Кхамилла : другие произведения.

О гениальности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не всё ж мне ругаться, похвалить тоже следует. Юлия Сергачева. Кровь драконов.

  О некоторых вопросах, на которые почему-то ответов до сих пор не найдено.
  
  
   Юлия Сергачева. Кровь драконов.
   Москва, "Армада", 2006
  
  
   Среди лукавых, малодушных,
   Шальных, балованных детей,
   Злодеев и смешных и скучных,
   Тупых, привязчивых судей,
   Среди кокеток богомольных,
   Среди холопьев добровольных,
   Среди вседневных, модных сцен,
   Учтивых, ласковых измен,
   Среди холодных приговоров
   Жестокосердой суеты,
   Среди досадной пустоты
   Расчетов душ и разговоров,
   В сем омуте, где с вами я
   Купаюсь, милые друзья.
  
   А.С.Пушкин
  
  
  
   Иногда, в сердцах швырнув очередное издание "Армады" на пол и вспомнив эти строчки, я думаю - если среди бесконечных "серых пустошей" этого издательства встречаются такие книги - оно уже себя оправдало.
   Роман Ю.Сергачевой "Кровь драконов" вышел в серии "Фантастический боевик". Философская притча в стиле фэнтези была заявлена как боевик, и соответственно, могла потерять на этом своего читателя - я, например, эту серию вообще игнорирую. Просто повезло обратить внимание. По насыщенности поставленными вопросами и поднятыми в нём проблемами роман далеко выходит за рамки фантастической литературы и приближается к некоему панорамному панно, стремящемуся охватить все стороны бытия. Тут и история - не альтернативная, а созданного мира, и философия, и элементы - мизерные - боевика, и детективная линия, неожиданно завершающаяся как "очередное раскрытое дело".
   Пусть не смущает читателей некоторая мозаичность повествования - кому-то оно напоминает паззл, который постепенно складывается в цельную картинку, мне же больше по душе аналогия с разноцветным плетением - каждая цветная нить-судьба идёт то самостоятельно, то сплетаясь с другими, образуя чудный узор, иногда теряясь в общей массе, иногда нанизывая на себя бусины случайных встреч и разговоров, и над всем этим плетением мерцает едва уловимое сияние - крылья драконов.
   На мой взгляд, ощущение мозаичности создаётся в основном от неправильного оформления текста - как некоторые стихи просто требуют, чтобы их написали лесенкой, так и роман Сергачёвой требует оформления разными шрифтами, чуть увеличенного размера страниц и хорошей бумаги.
   Книга включает в себя основное повествование, повествование о Других дорогах, других днях, и Сказки про Дракона, являющиеся, по сути, самостоятельными произведениями, иногда весьма отдалённо перекликающимися с основным текстом. Причём сами по себе это не сказки - изумительно красивые притчи. Даже если читать только их - книга уже себя оправдывает. И как раз эти сказки и должны быть оформлены как эпиграфы - в таком случае повествование получает смысловое деление, а вместе с ним глубину и дополнительную связь между разными пластами романа, а сами сказки не покажутся вставными кусками, разбивающими действие, потому что взгляд и мысль, скользя по странице, успеет среагировать сразу на изменение стиля и ритма.
   Язык и стиль книги - это, конечно, не язык "Дозоров", тянущий читателя за собой против воли. Он безупречен, но слегка тяжеловат. Или, если хотите, несовременно художественен и убедителен и недостаточно динамичен. Так ведь и проблемы, поднятые в произведении, несравнимы с теми же "Дозорами" и требуют вдумчивости и сосредоточенности. Вполне возможно, что книгу придётся читать в несколько приёмов - прерываясь для осмысления... или отдыха. Но этот язык безупречен с точки зрения соответствия поставленному замыслу. К тому же большая часть повествования идёт от первого лица - а главному герою нельзя отказать в хорошем образовании и умении литературно излагать свои мысли и действия. Очень большой плюс - в книге нет присущих "женской" фантастике недостатков. Ни соплей, ни любовных линий, ни длительных самокопаний, ни утомительных выяснений отношений, ссор и примирений на десять глав с продолжениями. Ничего, что позволило бы назвать книгу "дамским романом". Хотя в книге есть трогательная история о выборе девушки Иленны между гением и посредственностью - "Драконы тут вообще не при чём". Очень светлая и жизнеутверждающая история о счастливой семье на пять с половиной страниц. Вопросы смысла жизни и общества не всегда требуют введения длинной лирической линии. Недостаток же динамики происходит от попытки нарисовать масштабное историческое полотно. В общем, книга - явно не любовный роман в личине фэнтези. Чернухи и эротики в нём тоже нет - исключительно выдержанная и сбалансированная вещь, потому что если автору есть о чём рассказать и о чём побеседовать с читателем, то никаких дополнительных способов привлечения интереса не требуется.
   Основная тема книги извечна и не так часто рассматривается - талант для человека или человек для таланта. Только в данном случае не талант - гениальность. Гениальность получает материальное видимое воплощение - охраняющего дракона - аллегория приобретает черты личности и вступает в мир людей зримой и материальной силой. В случае опасности дракон защитит гения и сохранит его для себя и для общества. Гений же тоже виден всем - ему не приходится пробиваться и доказывать свою гениальность, ведь рядом - дракон - её видимое воплощение.
   Перечислять все темы многопланового романа сложно, остановлюсь на некоторых.
   Каждый может вычленить одну тему или уловить сразу несколько параллельных, тех, которые ему ближе и понятнее.
  Вот цитата с наобум открытой страницы - в связи с изменившимися настроениями детей забирают из Гнезда, и потрясенный Наставник говорит:
   " -Они погубят их...(...) Если кто и способен придушить новорожденного дракона, так это самые близкие к будущему всаднику люди. Любовью, заботами, или упрёками и ненавистью они уничтожат их...(...) Какое счастье, что твои родители, Кир, никогда не объявлялись...
  -Гм, - слегка опешил я. - У нас с вами разные представления о счастье..."
  В десяти строчках - трагедия Наставника и трагедия брошенного ребёнка, и проблема наилучшей для развития гениальности обстановки, вопрос обучения и педагогики, родительской любви и боязни жить рядом с гением...
   Вот талантливый врач, доктор Марим. Он прекрасный врач, его любят и ценят - но у него НЕТ дракона. Он не гениален. Он просто хороший врач. Что чувствует человек, если знает, что выше некоторой планки ему не подняться? Что он не гений - просто очень хороший профессионал?
   История маленькой больной девочки, которую нищие родители продали в публичный дом, пока прислугой, и которая оказалась гениальной певицей. Девочку заметили, вернее, заметили её дракона, и отвезли в Гнездо - интернат для гениальных детей. Она выросла, влюбилась и... не знает, как поступить с нерождённым ещё ребёнком, потому что с ним не сможет реализоваться её гениальность. Стоит ли дракон такой цены? Как ни странно, но к мысли, что нет, не стоит, склоняется скорее её друг детства - он, видимо, острее переживал своё сиротство. Или это ему только так кажется?
   Сыщик Робьяр. Он уверен, что дракона у него нет. Он просто работяга. А дракон есть. Сыщик ведёт расследование по параллельной теме - теме, которая практически и не пересекается с основной сюжетной линией, но связана с ней извечной темой: " Гений и злодейство - две вещи несовместны?". "Робьяр наклоняет голову, сцепляя пальцы на затылке, и, щурясь, вглядывается в бумаги перед собой. И не видит, как над ним, в шевелящемся, плотном дыму, молча раскрывает мощные крылья невероятная фигура, сотканная из выдумки, бреда, теорий, закреплённая фактами и логикой, оживлённая желанием и яростью, вдохновлённая надеждой.
   ...А, может, и нет этой фигуры вовсе. И просто танцуют на стенах подвижные тени."
   Согласитесь - не менее важный вопрос: а если человек не хочет видеть своего дракона? Не верит в него? Не хочет верить?
   Бывший художник - у него был дракон. Есть легенда о том, куда этот дракон делся - и правда. И правда чище и лучше легенды. Так тоже бывает.
   Кусочки судеб, словно капли крови, иногда в двух-трёх словах - история всей личности. Тень дракона за каждым словом.
  
  
   Мир книги - мир предапокалиптический и постапокалиптический одновременно - автору удалось почти осязаемо передать как "предчувствие гражданской войны", так и долгую историю создания и агонии мира. Он передан в основном глазами юноши Кира - гениального музыканта и композитора. Поскольку гениальность его проявляется в музыке, а в остальном он совсем даже обычный человек, то и некоторая его недогадливость и наивность, естественно, простительна и обоснованна и не вызывает ощущения искусственного приёма. К тому же он молод, как молоды почти все персонажи книги. Гений в этом мире может раскрыться уже в семь лет и творить до глубокой старости.
   Нарастание напряжения в городе передано глазами Кира и поражает пугающей
  достоверностью. Слухи, сплетни, недобрые взгляды нарисованы то крупными выпуклыми мазками, то едва заметными штрихами, и изменение настроений и постепенно проявляющаяся тревога ощущаются почти физически. Город и мир обретают бытиё, и страх, терзающий жителей мира вползает в сознание.
   Книга состоит из двух частей и интермедии между ними, раскрывающей историю возникновения и становления мира. Сама по себе интермедия - готовое художественное произведение, с потрясающей силой и достоверностью рисующее погружение в глубины веков.
   И вопросы поднимает неожиданные - ну, например, а что получится, если собрать всех самых-самых лучших и талантливых и вывезти из удушающего их мира в новую светлую даль, строить Город Солнца? Получится, судя по книге, обычный "жестокий мир", и ничуть не лучше того, что был. Иногда и хуже. Увы, история наших земных Утопий полностью подтверждает этот тезис книги. А почему так получается? И на этот вопрос есть попытка ответа и обобщения.
   После интермедии следует вторая часть. А потом книга заканчивается. Несколько неожиданно. В мир врывается техника и мир исчезает. Вернее миры расходятся. Концовка - слабое место любой книги. Здесь она тоже весьма и весьма спорная - потому как непонятно куда в итоге придёт мир - то ли в некую новую реальность, то ли вернётся к старому - откуда вышел. И есть ли для него место в этой новой реальности. Она ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Например, об ответственности за тех, кого приручили. О том, может ли один человек решить судьбу целого мира, и кем он должен быть для этого? Да, Кира убеждают, что если миры не развести - они просто рухнут в хаос, но он - не политик, и не может знать, не дают ли ему ложную информацию рвущиеся к власти. Да, ему помогает Дракон, но какова его цель? Впрочем, может быть так и надо? Может смысл - показать, как создают героев и манипулируют ими? Как политики рвутся к власти, а наивные и чистые душой верят хорошо рассказанным ими сказкам?
   Закономерно, что и финал книги поднимает больше проблем, чем завершает сюжетных линий.
   Редкая книга, которую можно читать всем, от десяти до девяноста. Но понравится она скорее всего находящимся в творческом поиске и ещё не нашедшим ответы на... вопросы, которые почему-то постоянно возникают в процессе развития личности. Или желающим вспомнить, как они сами натыкались на схожие проблемы и пытались их решить. И почему-то думают, что уже решили. Или тем, кто отказался от своего дракона ради денег и постоянно, каждую секунду, помнит о том, что мог бы написать шедевр, сделать открытие, но... партнёры не поймут срыва сроков запланированных поставок. Тем, кто не отказался, снискал славу - и вдруг понял, что всю жизнь прожил только для своего дракона и теперь с завистью смотрит на менее успешных сверстников, которые почему-то счастливы в своей посредственности и ничуть не жалеют ни об отсутствии гениальности, ни об отсутствии славы. Тем, кто дракона за собой ощущает, и тем, кто не ощущает - чтобы правильно построить свои с ним отношения или смириться с его отсутствием, и осознать, что в выборе пути "драконы ... вообще не при чём".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"