Кирдун Екатерина Владимировна: другие произведения.

Семантические значения глагола "любить"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Название говорит само за себя...

  Любовь во все века была направляющей человечества на пути к гармонии жизни. Её исследовали многие поэты и ученые, пытаясь постичь тайны бездонной глубины этого вечного чувства. Поэтому существует множество теоретических определений любви, однако в русской культуре этот концепт далеко не ясен, а даже противоречив и разорван.
  Глагол любить можно рассматривать как структуру, состоящую из следующих взаимосвязанных семантических уровней, в основу которых положена наиболее абстрактная сема - "стремиться, тяготеть к кому-, чему-либо":
  1. Нуждаться в определенных условиях как наиболее благоприятных (о животных, растениях).(-1-) Например, птиц почти не было слышно - они не любят больших лесов (Тургенев).
  2. Чувствовать склонность, интерес, тяготение к кому-, чему-либо, испытывать удовольствие от восприятия кого-, чего-либо. (-2-) Например, Люблю грозу вначале мая (Тютчев).
  3. Отдавать предпочтение чему-либо (о пище).(-2-) Сало он [Агеев] любил издавна, оно отлично утоляло голод (Быков).
  4. Испытывать чувство расположения, симпатии.(-2-) Согласно "Словарю сочетаемости слов" В.И. Красных (-3-) глагол любить в данном значении должен обязательно употребляться с указательным словом за то. Актеров у нас любили просто за то, что они актеры (Каверин. Освещенные окна). Однако здесь также могут быть использованы предлоги за (за что?) и в (в ком?).
  5. Чувствовать сердечную склонность к лицу другого пола.(-1-) Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим (Пушкин).
  6. Чувствовать глубокую привязанность, быть преданным.(-2-) Люблю отчизну я, но странною любовью! (Лермонтов)
  Уровни 4-6 отражают собственный опыт субъекта и относятся к микромиру человека. Наивысший же уровень в иерархии семантических значений глагола любить относится к сакральному пространству:
  7. термин таинственного соединения с Богом. Православный молитвослов так гласит: "Любовь - верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения... Несказанное наслаждение тела радостию духовною... Разрешение сердечного языка от немоты.... Молчание ума".(-4-) Следовательно, любить - воплощать в жизнь эту Любовь.
  Этимологический анализ позволяет дополнить иерархию новыми, глубинными смыслами.
  Как утверждает Ю.С. Степанов: "глагол любить по своему происхождению и форме - каузативный, т.е. означающий "вызывать в ком-то или в чем-то соответствующее действие, заставлять кого-то или что-то делать это": поить при пить".(-5-) Здесь речь идет о трехфазовой модели. Глагол любить в настоящее время занимает место всех трех фаз и вбирает в себя все семантические значения. Однако при помощи старославянских и древнерусских текстов можно выявить все три фазы:
  1-й фазой был нынешний глагол любить со значением "вызывать любовь, влюблять";
  2-ой фазой является отсутствующий ныне глагол *лъбнути(ся), означающий "впасть, погрузиться в состояние любви, желания чего-либо" и образованный от древнеиндийского корня *lubh, близкого к исходному индоевропейскому корню *leubh. Глагол *лъбнуть не мог сохраниться, так как слишком близок по форме и семантике глаголу льнуть. Но и в современном русском языке можно найти слова с данным корнем: улыбка, улыбнуться. Отсюда еще одно значения глагола любить - "испытывать чувство радости, счастья".
  3-яя фаза - фаза пребывания в состоянии любви. Глаголы по форме отличались лишь тем, что глагол 1-ой фазы писался через и (любити), а глагол 3-ей фазы - через букву "ять", по причине чего и произошло слияние.
  Ю.С. Степанов указывает: "семантика старого глагола состояния (т.е. 3-й фазы) проступает в причастии на -имъ, которое сохраняет свое исконное - не пассивное, а медиальное значение, т.е. значение действия, совершающегося "для себя" или "внутри себя"... любимъ значит не только "любимый", но и "любящий"... у этого причастия, как и у глагола, к тому же сохранялось старое управление - дат. падежом, указывающим на стремление к цели, вместо винительного. Например: ст.-сл. любимъ златоу".(-5-)
  В современном русском языке можно эти 3 фазы разграничить так:
  1 - влюбить (кого-то);
  2 - полюбить, влюбиться;
  3 - любить.
  Концепт "Любить" пересекается с несколькими другими концептами, что отражается в наличии некоторого общего принципа строения, общего структурного признака, что в свою очередь дает возможность предполагать общие у этих концептов и семантические компоненты.
  Так, Ю.С. Степанов показывает, как индоевропейский корень *sterg-//*sterk "оберегать и холить" в греческом языке дает корень со значением "любить, быть довольным", в старославянском - "беречь, сторожить, караулить", в русском - "сторожить, сторож". Он делает такой вывод: "Таким образом, и сама любовь, "плотная сущность", предстает как нечто отдельное от человека, нечто, что можно хранить и лелеять".(-5-) Отсюда виден еще один потаенный смысл глагола любить - "хранить и лелеять чувство".
  На основе словаря Фасмера (-6-) можно провести еще несколько параллелей:
  1. в.-луж. Lubic - "давать обет";
  2. "любовь" - слвц. Laska;
  3. по Фасмеру др.-исл. elska "любить" следует связать с др.-исл. ala - "зачать, производить на свет; кормить";
  4. Фасмер также указывает на этимологическую связь с глаголом любить таких слов, как некошной ("бесовский; слабый, бренный; презренный; сварливый"), окохливый ("прихотливый"), роскошь (невоздержанность, наслаждение, сладострастие"), хахаль ("обманщик, мошенник, франт, любовник, насмешник", экспрессивный вариант от koxati), кохать ("любить"). Все приведенные слова по своей ближайшей этимологии соприкасаются с польским kochac, украинским кохати и белорусским кахаць, которые имеют семантическое значение "любить".
  5. глагол приять по своей этимологии соприкасается с готским глаголом, означающим "любить", следовательно, можно выделить еще одно глубинное значение глагола любить - "относиться благожелательно".
  В осетинском языке отчетливо прослеживает связь глаголов любить и чародействовать.
  Жалеть, жалко (кого) связано не этимологически с глаголом любить, а в связи с русской традицией: в народном быту вместо любить употребляли жалеть, соотнося глагол любить с плотскими утехами.
  В современном русском языке существуют три глагола, которым присуще очень близкое семантическое сходство, что вызывает путаницу в их употреблении. Это глаголы любить, влюбиться и нравиться. Тонкие смысловые различия оформились еще в старославянском языке.
  Нравиться значит "иметь расположение к кому-либо вовне". Однокоренным словом является глагол норовить, т.е. "приспосабливать свой нрав к кому-либо другому". В конструкции "Мне нравится..." нет субъекта, т.е. человек, произносящий эту фразу, занимает позицию дополнения-объекта, как и тот, кому посвящена данная конструкция. Степанов делает вывод, что нравиться - "это взаимное приспособление, взаимное "примеривание", более точно выражаемое словами "подходят, начинают подходить друг другу", подчеркивается такими формулами русского языка, как Мне по нраву, по душе..."(-5-)
  Влюбиться - "влюбить себя в кого-то другого". Этот глагол очень близок к глаголу нравиться тем, что здесь есть тот же элемент действия-уподобления, однако отличие состоит в том, что в семантическом значении данного глагола появляется субъект, который является и объектом одновременно, воздействуя на самого себя.
  Глагол же любить в своем семантическом значении подразумевает наличие двух личностей, которые одновременно являются и субъектами, и объектами по отношению друг к другу. Степанов называет это моделью "кругового общения".
  В настоящее время существуют фразы, которые негласно приняты всеми, это так называемые формулы любви (-7-):
  1. Я Вас люблю... - формула объяснения в любви к возлюбленной, другу, близкому знакомому.
  2. Люблю вас за... ; Вот за это люблю - формула похвалы.
  3. Прошу любить и жаловать - просьба проявить расположение к тому, кого посредник представляет при знакомстве.
  4. Любящий Вас - формула комплимента в заключении письма к близкому человеку.
  Сфера любви концептуализируется главным образом через метафору, входя в макромир посредством пословиц. Концепты этого типа иллюстрируют ценностный характер любви. Например, необходимость пропустить через призму любви микромир объекта: Любишь меня, люби и собачку мою. Любовь метафоризируется через систему восприятия, ее органы и формы деятельности. Преобладают зрительные образы: Глазами влюбляются; Любовь слепа; Любовь ни зги не видит. Любовь уподобляется и физиологическим состояниям человека: Тошно тому, кто любит кого, а тошнее тому, кто не любит никого; Люби да помни; Любовь зла, полюбишь и козла...
  Самое же распространенное разграничение - деление любви на земную и небесную. Оно существовало уже в греческой мифологии: Небесная любовь покровительствовала однополым отношениям, а Земная помогала женщине, которую считали низшим существом. Однако уже в этой мифологии была основа семантического различия: Небесная любовь - любовь божественная, связанная лишь с душами, Земная же - любовь телесная, а потому осужденная. В русской православной культуре понятие земной любви смягчается: она земная, но целомудренная, причастная к божественной любви, животное начало в ней отторгнуто.
  Концептосфера глагола любить отражает личный опыт субъекта и опыт народа, имеет свои особенности в различных культурах и нациях, но, сколько бы семантических значений не было бы дано этому всепоглощающему чувству, в какие бы внешние формы его не погружали, оно всегда остается тайной, тайной без слов.
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"