Киборг Спецназовец Орк: другие произведения.

Критический разбор 2 Воздух

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Третий на этом конкурсе разбор я решил посвятить рассказу Крымова Олега "Воздух".
   В конце концов, надоело говорить примерно положительные слова, хочется поругаться всласть. Киборг я или не киборг? Орк или не орк?
   Тем более что данный автор данным рассказом предоставляет такое право пройтись молотом по наковальне.
   Итак, рассказ Воздух. Автором заявлен как Фантастика. Размер по СИ 7 кБ, и это, к сожалению, не тот случай, когда краткость - сестра таланта.
   Долго пытался найти какое-нибудь приятное слово для начала. Чтобы поощрить автора, морально похлопать его по плечу с ободрением. Наконец нашел: рассказ был написан где-то полгода назад. Других достоинств у рассказа, к сожалению, нет.
   Почему? Я, как уже неоднократно говорилось, считаю так: главное, что отличает научно-фантастический рассказ от графоманской прозы "за жизнь", от нудного пересказа бытописаний в так называемой "серьезной литературе", - это работа мысли автора. Работа мысли автора обычно выражается в приблизительно оригинальной идее, в данном случае - научно-фантастической идее. Обычно это связано с необычным, нестереотипным взглядом автора на мир вокруг нас. Разумеется, за годы существования научной фантастики - и огромного множества научных фантастов, - стопроцентно оригинальную научную идею найти нелегко. Даже, откровенно говоря, очень трудно. Во-первых, для этого надо хорошо знать, что человечество знает о мире на данный момент. Во-вторых, надо суметь сгенерировать что-то, что не противоречит этому знанию, но лежит на грани интереса человеческого познания. А для этого и требуется работа мысли. Мозговой штурм, между нами говоря. Это сложно. Этому почти никогда и нигде не учат, каждый должен сам учиться такому подходу (я бы сказал, этому неплохо способствует тренировка на тестах по определению IQ, на тех заданиях, которые предполагают продолжить ряд символов/фигур, создав недостающий элемент. Именно создав, конечно, а не выбрав из кучи предложенных) . И в-третьих, выяснить, а не пришла ли до меня, любимого, эта идейка в голову к кому-нибудь из великих предшественников.
   Упс, наговорил такого! Ладно, вернемся к рассказу Воздух.
   Какова же главная научно-фантастическая идея рассказа?
   Ага, в обществе, более или менее не нашем, изобрели приспособления для передвижения индивидов по воздуху. Причем путем переставления ног, ага. Переставление ног - достаточно неэффективный метод движения даже по земле (с очень низким кпд). А уж в воздухе болтание ногами вообще выглядит смешным. И вот однажды один вор украл это приспособление (называемое сандалии Гермеса), а тут вдруг оказалось, что он и сам может по воздуху ходить.
   Автор, когда человек типа ходит по воздуху, это называется левитация. Ну то есть он левитирует, а у вас еще и ножками дрыгает. Для прикола, наверное.
   Так получилось, что вопрос левитации сам по себе уже давно не интересует фантастов. Шестидесятники (как наши, так и американские) особо пофантазировали на эту тему - вместе с телепатией, телекинезом и прочими экстрасенсорными способностями.
   Теперь левитация интересует только шарлатанов-колдунов - типа Лонго, да откровенных фокусников типа Копперфильда.
   Что касается приспособления для передвижения одиночки по воздуху - тоже не современная фишка, одна проблема - в том виде, в котором она описана в рассказе Воздух, она представляет интерес не больше, чем новая модель велосипеда. Не надо изобретать велосипед, его уже давно изобрели.
   Тогда, возможно, спрошу я, автор хочет нам сказать что-то потрясающе важное, философски значимое? Что-то, что перевернет наш взгляд на жизнь? Чтобы мы, как в фильме про Паганини, били себя кулаком в грудь и вопрошали со слезами в голосе: зачем я живу?
   Да нет, и сюжет (который мог бы стать проводником философских идей) поражает банальностью и штампованностью.
   Мелкий воришка, неизвестно зачем укравший гермески (наверно, исходя из принципа: чтобы було!), бежит от погони. Бравые армейцы окружают его в домике, откуда он в гермесках по воздуху убегает от всех, типа крутого Колобка: я от бабушки ушел, я от дедушки полковника ушел, и от оравы вояк уйду. Все. А, да, гермески - это туфта, это он сам левитировал. Вот теперь все.
   Ну... я добрый сегодня. Скажу так - как мимолетный эпизодик фантастического детектива, может быть, и пошло бы. Но как рассказ... сорри, не канает.
   Кроме того, автор совершает типичную ошибку - вместо того, чтобы писать о том, что он знает (видел, участвовал (не единожды), организовывал), он предпочитает использовать штампы. Конечно, если постоянно видеть такие моменты в фильмах-сериалах, в конце концов создается впечатление, что разбираешься в этих катавасиях досконально. Что собаку на них съел. Но... фильмы/сериалы создают такие же люди, плохо разбирающиеся в тонкостях профессии, и бред кочует из опуса в опус.
   Итак, штампы (образы, в которых автор не разбирается, но смело заимствует из самых низкопробных источников).
   Вор-преступник-левитатор. Разумеется, ловкий, беспощадный, начинающий джеймс бонд. Ну, или в крайнем случае Том Круз в Миссии невыполнимой. Парень несомненно был профессионалом, любителю никогда не удалось бы обойти не только многочисленные армейские кордоны, но и секреты Незримой Гвардии. К тому же, он почти сумел уйти, не всполошив охрану. Но именно что почти... Отваги и дерзости вору тоже было не занимать, дрался он умело и хладнокровно, что и позволило ему прорваться сквозь кольцо людей полковника, отправив двоих из них в реанимацию.
   Правда, бонды-крузы обычно прорабатывают пути отступления так, чтобы их не могли взять. Так обычно бывает лет этак после 25 - человек продумывает как можно больше. Особенно профессионал. Какая-нибудь стальная крыса. Нежелание подумать о последствиях - особенность дилетантов, малолеток и дебилов, которые до статуса профессионала могут дорасти только в профессии дворника.
   Полковник-вояка - руководитель операции. Слуга царя, отец солдатам. Умный и заботливый, и с навязанным адъютантом-дураком, выскочкой и протеже. Проблема в том, что заявляя своего героя полковником, автор представил нам какого-то старенького учителя труда из школы. Такое ощущение, что автор никогда не общался с полковниками в живую, видел их только в фильмах (причем забугорных) или сериалах.
   Ну, лейтенант - тот еще лейтенант. Такими лейтенантов любили изображать в совковых фильмах, разумеется, белых лейтенантов. Шурик, это не наш метод.
   Собственно, все, героев больше нет. Тогда о происшествиях, так?
   Отваги и дерзости вору тоже было не занимать, дрался он умело и хладнокровно, что и позволило ему прорваться сквозь кольцо людей полковника...Все действующие экземпляры хранились в штабе Гончих, охранявшемся надежнее президентского дворца, и, несмотря на многочисленные попытки как иностранных разведок, так и собственных нездоровых элементов к ним подобраться, до сегодняшнего дня оставались в неприкосновенности. Но вот как раз сегодня удачливый вор сумел не только похитить сокровище, но и рискнул воспользоваться "сандалиями".
   Это из Миссии невыполнимой, да, автор? Это там они проникали в охраняемое помещение, воспользовавшись самыми передовыми технологиями, и стащили информацию. А гермески, очевидно, хранились в простом деревянном шкафу посередь чистого поля, а на окраине поля загорали люди полковника. И ни камер наблюдения, ни датчиков - ничего, на траву их, что ли, крепить? Или вор взял эту оплетку, а на ее место положил каменюку, чтобы вес компенсировать? Как Индиана Джонс?
   И, скажу честно, автор, в таких приспособлениях (открытиях, инструментах) гораздо важнее и интереснее техническая документация, чем экземпляр. То есть чертежи, схемы, описание материалов и сборки-отладки. Сорри за дурацкий пример - образец кока-колы получить - нет проблем, а вот рецептура его приготовления - действительно тайна за семью печатями (Хотя уже не тайна, было такое шумное дело).
   Затем, описание осады и подготовки к штурму (?!) - это бред. Понятно, что именно так оно и изображается в фильмах-сериалах, но не тогда, когда речь идет об одном человеке. Да и в фильмах этот штамп - чаще всего провальный.
   То, что вор решился выйти под выстрелы и "вздохнул поглубже, зажмурился и шагнул по воздуху. Остановился, открыл глаза, сделал еще один короткий шаг. И еще один" - не верю. Точнее, так не бывает. У взрослых не бывает никогда. Это мальчишеская бравада, детское представление о поведении. Профессионал так не поступит никогда.
   Ну и окончание - решивший поспать полковник, когда его люди тревожно сжимают оружие, а вор бежит по воздуху - это... тоже бред штамп.
   Несколько особенно невероятных фраз резанули чувство логики.
   Оставьте, лейтенант, здесь вам не казино. Для вас ставка пара сотен, а для него - жизнь
   Полковник так волновался за жизнь вора? Лейтенант так хотел заключить пари? Они всегда во время операций заключали пари, это у них такая привычка была? Не бывает.
  
   И не просто ходить, а перемещаться с поразительной скоростью и маневренностью.
   Насколько эта скорость и маневренность превышали скорости самолетов? Беспилотных самолетов? А кстати, еще раз, - зачем эта ерунда МО? В эру беспилотных моделей? Один в воздухе не воин. Смысл в гермесках какой? Я еще могу понять, всеми желаемы военные секреты технологий невидимости, стелз, например. А это зачем? Это все равно как конные войска СА во время Великой Отечественной - красиво, да, а роли никакой не играет.
  
   Номер, высветившийся на экране, требовал немедленного ответа
   Во время спецоперации с полковником связываются по мобильнику? Автор... ваш полковник и его начальники в своем уме? Или в чьем-нибудь еще? Спецсвязь, слышали такое?
   А во-вторых, у противника не оставалось иного выхода, кроме очевидного.
   Я, как минимум, вижу 2 выхода: сдаться или покончить жизнь самоубийством. Оба достаточно очевидны. Но автор, кажется, имеет в виду какой-то другой, невзрослый очевидный выход.
   Туда, где оставшийся безымянным вор все быстрее и быстрее бежал к горизонту.
   Ага, так его и отпустили. Сначала с ним хотели поговорить Дознаватели (думаю, узнать, кто заказал, как вор проник, то - се... мало ли, о чем могли они поговорить). Но потом резко передумали, да, типа - не имеет значения? Пусть бежит. А проникновение на охраняемую территорию? А ранение 2 солдат? А измена? Да все это уже тянет на пожизненное, если не на вышку. И его отпустили? Они в своем уме или в чьем-нибудь еще?
   В общем, как ни странно, заявленные взрослыми персонажи ведут себя как дети, в крайнем случае, подростки, что удивительно.
   Что сказать в заключение?
   Во-первых, неинтересно, во-вторых, неинтересно, в-третьих, недостоверно. Реанимации не подлежит. Автор, не спорьте. Раз врач сказал в морг, значит, в морг.
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) О.Британчук "Да здравствует экология!"(Научная фантастика) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-3. Сила"(ЛитРПГ) М.Боталова "Темный отбор. Невеста демона"(Любовное фэнтези) О.Мансурова "Нулевое сопротивление"(Антиутопия) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) А.Лерой "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) А.Тополян "Механист. Часть первая: Разлом"(Боевик) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"