Ермолаева Анна : другие произведения.

Оскар Тибо-Бриньоль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Тибо-Бриньоль. Жизнь архитектора, гражданского инженера Оскара Тибо-Бриньоля. Студенческие движения в России 60-х годов XIX в. Тайное общество Лутохина. Движение Народников. Всемирная выставка в Париже 1889. Участие России во Всемирной выставке. Майновская школа (сельскохозяйственное училище). Яхт-клуб.

Анна Ермолаева

Оскар Тибо-Бриньоль


В статье 'Россия на Всемирной Выставке 1889 г.', опубликованной во французском 'Журнале о русском мире' в 1996 году, автор Л. Обэн, цитируя похвалы в адрес Тибо-Бриньоля из Обзора Выставки, изданного в Париже в том же 1889 году, задается вопросом: "Кто же этот Оскар Тибо-Бриньоль, упоминаемый как архитектор секции в официальном Каталоге Русской Секции Парижского Комитета (стр. 6), наряду с Л. Лебланом, на которого другие источники единогласно указывали как на организатора Секции?' 1

Несмотря на то, что имя архитектора Тибо-Бриньоля упоминалось и в документах, посвященных Выставке, и даже во французской прессе того времени, в современных источниках часто повторяется ошибка о его происхождении от 'скульптора Тибо' 2, а работа на Всемирной Выставке ошибочно датируется 1900 годом 3.

Оскар Иосифович Тибо-Бриньоль - внук театрального машиниста-механика Франсуа Тибо.4

 Оскар Тибо - Бриниоль, 1900 год, Париж []
Оскар Тибо-Бриньоль. Фотопортрет из журнала 'Зодчий', номер 27 за 1903 год, СПб, стр. 339

Родился 2 марта 1850 года в Орле в семье академика архитектуры Иосифа Францевича Тибо-Бриньоля. Окончил Орловскую губернскую гимназию в 1868 году и поступил на механическое отделение Санкт-Петербургского технологического Института.

Казалось бы, у молодого человека были самые радужные перспективы. Однако Оскар Тибо-Бриньоль получит звание архитектора только 12 лет спустя: оставив Технологический институт, он окончит Земледельческий институт, и только потом - Академию Художеств. Можно предположить, что, как творческий человек, он не сразу нашел себя. Большое влияние на судьбу Оскара оказала эпоха, на которую пришлись его студенческие годы. В 1861 году активизировалось студенческое протестное движение в России. Протест выражался в бойкоте лекций, неподчинении начальству, участии в тайных сходках. Оскар не оставался в стороне. И очень скоро надежды на высшее образование и успешную карьеру рухнули: уже в марте 1869 года Оскар был исключён из Института без права поступать в высшие учебные заведения России за участие в студенческих волнениях. Процитируем статью об Оскаре из Биобиблиографического Словаря 'Деятели революционного движения в России: 'Тибо-Бриньоль, Оскар. Студент Технологического Института. За участие в Петербургских студенческих волнениях 1869г. арестован и по распоряжению шефа жандармов выслан (...)'. 5


Студенческие волнения начались в Медико-хирургической академии Петербурга. Студенты потребовали наказать инспектора подполковника Смирнова, который дерзко обращался со студентом с красноречивой фамилией Надуткин. Требование студентов не удовлетворили, Надуткина исключили и выслали на родину в Пермь. В знак протеста многие перестали ходить на лекции, хотя студенты последнего 5-го курса были очень недовольны этими событиями, желая поскорее закончить свою учёбу.
Бунтовщиков из медицинской Академии поддержали студенты "техноложки". Сорок человек написали прошение с рядом требований, без подписей. В то же время, пятьсот студентов не принимали участие в беспорядках, желая продолжать учебу. Обстановка накалялась. Оскар Тибо-Бриньоль оказался среди активистов и был выслан из Петербурга одним из первых. 21 марта, когда он ехал поездом в Орёл, в Петербурге прошли массовые аресты. Арестованных студентов было так много, что тюрьмы оказались переполнены и решался вопрос: можно ли занять Петропавловскую крепость? Всех зачинщиков исключили из учебных заведений, сформировали маленькие группы и отправили в сопровождении городовых на родину на поруки родителям.

Отец Оскара - городовой архитектор города Орел Иосиф Францевич Тибо-Бриньоль- пытаясь спасти сына, подал прошение в Орловское губернское жандармское управление на имя подполковника Павла Евстафьевича Беловодина, с которым он был лично знаком по службе. В прошении он ссылается на свою преданность, напоминает о двадцати пяти годах своей 'беспорочной службы' и просит о снисхождении для сына. Полковник Беловодин переслал прошение в Петербург в III отделение Императорской Канцелярии с пояснительной запиской. Резолюция Начальника III Отделения: "Оставить без последствий". Оскар провел весну и лето 1869 г. под негласным надзором полиции, не имея права покидать Орел.

 []  []
В августе 1869 г. дядя Оскара - старший брат отца, Фёдор Францевич Тибо-Бриньоль, - высокопоставленный чиновник IV отделения Императорской канцелярии, 6 написал прошение в III Oтделение шефу жандармов графу Шувалову. Тибо просит простить племянника и дать ему возможность доучиться в институте. В октябре Оскару разрешили вернуться в Петербург и продолжить учебу, с условием, что за него поручится дядя Федор Францевич. Тем не менее, в течение следующих пяти лет за Оскаром велось негласное наблюдение полиции.

Оскар вернулся в Петербург, поселился в Царском Селе и ездил на занятия в Технологический Институт в качестве вольнослушателя. В мае 1871 года Оскр сдал экзамены за 1-й курс.

Несмотря на все пережитые неприятности, осенью 1871 года Оскар вступил в тайное общество 'Благо народа', во главе которого стоял молодой дворянин, помещик из саратовской губернии Николай Лутохин. Первое собрание Общества проходило на квартире у Оскара Тибо-Бриньоля на Екатерингофском проспекте, д.29. В собрании принимал участие и младший брат Оскара Иосиф, - студент Горного института. Последующие собрания устраивали и на других квартирах, но в списке участников всегда значились "Два брата Тибо". Один из членов Общества - Суханов - так отозвался об Оскаре: "Первый есть личность ограниченная, подчинённая Лутохину. Второй - родной брат его, только ещё моложе. Он при мне не принимал участия ни в каких разговорах".

Дело было не только в увлекающейся натуре Оскара, но и в особенности того времени: конец 1860х - начало 1880х - эпоха расцвета идеологии народничества в России. Основы народничества была заложены на рубеже 50х-60х годов А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Народники считали, что интеллигенция виновата перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Их целью было переустроить общество на социалистических началах. Кружки народников стали появляться с 1860х годов в разных городах, в начале 1870х их было несколько десятков.

Члены тайного Общества Лутохина мечтали улучшить положение простого народа, создавая предприятия с хорошими условиями труда. Они думали, что тогда 'эксплуататоры' - собственники других предприятий, тоже будут вынуждены заботиться о своих работниках. Лутохин убеждал студентов, что надо оставить учебу и идти работать, потому что учеба в высших учебных заведениях - это 'пир во время чумы', тогда как народ остается угнетенным и необразованным. Он призывал к самообразованию - собираться в кружки и читать Писарева, Добролюбова, а по политэкономии - Лассаля. Планировалось собирать ежемесячно членские взносы и 'сумму сдать в банк под проценты'. Увеличив общее число членов организации, планировали купить сообща фабрику или пароход, вместе владеть им и делить доход.

В результате общество смогло собрать только 50 рублей, участников было всего 53 человека, а не 300 и не 500. Многие поняли, что на эти гроши ничего не купить, а чтение вслух группками не заменит образования.

Общество было раскрыто в марте 1872 года, после чего организаторы были арестованы, а рядовых членов допросили и заставили подписать обязательство не принимать участие в тайных обществах. На квартире Оскара был произведен обыск, за ним была учреждена круглосуточная слежка, которая велась и в Петербурге, и во время его поездок домой в Орел. В архивах сохранились полицейские донесения о тайном наблюдении и за домом отца Оскара в Орле. Так, согласно одному из донесений, слежку вели четыре человека: один из Петербурга и трое местных. Наблюдательный пункт был устроен недалеко от дома Иосифа Францевича.

Один из полицейских, возможно, не без зависти, написал в своем отчете об отце Оскара: " Иосиф Францевич -городовой архитектор - очень любит деньги и удовольствия и мало обращает внимание на то, что происходит в его доме".

В апреле 1873 г. Оскар, сдав экзамены и зачеты в Технологическом Институте, решил продолжить учебу уже в земледельческом институте. Но его не принимали (из-за исключения в 1869 г. и из-за участия в Обществе Лутохина). Опять пришел на помощь дядя - Федор Францевич Тибо-Бриньоль - он подал ходатайство на имя Министра гос. имуществ. Министр написал грозное письмо - затребовал III Oтделение уведомить, не встречается ли каких-либо препятствий к удовлетворению ходатайства ДСС Тибо-Бриньоля о принятии племянника его Оскара Тибо-Бриньоля в число студентов Земледельческого Института.

В 1873 году Оскар перевёлся на 2-й курс Санкт-Петербургского Земледельческого Института.

Ровесник Оскара А.Я. Садовский - историк, краевед, археограф (отец русского поэта прозаика, критика и литературоведа Серебряного века Бориса Садовского) учился в Земледельческом инстититуте в Петербурге в то же время, в 1873-1875 гг. В его неизданных воспоминаниях сохранились рисунки, изображающие преподавателей Земледельческого института, подаренные ему Оскаром Тибо-Бриньолем.

Подписи Садовского к рисункам (слева направо, сверху вниз).

Рисунок 1-3: 'Эрнест Эрастович Баллион, профессор зоологии, очень похож"'.

Рисунок 4: 'Портрет Дмитрия Лачинова, очень удавшийся, в нём Лачинов немного польщён, на самом деле он был вовсе не так красив'.

Рисунок 5: 'Директор Постельс'.

Рисунок 6: 'Профессор Иван Парфёнович Бородин'

 []  []  []
 []  []  []

'В мае 1875 г. окончил полный курс институтского образования и в заседании Совета Института 31 мая сего же года удостоен права на получение степени кандидата Сельского хозяйства, если в годичный срок представит удовлетворительное письменное рассуждение" (РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 110. Л.2.).

В этом же году Оскар поступил на 1-й курс Академии Художеств по архитектуре. По его просьбе, он был освобождён от изучения технических дисциплин, уже пройденных в Технологическом и Земледельческом Институтах (по техническим дисциплинам он был переведен на второй курс). На первом курсе в Академии художеств кроме трех технических предметов изучали только рисование: на первом семестре - гипсовые головы, на втором - класс фигур. Параллельно учебе в Академии Художеств Оскар писал кандидатскую диссертацию для Земледельческого Института. 6 июня 1877 года, успешно защитив диссертацию, Оскар был удостоен степени Кандидата Сельского Хозяйства, 'со всеми правами и преимуществами, сему званию присвоенными'.

Оскар успешно окончил Академию художеств в 1880 году со званием внеклассного художника-архитектора и в июле 1881 года был определён в Государственный Банк Чиновником Особых Поручений и прикомандирован, в качестве Помощника, к бывшему Архитектору Банка Эстеррейху. Эстеррейх в то время вел большой проект по постройке казарм для нижних чинов и многоквартирного дома для чиновников Банка. Оскар Тибо-Бриньоль был назначен Архитектором Банка 29 октября того же года, и окончил упомянутые постройки, по свидетельству Управляющего Банком, с успехом. Так, в 1880-1883 гг Оскар Тибо-Бриньоль завершил строительство дома для работников Госбанка, начатое Эстеррейхом (Канал Грибоедова, 22).

Кроме работ по ремонту зданий Государственного Банка, на Тибо-Бриньоля, в течение всего времени службы в банке, вплоть до по 1891 года, была возложена обязанность по рассмотрению смет и проектов по ремонту и постройкам зданий провинциальных учреждений Банка, и, независимо от того, освидетельствование построек в Экспедиции заготовления государственных бумаг.

28 февраля 1891 года Тибо-Бриньоль был переведён, согласно прошению, на должность Гражданского инженера Департамента Земледелия.

 [] Согласно справке на Оскарa Тибо-Бриньоля, предоставленной Министром Земледелия в 1904 году, 'Во всё время своей службы по Министерству Земледелия и Государственных Имуществ Тибо-Бриньоль, как получивший, независимо от архитектурного, сельскохозяйственное образование и имевший почти 10-летнюю практику в строительном деле, был весьма полезен при возведении разного рода сельскохозяйственных построек в подведомственных Министерству учреждениях'.

В 1889 году Оскар Тибо-Бриньоль принял участие во Всемирной Парижской Выставке и за свой вклад был награжден орденом Французской Академии.
Выставка 1889 г. знаменита тем, что именно на ней была представлена, как экспонат, Эйфелева башня.
Выставка была приурочена к 100 летию Великой Французской Революции, и по этой причине почти все монархические государства, в том числе Россия, отказались принять в ней официальное участие, и даже в самой Франции многие партии высказались против.
17 br>


Вид на фрагмент Русского фасада. Иллюстрация из книги 'Чудеса Выставки 1889' Revue de L'Exposition de 1889. Paris. 7 br>

 []
Из предварительного отчета по участию России в Выставке:

'На предыдущих всемирных выставках русский отдел устраивался за казенный счет, сложное дело состязания русской промышленности со всемирною облегчалось для русских экспонентов до последней степени. Всемирная Парижская выставка 1889, уже в проекте, должна была превзойти своею грандиозностью и интересом все предшествовшие ей. И на такой-то выставке в первый раз русская промышленность приняла участие по собственному почину, на собственные средства, на свой страх и риск, без всякого денежного пособия с чьей либо стороны. Правительство разрешило устройство русского отдела, с целью представить русскую промышленную жизнь целого государства, частными средствами и усилиями самих экспонентов. Для русской промышленности было важно участвовать - расширить свои рынки, завязать личные контакты с представителями промышленности и торговли других стран, создать спрос на свою продукцию.
Русским художникам, инженерам, техникам, фабрикантам, заводчикам, ремесленникам, принявшим участие в составлении русского отдела, была необходима непоколебимая уверенность в своих силах, вера в свою зрелость, при которых только и можно было надеяться на успех при таком всемирном состязании.

 []
Французский Консул в Петербурге по поручению французского правительства обратился к представителям русской промышленности. Результатом стало образование Комитета представителeй русских экспонентов на Парижской всемирной выставке. Комитет занялся выработкой условий и организацией русского отдела по привлечению экспонентов на выставку. Учредили местные вспомогательные комитеты в Москве и Варшаве и специальные Художественные комитеты - в Петербурге и Варшаве.

В Париже был образован комитет из русских, живущих в Париже, и специальный комитет для художников, который принял на себя распоряжение по отделу декоративных искусств. Нужные для начала работы Центрального Комитета средства были предоставлены А.Г. Елисеевым, который готов был предоставить кредит до 20,000 руб с условием возврата средств после закрытия выставки. Комитет воспользовался его любезным предложением в размере 4 тысяч рублей, которые потом были своевременно возвращены. Работы по устройству отдела проводились с экономией и по низким ценам. Большая часть русской прессы отнеслась к участию России в выставке неодобрительно и это еще более затруднило организацию выставки'. 12

Русская секция занимала 3200 кв.м. (на выставке 1878 года - 6308 кв.м.) и собрала 500 участников (против 1179 в 1878г.).

Несмотря на удаленность России, русские посетители выставки были многочисленны: из 32 тысяч посетителей русских было 7 тысяч.

Немецкий дипломат написал в октябре 1889 г. из С. Петербурга: 'Успех выставки привлек посетителей из высшего сословия, которые приезжают в Париж (на выставку) до сих пор. Они возвращаются и говорят: Все, что нам рассказывают о прогнившей Франции - неправда. Наоборот, Франция - как никогда - во главе цивилизации и прогресса'.' 1

 []

Инаугурация выставки. Иллюстрация из книги Чудеса Выставки 1889: История, строительство, открытие, детальное описание дворцов /... Париж.


Французская газета "Ла Жюстис" от 22 апреля 1889г, сообщает в заметке "Русский Павильон": "Фасад русского павильона на всемирной Выставке в Париже будет построен г. О. Тибо-Бриньолем, архитектором Банка России. Г-н Тибо решил воспроизвести в этом фасаде самые красивые образцы византийской архитектуры Москвы, такие как Кремлевская стена, с витринами, скопированными с окон дворца-Терема, башни Собора Василия Бла\енного, знаменитая колокольня Ивана Великого, Сухарева башня, и т.д. Два боковых входа в павильон будут воспроизводить башенки Кремлевской стены, а центральный вход будет скопирован с главного входа в Собор Василия Блаженного. Задача воспроизвести Сухареву башню была доверена профессору Шишкову из Академии Художеств". 10

 []  []

Иллюстрация Русского фасада из Обзора Всемирной Выставки-1889, Париж. Раздел 'Фасады иностранных секций', Стр. 399. 11

В Обзоре Всемирной Выставки-1889, изданном в том же году в Париже, в разделе "Иностранные Фасады" автор Ф. Журден пишет: "Я адресую те же комплименты господину Тибо-Бриньолю из С.Петербурга, который, не мудрствуя лукаво, воспроизвел один из видов Кремля для фасада России. Довольно типичная, эта массивная архитектура, полувоенная и полурелигиозная, от которой возникает невыразимое ощущение мистицизма и дикости, где византийские мотивы смешиваются с воспоминаниями о Востоке, а потом растворяются в примитивной московской брутальности. Эти камни своим немым языком рассказывают историю, анализируют психологию Северного колосса, который, возможно, когда-нибудь задушит прогнившую и немощную цивилизацию старой Европы своими мохнатыми руками". 11

Стр. 396 Обзора Всемирной Выставки 1889 []

Обзор Всемирной Выставки-1889, раздел "Иностранные Фасады', стр. 396". 11

В предварительном отчете по участию России во Всемирной Парижской выставке 1889 г. упоминается 'Сооружение фасада нашего отдела в русском стиле по плану архитектора Государственного банка Тибо' В том же отчете в списке полученных наград, в разделе 'Личные награды' архитектор Тибо-Бриньоль указан как получатель ордена Академической пальмы офицера Академии. 12
 []
Орден академических пальм (Ordre des Palmes académiques)

В литературе распространилось ошибочное утверждение, что Оскар Тибо-Бриньоль участвовал в организации Всемирной выставки в Париже в 1898-1900 гг. 3. Однако ни в Общем Каталоге Русской Секции (Париж, 1900) 8 , ни в Официальном Каталоге Русского Отдела (С. Петербург, 1901) 9 , не упоминается его имя.

 []

Главный въезд в усадьбу Майновского училища19.


Одним из проектов Оскара Тибо-Бриньоля было завершение строительства Майновской школы (сельскохозяйственного училища). Интересна история создания школы.

Умершая в 1876 году помещица, вдова полковника, Александра Александровна Майнова оставила по духовному завещанию земли в Козелецком уезде Черниговской губернии и в Бронницком уезде Московской губернии на открытие при селе Щастновке, Козелецкого уезда (Черниговская область Украины) сельскохозяйственного и ремесленного училища.

Училище это должно было содержаться на средства, получаемые из доходов имений. Принятие завещанного имущества затянулось из-за юридических коллизий на 6 лет, в течение которых 'все, что только можно было разорить, было разорено и расхищено'.

Наиболее печальную память из всех участников в деле постройки школьных зданий оставил по себе гражданский инженер Маршев. Это был человек с большим 'строительным опытом'. Не мало негодных построек возвел он на своем веку. Очевидно, Маршев прибыл в Щастновское имение и приступил к постройкам в начале развития своей психической неуравновешенности, т.к. натворил множество безсмысленных и подчас убыточных дел; не окончив постройки школы, он уехал в Петербург и там вскоре был помещен в психиатрическое заведение.

Начатые весной 1890 г. работы по постройке главного здания под руководство Маршева, были весьма небрежны и опасны для существования здания. В стенах оказались трещины, а внутри здания были построены настолько негодные арки, что пришлось их разбирать и возводить новые.

Ненормальность строительного дела можно видеть, например, в заказе петербургскому слесарному мастеру простой чугунной лестницы для школы за 1.560 рублей, не считая пересылки и установки. По мнению гражданского Тибо-Бриньоля, командированного Департаментом для окончания постройки школы, за такую лестницу следовало заплатить 652 руб. 91 к. и то при исключительно высокой оценке по 5 руб. 50 коп. за пуд.

Наконец, вся создавшаяся путаница и неудачное строительство Маршева обратили на себя внимание Министерства Государственных Имуществ. Маршев был отстрарен от дела и вместо него был прислан заканчивать строительные работы гражданский инженер Тибо-Бриньоль19.

Очевидно, что очень пригодилось двойное образование Оскара: его квалификация не только как архитектора, но и специалиста по земледелию.

Вот что записал об Оскаре Тибо-Бриньоле его племянник, горный инженер Владимир Иосифович Тибо-Бриньоль:

"Оскар Иосифович всю жизнь прожил в Петербурге, дружил с семьей Бенуа и вел жизнь свободного художника. Был недурным художником, спортсменом, душой общества."

Оскар Тибо-Бриньоль был активным участником и Членом Комитета С.-Петербургского Речного Яхт-Клуба. Его имя неоднократно упоминается в Очерке о деятельности Клуба (1860-1910).

 []  []

Тибо-Бриньоль работал в Комиссии по организации празднования 25-летнего юбилея Клуба в 1885 г.

'Первый юбилейный праздник, подготовленный Комиссией, состоялся 14 марта 1885 г. Ожидались многочисленные депутации от различных спортивных Обществ и других учреждений и хлопот было немало. Зал ресторана 'Демут', где должно было состояться празднование юбилея, трудами П.А. Григорьева, В.Ф. Харламова и О.О. Тибо-Бриньоля было изящно декорирован'.

'В зимние сезоны очень удачны были буерные катания. В начале декабря 1885 г. были впервые построены под наблюдением Тибо-Бриньоля ледяные горы, значительно оживившие в Яхт-Клубе скучное до того зимнее время'.

'Одним из выдающихся событий 1886 г в жизни Клуба было плавание клубских яхт в Гельсингфорс (Хельсинки) для участия в праздненствах по случаю 25-летнего юбилея Нюландского Яхт-Клуба, которые состоялись 20 июня 1886г. К юбилею прибыл в Генсингфорс из Ревеля член Комитета Речного Яхт-Клуба О.О. Тибо-Бриньоль, совершивший отважный и эксцентричный переход в 46 миль открытым морем на простой 16-футовой полупалубной шлюпке'.

'30 мая 1888 года в день рождения Петра Великого Речной Яхт-Клуб праздновал 200-летие ботика 'Дедушки русского флота. В этот день ими была устроена гребная гонка для прогулочных шлюпок, вслед за которой состоялись спектакль и танцевальный вечер.

В заключение была поставлена членом Клуба О.О. Тибо-Бриньолем живая картина 'Дедушка русского флота', изображавшая момент нахождения Петром I ботика в селе Измайлове'.

'В 1894 году пожар уничтожил здание летнего флигеля Клуба, часть зимнего помещения и прилегающие к ним галерея, кухня, кегельбан. Архитекторы, члены Клуба, в том числе и Оскар Тибо-Бриньоль, представили безвозмездно эскизы и проекты фасада нового летнего здания Речного Яхт-Клуба'. 14


В воскресенье 24 января 1893 года в лютеранской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове состоялось венчание Оскара Тибо-Бриньоля и Зели Кювилье. 15

 []  []

Лютеранская церковь Святой Екатерины (Автор фотографии - Лосев Сергей Николаевич) 20. Запись в метрической книге церкви Святой Екатерины от 24.01.1893г.

В 1894 году Тибо-Бриньоль был командирован на Кавказские Минеральные Воды и в течение года исполнял обязанности архитектора Кавказских Минеральных Вод.

В Пятигорске Оскар Иосифович провёл капитальный ремонт некоторых хозяйственных построек Управления Кавказских Минеральных Вод, сделал пристройки к Николаевским и Сабанеевским ваннам и переоборудовал Ермоловские ванны, построил каменный дом для рабочих, павильон для музыки и ограду в Казённом саду. Возвёл Скальковские ванны в Кисловодске.

По совместному проекту Оскара Тибо-Бриньоля и архитектора А.М. Воробьева была построена новая лютеранская церковь в Валкеасаари в Белоострове.

С лета 1895 года работал в Петербурге. Надстраивал каменные этажи в комплексе Апраксин Двор, занимался другими частными проектами. C 1896 г., в течение 3 лет, принимал участие в трудах Комиссии для наблюдения за строительными работами по возведению в Императорском С. Петербургском Ботаническом Саду нового здания пальмовой теплицы, освященной 5 ноября 1899 г.

 []
6 ноября 1900 года французская газета 'Le Temps' сообщала в разделе 'Новости из-за рубежа': 'Вчера имело место, в С.Петербурге, открытие временной часовни Лурдской Божией Матери - новой католической церкви французской общины С.Петербурга. Кюре Кюни совершил богослужение. Среди присутствующих были замечены поверенный по делам Франции г-н Вовино, с сотрудниками Посольства, католический архиепископ Недзиелковский, архитектор церквки г-н Тибо-Бриньоль и многочисленные представители общины'. 13




В Петербурге сохранились четыре дома, построенные по проектам или при участии Оскара Тибо-Бриньоля.

 [] Дом для работников Госбанка, Канал Грибоедова, 22. 1880-1883 г.

 [] Митавский переулок, 4. 1896 г.

 [] Рузовская, 29. 1899 г. Стиль-модерн.



Скончался Оскар Иосифович Тибо-Бриньоль от болезни легких 16 июня 1903 года на своей даче под Петербургом, в Рябово. Похоронен на старинном Рябовском лютеранском кладбище.

 []

Могила Оскара Тибо-Бриньоля16

Надпись на надгробии:

Оскар Тибо-Бриньоль
Архитектор
Родился 2 марта 1850
Скончался 16 июня 1903
Помолитесь за него







Примечания

1. La Russie à l'exposition universelle de 1889
Laurence Aubain. Cahiers du monde Russe. 1996. 37-3. P 349-367.
Россия на Всемирной Парижской выставке 1889 г. Статья Л. Обен // Русский Журнал, 1996. 37-3. Стр. 349-367
2. Из истории Банка России. Архитекторы Государственного Банка
К.и.н. А.В. Бугров. // Вестник Банка России 12.05.2012, N 23 (1341), стр. 30
3. Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже
Овчинникова Н. П. // Жилищное строительство : журнал. - 1990. - Июль (N 7). - С. 27-29.
4. Франсуа Тибо Бриньоль и его потомки
Казанцева М. // Уральский следопыт : журнал / под ред. А. Ермолаевой. - 2014. - Июнь (N 6 (684)). - С. 12-17.
5. Деятели революционного движения в России
А.А. Шилов и М.Г.Карнаухова // Биобиблиографический Словарь. Том Первый. От предшественников декабристов до конца 'Народной Воли'. Часть вторая. Шестидесятые годы. Москва. 1928 г.
6. Высшее чиновничество Российской Имерии
С.В. Волков. // Краткий Словарь.
7. Le merveilles de L'Exposition de 1889: Histoire, construction, inauguration, description détaillée des palais.
Paris.
Чудеса Выставки 1889: История, строительство, открытие, детальное описание дворцов /... Париж.
8. Catalogue général de la section russe / Commission impériale de Russie à l'Exposition universelle de 1900
Paris 1900.
Общий Каталог Русской Секции. Париж 1900г.
9. Каталог Русского Отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г.
С.Петербург. 1900 г.
10. La Justice
Газета "Ла Жюстис" от 22 апреля 1889 г. Париж. Перевод Анны Ермолаевой.
11. Revue de L'Exposition Universelle de 1889
Paris. 1889 Обзор Всемирной Выставки 1889г.
Париж. 1889 г. Стр. 397. Перевод Анны Ермолаевой.
12. Предварительный Отчет по участию России во Всемирной Парижской Выставке 1889 г.
С. Перербург 1890 г. Стр. 9, 48.
13. Le Temps
Газета Le Temps от 6 ноября 1900 г., Париж.
14. Петербургский речной яхт-клуб
1860-1910. [Т. 1]. С.Петербург 1910
15. Erik Amburger Database
16. Автор фотографии - Казанцева М.Е., Июль 2019г.
17. Вид с берегов Сены. Иллюстрация из книги 'Обзор Выставки 1889' Париж 1889. / Revue de L'Exposition Universelle de 1889 Revue de L'Exposition Universelle de 1889. Paris. 17
18. Инаугурация выставки. Le merveilles de L'Exposition de 1889: Histoire, construction, inauguration, description détaillée des palais.
Paris.
Чудеса Выставки 1889: История, строительство, открытие, детальное описание дворцов /... Париж.
19. 19.
Ежегодник главного Управления Землеустройства и Земледелия, 1913. Петроград, 1914.



(C) Анна Ермолаева 02.03.2018


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"