Аннотация: Из теоретических работ К.Маркса и Ф.Энгельса собраны и изложены принципы истмата и диамата. Всем интересующимся философией.
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
(материализм + диалектика = диамат)
1.Материя (объективная реальность) движется-существует вечно во времени и бесконечно в пространстве, независимо от воли и сознания человека в пространственно-временной неразрывности.
2.Формы движения-существования материи (объективной реальности) безграничны и неисчерпаемы во времени и пространстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
3.Движение (перемещение, изменение, развитие) - неотъемлемое свойство материи (объективной реальности), способ её существования/эволюции.
4.Развитие (эволюция) материи понимается, рассматривается как процесс раздвоения единого (предмета, явления, мысли) на противоположности, как следствие внутреннего противоречия между отживающим и новым возникающим.
5.Объективная реальность (материя) неуничтожима и несотворима, никуда не исчезает, ниоткуда не появляется, а лишь преобразуется из одной формы в другую, от простой к сложной, от низшей к высшей согласно трем законам диалектики:
-борьба и единство (взаимопроникновение) противоположностей (закон выявляет источник эволюции);
-переход количества в качество и обратно (показывает механизм развития);
-закон отрицания отрицания, (указывает направление и результат развития);
Все три закона действуют взаимосвязано, каждый на своём этапе/ступени эволюции.
6.Материя (объективная реальность) - первична, а сознание, дух/мышление - вторичны, производны, так как сознание (мышление) не может появиться раньше своего материального носителя (мозга). Человек в свою очередь есть продукт, порождение природы. Каковы его материальные (природно-социальные) условия существования, таков он сам и его сознание (мышление), ибо они определяется жизнью человека, но не наоборот.
Мышление тождественно (адекватно) бытию, т.е. человек в своих представлениях и понятиях ВЕРНО отражает и познает объективную реальность, что подтверждается практикой.
Уточнение! Последовательность перечисленных принципов особого значения не имеет, ибо от перемены мест слагаемых суть диамата не изменится, но принципиально важно использовать их в совокупности. Образно говоря, эту совокупность можно представить себе, как собранный абстрактный кубик Рубика в мышлении, где каждая плоскость олицетворяет собой один из диаматовских принципов, которые находится во внутренней связи между собой. Волюнтаристский разрыв взаимосвязей ведёт к разрушению совокупности принципов диамата, т.е. к его извращению и фальсификации. ("Чайник" раскрутил кубик, а собрать не получается - алгоритм сборки понять не может).
Источники формирования (возникновения) диамата кратко ТРИ:
1.Из области неживой природы - закон сохранения и превращения энергии/вещества.
2.Из области живой природы - теория эволюции Ч.Дарвина.
3.Из философии - диалектика Г.Гегеля в материалистической интерпретации К.Маркса/Ф.Энгельса.
Применяемые категории: материя, пространство, время, движение (развитие).
ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
(применение диамата к человеческой истории, её материалистическое объяснение)
1.Производство материальных благ (пища-одежда-жилище) для удовлетворения первичных физических потребностей - базис (первооснова) эволюции любого общества от первобытного до пост-капиталистического (социалистического).
2.Борьба за возрастающие материальные интересы, удовлетворение потребностей является движущей силой человеческой истории, борьбой личностей (групп, слоев, классов, государств). Экономические интересы двигают жизнью народов.
3.Естественноисторическая закономерность смены общественно-экономических формаций (ОЭФ): первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, пост-капиталистическая (социалистическая) в связи с изменением способа производства материальных благ, ведущим к развитию производительных сил и росту производительности общественного труда.
4.Жизнь (бытие), социально-природные условия существования человека, определяют (формируют) его сознание/мышление, а не сознание определяет жизнь.
5.Человек (человеческая сущность) - есть совокупность всех общественных отношений, в которых он формируется (социализируется) от рождения до совершеннолетия. Исключительно в обществе возможно развитие его задатков и способностей, только в обществе он становится личностью. При формировании за пределами человеческого общества, он остается на уровне развития Маугли, т.е. биологическим индивидом.
6.Человеческая практика (предметно-чувственная деятельность) - есть критерий истины всех планов и замыслов.
П о я с н е н и е. В отличие от принципов диамата, которые можно располагать почти в любой последовательности, (важно ничего не упустить), в принципах истмата имеется головной, определяющий содержание остальных. Это - способ производства материальных благ в обществе: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, пост-капиталистический (социалистический). Поэтому способ производства стоит первым в иерархии принципов (положений) исторического материализма.
За ним - принцип борьбы за возрастающие материальные интересы (по закону возрастающих потребностей), как движущая сила человеческой истории. Следующим стоит принцип естественноисторической закономерности смены ОЭФ в связи с изменением способа производства, ведущим к развитию производительных сил и росту производительности общественного труда.
Завершают иерархию принципы, касающиеся человека, его сознания и практической деятельности. Это, конечно, не означает, что сознание/мышление не влияет на жизнедеятельность человека, не связано с производством (базисом), но оно вторично, хотя может в свою очередь влиять и весьма активно на базис, т.е. находится с последним в неразрывной взаимосвязи.
Всем успехов в изучении и понимании диамата и истмата!!!
P.S.В марксиста-коммуниста после изучения принципов вы вряд ли обратитесь, но как теоретический инструмент адекватного познания мира они вам лишними не будут.