Гаврильченко Алиса: другие произведения.

Глагольная рифма

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Есть рифмы в мире сём:
   Разъединишь - и дрогнет.
   Гомер, ты был слепцом.
   (М. Цветаева)
  
   Когда в рифме присутствует часть речи, обозначающая действие, состояние, отношение и еще раз действие, тут же подмигивает восклицательным знаком извечная проблема: разъединить, отменить...
   А иначе придет эстет, глянет на стихотворение, поймает простенькое "пил - бил" и, скривившись, оставит комментарий: глагольная рифма. И автор либо возмутится, либо согласится, либо... вариантов множество.
   Странно иногда наблюдать за подобными ценителями поэзии, особенно, зная, что сама поэзия родилась намного раньше любой рифмы. Тот же слепой Гомер мог прекрасно обходиться без нее, награждая своих героев лишь меткими эпитетами: быстроногий Ахиллес, светлоокая богиня, хитроумный Одиссей...
   Если уж быть точной до конца и писать по справочнику, древние греки вовсе не использовали рифму, хотя уже тогда пытались применить ее. Но считается, что впервые этим "инструментом" стали пользоваться в поздней латинской и древней немецкой поэзии, а с IХ века рифма начала быстро распространяться и канонизироваться. Так что если сегодня спросить, чем же отличается стихотворная форма от прозы, то чаще всего в ответ прозвучит, конечно же: "Рифма". Возможно, добавят: "Ритм".
   И все? Неужели только рифма и ритм делают речь художественной литературы стихотворением? А как же стихи без рифмы и ритма?
   Разумеется, рифма - очень показательна, даже символична, в чем-то и первая, когда кто-то задумывается над природой стиха. Но она - лишь одна, пускай наиболее очевидная, разновидность повторов, которые свойственны стихотворной речи.
   Стихотворная речь также ритмична, однако далеко не всегда мы способны уловить ритм на слух. С классическим стихотворением проще, там сразу чувствуется и мелодичность, и музыкальность. Но в стихах ХХ века такой ритм часто отсутствует.
   Например, верлибр А. Блока:
  
   Она пришла с мороза,
   Раскрасневшаяся,
   Наполнила комнату
   Ароматом воздуха и духов,
   Звонким голосом
   И совсем неуважительной к занятиям
   Болтовней.
  
   Ни рифмы, ни привычного ритма. Если прочитать вслух, узнаем ли мы стих? Не спутаем ли его с лирической миниатюрой?
   Пример ясно показывает, что между стихотворением и прозой нет высоких барьеров. Эти две разновидности художественной речи могут взаимодействовать, плавно перетекать из одной в другую и наоборот, влиять друг на друга до такой степени, что стих становится подобным прозе, а проза - стихотворению.
   Однако даже в самых сложных случаях мы не путаем стих и прозу. И верлибр А. Блока здесь сложно принять за прозаическую миниатюру. Все потому, что ориентиром, прежде всего, служит стихотворная строка. Она пишется не от края до края страницы, как в прозе, а занимает лишь какую-то часть листа. Когда мы берем книгу на иностранном языке, мы так же без усилий определим, стих это или проза. И отнюдь не по рифме, а по строке.
   Грубо говоря, стих - это все, что написано столбиком. Разумеется, необходимо учитывать и то, что стих должен звучать. После каждой строки делается пауза. Чаще всего стих читается вслух, а не про себя. Этим он также отличается от прозы.
   Разумеется, стихотворение делится не только на строки, но и строфы, между которыми паузы еще длиннее. Сама я строфы называю для себя "абзацами".
   Поэт и тут отличается от прозаика тем, что обязан знать, где заканчивается его строка (или строфа) в стихотворении и начинается следующая, где стоит та или иная пауза.
   Потому что именно стихотворная строка или столбик - элемент формы, создающий ту особенную интонацию, благодаря которой читатель узнает стих. Этот элемент отражает движение эмоций, переживаний, состояние поэта.
   Данное отступление сделано для того, чтобы понять: далеко не только рифма играет важную роль в стихотворении. Сегодня может быть и хорошо, что огромное внимание сосредоточено на ней, но когда-нибудь это может привести к тупику. А ведь у стиха безграничные возможности в других областях.
   Мало кто, например, пишет о том, что поэты всегда предпочитали ямб. Поэзия в первую очередь - лирика, ямб - самый лиричный размер. А если сравнить четырехстопный и пятистопный ямб одного автора?
  
   Все знали - Пушкин был игрок,
   Хотя не баловала карта.
   Но важен был не столь итог,
   Сколь упоение азарта.
   ***
   Бездомные собаки - вне закона,
   Хотя средь них породистых полно.
   Вот и у нашей уличной знакомой
   Цвело на лбу коронное пятно. (А. Дементьев)
  
   Интонация этих двух строф существенно различается, хотя формальная разница будто бы и незначительна. Короткие строки с ямбом дают мелодию легкую, нежную. А вот многостопным ямбом можно и повествовать. Удлините строку до пяти, шести стоп, уберите рифму и останется все тот же мягкий лиричный ямб, но уже почти эпичный.
   На пятки ямбу наступает хорей. Этот размер очень подвижный. В нем играет динамизм, рождается танец, песня.
  
   Я люблю такие игры,
   Где надменны все и злы.
   Чтоб врагами были тигры
   И орлы!
   ***
   Бледно - лицый
   Страж над плеском века -
   Рыцарь, рыцарь,
   Стерегущий реку. (М. Цветаева)
  
   Дактиль, амфибрахий и анапест делают интонацию уже более монотонной, рассудительной, какая бывает у рассказчика.
  
   Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
   Я при свечах навела,
   В два ряда свет - и таинственным трепетом
   Чудно горят зеркала.
   ***
   Запретили тебе выходить,
   Запретили и мне приближаться,
   Запретили, должны мы признаться,
   Нам с тобою друг друга любить. (А. Фет)
  
   На данную тему можно много писать, приводя примеры. Тем более, что все это известно достаточно давно. Впрочем, ничто не ново. И споры о глагольной рифме продолжаются по сей день долгие годы.
   Что ж, поговорим о рифме.
   Все знают, чем она является, но хотелось бы обратить внимание на ее основные функции:
      -- Ритмическая функция - рифма создает ритм, усиливая мелодичность произведения.
      -- Мнемотехническая - рифма помогает запоминать текст (Мнемозина в древнегреческой мифологии - богиня памяти).
      -- Эстетическая - рифма украшает стих.
      -- Магическая - часто слова, объединенные рифмой, имеют символический смысл, мотив (державой - ржавой).
      -- Строфо- и жанротворческая - соединение рифм определяет вид строфы и некоторые жанры лирики - сонет, рондель, октава и т. д.
   В особенности хотелось бы остановиться на эстетических качествах.
   От слишком частого употребления рифмы становятся шаблонными, банальными и утрачивают эстетическую ценность. Среди самых банальных рифм: кровь - любовь - вновь, ночь - прочь - дочь, слезы - грезы, а также глагольные рифмы: например, знаю - желаю, любят - губят и т. д.
   Талантливые поэты стремятся постоянно обновлять свои рифмы, находить новые, свежие, оригинальные.
   Эстетическое качество присутствует, когда есть:
   - оригинальность,
   - глубина звучания (например, туман - дурман, монолит - оголит),
   - богатство (когда рифмуются слова, что принадлежат к разным грамматическим категориям: болит - болид, лед - влет).
   Так в теории, которая довольно-таки полезна и познавательна. Однако что же на практике? Рассмотрим на примере.
  
   Есть несчастие в мире этом,
   Хоть отрадно его носить,
   То несчастье - родиться поэтом
   И своих же стихов не любить.
   (С. Есенин "Преображение", 1918)
  
   Довольно любопытно, что в 1921 г. Есенин подверг эту же строфу редактированию. Вышло даже интереснее:
  
   Есть несчастие в мире этом,
   Когда чувства, как с крыш воробьи.
   То несчастье - родиться поэтом
   И своих же стихов не любить.
  
   Однако нельзя сказать, что "носить - любить" хуже. Рифма в отредактированном примере получается несколько неточной, слова рифмической пары разошлись по разным "гнездам": "бьи" и "ить".
   Впрочем, решать самому поэту. Лишь бы чувство меры не подводило.
   Увы, чего нет у многих, так это чувства меры и фальши. Воробьи как раз кричат здесь о чувствах весьма фальшиво и непонятно читателю. Это один из тех случаев, когда глагольная рифма все же предпочтительнее.
   Или еще лучше автору - поискать некий третий вариант.
   Самое интересное, что та же глагольная рифма может быть еще и богатой: плакать - балакать, молчали - скучали, трубить - убить.
  
   Уже не маячат над городом аэростаты.
   Замолкли сирены, готовясь победу трубить.
   А ротные все-таки выйти успеют в комбаты,
   Которых пока еще запросто могут убить.
   (В. Высоцкий, 1977)
  
   Тут уже довольно сложно сказать, что эстетическая ценность рифмы утрачена. Сам смысл стихотворения затрагивает столь глубинные эмоции, что даже глагольная рифма не способна его испортить. Высоцкий мастерски сочетает несколько грубоватую стихотворную форму и рифму с чистой водой, которая и является сутью любого произведения, несет в себе идею. Без идеи даже самая усовершенствованная форма произведения бесполезна. И чем сложнее идея, тем более простыми формами ее иногда следует доносить до читателя.
   Глагольная рифма проста. Можно легко придумать даже не поэту, а рядовому гражданину: пить - бить, мыть - плыть, что является причиной ее пониженной эстетической ценности. Однако талантливый поэт также умеет скомбинировать вполне шаблонную рифму с блеском.
  
   В огромном городе моем - ночь.
   Из дома сонного иду - прочь.
   И люди думают: жена, дочь, -
   А я запомнила одно: ночь.
   ***
   Поцеловала в голову,
   Не догадалась - в губы.
   А все ж - по старой памяти -
   Ты хороша, Любовь!
  
   Немножко бы веселого
   Вина,- да скинуть шубу -
   О как - по старой памяти -
   Ты б загудела, кровь! (М. Цветаева)
  
   Цветаева удачно сочетает и оригинальные, и банальные рифмы, что делает чтение стиха увлекательным. Но если бы не вложенный смысл в стихотворения, то не помогло бы и само совершенство формы. Поэтесса отлично знала, где закончить строфу, остановить стихотворную строку, а ритм из гармоничного сделать более рваным, резким. Разумеется, она пользовалась всеми видами рифм, всеми их качествами, не избегая ни глагольных, ни банальных, ни богатых, ни бедных. Иногда писала вовсе без рифмы. Благодаря этому богатству разнообразия стихи Цветаевой, Высоцкого и других выдающихся авторов звучат по сей день.
   Мой единственный совет тому автору, который является начинающим, попробовать сперва писать стихи без глагольной рифмы, избегать штампов и банальности. Это трудно, однако это еще и интересно. Со временем, когда появится уже опыт, можно перейти и на глагольные, удачно сочетая с идеей, с темой, с другими разновидностями рифм, с формой, в конце концов.
   И напоследок:
  
   Не чудесно, не прекрасно,
   А ужасно и опасно
   Рифмовать слова на "асно"!
  
   Это вполне справедливый совет, написанный в виде экспромта Майкой (Эллой Титовой-Ромм). То же можно сказать про глагольную рифму.
   Если поэт все же использует глагольную рифму, пусть посмотрит на ее место в стихотворении. В кольцевой, тернарной и внутренней рифме глагол, например, не так сильно бросается в глаза, как в перекрестной, и делает стих только более запоминающимся.
   И еще:
   1. Всегда используйте глагол осознанно, чтобы потом было чем возразить критику, если он сделает замечание по поводу "плохой" рифмы в стихотворении. Помните также, что и критик бывает прав.
   2. Никогда не пишите так, как пишет Петя, Вася, Маша и др. Не подражайте никому. Пишите о том, что волнует и тревожит прежде всего вас самих. У Пети могут быть свои проблемы с глаголом, Вася вовсе может не знать, что такое глагол, а Маша может использовать глагол вполне осознанно, просчитав весь свой риск наперед.
   3. Наконец, совет, который дал Ромм Михаил Григорьевич.
  
   Глаголом жги сердца людей,
   Щадя убогих и детей.
   Но если пишешь для детей,
   Рифмуй глаголы без затей,
   А если пишешь для убогих -
   Побольше образов пологих,
   Поменьше образов крутых,
   Не бей читателя поддых!
  
   P.S. Гомер, ты, все-таки, был слепцом...
  
   Использованная литература:
   Моклиця М. Основи літературознавства. Посібник для студентів. - Тернопіль: Підручники і посібники, 2002. - 192 с.
   Пахаренко В. І. Основи теорі§ літератури. - К.: Генеза, 2009. - 296 с.
   Літературознавчий словник-довідник.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"