Яр С. & K.Key: другие произведения.

Космосимфония

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
  • Аннотация:
    Двойной отзыв на трилогию "Ойкумена" (Г.Л. Олди), половина от Яра Соболева (его часть в сокращённом виде напечатана в "Мире Фантастики"), половина - моя.


   Два голоса на тему одной симфонии.
   Вступает Яр, форма непроизвольная - приводится полная версия рецензии, написанной специально для Мира фантастики (12(52), декабрь 2007).
  

Симфония Космоса

  
   Генри Лайон Олди
   Ойкумена
   Роман
   Книга третья: Кукольных дел мастер
   Обложка: Е. Гондик
   Издательство: "Эксмо", 2007
   Серия: "Миры Г.Л. Олди"
   Жанр: Космоопера
  
   Финалы - не наш конек. Они оскорбляют человеческое подсознание самим фактом своего существования. Не в этом ли залог нашей чудовищной жизнеспособности?
   Карл Мария Родерик О'Ван Эмерих, "Мемуары"
  
   В классической симфонии (например, в Пятой Бетховена), как правило, четыре части. Первая часть - сонатная форма, быстрый темп, нарастание напряжения, но не ударное. Вторая часть - сложная, но в целом неспешная, допускает множество вариаций (рондо, рондо-соната, реже "чистая" соната). Часть третья (скерцо или менуэт) -- в форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A). Финальная четвёртая часть - развязка: быстрый темп, сонатная форма, рондо или рондо-соната. При этом первая и последняя части пишутся в одной тональности, а средние - в родственных, но несколько иных, да ещё и отличных друг от друга. Среди композиторов симфония по праву считается наивысшей формой, настоящим испытанием и мастерства, и таланта.
   Изначально "Ойкумена" задумывалась именно как классическая симфония - не трёх, но четырёхкнижие. Возможно, отсюда и авторское название "жанра": не привычная всем космоопера, но космическая симфония. Однако на то и каноны, чтобы их обходить: сегодня симфония может иметь сколь угодно частей. Олди остановились на трёхчастном варианте.
   Темпоритм романа - вполне себе симфонический. Если внимательно рассмотреть структуру, мы увидим, что в ней есть сквозная событийная тональность (вечер одного дня на Борго, когда Гишер, Карл и Фелиция дожидаются "малыша" Борготту), есть и вторая - собственно рассказ о событиях, как выясняется, двухлетней давности. Третья часть-тональность - "контрапункты" от лица Лючано Борготты, содержащие либо воспоминания о событиях разной степени давности из его жизни, либо участие в событиях, с ним связанных, но происходящих в иной точке пространства, и в ином времени.
   Три книги романа можно рассматривать, как три части симфонии. Правда, в этом случае остаётся признать, что каноническое написание нарушено и тут. События первой книги занимают несколько недель. Вторая книга тоже начинается довольно неспешно. Но с момента похищения Борготты, Юлии Руф и близнецов-гематров действие словно взрывается безумным крещендо: дальнейшее, занимая половину всего текста романа по объёму, по времени занимает несколько суток. Герои за эти считанные сутки успевают пережить столько, что нормальному человеку хватит на несколько жизней, с запасом. Этот темп сохраняется на протяжении всей третьей книги, и лишь финал, обрываясь на встрече природного антиса и антиса коллективного (коего скоро назовут "коллантом"), останавливает эту круговерть. Ударный аккорд повисает в воздухе между книгой и читателем, создавая знаменитую "югэн", "тёмную прелесть" финала в пьесах театра Но. А последние аккорды - весёлая пьянка друзей, успевших побывать друг для друга и врагами, и рабами, и адвокатами, и спасителями, - звучат мягко, выводя читателя к той самой сквозной тональности, которой начинается и заканчивается текст каждой из книг. Именно текст - сами книги звучат совсем иначе, и действие лежит как бы вовне главной темы, лишь в конце вливаясь в неё и сливаясь с нею.
   Как сливаются в коллективном антисе сущности, его составляющие. Как сливается антис с пространством и временем, как едины во Вселенной все расы, независимо от путей их развития. Кстати, расы в итоге и стали едины, но... всё-всё, за деталями - в книгу!
   Каноны нарушены. Но кто скажет, что симфония не удалась? Разумеется, найдутся и такие - кто бы сомневался! Они всегда находятся, эти такие, хоть их никто и не ищет. Но их брюзжание не отменит мощного, прекрасного, победного звучания космической симфонии сочинения Олди. Звуки в космосе не слышны? Ещё как слышны! Мелодия Ойкумены - не просто слышна, ею звучит всё вокруг нас. Помните голос Океана в "Одиссее"? Так и тут, точно так же, только вместо Океана - Вселенная. И люди, шагающие сквозь звёзды. Это ведь так просто, верно?
  
   -- Яр Соболев
  
   ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
   Роберт Шекли, "Драмокл : Межгалактическая мыльная опера", "Координаты чудес", "Корпорация "Бессмертие"
  
   Это интересно
   Несколько намёков на развитие сюжета.
   Основные расы Ойкумены - вехдены, брамайны, гематры и помпилианцы, - родом, разумеется, из нашего мира, Олди ничего не придумывали. Но вот кто - откуда, и сколько в каждой из рас намешано наших, земных национальностей и верований?
   Названия родных планет у четырёх главных рас - месяцы календаря. Фравардин, Хордад, Октуберан, Квинтиллис, Тишри или Элул - всё это месяцы. Но есть вполне себе техноложский Сечень. И есть Китта - вудунская планета. А ещё? Есть, без сомнений - но вот где и сколько?
   Работу невропаста Олди почти всегда описывают детально. Особенно детально - когда Борготта работает с помпилианцами. Единственной расой, способной делать из свободных людей рабов - энергетические батареи и дополнительные конечности. И ещё очень подробна описана работа Лючано с антисом. И ещё: само слово "антис" принадлежит расе, у которой антисы не рождаются. А если сравнить описание работы невропаста с антисом, и то же - скажем, с гард-легатом Тумидусом?..
   В "Ойкумене" есть финал, но нет конца, хоть это слово и стоит под текстом. Нет предела - всё только начинается. Точнее - продолжается. В бесконечность.
   А сериалов Олди как не писали, так и не пишут!
  
   ЦИТАТЫ
   <... Только профессор Штильнер радуется детским мутациям.
   А Лючано Борготта, завкафедрой инициирующей невропастии в центре "Грядущее", не радуется. В отличие от шарлатанов и головотяпов, мы - солидные люди. У нас девять филиалов на разных планетах, не считая головной конторы на Октуберане - и головной боли с волонтерами, наперебой предлагающими свои сомнительные услуги. У нас проблем и забот - завались. У нас досуга - с гулькин нос.
   Он без возражений находил свободное время только в одном случае: на годовщину шеольских событий. Где бы ни был, что бы ни делал, в это время Тарталья брал отпуск и прилетал на Борго. И привозил с собой всех, кого мог. Завтра, точнее, уже сегодня, утренним рейсом прибудет Авель О'Нейли. Нейрам извинился, сказал, что постарается, но не гарантирует - дела, сам понимаешь...
   +++++++++++
   Над головами людей, предчувствуя рассвет, тихо гасли звезды. Удивительные они существа, эти искорки во мгле. Если любоваться ими, сидя в уютных шезлонгах, выставленных на лужайке перед домом, хлебнув глоточек тутовой водки, вдыхая запах маринада, пропитавшего курятину, поджаренную на шпажках, и наслаждаясь приближением нового дня - звезды кажутся милыми котятами.
   А если пешком ходить между ними, то так вовсе не кажется.>
  
  
   ПРИСУТСТВУЮТ
   Времена и нравы пару тысячелетий после наших дней
   Брамайны, вехдены, помпилианцы, вудуны и даже гематры
   Экшен -- для тех, кому без него скучно
  
   ОТСУТСТВУЮТ
   Бластеры, роботы и киберы
   Представители негуманоидных рас
   Галактические войны и прочие великие катаклизмы
  


*****************************************************


   Вторым голосом:
   Никто ещё не узаконил формулу, по которой нужно было бы вычислять длину эпиграфа. Иногда для него с лихвой достаточно и пары слов, а иногда эпиграф бывает сравним по объёму с самим текстом.
   Думаю, что к такой большой и цельной во всех смыслах вещи, как "Ойкумена", и эпиграф должен быть соответствующий. Точнее, он уже есть. Это "Специалист", рассказ Роберта Шекли.
   Просто перечитайте его. Да и "Драмокла" тоже не помешает. Короче: полный список перечислен у Яра :).
   А олдёвская ойкумена огромна во всех измерениях. Мир очень яркий, очень настоящий - живой настолько, что выдерживает разные трактовки описанных событий. То есть в рамках законов этого мира возможно иное, не предусмотренное авторами видение тех же событий. А это - один из важных показателей качества мира, плотности и неэфемерности его материи.
   Не в последнюю очередь это получается потому, что Олди достоверно и точно соблюли баланс техники и магии мира, тщательно продумав и выписав в своей ойкумене систему врождённых расовых энергетических особенностей. Разговорным языком, т.н. энергетику.
   Нематериальная энергия, пронизывающая мир, и её носители, сразу узнающие друг друга по особым приметам, их взаимодействие - вот оно! Наконец-то! Вот она - фантастика нашего века. Это не сугубо научный материализм образца прошлого столетия, который зачастую оказывается унылым продуктом выхолащивания действительности. То, что называли НФ (Science Fiction) и то, чью кончину успели уже оплакать, умерло вместе со своим веком, хотя неполноценным, или, точнее, не совсем полноценным было изначально.
   Характерно, что самые крупные и значимые произведения прошлого века на поверку оказываются не без той же энергетики, позволенной героям в разном обличье - интуиции ли, чутья, врождённой одарённости, некоего разной степени научности эксперимента, проведённого над героями, наконец. На пример сразу вспоминаются вещи братьев Стругацких.
   Действует и обратное - те, кто строит свой мир без этой составляющей, не признавая её наличия, сами выкидывают часть необходимых стройматериалов мироздания. Вот и получается криво и нестойко, в лучшем случае - с подсознательно ощущаемой нехваткой чего-то важного...
   Кстати и дивовская "Хреновина" удивительно изящно и цепко вплетает экстрасенсорику героев в своё повествование.
   В космосимфонии же, помимо её незаурядной интеллектуально-философской составляющей, (чего стоят, например, блистательные мини-эссе контрапунктов Борготты или эпиграфы маэстро Карла) удивительно щедро разлита эта вот чистейшая сакральная квинтэссенция, прикосновение к которой даёт вспомнить, что белковое тело - не единственная, и далеко не высшая форма существования человека.
   Ради этого и перечитывают в тысячный раз "Властелина Колец" (думаю, что "Ойкумена" в этом плане перспективна не менее), и перелопачивают терабайты дешёвой фэнтезятины в надежде снова коснуться этой избранности, хоть и мимолётной, хоть и суррогатной. А всё потому, что квинтэссенции много не бывает по определению - и исключительность "Ойкумены" надёжно подтверждает это.
   А финалы... есть и у космосимфонии - всё конечно. Всё пройдёт. Книга закончится, и можно жить дальше своей повседневностью, не умаляя, но и не возвеличивая её.
   Просто иногда очень нужно знать, что есть такое место, где всем сестрам - по серьгам, где благородный антис, жертва предательства, сможет снова стать самим собой, а поможет ему в этом друг-пенетратор, где Заль и Бижан заслужили новую жизнь. Мир, где человечество может выходить в космос так, как это нас достойно.
   ...Да, надо знать, что есть такое место, где стоит Башня Молчания.
   Просто ждёт.
   Так, на всякий случай.
  




Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"