Кирпичев: другие произведения.

Кукри, или осознанная необходимость

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 7.28*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нас повсюду окружают тайны - стоит только приглядеться.

  
  
  
  Вместо эпиграфа:
  
  Слепцы, числом их было пять,
  В Бомбей явились изучать
  Индийского слона...
  
  С. Я. Маршак
  
  
  В русском языке есть устоявшееся выражение: "смотреть со своей колокольни" - то есть судить о чем-то только со своих позиций. Поэтому не трудно догадаться, о чем думают люди разных специальностей, глядя на один и тот же предмет.
   Историк думает о формах, об имеющихся аналогиях, о времени ...
  Ремесленник или мастер думает о том, как этот предмет изготовили, можно ли сделать нечто похожее...
  А мастер-историк (или пусть даже не историк, а человек, увлеченный историей) думает о том, почему этот предмет был сделан.
  
   Речь в этой статье пойдет о непальском национальном ноже - кукри.
  
   []
  
  Почему именно кукри? Что не так в этом ноже, который стал очень популярным в последнее время во всем мире? Об этом я и хочу рассказать.
  Начну, наверное, с тех вопросов, ответов на которые, как ни парадоксально, больше всего.
  Действительно, о каких вопросах может идти речь, если об этом ноже написаны многочисленные статьи, ему посвящены всевозможные сайты, о нем сняты различные фильмы?
  Всё верно, сказано и написано много, да все как-то не так.
  Такое ощущение, что что-то не дописано, что-то не досказано, и какой-то неуловимый дискомфорт начинаешь испытывать, погружаясь в статьи о данном предмете.
  Вот как такие чувства описал А. Гайдар в "Сказании о Мальчише-кибальчише":
  "Слышится Мальчишу, будто то ли что-то гремит, то ли что-то стучит. Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами с садов, не медом с лугов ..."
  А мне чудится, что пахнут многие статьи откровенной выдумкой, фантазиями авторов и притянутыми за уши фактами.
  
  
  Форма
  
  Есть версия, что непальцы переняли форму ножа с древнегреческого кописа, который попал в те края с армией Александра Македонского.
  
   []
  Рисунок на древнегреческой амфоре. Музей. Бостон.
  
  Возможно? Вполне, но я не хочу думать про непальцев, что они сами не смогли изобрести свой кукри. Да и не верю я, что другого клинкового оружия, кроме кописа, в войске Александра не было. Не согласен с тем, что непальцы "за тысячу лет" не смогли "разогнуть" греческий копис, чтобы попробовать поработать другой формой.
  
  
   Не могу утверждать, что древние непальцы были слепы и не видели, что делали оружейники в Тибете, а через него в Китае. Не могу предположить, что не общались непальцы ни с кем, и все многообразие и богатство форм древнего оружия соседней Индии прошло мимо них.
  
   []
  Музей. Мехрангарх. Индия.
  
  Так откуда же тогда такая форма?
  Когда нет ответов на вопросы, рождаются сказки.
  Фантазии об этом ноже так срослись с реальными историями, что стали неотличимы от них. Нож кукри постепенно оброс легендами, и докопаться до истины кажется уже невозможным. Но если постараться, то можно найти ту колокольню, с которой будет удобно смотреть на этот предмет.
  Распутывать клубок загадок, которые оплели этот традиционный непальский нож, можно с любого конца, а их много.
  Начнем, наверное, с его "яркой обертки".
  Давно известно: чем ярче обертка - тем бледнее содержание под ней.
  Посмотрим, так ли это?
  
  Легенда о крыле сокола
  
  Считается, что нож кукри "слизан" с крыла сокола в полете.
  Попробую пересказать эту легенду. Вернее, я ее уже пересказал в предыдущей строчке, потому что легенда очень короткая. Мне придется ее дополнить, прокомментировать и приукрасить:
  В незапамятные времена сидел на камне некий древний мастер и, глядя в небо, думал... Неважно, о чем он думал - важно, что мастер заметил летящего сокола.
  - Эврика! - возможно, вскричал непальский мастер (конечно, если знал это слово). - Надо, наконец, сделать нож, похожий на крыло сокола, чтобы клинок так же легко рассекал все вокруг, как крыло быстрой птицы рассекает воздух.
  
   []
  Силуэт сокола-сапсана в полете.
  
  Красиво - но не могу поверить, что сокол это первая птица, попавшаяся на глаза древним непальским мастерам. Логично предположить, что если они захотели сделать "крыло сокола", то, скорее всего, уже сделали "крыло синицы", "крыло куропатки", и, возможно, даже "крылья журавля и аиста".
  По легенде получается, что, пресытившись избитыми и знакомыми донельзя формами птичьих крыльев и хвостов, искушенные древние непальские мастера остановились именно на крыле сокола, хотя ни каких-либо других заметных ножей, ни вообще самих старых ножей не сохранилось. (Важно).
  Почему? Об этом чуть ниже. Перефразируя известную поговорку: "отсутствие результата - тоже результат", скажу, что отсутствие чего-либо - тоже фактический материал или даже базис, от которого можно оттолкнуться, начиная своё исследование.
  
  Кукри: традиции и современность
  Первый вопрос, на который предстоит ответить это: были ли непальцы фанатичными приверженцами древних традиций?
  Нет, конечно, как и любой другой народ, они легко перенимали новое и полезное для себя и в быту, и в вооружении. Но, как и далекие от них якуты, крепко держались за свой национальный нож.
  
   []
  Национальный якутский нож. 19 в.
  
  Об основных первопричинах я расскажу чуть ниже. Только перед этим замечу, что одним из моментов, до сих пор определяющих популярность этого ножа у жителей Непала, является то, что когда у непальских воинов появилась возможность заменить кукри на что-то другое, было уже поздно - непальцы оказались в армии Великобритании, и нож был официально признан их традиционным оружием.
  Непальские воины-гуркхи проявили в боях столько героизма и мужества, что их нож сам стал символом стойкости и отваги. Отказаться от него впоследствии стало просто невозможным, кукри стал частью героической истории Непала.
  
   []
  Непальский воин. 19 в.
  
  
  Это известно и понятно, однако непонятно, почему такая форма клинка сохранилась и использовалась до 19 века, когда на нож гуркхов обратили внимание европейцы.
  
  
  И на этот вопрос ответ вроде есть: все дело в бедности жителей этой аграрной страны.
  Например, по некоторым данным, в 19 веке в небогатой якутской семье из рубяще-режущего инструмента наличествовало в обиходе: 1 топор, два ножа и коса.
  Непальцы были не богаче. Они с детства привыкли владеть своим ножом, который заменял им и топор, и нож, и косу. Он, похоже, заменял им и остальной хозяйственный инструмент, и, конечно, оружие.
  Были у непальцев и маленькие ножи для мелких работ, но тоже большей частью с вогнутым лезвием.
  Получается, что непальцы большинство работ выполняли кукри, или инструментом с подобной ему формой, и поэтому владели своим ножом в совершенстве.
  
  Выдержка из воспоминаний британского миссионера:
  "... Противники резали или рубили их ножами, острыми, как бритвы, и зачастую выскакивали невредимыми из частокола штыков. Они могли проскользнуть под брюхом лошади офицера, распоров его одним ударом кривого ножа, и ударить с другой стороны в ногу офицера, пока он и его лошадь падали".
  "Travels in India and Nepal" by the Rev. Wood
  
   Но время шло, постепенно непальцы богатели, стали обзаводиться другим инструментом, навыки работы с кукри незаметно уходили в прошлое, и нож для непальца перестал быть "продолжением его руки". Теперь даже в непальской армии владению кукри приходится обучать.
  А обучать необходимо, потому как довольно специфическая форма ножа предполагает и соответствующее с ним обращение.
  
   []
  Непальские солдаты с кукри.
  
  Ответив и на этот вопрос, мы так и не ответили на основной: почему появилась такая форма и почему она не изменялась? Что заставило древних непальцев привыкать к такой своеобразной форме ножа?
  
  Конечно, все можно объяснить приверженностью традициям, однако не стоит забывать, что традиции тоже не возникают на пустом месте.
  
  Металлообработка Непала
  
  К концу 16 века непальцы в области металлообработки значительно отставали от японцев и, наверное, находились по уровню мастерства и знаний не выше якутов того же времени. Жители древнего Непала ничем не отличались от других народов, не развивших свое кузнечное дело.
  По этой причине у непальцев, как и у упомянутых народов, и нож, и меч часто были примерно одной формы, отличались только размерами и имели различные вариации по толщине и ширине с незначительными изменениями.
  
   []
  Житель Непала с кукри.
  
  Здесь может возникнуть вопрос о появившихся противоречиях. Если раньше приверженность той или иной форме я объяснял изолированностью народа - то с непальцами такая версия не проходит. Если японцы и якуты были "оторваны" от внешнего технологичного мира - то непальцы граничили с Индией, а там кузнечное дело находилось на высочайшем уровне, да и влияние индийской культуры на Непал было довольно существенным.
  Как же так получилось, и что заставило непальцев (будем честны) держаться за этот довольно неудобный инструмент, с формой, не слишком популярной у других народов?
  Самый простой и логичный ответ - они не могли эту форму изменить. Хотели когда-то - но не могли.
  
  Этот вариант может показаться кому-то совсем невероятным, однако если копнуть...
  
  Формы
  
  Кукри.
  Человечество с давних пор во всех своих уголках рождало подобную форму клинка и тут же от нее отказывалось. Оружие такой формы было, наверное, у большинства народов, практиковавших металлообработку. Появившись еще до нашей эры в бронзовом виде, оружие подобного типа появлялось то там, то здесь по всей территории Евразии. Появлялось - и быстро же исчезало. Из как-то отметившихся в истории клинков такого типа можно назвать древнегреческий копис, испанскую фалькату и, с натяжкой, турецкий ятаган.
  
   []
  Фальката. 4в. до н. э. Музей. Мадрид.
  
  Да и запомнили это перечисленное оружие тоже не по каким-то изумительным свойствам, а по причине заметности и значимости на том историческом этапе людских сообществ, которые таким оружием пользовались.
  
  Конечно, многие оружейники древности гнались за универсальностью оружия, пытаясь совместить в нем сразу несколько функций. Было придумано всевозможное количество форм и видов многофункционального холодного оружия: от кинжалов, мечей и сабель до различного вида топоров и алебард. Обычно в оружии удавалось совместить не более двух функций, которые это оружие могло выполнять хорошо, или их было удобно выполнять. Причем я говорю о длинноклинковом и о древковом оружии, а не о ножах.
  Существует неписаное правило, говорящее, что чем больше функций может выполнять тот или иной предмет - тем хуже он это делает. Именно по этой причине у хороших мастеров не один универсальный инструмент, а несколько узко специализированных.
  
   []
  "Огнестрельные" топоры. Музей.
  
  В ноже кукри мастерами древности была произведена попытка совместить сразу четыре функции в одном предмете: рубить, колоть и резать, оставаясь при этом довольно компактным. Можно смело сказать, что выполнять любое из трех вышеперечисленных действий кукри несколько неудобно.
  Кто первый раз пытался рубить этим ножом дерево - сразу ощущал, как сильно выворачивает нож из руки при ударе им о твердую преграду. Поэтому новичку, работающему с кукри, необходимо некоторое время, чтобы приноровиться к ножу. Все дело в возникающем крутящем моменте и отдаче, которая иногда "сушит" руку при неловком ударе. По этой причине на топорах принято использовать легкие деревянные рукояти, а не металлические. К тому же, колоть лучше узким лезвием, а резать выпуклой, а не вогнутой кромкой.
  
  Все когда-то заканчивается. "Наигравшись" с неудобной формой, народы ее благополучно забывали. Можно сказать, все человечество прошло через кукри - перешагнуло через него и отправилось дальше, разрабатывая не только новые технологии и формы оружия, но и выстраивая тактику ведения боя под них.
  
   []
  Фальката с остатками ножен. 3 в. до н. э. Музей. Мадрид.
  
  Непальцы же всегда работали с кукри и, как опоздавшему пассажиру, им оставалось только глядеть вслед уходящему поезду развивающихся технологий.
  
  Что же такое случилось с непальцами, если все предпосылки для развития металлообработки и холодного оружия у них были: и руда в Непале была, и леса для угля хватало?
  Местный каменный уголь там, конечно, и сейчас невысокого качества. Это, несомненно, замедляет развитие металлургии Непала до сих пор, но в давние времена непальцы для своих нужд могли обойтись и углем древесным - леса хватало.
  
  Так откуда же форма кукри, если каждый понимает, что легенда о крыле сокола - это лишь одна из красивых сказок об этом ноже? Почему одни народы постарались, в конце концов, избавиться от такого оружия - а непальцы нет?
  
   []
  Индийское оружие. Джунагарха. Музей.
  
  Попробую это объяснить, но опять придется сделать небольшое отступление.
  
  Топоры
  
  Вот мне попалась интересное фото.
  
   []
  Железный топорик китайского производства.
  
  Какими только эпитетами ни награждали читатели одного форума это творение китайских современных мастеров: кракозябра, ужас (с соответствующей добавкой), гроза зомби, мечта орка и т. п. ... Однако хулители сего предмета не подозревали, что ругают почти прославленный кукри, лишенный всего одной своей функции.
  Порисуем немного. Добавим недостающую часть, которая вполне могла бы присутствовать на этом изделии. Вот что получилось:
  
   []
  Ничего не напоминает?
  
  
  А теперь возьмем фотографию чего-нибудь "кукриобразного" и уберем лишний металл таким же способом.
  
   []
  Индийский кукри с сабельной (тальвара) рукоятью.
  
   []
  Вот вам и "мечта орка".
  
  Топор. Это следующий предмет, изобретенный человеком после каменного рубила.
  Топор - неизменный спутник человека на всем протяжении его существования.
  
   []
  Каменный топор
  
   []
  Индийские боевые топоры. Джунагарх. Музей.
  
  Каких только форм и размеров топора ни было придумано за тысячелетия его использования, однако непальцы и здесь отличились...
  
  Историками считается, что непальские рам дао и кора - это тяжелые мечи.
   Я же убежден, что это топоры своеобразной формы. Это оружие, как и обычный топор, может выполнять только одну функцию - рубить. К тому же, у него, как и у топоров, лезвие или его рабочая часть вынесены вперед относительно линии, проходящей через руку и клинок этого "меча".
  
   []
  Непальский меч рам дао
   []
  Индийский топор.
  
  
  Основным предназначением рам дао и коры, как и чекана и клевца, было, скорее всего, пробивание доспехов. Неудивительно, что с появлением огнестрельного оружия и отказом от этих тяжелых доспехов меч стали считать ритуальным, так как не могли найти ему практического применения.
  
   []
  Непальские мечи имеют "клюв", как и чеканы, и клевцы.
   []
  Индийские клевцы.
  
  Теперь придется ответить на вопрос, почему у непальцев топоры были такого странного вида, а кукри (никто это и не оспаривает) - тоже маленький топорик с дополнительными функциями.
  
  Изготовление топоров
  
  Настоящих, привычных нам топоров, у непальцев не было. Вернее, они были, но скорее "привозные", чем местные. Возникает вопрос: непальцы что, не могли додуматься до обыкновенного топора?
  
   []
  
  Считаю, что они, конечно, пытались его сделать, но не смогли.
  И опять у нас это "не смогли". Что же за причина заставила жителей Непала изобретать и придерживаться нестандартных форм в своем оружии и инструменте?
  
   []
  Непальское оружие. Катманду. Национальный музей
  
  Начнем искать в технологиях.
  Железные или стальные топоры делались двумя основными несложными способами (не буду рассматривать вариант, когда лезвие топора приклепывалось к щекам, и единичный "польцевский" случай их отливки - все равно это очень сложно для непальской металлообработки).
  
  Первый способ - это когда между щеками топора вваривалось лезвие, или же оно было образовано одной, более вытянутой, щекой-лопастью (сварка полукнижкой).
  
   []
  Сварка топора
  
  Второй способ - это прошивка заготовки для формирования проуха и последующая оттяжка лезвия.
  
   []
   []
  Прошивка. Формирования отверстия в заготовке под обух топора.
  
  Какими бы отсталыми ни были непальские мастера, но изобразить нечто подобное они могли - до этого додумывались все народы, потому как в железе первым делом повторяли известные ранее формы. Каменные топоры с просверленным отверстием или бронзовые литые - древним непальцам, конечно, были известны. Однако деревенские непальские кузнецы даже в 19 веке не делали местных топоров привычного нам вида. Оно понятно почему - не имели навыков.
  
   []
  Каменные топоры
  
  Внимательный читатель, наверное, уже нашел зацепки для ответа на все поставленные вопросы, а я расскажу о самих этих деревенских непальских кузнецах. Тех, которые глядя на птиц, смело повторяли форму их крыльев.
  Хотя сказать много о непальских кузнецах тоже не получится.
  Все их инструменты - клещи и молоток. Горн - это, по сути, ямка в земле, а меха - шкура животного.
  
   []
  Деревенский кузнец с кузнечным мехом (в левой руке).
  
  
  Наковальню для точных работ, похожую на кузнечную "подкладку" "нормальных" кузнецов, можно унести, положив в карман, а основной большой наковальней служил и до сих пор служит камень.
  
   []
  Деревенские непальские кузнецы. Горн. Клещи. Наковальня.
  
  Если взглянуть на работу современных деревенских непальских кузнецов и приемы их ковки, можно легко сложить представление о том, как работали кузнецы в самом начале железного века.
  Посмотрите на еще один кадр из фильма о кузнецах Непала.
  Сидя на корточках, мастер не спеша оттягивает лезвие серпа, периодически его отжигая.
   []
  
  Эти деревенские кузнецы не работают на камеру, как те, которые изготавливают кукри для многочисленных туристов.
  
   С железом он работает так же, как и с медью - кует "на холодную" и снимает нагартовку отжигом в примитивном горне. Благо железо, получаемое из местной руды, это позволяло.
  Точно так же куется сейчас и железная посуда.
  
   []
  Непальские кузнецы за работой
  
  Уже можно ответить на вопросы, почему нож кукри имеет такую форму, почему он стал традиционным и почему на нем есть еще одна интересная деталь - выемка в самом начале режущей кромки у рукояти, - но повременю.
  
  Опять легенды
  
  "Так принято", - отвечают обычно на вопрос о том, зачем на клинке у кукри эта странная выемка.
   []
  
  Версий много. Одна из оригинальных - это версия, предполагающая, что "чо" или "коуди" - так называют этот вырез - служит для предотвращения сколов режущей кромки или образованию трещин в самом нагруженном месте.
  Согласен. "Если у вас нету тети"... Не может сломаться то, чего нет. Отсутствующий кусок лезвия никогда не треснет.
  Усилить клинок надрезом в самом нагруженном месте? Что-то это мне напоминает известную байку про перфорацию. Смысл ее в том, что некие конструкторы, заметив, что туалетная бумага "никогда" не рвется по намеченному надрезу, предложили таким образом усилить крыло самолета.
  Не слышал я историй о том, чтобы кописы или фалькаты, такого выреза не имеющие, быстро ломались. Я вообще не слышал о том, чтобы они ломались.
  
  Когда нет ответа на некий вопрос, свое незнание маскируют или традицией, или религией.
  Этот вырез еще называют зубом Шивы. Одному "зубу" на клинке было скучно, поэтому позже добавили "глаз Шивы" и "копье Шивы" в виде бесполезного узкого дола на обухе.
  
   []
  
  Вообще же каждая часть кукри - даже форма рукояти - что-то символизирует. Что конкретно - не знают даже сами непальцы, потому как трактовок символики великое множество.
  
  Непальцы сами уже запутались в символизме своего ножа, поэтому можно встретить самые разные варианты того, что же символизирует та или иная часть ножа от заклепок до обуха.
  
  Иногда "продвинутые" исследователи считают, что дол уменьшал вес и смещал ближе к кончику центр тяжести кукри. Возможно, только зачем тогда, вырезая дол, насаживать тяжелую костяную или даже металлическую рукоять?
  
   []
  Боевые кукри с тальварными рукоятями.
  
  Вы будете смеяться, но на некоторых клинках "смещающий центр тяжести" дол идет до самого кончика.
  
   Но долы - это дело второстепенное и к нашим вопросам никак не относящееся, и совершенно не важно, для чего иногда делали долы искусные деревенские мастера на заре веков. Так и вижу их, сидящих на корточках у своей ямки с углями, тщательно вывешивающих свои готовые изделия и рассуждающих о центре масс и линии удара.
  
   []
  Ковка железного казана на каменной наковальне
  
   []
  Центр тяжести одного из ножей "кукриобразной" формы
  
  Не буду уже бродить вокруг да около и соберу вместе имеющиеся у нас факты.
  Первое.
   Отсутствие старых изделий.
  Слышал, что такое положение вещей объясняли тем, что чуть износившиеся ножи непальцы бегом несли в перековку. Хотя есть и более правдивое объяснение: старые изделия очень быстро ржавели, и поэтому до нашего времени из первых кукри не дошло ничего.
  Второе.
   Отсутствие топоров, сделанных по привычным для нас технологиям.
  Крепкой, настоящей древесины в Непале хватало. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на карту растительности. К тому же, непальцы воевали не меньше других народов, только, в отличие от остальных, топор не стал у них боевым оружием. Непальцы, если и пользовались топорами - то индийскими или же насаженными на древко как меч или нож.
  Третье.
   Необычный и нехарактерный ни для какого оружия других народов вырез на лезвии - "чо".
  Четвертое.
  Неразвитость кузнечного дела. Ковка "на холодную".
  
  Этого уже достаточно, чтобы строить предположения - но добавлю еще некоторые детали из металлургии.
  Говорят, что "дьявол кроется в деталях". Это выражение как нельзя сейчас кстати - в истории про кукри запахло дьяволом, или, вернее, серой.
  
  Железо
  
  Не всем народам везет одинаково - железорудные месторождения неравномерно распределены в земной коре.
  Но даже если есть руда - железо из нее получается разное. Это сейчас мы привыкли считать, что вязкость и пластичность - это неотъемлемые свойства железа. Не всегда так было.
  Русским в этом плане повезло: у них была, например, Устюжна, упоминающаяся в летописях еще с 13 века. Но железо здесь получали с первой половины первого тысячелетия до н. э. "Железное поле" - богатейшее месторождение болотной руды, до 17 века обеспечивавшее Русь довольно качественным железом. В 16 веке по ряду причин производство железа сильно сократилось.
  В 1597 году число жилых дворов в посаде снизилось на 70 процентов. В три раза уменьшилась численность местного населения.
   Качество железа на Руси упало до совершенно неприемлемого уровня.
  Гвозди, производимые крестьянами для своих нужд, ломались как стеклянные, а железо считалось хорошим, если его полосу удавалось, не сломав, согнуть в обруч для бочки. Дошло до того, что даже иголки и полосы для сабель пришлось завозить из-за рубежа. Существовало даже название сорта железа, употреблявшееся еще в 19 веке - навивное железо. То есть мягкое, пластичное - такое, которое можно навить на тонкий предмет.
  Качество стали упало до низкого уровня по причине перехода на местные руды, загрязненные фосфором, и пока не были найдены месторождения железа за Уралом - таким и оставалось.
  Примерно так же дело обстояло и в других частях света. Например, на Ближнем Востоке ценился булат с узором, называемым "лестницей пророка". Он получался в результате нехитрой технологической операции при расковке стали, но показывал, что сталь, из которой был сделан клинок, довольно пластична, то есть качественна.
  
   []
  
  Я пишу это для того, чтобы у читателя не возникало ощущения, что если есть железо - то из него всегда можно сделать что угодно.
  Нельзя, особенно если оно довольно специфично.
  
  
  Металлургия Непала
  
  Непальцам в этом плане не повезло: руда у них была, но не такая как у большинства народов. В Непале с давних пор известны два довольно больших месторождения руды, расположенных на расстоянии около пятидесяти километров друг от друга. Открыто третье, и непальцы надеются, что руда в нем будет лучшего качества. Однако инвесторы не проявляют к нему никакого интереса по причинам, описанным ниже.
  Металлургия Непала заброшена. Добыча руды ведется кустарным способом для местных нужд.
  Руда Непала представлена в основном магнетитами - она довольно богата по содержанию железа, но, к сожалению, эти руды оказались латеритными - образовавшимися в результате выветривания горных пород в условиях тропического климата.
  
   []
  Латеритные породы
  
  В этих условиях из породы вымываются водой легкорастворимые соединения магния и кремния, а труднорастворимые соединения железа и алюминия остаются. То есть вымывается кремнезем, а глинозем остается.
  Казалось бы, что нам до этого? Какое отношение химический состав руды имеет к форме кукри и традициям непальцев?
  Оказывается - прямое.
  
  Сера и фосфор
  
  В сталях находятся обычно две основные вредные примеси - это сера и фосфор. Большое количество фосфора делает сталь хладноломкой, что мы видим на примере русского железа, выплавляемого крестьянами для своих нужд в 16 веке.
  Оно было плохим даже на государственных (казенных) заводах того времени, например, на Павловском, находящемся по дороге из Москвы в Клин. На этом заводе железо делали из местной болотной руды.
  По некоторым данным, в середине 16 века на Руси даже не производили железную проволоку - ведь она делалась методом волочения, а из хладноломкого железа это невозможно.
  
   Поэтому железо, привозимое из Сибири, ценилось в три раза дороже местного. Однако, при всем при этом, русским ничего не мешало изготавливать из своего железа не только простые инструменты, но и сложные в технологическом плане предметы.
  Почему? Ответ прост: железо, загрязненное фосфором, прекрасно куется, его можно легко обрабатывать методом горячей деформации, и получать при этом почти любые формы и размеры поковок или заготовок.
  
   []
  Средневековые европейские сталевары
  
  Теперь вернемся к непальцам.
  Как я уже сказал выше, непальские руды содержат в себе латеритную породу, то есть они тугоплавки за счет содержащегося в них глинозема, представленного окислами алюминия.
  Чтобы получить качественную сталь, в такую руду необходимо добавлять руды с кремнеземом. Это нужно для того, чтобы получить жидкий шлак.
  "А зачем древним непальцем шлак, - спросит кто-то, - если железо и так прекрасно восстанавливается?"
  Восстанавливаться-то оно восстанавливается, да вот сера в нем остается. Дело в том, что при восстановлении металла из руды выгорает (окисляется кислородом) всего 5-10% серы. Основная часть серы удаляется только со шлаком. А шлак как раз и сложно получить в тугоплавких рудах. Недаром у металлургов особо ценятся легкоплавкие железные руды, называемые еще самоплавкими - то есть такие, плавку которых можно вести без применения флюсов.
  Так чем так страшна сера в железе?
  Она является самой вредной примесью в металле, так как понижает прочностные свойства стали, снижает коррозионную стойкость (вспомните отсутствующие древние кукри), уменьшает свариваемость стали.
  По этой причине непальцы предпочитали не делать сабель, для которых требуется качественная сталь, а пользовались мощным рубящим оружием: ведь сера способствует быстрому механическому износу - истиранию.
  
   Но самое главное - сера вызывает явление красноломкости.
  Оно возникает потому, что сера образует со сталью легкоплавкие соединения, одно из которых - сульфид железа FeS. Эти соединения выделяются по границам зерен металла в виде тонких пленок. Они снижают прочность металла при температурах даже ниже 1000 градусов, так как, находясь при ковочных температурах в жидком и полужидком видах, снижают связь зерен металла между собой.
  При ковке в металле, загрязненном серой, возникают горячие трещины и рванины. Понятно, что даже расковать такой металл трудно, а не то чтобы сварить его или прошить в нем отверстие под обух топора.
  Такой металл возможно обрабатывать только "на холодную", что мы и видим, глядя на работу современных деревенских непальских кузнецов.
  
  Ковка кукри
  
  Попробуем изготовить кукри ковкой в его старой форме - с плавно изогнутой линией обуха по всей длине ножа.
  
  Но перед этим позволю себе небольшое отступление.
   Обух кукри у рукояти в начале 20 века стали делать прямым - так проще вырезать нож из полосы.
  
   []
  "Старая", до 19 века форма кукри, с "чо" в виде полукруглой выборки. Кукри Притви Нараян Шаха. С 19 века "чо" стали делать фигурным.
  
   []
  Основатель непальского королевства - Притви Нараян Шах - с кукри и индийским тальваром.
  
  Точно такую же плавно изогнутую форму приобретает нож и у непальского мастера, кующего кукри из современной стали.
  
   []
  Затем мастер, сверившись с шаблоном, придал своему ножу другую форму - с прямым обухом.
   []
  
   Ножи с такой формой обуха делаются промышленностью для нужд армии. Такие ножи вырубают (штампуют) из листа или полосы стали.
  Возможно, чтобы хоть как-то снизить расходы и время на производство такого непальского ножа, обух у клинка стали делать прямым. Это еще одно свидетельство того, как технологии и затраты на производство - то есть возможности - влияют на форму различного рода изделий.
  
   []
  Современный кукри с углом на обухе.
  
  
   В общем, теперь часто кузнецы все делают наоборот - не выгибают прямой обух ковкой, а стачивают выгнутый обух, полученный ковкой, делая из него прямой.
  Это я говорю к тому, что непальцы делают кукри, кто во что горазд, и продают их туристам, как самые традиционные. В Непале существует целая индустрия по производству "аутентичных" непальских ножей.
  Кукри теперь не менее знаменит, чем "легендарный" японский меч катана.
  
  Я сделаю кукри из имеющейся у меня полосы низкоуглеродистой стали. Сделаю это методом холодной ковки, как считаю, делали это древние кузнецы Непала.
  Полоса для ковки стандартная - срезанная наискосок. Такую форму вы уже видели в статье про ковку якутского ножа. Срезанная наискосок полоса - стандартная форма заготовки почти для всех видов древних национальных ножей.
  
   []
  
   Японцы вообще больше ничего не стали с ней делать, а, заточив, получили свой хозяйственный нож "киридаши" для резки кожи, бумаги, картона.
   []
  
  Полосу стали можно согнуть на горячую, а потом отковать клинок - это, конечно, наиболее простой метод, который позволяет сделать заготовку для ножа кукри буквально за 15 минут.
   []
  
  Однако я потрачу еще пять минут и сделаю все, как в древнем Непале.
  Если попытаться согнуть полосу "на холодную", то на месте изгиба получим смятый в гармошку металл.
   []
  
  Если мы попытаемся его выровнять молотком - полоса примет свой первоначальный вид. С другой стороны, согнуть толстую полосу железа "по ребру" довольно сложно - требуется приложить значительные физические усилия. Не факт, что полоса при этом согнется там, где нужно.
  
  Поэтому для того, чтобы без усилий согнуть холодную полосу железа, мы сделаем на ней два технологических выреза.
  Два потому, что при одном вырезе мы можем получить довольно острый угол, и усилий для сгибания потребуется больше. Хотя, как мы видели выше, до 19 века делался и один большой вырез. Но для наглядности сделаем два выреза рядом и, используя подкладку в виде зубила, которым вырубали металл, ударами молотка в месте выреза легко согнем полосу на нужный нам угол.
   []
   []
  
  Дальше все просто - оттягиваем лезвие, не забывая отжигать его в горне. Это нужно для того, чтобы снять напряжения в металле, и чтобы в нем не появлялось трещин, возникающих в результате наклепа.
  
  При оттяжке лезвия вследствие течения металла согнутый обух немного выпрямляется, а мысик опускается. Вот что в итоге у меня получилось через 20 минут работы.
  
   []
  Изготовить кукри ковкой даже на холодную очень просто.
  
  Время идет. Меняется сырье, меняется подход к его обработке - технологии. Старые приемы обработки металла уходят в небытие.
  
  С потерей старых навыков появляется все больше и больше тайн, которые постепенно перерождаются в легенды, а затем в убеждения.
  
  Со временем то, что было необходимым или становится ритуальным или забывается совсем.
  Постепенно настоящую историю заменяет выдуманная, а человек все дальше и дальше уходит от своих корней, считая своих предков глупыми, непрактичными и религиозными. Множество древних полезных изобретений историки, не понимая их сути и смысла, сейчас считают не порождением живого ума наших пращуров, а следствием их страха перед "высшими силами". Примеров тому не счесть.
  
  
  
  
  
  
  Носов К.С. Традиционное оружие Индии. - М.: Эксмо, 2011
  De Re Metallica by Georgius Agricola, 1556
  
  
  Информационно тематический портал "Машиностроение, механика, металлургия"
  
  Марк Габорио. "Непал и его жители"
  Этнография и культура Непала.
  
  
  MINING ENCYCLOPAEDICAL DICTIONARY
  D-r Volodymyr S. Biletskyy
  Dоnetsk. East publishing house 2001
  
  "Английские путешественники в Московском государстве в 16 веке" М. Соцэкгиз 1937
  
  
  "The people of India" edited by J. Forbes Watson and John William Kaye. London: Indian museum, 1868.
  
  И. В. Мягких, 2008 - 2010 гг. Кукри
  
  БСЭ второе издание Т. 29
  
  Видеоматериалы "Центра традиционного кузнечного ремесла"
  
  И. Ф. Кильбургер. "Краткое известие о русской торговле...в 1674г"
  
  
  Изданные материалы академии наук СССР
  
  Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования.
  
  
  Портал Металлургия "Классификация и генезис железных руд"
  А. П. Гуляев. "Металловедение"1976
  
  
  Krishna P. Kaphle and Hifzur R.. Khan Exploration and Assessment of Thoshe Iron Deposit in Ramechhap District, Central Nepal
  
  А. Н. Башенькин " Древние металлурги и кузнецы"
  
  П. А. Колесников, И. В. Пугач "Город кузнецов оружейников"
  
  
  
  
  
  Глава: "Осознанная необходимость" Кирпичев И. В.
   Июнь-июль 2013
Оценка: 7.28*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Сергей "Дримеры 3 - Сон Падших"(ЛитРПГ) А.Яньшин "Наблюдатели"(Постапокалипсис) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Deacon "Черный Барон"(Боевая фантастика) Д.Деев "Я – другой 3"(Боевая фантастика) А.Демьянов "Горизонты развития. Адепт"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Чуть больше о драконах"(Любовное фэнтези) С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Level Up. Нокаут 2"(ЛитРПГ)
Хиты на ProdaMan.ru Королева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова Дана"Шанс". Ильина ОксанаТы была плохой девочкой. ЭнкантаМой парень — козёл. Ника ВеймарАльфа напрокат, или Сделки бывают разными. Делия РоссиМои двенадцать увольнений. K A AКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная КатеринаДурная кровь. Виктория НевскаяВерь только мне. Елена РейнЧП или чертова попаданка - ЭПИЛОГ. Сапфир Ясмина
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"