Аннотация: Отзыв на тему: театр оперы и балета имени П.И.Чайковского: опера "Христос" А. Рубинштейн, города Пермь.
Отзыв на тему: театр оперы и балета имени П.И.Чайковского:
опера "Христос" А. Рубинштейн.
Об опере.
Духовная опера в двух действиях.
Более ста лет эта опера считалась утерянной. Прозвучав лишь один раз в концертном исполнении под управлением автора в 1894 году в Штутгарте, она исчезла с музыкального горизонта. Создатель первой в России консерватории (Санкт-Петербургской), педагог многих композиторов XIX века, один из величайших пианистов эпохи А.Г.Рубинштейн известен как автор популярной оперы "Демон". Он написал около 20 опер, но "Христос" - особое сочинение. Незадолго до смерти он создал гигантскую фреску, отразившую сюжеты Евангелия от Рождества Христова до Вознесения, с громадными хорами, с огромным количеством солистов.
И вот я снова в театре оперы и балета, но теперь на библейской опере "Христос". Одно название говорит, что эта серьёзная опера, и присутствие на ней, на мой взгляд, должно быть осмысленным. Занавес открыл нам сцену и взору предстала чёрная коробка, освящённая чёрно-синим цветом. Далее очень интересный разворот событий, сопровождающийся под оперное пение, исполняемое на русском, немецком, латинском, иврите и армянском языках. Разнообразие языков затупляли понимание и внимание, так как я либо читала перевод, либо слушала и не понимала. В общем, были сложности в просмотре и слушанье оперы.
Костюмов на этот раз было не большое разнообразие, но они несли свои смысл. Цвет, покрой, материал всё было сделано и подобрано до мелочей.
Каждая картина в этой опере - это попытка постичь, что такое Бог через разные виды искусства: живопись, скульптуру, кукольный театр, музыку, науку. Сюжет представляет собой все самые известные эпизоды Евангелия (Рождение Христа, Нагорная проповедь, Суд Пилата, Распятие...)
Я увидела не некою проповедью, лишенной души, сердца, а духовное завещание композитора и огромное духовное движение самого Мастера. В опере как будто режиссёр пытается сшить европейскую культуру и европейскую цивилизацию. И получилось, что христианство в то время разделилось на ветви: православную, католическую, протестантскую и, на мой взгляд, эти ветви до сих пор находиться не на очень дружелюбных отношениях.
От постановщика:
... правильно ли это, не есть ли мы все в глубине своей некое одно существо. Поскольку в Писании сказано, что для Господа нет "...ни эллина, ни иудея". Я думаю, что эта тема была одной из важнейших внутренних тем для Рубинштейна как для человека, с одной стороны, иудея по происхождению, с другой стороны -- человека, абсолютно русского по культуре, выросшего в лоне православия. ...
Самое важное то, что это заповеди -- общечеловеческие. И за многие тысячи лет никто ничего лучше, ничего умнее, ничего важнее для человека придумать не смог.
В общем, мне понравилось, но я каждый день смотрю на окружающую меня цивилизацию, хочется, что б в спектаклях была соблюдена культура, традиции и наряды в полном соотношение прошлого времени. Без добавок нашего времени. Это как соль насыпать в чай.
Действующие лица и исполнители
1 голос Христа: Павел Брагин
Иоанн: Сергей Власов
Яков: Эдуард Морозов
Симон-Петр: Валентин Косенко
Мария Магдалина: Неизвестно
Мария, мать Христа: Татьяна Каминская
Пилат: Сергей Перов
Сатана: Олег Иванов
Иуда: Алексей Герасимов
2 голос Христа: Виктор Компанеев
Постановщики
Дирижер: Александр ШАМЕЕВ,
Режиссер-постановщик: Георгий ИСААКЯН,
Художник-постановщик: Елена СОЛОВЬЕВА,
Хормейстер-постановщик: Владимир НИКИТЕНКОВ,
Художник по свету: Сергей МАРТЫНОВ
А.Г.Рубинштейн мечтал об искусстве высокого этического звучания, искал темы, которые волновали бы многих, надеялся, что ему удастся облагородить и одухотворить взгляды и нравы современников.