуковского, проживавшего в то время во Франкфурте и ставший прямым свидетелем тех революций ( да-да, тот самый Жуковский, возвестивший о восходящей звезде русской поэзии Александре Пушкине):
"Опьянение слишком сильное и всеобщее, - писал он, - возмутители всюду и на всех пунктах, и тайно и явно действующие, не дают образумиться <...>, а власть хранительная и обуздательная парализована. Германия падает;
... С благоговением смотрю теперь на нашу Россию, - продолжал он. - На своем неприступном для внешнего мира Востоке возвышается она теперь над взволнованною Европою, как ковчег, хранящий в себе зародыш нового мира, над волнами потопа, поглотившего прежний. <...> Россия сильна у себя и будет вдвое сильнее, когда все свое могущество устремит на свою внутренность, отгородив Китайскою стеною себя от заразы внешней. <...> Все, что необходимо для нашей самобытности, могучей и отовсюду неприкосновенной, все у нас есть;
... Посмотрев в глаза этой свободе, убеждаешься в том, какое твердое народное благо может быть устроено на фундаменте Самодержавия; этот фундамент у нас есть: наш самодержавный Строитель может еще спокойно и самобытно строить Русское здание великого царства по плану Божией правды. Чтобы это здание, столь богатое будущим, могло быть доведено до кровли, все Русские теперь крепче, нежели когда-нибудь должны слиться в одну силу с Царем своим"(http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn03-11/269-a)
Пройдёт несколько лет, грядёт Крымская война, показавшая гнилость и отсталость Николаевского режима.
Русское общество с воодушевлением восприняла дипломатическую и военную мощь, которую император Николай 1 направил на защиту традиций и устоев монархических режимов. А поэт Николай Некрасов неожиданно вдруг заговорил о "молодой крестьянке, избиваемой кнутом... А патриот ли он после этого?(Пройдёт 150 лет после "весны народов", грядёт новая "весна народов" - год 1989-1990; за нею прийдут "оранжевая", "революция роз" , И как 150 лет назад всей своей дипломатической, а порою и военной, Россия встанет на защиту устоев прежних режимов).
А стихи Некрасова - конечно же, конечно же патриотические... Мне же они задали вопрос, на который самому очень трудно ответить. Ко дню их написания прошло 850 лет со дня принятия православия, духовной основы России. И - неожиданно: "Там били женщину кнутом, крестьянку молодую..." "Выдь на Волгу - чей стон раздаётся..." Вот, вот оно, вот и посыпались возражения со стороны патриотов: "А в Европе в это время была жутчайшая антисанитария! Они бань не знали!" И соглашусь, что они бань не знали, однако - "там били женщину кнутом..."
- А вот Некрасов николай Алексеевич в карты крестьян своих крепостных проигрывал!
И соглашусь, как говорится, "против лома нет приёма..." Однако, Некрасов не на Марсе родился, а родился он в стране с многовековой духовной основой и многовековыми устоями. И рос, и воспитывался в них. Только внутренний мир его воспротивился этим устоям, и появились эти стихи, и многие другие, в том числе и эти строки: "Как великою скорбью народной переполнилась наша замля."
Скажу больше: в одно и то же время с Некрасовым жил-поживал один помещик, из графьёв по происхождению. По молодости и зрелости лет уж напроказничал он в своём яснополянском имении! И песня - "Я сын незаконный Толстого" не на пустом месте родилась... Однако, это не помешало ему в будущем написать роман "Воскресенье" о судьбе Катюши Масловой... И внутренний мир Толстого, его душа воспротивились и этим устоям, и духовной основе. И оказалось, оказалось, что "анафема" по нему давно плакала...
А как в отношении патриотизма? А можно ли их причислить к патриотам? Можно, обязательно!
"Размышления у парадного подъезда" написаны в году 1861. А в 1863 году случилось восстание в Польше. И уже другой император, Александр 11 введёт в Польшу войска для наведения порядка. И общество с радостью воспримет "наведение порядка" жестокими и кровавыми расправами.
Пройдёт лет 150, и России в очередной раз прийдётся наводить "конституционный порядок" во взбунтовавшейся Чечне. Методы будут теми же, что и 150 лет назад. И общество воспримет это "наведение порядка" с воодушевлением. Генералы получат звёзды Героев России, к примеру, генерал Шаманов, ныне командующий десантными войсками, и во одночасье превратятся в патриотов и пример для подражанья. Анна Политковская, журналистка, писавшая очерки о преступлениях армии в Чечне, будет объявлена "антипатриоткой", чуть ли не врагом народа, и будет убита в своём доме. Герою России генералу Шаманову дорога в Европу "заказана", закрыта, как военному преступнику.
Именем же Анны Политковской назовут улицы и площади в европейских столицах...
Да,да, я понимаю:"Европа нам не указ! В Европе самой жуткая антисанитария! Они по сей день бань не знают!"...
Жили были два генерала. Нет, не те, которых мужик накормил в сказке Салтыкова-Щедрина. Генералы были реальными, даже имена имели. Один, когда родился, бабка-повитуха глянула - "Енералом будет!"И нарекли его Георгием, в честь Георгия-Победоносца(как в воду глядели!) И отчество у него - чисто генеральское - Константинович. И фамилия короткая - Жуков, словно приказ: "Смирно!" А второй - ни рожи, ни кожи, да и с отчеством промашка - Кузьмич. А потому дали ему имя простецкое, чтоб знал паря себе место и звёзд с неба не хватал - Матвей. А фамилия его была - так сразу и не выговоришь - Шапошников.
Звезда Г.К. Жукова взошла в 1939 году, когда его, командира кавалерийского корпуса, выдернули из Белоруссии, и бросили на "отстающий участок", на реку Халхин-Гол, где разгорелся советско-японский конфликт. Бросили для наведения порйдка в войсках. Перво-наперво Жуков издал приказ на двадцати пяти страницах. Из воспоминаний офицера штаба 57 мех.корпуса Григоренко П.Г., будущего генерала-диссидента, а тогда, в 1939 году - всего лишь участника и свидетеля халхин-гольских событий:
"Тут-то я и понял. Приказ отдавался не соединениям армии, а различным временным формированиям: "Такому-то взводу такой-то роты такого-то батальона такого-то полка такой-то дивизии с одним противотанковым орудием такого-то взвода такой-то батареи такого-то полка оборонять такой-то рубеж, не допуская прорыва противника в таком-то направлении". Аналогично были сформулированы и другие пункты приказа".
Григоренко пришел к неутешительному выводу; "В общем, армии не было. Она распалась на отряды. Командарм командовал не дивизиями, бригадами, отдельными полками, а отрядами. На карте стояли флажки дивизий, бригад, полков, батальонов, а вокруг них море отрядов, подчиненных непосредственно командарму..." Жукова чуть-чуть подправили, кое-что объяснили. И приказы стали лаконичными и немногословными:
Григоренко свидетельствует: "Немало узлов навязал Георгий Константинович Жуков. Одним из таких узлов были расстрельные приговоры. Штерн добился, что Президиум Верховного Совета СССР дал Военному Совету фронтовой группы право помилования. К этому времени уже имелось семнадцать приговоренных к расстрелу. Даже не юристов содержание уголовных дел приговоренных потрясало. В каждом таком деле лежали либо рапорт начальника, в котором тот писал: "Такой-то получил такое-то приказание, его не выполнил" и резолюция на рапорте: "Трибунал. Судить. Расстрелять!", либо записка Жукова: "Трибунал. Такой-то получил от меня лично такой-то приказ. Не выполнил. Судить. Расстрелять!" И приговор. Более ничего. Ни протоколов допросов, ни проверок, ни экспертиз. Вообще ничего. Лишь одна бумажка и приговор".
К концу октября 1941 года в Красной Армии оставалось лишь 8% от состава Армии на начало войны, то есть, на 22 июня 1941 года. Одними лишь пленными Армия за три месяца боёв потеряла почти 3 миллиона.(http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=36531&fullscreen=1) Кто несёт ответсвенность за эту катастрофу?
- А Франция и Польша вообще через месяц капитулировали!
Знаю. Кто несёт ответственность за катастрофу Красной Армии?
-А Чехословакия и Норвегия и вовсе не сопротивлялись!
Кто несёт ответственность за поражения в начальный период войны? Тишина, молчание... Потому что надо называть имя не просто патриота, а национального героя, которому в Москве памятник поставлен как выдающемуся полковоцу и национальному герою. Вся ответственность за катастрофу лежит на генерале Жукове, как на начальнике Генерального штаба Красной Армии. Косвенно - на Сталине, назначившего кавалериста с трёхкласным образованием и кавалерийскими курсами на высокий пост. На памятнике Жукову забыли золотыми буквами высечь слова самого полководца, с которыми он и провоевал всю войну:"Солдат не жалеть! Бабы новых нарожают!"
А что же наш другой генерал, Шапошников Матвей Кузьмич? Звёзд с неба не хватал, но в генералы выбился. А из звёзд - на груди была всего лишь одна, Героя Советского Союза, в отличие от Жукова, у которого их было ажно четыре. Да и послужной список у Матвея Кузьмича был скромный:
"В Красной Армии с сентября 1928 года, добровольно поступил в Одесскую военную пехотную школу. После её окончания в апреле 1931 года назначен командиром взвода 135-го стрелкового полка в Украинском военном округе.
В 1932 году учился в Москве на курсах технического усовершенствования командного состава при Военной академии механизации и моторизации РККА, с ноября 1932 года - командир танковой роты в школе младшего комсостава 45-го механизированного корпуса Украинского военного округа, с марта 1935 года - командир учебной танковой роты 135-й механизированной бригады в том же корпусе. С мая 1937 года по ноябрь 1938 года командир разведроты 12-й механизированной бригады Киевского военного округа.
В 1940 году окончил Военную академию РККА имени М. В. Фрунзе. С февраля 1940 года - старший помощник начальника оперативного отдела штаба 9-й армии, в этой должности участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. С апреля 1940 года - помощник начальника 1-го отдела информационно-оперативного отдела и затем старший помощник начальника отделения Оперативного отдела Генерального штаба РККА.
Перед самым началом Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, подполковник Шапошников был назначен на должность начальника оперативного отдела 37-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. С первого дня войны в боях на Юго-Западном фронте. Участвовал в приграничном танковом сражении в районе Дубно-Луцк-Броды, в Киевской оборонительной операции, в Уманском оборонительной операции. После гибели в Уманском котле в августе 1941 года дивизия расформирована, Шапошников назначен начальником оперативного отделения штаба 10-й танковой дивизии. С октября 1941 года - начальник штаба 133-й танковой бригады Юго-Западного фронта.
С апреля 1942 года - начальник оперативного отдела штаба 22-го танкового корпуса в 38-й армии Южного фронта и в 5-й танковой армии Сталинградского фронта. Участник Донбасской оборонительной операции 1942 года и оборонительного этапа Сталинградской битвы. С октября 1942 года полковник Шапошников - начальник штаба 5-го механизированного корпуса 5-й танковой армии Юго-Западного фронта, участник контрнаступления советских войск под Сталинградом.
С апреля 1943 года командовал 178-й танковой бригадой 10-го танкового корпуса 40-й армии Воронежского фронта. Участник Курской битвы и Белгородско-Харьковской наступательной операции, в которой его бригада совместно с другими частями освободила города Славгород и Тростянец.
Полковник Шапошников отличился в боях за реку Днепр. 21 сентября 1943 его бригада в составе корпуса с ходу освободила город Переяслав (с 1943 года - Переяслав-Хмельницкий). В ночь на 24 сентября в районе хутора Монастырёк (Кагарлыкский район Киевской области) Шапошников во главе мотострелкового пулемётного батальона бригады форсировал реку и захватил плацдарм. Отражая многочисленные контратаки противника, организовал переправу своей бригады и обеспечил преодоление реки другими частями. Этот успех сыграл большую роль в захвате знаменитого Букринского плацдарма.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полковнику Шапошникову Матвею Кузьмичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (Љ 3195).
С ноября 1943 года - заместитель командира, а с февраля 1944 года командир 10-го танкового корпуса на 3-м Прибалтийском фронте. 2 июля 1944 года ему было присвоено воинское звание "генерал-майор танковых войск". Участник ряда операций по освобождению Прибалтики. В ходе Рижской наступательной операции корпус под командованием генерала М.К. Шапошникова прорвал полосу обороны противника и освободил город Валмиера.
С ноября 1944 года - заместитель командира 1-го гвардейского механизированного корпуса на 3-м Украинском фронте, участник Будапештской наступательной, Балатонской оборонительной оборонительной и Венской наступательной операций. Боевой путь закончил в Австрийских Альпах, встретившись с союзниками. На параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади генерал-майор Шапошников возглавлял сводный батальон танкистов 3-го Украинского фронта."(http://pomnipro.ru/memorypage/biography/13767)
Генерал-лейтенант Шапошников Матвей Кузьмич в 1962 году отказался давить танками жителей города Новочеркасска, иными словами нарушил приказ о "наведении порядка". Согласно военной терминологии, "нарушил присягу и воинский долг". Был уволен из Армии, собирались судить, учли его военные заслуги, ограничились тем, что вычеркнули из армии и из жизни...
Как насчёт патриотизма в этих двух примерах? Так на каких примерах "комитет по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении" будет оный патриотизм воспитывать?
В 1932 году учился в Москве на курсах технического усовершенствования командного состава при Военной академии механизации и моторизации РККА, с ноября 1932 года - командир танковой роты в школе младшего комсостава 45-го механизированного корпуса Украинского военного округа, с марта 1935 года - командир учебной танковой роты 135-й механизированной бригады в том же корпусе. С мая 1937 года по ноябрь 1938 года командир разведроты 12-й механизированной бригады Киевского военного округа.
В 1940 году окончил Военную академию РККА имени М. В. Фрунзе. С февраля 1940 года - старший помощник начальника оперативного отдела штаба 9-й армии, в этой должности участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. С апреля 1940 года - помощник начальника 1-го отдела информационно-оперативного отдела и затем старший помощник начальника отделения Оперативного отдела Генерального штаба РККА.
Перед самым началом Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, подполковник Шапошников был назначен на должность начальника оперативного отдела 37-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. С первого дня войны в боях на Юго-Западном фронте. Участвовал в приграничном танковом сражении в районе Дубно-Луцк-Броды, в Киевской оборонительной операции, в Уманском оборонительной операции. После гибели в Уманском котле в августе 1941 года дивизия расформирована, Шапошников назначен начальником оперативного отделения штаба 10-й танковой дивизии. С октября 1941 года - начальник штаба 133-й танковой бригады Юго-Западного фронта.
С апреля 1942 года - начальник оперативного отдела штаба 22-го танкового корпуса в 38-й армии Южного фронта и в 5-й танковой армии Сталинградского фронта. Участник Донбасской оборонительной операции 1942 года и оборонительного этапа Сталинградской битвы. С октября 1942 года полковник Шапошников - начальник штаба 5-го механизированного корпуса 5-й танковой армии Юго-Западного фронта, участник контрнаступления советских войск под Сталинградом.
С апреля 1943 года командовал 178-й танковой бригадой 10-го танкового корпуса 40-й армии Воронежского фронта. Участник Курской битвы и Белгородско-Харьковской наступательной операции, в которой его бригада совместно с другими частями освободила города Славгород и Тростянец.
Полковник Шапошников отличился в боях за реку Днепр. 21 сентября 1943 его бригада в составе корпуса с ходу освободила город Переяслав (с 1943 года - Переяслав-Хмельницкий). В ночь на 24 сентября в районе хутора Монастырёк (Кагарлыкский район Киевской области) Шапошников во главе мотострелкового пулемётного батальона бригады форсировал реку и захватил плацдарм. Отражая многочисленные контратаки противника, организовал переправу своей бригады и обеспечил преодоление реки другими частями. Этот успех сыграл большую роль в захвате знаменитого Букринского плацдарма.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полковнику Шапошникову Матвею Кузьмичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (Љ 3195).
С ноября 1943 года - заместитель командира, а с февраля 1944 года командир 10-го танкового корпуса на 3-м Прибалтийском фронте. 2 июля 1944 года ему было присвоено воинское звание "генерал-майор танковых войск". Участник ряда операций по освобождению Прибалтики. В ходе Рижской наступательной операции корпус под командованием генерала М.К. Шапошникова прорвал полосу обороны противника и освободил город Валмиера.
С ноября 1944 года - заместитель командира 1-го гвардейского механизированного корпуса на 3-м Украинском фронте, участник Будапештской наступательной, Балатонской оборонительной оборонительной и Венской наступательной операций. Боевой путь закончил в Австрийских Альпах, встретившись с союзниками. На параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади генерал-майор Шапошников возглавлял сводный батальон танкистов 3-го Украинского фронта."(http://pomnipro.ru/memorypage/biography/13767)
Генерал-лейтенант Шапошников Матвей Кузьмич в 1962 году отказался давить танками жителей города Новочеркасска, иными словами нарушил приказ о "наведении порядка". Согласно военной терминологии, "нарушил присягу и воинский долг". Был уволен из Армии, собирались судить, учли его военные заслуги, ограничились тем, что вычеркнули из армии и из жизни...
Как насчёт патриотизма в этих двух примерах? Так на каких примерах "комитет по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении" будет оный патриотизм воспитывать?