Аннотация: Судейский обзор финалистов конкурса Мистерия Тайн-22
На Мистике сформировался список победителей самосудного этапа. Это значит, что жюри начинают раскатывать участников по асфальту Самиздата😁
Пока просто читаю, оценки добавлю после прочтения всех.
1. Месть не приходит одна
http://samlib.ru/a/adashow_j_g/mest.shtml
Как в комментариях написали "чернуха и порно на любителя". Ну, порно там нет, в современном мире слова член и мошонка всего лишь физиологические термины.
По сути хоррор, немного тянет на нуарный детектив. Автор сознательно зачерняет и так неприглядный сюжет, в котором одни гады сосуществуют с другими, периодически обманывая, истязая и уничтожая друг друга.
Налицо перебор с прилагательными. Грешна, сама их люблю, по большому счету нет разницы, где их использовать, в описаниях крови и кишок или голубков и восходов, все одно, надо сокращать, оставляя лишь те, которые лучше всего характеризуют существительное.
Итак, автор противопоставляет свет и тьму, мужчину и женщину, янь и инь, бога и сатану. Хм. Виски и кровь... Это интересно. Кроме того, сложилось впечатление, что мир хорошо продуман и готов для произведения большего формата. Однако, мистики в рассказе нету 🤷
Upd: Написала, что мистики в рассказе нет, была не права. Более того, рассказ соответствует не только жанру, но и названию конкурса. Ведь что такое ритуал перерождения Стервы, как не мистерия?
2. Темные сомнения
http://samlib.ru/b/barcewa_a_w/darkdoubts.shtml
Название рассказа "Тёмные сомнения" перекликнулось с названием фэнтези-сериала "Тёмные начала" о мире, в котором физическим проявлением душ людей были деймоны, принимавшие вид животных.
Подобранная на улице чёрная кошка Шура (на мой взгляд, неудачное имя для кошки) стала хранителем дома и семьи, которая её приютила. Но гг Таня увидела в ней угрозу, а потом и вовсе запуталась в своих страхах и перестала отличать явь от выдумки.
Автор хорошо описала состояние молодой мамы, которая остаётся наедине со своими проблемами и маленьким ребенком, а потом и двумя. И мир смыкается в кокон, полный подгузников, ванночек, бесконечных кормлений, уборок и стирки. Вроде близкие рядом, муж любит и помогает, но вот этот застой в междувременьи, когда кажется, что жизнь проходит мимо, пробуждает затаенные страхи и сомнения, оживляет внутренних демонов, живущих в каждом.
Интересно вплетен городской миф Курска о чёрных кошках - хранителях. За бережный акцент на родной культуре автору респект.
Отлично описаны кошки. Чувствуется, что для автора это не просто животные, а нечто большее. И, однозначно, понятие "большее" включает в себя элемент мистики. Пусть мы не узнаем, действительно ли Шура спасала ребёнка или произошла несчастливая случайность, хочется думать, что в мире не все просто и однозначно.
Автору желательно учиться чётче выражать мысли, структурировать текст. Сейчас он похож на поток сознания, в котором иногда тонешь. Есть смысл вернуться к рассказу тогда, когда забудутся личные обстоятельства, приведшие к его описанию. И тогда взглянуть на него заново.
3. Любопытный
http://samlib.ru/b/belkin_aleksandr/i33.shtml
Рассказ читала ещё в самом начале самосудного этапа. На тот момент он мне виделся притчей в стиле захаровского Обыкновенного чуда и в тех же декорациях.
Цитата: Всё должно идти своим чередом, и достигать богатства должно только в старости. Ибо юность и так дарует массу утех даже и нищему подмастерью.
Чувствуете этот размеренно-ироничный сказочный дух?
Итак в некоем скушном городе, где все идёт своим чередом, есть тайное место, куда нельзя заглядывать. Никто из благопристойных горожан и не пытается. Кроме местного книгочея. Ох и зло эти книги! Начитаешься чужой мудрости и полезешь, куда не звали. Куда не следовало. А финал подобного любопытства всегда предсказуем.
Кроме молодого и состоятельного книгочея здесь у нас присутствует дочь бургомистра. И как, вы думаете, её зовут? Правильно - Эльза))) Девушка разумная, покладистая и без бунта в голове. Но чего не сделаешь ради любви? А Эльза полюбила своего книгочея и по его просьбе принесла ему ключ от тайного места.
Автор довольно неожиданно прикрутил к основному сюжету размышления о том, что бог есть любовь. И ещё более неожиданную мысль, что тот, кто перестаёт жить по законам божьим, оказывается в пустоте, ибо мир вокруг него исчезает. Вот тут и возникает вопрос - а божьи ли это законы, раз жители города никаких других не знают и сравнить им не с чем. Ответ? Только чей-то смех, "тихий, но столь ужасный, что кровь стынет в жилах и ужас охватывает сердце".
Городская легенда о заброшенном особняке. Чудная атмосфера приморского курорта, кто в этом году не ездил на море, может приобщиться к ароматам солёной воды и можжевельника, растворившимся в теплом ветре. Грамотный язык советской школы, что в данном случае отдаляет рассказ от мистики, приближая к соцреализму. Но написано живо, читать приятственно. Призрак дома на холме - явление мистическое, спорить не буду.
Но есть и непонятные моменты.
Зачем нужно было вступление (курсивом), повторяющее легенду, легшую в основу романа? Причём и слова одинаковые использованы. Могу предположить, что предисловие требовалось по условиям какого-то другого конкурса, в котором автор участвовала. Иначе зачем это "масло масляное"?
Удивило внезапное появление жены. В первую ночь батюшка Василий свет Егорович неспамши поднялся, рубашку накинул и гулять ушёл, ни о какой жене не вспоминая. Тако же и последующие дни. А потом вдруг жена! Это как если б гг страдал амнезией, а потом неожиданно бы все вспомнил.
В самом начале рассказа сбились времена глаголов. "Слышны звуки старинного вальса", и сразу "звук то исчезал, то появлялся". Тут желательно в прошедшем времени "были слышны", "слышались".
Совершенно не мистика, но прелесть. Всего в меру, и философии, и булок (в любом понимании😁) , и отсылок к классике. Жил был голубь. Но голубем он был не всегда.
🕊️Легкое приятное чтение.
6. Под вуалью
http://samlib.ru/z/zwonarew_s_w/podwualxju.shtml
А вот здесь у нас уже кое что проклюнулось. Кто скучал по первобытному ужасу Говарда Филлипа? Не того, который был секретарём Белки в "Пяти сердцах", а того, который возвел в современной литературе Хребты безумия и породил сонм сумасшедших последователей, до сих пор скандирующих "Ктулху фхтагн! Ктулху фхтагн!"
Отличная стилизация под мистические рассказы начала XX в.
👍Любителям этого жанра рекомендую к прочтению.
Молодой человек поселился (хотя здесь надо бы - вселился😁) в мрачном и заброшенном особняке. Его владелец, сумасшедший учёный, проводит некие опыты в своей лаборатории. Что скрывается за таинственной занавесью я вам не скажу, дабы не нарушать интригу. Но финал вполне в стиле Лавкрафта, который умел говорить слишком многое, при этом не говоря ничего по существу.
Один момент у автора подвис - когда мч выбегает в лабораторию и видит лежащего без сознания учёного, он брызгает на него водой. При этом вода появляется из ниоткуда, тк ранее автор не упоминал о наличии в комнате чайникаграфинастакана. Те это тот случай, когда стреляет ружье, которого нет. Тоже, конечно, по говардфилипповски, но в глаза бросилось.
Upd: Автор момент с водой поправил. А я еще подумала и решила, что название тоже лучше поменять, например За занавесью. Потому что вуаль тут никак не вяжется. Даже если считать, что автор намекает не только на конкретное место в кабинете ученого, но и на мир в целом.
Мерный, как рокот моря, и милый, как хороший фэнтезийный роман, рассказ. Туристка, остановившаяся в приморском городке, в ночь перед Рождеством случайно попадает на светский бал, где знакомится с приятным мужчиной.
Атмосферно и светло. Даже грусть, которую испытываешь, когда рассказ заканчивается не хэппи эндом, светла. И недоумения особого не испытываешь от финала, потому что понимаешь: автор и сама не знала, что это было - видение или реальность? Она не стремится обмануть читателя, представляя бал то событием прошлого, то настоящего.
Несмотря на действие рассказа в рождественские каникулы, ощущения именно Рождества мне не хватило. А вот чувства, что попала в сказку - вполне. Пожалуй второе нивелирует первое. Вообще как хороший женский фэнтезийный роман прочитала. Любители этого жанра будут в восторге.
8. Чудеса в решете
http://samlib.ru/k/kashpur_w_w/palma.shtml
Рассказ лукаво называется Чудеса в решете. Такое детское название, да и гг ребёнок. Однако в финале этот обман сыграет с вами дурную шутку.
Девочка приехала к бабушке в прибрежный посёлок. Здесь своя кулинария, свои мифы и свои ужасы. Да ещё рождество на носу.
Автор отлично владеет словом, образный сочный язык. Начало малость запутанное, но когда понимаешь, что героиня ребёнок, а мы на мир смотрим её глазами, все встаёт на свои места. Автору респект за многоплановость и священный ужас, который начинаешь испытывать далеко не сразу. Более того, ужас усиливается, если рассказ перечитать. Это уметь надо, так меня напугать.
9. Комната старой Эльзы
http://samlib.ru/k/kulenkow/03.shtml
Еще один рассказ на растиражированный сюжет о том, как человек попадает в некий странный дом со странными владельцами, где с ним происходят странные вещи. Как говаривала Алиса, а дальше все любопытственнее и любопытственнее.
Про косяки в начале текста автору не написал только ленивый, поэтому я не стану.
Рассказ атмосферный, проникнут духом портового города с многовековой истрией. Но вначале вспомнился внезапно Николай Васильевич с его Шинелью, и только затем фильм Маяк с Паттисоном. Улыбнуло имя старухи - Эльза, сдающей комнату безработному учителю. Почему то одно из самых популярных в литературе имён, если речь идёт о западной Европе, а целом, и Прибалтике, в частности.
Несмотря на огрехи стилистики, добротный рассказ с логически необходимым финалом. Кому понравился рассказ "Под вуалью" может зайти и этот.
10. Удачливый
http://samlib.ru/m/marita/udachliv.shtml
С точки зрения структуры это очень простой рассказ с предсказуемым финалом. Некому охотнику за сокровищами достаётся карта, при помощи которой он находит гробницу египетских царей. Кроме несметнвх сокровищ там, как водится, находится и проклятье для тех, кто посмеет на них покуситься.
Но, боги, какая шикарная у автора речь! Какая образность! Читаешь, и будто слушаешь прекрасную песню народа, исчезнувшего под прахом времен. Это не проза, скорее, а поэзия, этакий белый стих.
Автору рекомендую писать более сложные, многоплановые вещи, ибо сочетание интересного сюжета с подобным языком будет просто бомбой.
Атмосферный рассказ о потенциальном самоубийце, повстречавшем на берегу болота не котейку, не лягушку, а неведомого... Шишка. Коий любезно объяснил, как и где лучше топиться, а потом, как и положено нечисти, предложил сделку.
Автор хорошо пишет, описания леса не скучны, чувствуется, что автор частый гость там, родную природу любит. Но это тот случай, когда второстепенный герой Шишок полностью затмевает главного. Вроде и причины, подтолкнувшие гг к роковому решению описаны, и его психоэмоциональное состояние учтено. А вот поди ж ты, Шишка видишь, как живого, а гг - нет. Могу предположить, что причина в глубокой антипатии автора к герою. Он так ему неприятен, что и писать то о нем не хочется особо. То ли дело харизматичное нечто, осевшее на краю болота. Оно ещё и с юмором таким, чёрным, но хорошим. И, как выяснилось в финале, и троллить умеет.
Рассказ, из которого можно сделать три. Автор даёт информацию частями, и они стилистически не очень сочетаются друг с другом. Сначала идёт описание детских страхов гг, затем рассказ отца о случае, приключившемся в тайге, и потом бытовые сценки на кладбище, в трамвае и дома.
Только после длинного вступления стало ясно, кто герой и какого пола. До этого шёл обезличенный поток мыслей. Для автора это нормально, он то знает, о ком пишет. Для читателя желательно сразу представлять героя, если, конечно, автор не задумал интригу именно в сокрытии "лица" героя.
Откровенно лишними показались эпизод с бабулькой в трамвае и упоминание могилок младенцев.
Похоже, автору удаётся реалистика. В этом же рассказе мистическая составляющая, несомненно, присутствует, но нужной дрожи или восторга от соприкосновения со сверхъестественным она у меня не вызвала.