Кибальчич Фима : другие произведения.

Обзор конкурсных рассказов Бд-18. Впечатления и размышления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Я как человек здесь совершенно новый никаких обзоров писать не собиралась, но потом поняла, что самой нравится их читать не меньше чем рассказы. С чем-то соглашалась, с чем-то нет и почувствовала желание тоже поделиться впечатлениями. Их будет немного, к сожалению, времени на прекрасное не хватает. Мой обзор в первую очередь посвящен содержанию прочитанного и тому, на какие размышления оно меня натолкнуло. И порядка никакого нет, как читалось, так и писалось.
  
    Шокол Ю. "Ксай-Лу и воды Великой реки"
   Своего рода философская притча, не имеющая очевидного прочтения, но наводящая на мысли о жизни и смерти, о вечном и преходящем, как воды непрерывно текущей реки.
   С детства оказавшись вблизи смерти, ее медленного однообразного хода, среди даров, оставленных ушедшими людьми, герой впитывает ритм и дух бытия по ту сторону жизни, хоть и мечтает о свободе. Только попытавшись умереть, а может, и на самом деле умерев, он получает свободу. Но даже покинув печальный берег, герой несет внутри себя печать вечно уходящего времени, его беспощадного гула, как звука из ракушки. Различие между жизнью и смертью стирается для героя и для нас. А может его и вовсе нет?
   Ксай-Лу - великолепный образ божества смерти, и автор это подчеркивает, напрямую сравнивая его с Бабой-Ягой. Ксай-Лу кормит и дарит подарки, но не хочет отпускать от себя мальчика, пока его попытки уйти нелепы, пока он не заглядывает в глаза смерти и не достигает зрелости.
   Рассказ ясен и при этом многозначен, ускользает в образы, ощущения, оставляет после себя послевкусие печального и вечного течения времени. Изумительно!
  
   Вишнева Ева "Половодье"
   Быт спасателей не прост, наполнен трудностями, романтикой и героизмом, они оторваны от дома и им светят незнакомые звезды. Рассказ пронизан водой и снами, и образами странных людей. В целом красиво и завораживает.
   Но остается ощущение, что автор хотел сказать еще нечто, к чему должен быть ключ, но найти его никак не удается.
   Зачем Василий назван Хароном? Он связан с миром мертвых? Своими снами?
   Но ведь народ, увиденный во сне героини, явно немертвые. Люди живут в древних костях под другими звездами. В чьих костях и почему в них?
   В голове остается путаница причинно-следственных связей, явно не хватает обоснуя.
   Я бы еще поняла, если бы вместо некого народа, мы увидели погибшую в наводнении семью, о которой тоскует Василий и которую сны держат в чистилище его костей. Но вроде нет.
   Или если бы автор намекал на далекое будущее, в котором маленький народец обречен видеть сны миллениумы лет назад умершего Василия. Но нет - над головой народа другие созвездия, а значит - это другая планета.
   В общем запуталась я в собственных догадках и сдаюсь. Ответа у меня нет, поэтому рассказ остается зарисовкой из быта спасателей.
  
   Alnilama "На блюдечке с ледяной каёмочкой"
   История о появлении в доме самой обычной пары маленького паразита, питающегося конфликтами, и, при необходимости, их провоцирующего. Если у вас есть холодок в отношениях, то на его запашок придет жадная жара и постарается прохладное превратить в ледяное. Мораль в том, что нужно строить теплые отношения, слушать и доверять. Вот нашли вы чужой волос на подушке, а это вовсе не любовница, а затаившийся под табуреткой коварный провокатор. Осторожность, еще раз осторожность, господа, и помните, доверие превыше сомнений.
   Простой язык в описании быта чередуется с внезапными метафорическими вывертами, в результате возникает не слишком обоснованная неоднородность изложения.
   И еще странным показалась фантэлемент. Существо, страдающее от собственной сущности. Жаре жарко и все время хочется охладиться. Вроде, должно бы быть как-то наоборот.
  
    Осин Д.В. "Медовый месяц в стиле с модерн"
   Модерн начинается и кончается цитатой про бледные ноги, стоит ее убрать и остается юмористическая любовная фэнтези, о том, что настоящая любовь не знает видовых преград. Милейшая история о превращениях новобрачных, пронизанная эротическими фантазиями медового месяца. Новобрачные милые, как хомячки, так бы завела их у себя дома, чтобы подглядывать, как они там... с "бледными ногами" обходятся. Колдовская милота!
  
   Алексеева-Минасян Т.С.  "Терапия для "нежных снежинок"
   Зарисовка о двух лагерях ГУЛАГа будущего: один для тунеядцев, другой для работоголиков. Не совсем ясно, почему надзирателей именуют психологами, но, видимо, трудотерапия в будущем станет единственно верным ответом на все социально-поведенческие девиации.
   Повествования построено из трех частей, в первой лодыри описывают свои "проблемы", и таким образом автор знакомит нас с неодобряемым обществом социальными типажами. Во второй "психолог" отправляет их на грязный ручной труд, используя "изощренный" психологический прием: "не сделаете - не пожрете". В третьем, выясняется, что где-то есть и другое отделение "помощи", где пристально надзирают за теми, кто слишком любит работать.
   По заостренной схематичности и гротескности повествования рассказ напоминает пародию, но остается ощущение, что автор совершенно серьезен, и поэтому история обращается в дидактику "в лоб", а после прочтения сразу хочется ее распечатать и разместить на заводской стенгазете советского разлива.
   И еще, очень позабавило, что процесс перевоспитания происходит через приобщение к грязному физическому труду, а описанные работоголики - творчески-управленческая элита. Делаю вывод, что в заводскую газету такая мораль не сканает.
  
   Шауров Э. "Солярис"
   Жанр производственного романа (в данном случае рассказа) последнее время подвергся незаслуженному забвению. Но здесь он во всей своей красе:
   - производственный процесс. Плюсуем. Трудовые будни, поставленная задача, термины процессов и агрегатов, планы испытаний, нарушение регламента, отсчет секунд;
   - герой-новатор. Плюсуем. Это он - Иван Кинев - нарушает все эти бюрократические регламенты, бесстрастно игнорирует прописанные планы, а заодно и "раскудахтавшегося" босса ради высокой новаторской цели;
   - профессиональная задача. Плюсуем. Решена в ходе повествования героем-новатором.
   - все герои - включены в производственный процесс. Плюсуем. И даже та, единственная и желанная, не нянчит дома детей, а дежурит в момент производственного подвига.
   - внутреннее развитие героя, решение нравственных задач в процессе трудовых будней. И тут, черт возьми, плюсуем. Новаторский подвиг помог наладить отношения с дамой.
   Герои рассказа также являются чистыми, беспримесными типажами лучших образцов советской прозы. Иван Кинев - настоящий, сильный, преданный профессии и делу мужчина. Надежда - сильная, сдержанная, "серьезная дама", понимающая и умеющая прощать. Коллеги - люди, болеющие душой за общее дело и друг за друга.
   Единственно, чего здесь не хватает - это конфликта. Хоть кого-нибудь противопоставленного этой идиллии сильных людей.
   Язык повествования такой же правильный, профессиональный, вышелушенный, как и герои.
   Видимо, цель рассказа, чтобы читатель проникся пафосом и взял описанное поведение за образец. В нашу эпоху поиска утраченных ценностей - верной дорогой идете, товарищ-писатель.
   Но почему же так скучно, товарищи!
  
   Sonny P. "Эдема"
   Смотрю на квадраты и треугольники, зеленые, синие и красные, и что-то понимаю. Возможно, это что-то гораздо больше, чем имеется, или гораздо меньше, чем требуется. Читаю еще раз и вижу нечто новое из того, то казалось незначительной мелочью.
   За метафорой грудится реальность, но она иная, самодостаточная, стремящаяся к непрерывному приращению, при этом тошнотворная своей способностью разрастаться.
   За непрерывностью внутренних переходов, зеркальными отражениями собственное "я" героя и читателя отекает одиночеством и страхом. Черепные пластины расходятся под давлением вырастающих смыслов. Личность отчуждена, а, возможно, ее и вовсе нет... в копошащемся мире.
   В общем, чтение затягивает бесконечностью анализа и интерпретаций. Но, может, у знака и вовсе нет означающего. Лишь цветные тошнотворные пятна.
   Все равно хорошо.
  
   Ковалевская Александра Викентьева "Пани Зося ищет рога для супруга"
   Нежная история мещанской любви. Глубоко преданная жена готова наступить на горло верности, чтобы двинуть вперед карьеру мужа. И что может быть важнее в мире мещанского благополучия.
   Рассказ полон игривой, многосмысленной иронии. "Растут во внутрь брутальности рога...". Здесь амбиции оказались и в буквальном, и в фигуральном смысле реализованными, но без особой брутальности, правда.
Ирония в том, что жена герою по факту не изменила, и обман, лежащий в основе этой коллизии рассказа, порождает другой обман:   в появившиеся на голове проемы вместо рогов, потеснившие мозг, можно вставлять искусственные рога. Они могут быть разные: бархатистые для малышей, крепкие для оппонентов. В этом ведь печальная суть многих политиков - быть никем, чтобы видеться, кем угодно. Все их принципы иллюзорны, и чтобы создавать иллюзии много места для мозгов не требуется, лишь современные технологии. 
   Образы весьма убедительны, метафоричность случившегося пленяет.
  
   Герасименко А. "Гадовы дети"
   Эта история своего рода краткое и причудливое жизнеописание двух братьев. От суровой рабочей жизни в Питере их бросает прямо в сказку, где обоих ждут испытания. Один из братьев оные испытания проходит достойно и делает верные выводы, другой же, падкий на медные трубы и палаты каменные, получает свое наказание. Но брат брата не бросит, и останутся они вместе, и даже пользу из нового своего положения извлекут.
   Видимо, автор хотел рассказать о братской любви, все прощающей. Терпящей и ядовитые укусы, и гуттаперчевые кольца. А в конце концов из этой любви и прощения извлекающей свою выгоду.
   Рассказана история очень бойко и спорно, интонация сказительная, события разворачиваются калейдоскопом, от чего остается общее ощущение сказочного приключения. И мораль у автора есть, но за приключениями выглядит очень вторично. Де попал добрый молодец в сказочное царство, присмотрелся - не то... и свалил. А брательнику его идея избранничества совесть и разум застила, вот он и с инвалидностью вышел, но ничего и его пристроили. В общем живут.
   Надо признаться, в этой легкой и изящно написанной сказочке ссылки на античные мифы выглядят очень и очень странно. Там, где Эдип и Клитемнестра пережили страшную трагедию, - Васятка только встряхнулся, а Нестра превратилась в гротескную злодейку. Высокое и трагическое у автора превращается в увлекательное и пародийное, что усиливается стебным изложением и словесным замесом всем времен и народов. В результате и мораль становится весьма условной.
   Понравилось. Но античные и библейские аллюзии на мой вкус крайне неуместны и все портят. Делают рассказ необоснованно претенциозным.
  
   Тихомиров В. "Деда"
   Я бы назвала эту историю страшной. Мальчика, воспитанного андроидом, прилетают спасти и вывезти люди. Узнав, что они не собираются брать с собой его деда, мальчик не плачет, не уговаривает, не отказывается лететь, он легко, не раздумывая, убивает сразу троих..., чтобы никогда даже об этом не жалеть, а лишь использовать как повод для возвращения.
   Если задуматься смысл у истории чудовищный. В процессе убийства герой совершенно рационален, его не пугает смерть прилетевших ради него и единственное, о чем он думает после - не арестуют ли (видимо, Маугли хорошо ориентируется в человеческих законах). Впрочем, и толку от убийства нет - дед все равно не улетит.
   А дальше отстраненное описание приемных родителей и ложь о желании посетить могилы убитых. Объективно говоря, герой - полный социопат, не симпатичный плод воспитания андроида. Но... И тут возникает большое но... Автор тепло и душевно описывает быт деда и мальчика, их отношения до встречи с людьми, раскрашивает равнодушие к андроиду прибывших. Складывается впечатление, что автор желает убедить читателя в истинной человечности ребенка и робота, несмотря на... бесчувственное кромсание бластером.
   Главная претензия - не верю. Образ мальчика первой части и второй не сходятся, не может ловящий пескарей и скучающий по деду ребенок быть таким хладнокровным убийцей. Кажется, что автор хотел рассказать о черствости человека по отношению к андроиду и человечности андроида и ребенка, а рассказал о чем-то противоположном.
  
    Тихонова Татьяна Викторовна "Ключ для дождя"
  
    Притча о добре, не щадящем себя и готовом бесконечно создавать жизнь и отдавать себя любому нуждающемуся. Человек эгоистично пользуется этой безоглядной жертвенностью и находит основания ее презирать. За слабость, за неуверенность, за неловкие сомнения в своей правоте. Притча красивая и очень мудрая. Автор мастерски научает нас любить это добро за его обычность и даже слабость, за редкий львиный рык и остатки крыльев за спиной и за заячью дробь в левой ноге. И я жалею и люблю его в этом рассказе. Его хочется обнять и утешить. И уйти вместе с ним от бесчувственного мира. Но выбираясь из-под авторского магнетического влияния, я понимаю, что все-таки нет.
   Наивное добро без различения в рассказе имеет привкус слабости, а так быть не должно. Оно глубоко печально и не дает нам надежды. Добро не уверено в себе, ощущает вину за поступки, не может сказать "нет" и, кажется, пытается угодить каждому. От такой угодливости до подлости - один шаг. Поэтому я за другое добро: нахальное, уверенное в себе и любящее. Не вооруженное мечом, но и не всепрощающие. Пусть его истинным оружием будет радостный смех, ирония и бесконечная любовь к жизни. Тогда оно будет способно защитить себя и нас.
  
   Флинт Киборд "Знаменитый террорист Ганч Сваровски"
  
   Кибертеррорист гонит на тачке в киберпространстве. Его преследуют, он сдает своих, идет на уловки, чтобы уйти от погони, между делом переключает каналы. Динамичное повествование с чередующимися вырезками общественных дискуссий и новостей, усиленное потрясающими нестандартными метафорами приводит читателя к.... полному недоумению.
   Так, стоп, все построение текста кричит - "это какой-то шпионский триллер", и в конце донельзя заинтригованный читатель получит свою разгадку, но разум сбоит, путается мультиверсах и распадается "виртуальной резиной в метрах перед границей".
   Итак, Карл, не понял. Иду к началу.
   Судя по радиотрансляциям, мир отказывается от БоГа и переходит на МаГа, то есть каждый уважающий себя человек свою иллюзорную реальность будет таскать в собственном кармашке, ограждая от любопытных и желающих управлять. Кибермир становится исключительно индивидуально ориентирован. И этот МаГ, сиречь реализатор, есть у Ганча, но в погоне уже едва тянет (кстати не понятно почему, черт знает, чем реализатор запитывается). Мир сотканный из множества иллюзий весьма относительно устойчив, гибок, манёвренен и хорошо управляем, поэтому достаточно трех фраз, размноженных реализатором на двухстах листах, чтобы все полетело в тартарары.
   На уровне метафоры к современности рассказ хорош, в нынешней "лабильности континиума" каждый уже сформировал собственный реализатор, и мир живет фразами, картинками и иллюзиями, причем любое искусственное порождение может вызвать настоящее цунами. Баттлы "пранкеров" крошат и создают реальности.
   Мне понравилось - язык, динамика,картинка, герой, острая современность - все такая вкусная гармонь. Понравилось, вроде бы..., если правильно поняла. Но уверенности нет.
   Ни черта не ясно с мультиверсом, тремя фразами, откуда и куда мчался Ганч, кто его догонял, а кто радостно встречал. "Засеял" он с двух сторон от границы? И чем он в конце концов знаменит?! Все мотивы и хронотопические маркеры слишком типичны для триллера с его определенностью развязки, чтобы отмахнуться намеками, метафорами и аллюзиями.
   Или нет никакого террориста Ганча, а лишь реализатор читателя в действии?
   Неопределенность несколько раздражает. Все-таки, если придется, я выбираю самые низкие частоты, чтобы различать "заначки реальности".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"