Кирсанова Татьяна Иосифовна : другие произведения.

Глава 2. Любовь - великая иллюзия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Для начала немного философии и этимологии.
  Язык, как известно, есть выражение духа народа . Не будем еще раз доказывать этот постулат, скажем только, что связно опровергнуть его еще никто не смог. В самом деле, только в языке нашей страны (я имею в виду Украину) слово "человек" , как общее понятие для самцов и самок, имеет женский род. Украинские женщины, гордитесь этим! Это действительно то немногое в нашем менталитете, чем мы можем гордиться. И впрямь, еще Леся Украинка в поэме "Бояриня" четко дифференцировала положение украинской и русской женщины. Украинская женщина (я имею в виду именно жительницу православной, а не униатской (галичанской, т.е. прокатолической) Украины) всегда имела больше свободы по причине своей вынужденной самостоятельности: ее казак мог в любой момент уйти на войну, будь он на царской или крулевской службе, либо на службе у родимого гетмана. И она оставалась хозяйкой в своем хуторе, а в случае набегов татар - единственным министром обороны на своей земле. Такая ответственность невозможна без должного уважения со стороны общества мужчин. Так что старт для начала повышения самооценки у нас имеется.
  Что же касается слова "любовь" и его определения в языке, то есть закодированного выражения общественного мнения (как составляющую индивидуального миросозерцания народа), которое мы, не задумываясь, впариваем своим детям, читая им сказки, комментируя поступки знакомых и пересказывая историю своей семьи, то смысл этого слова нам и самим не ясен. В украинском хотя бы существует разделение "любити"/"кохати". В русском нет и такого. Мы зовем любовью и половое влечение, и чувство к матери, и отношение к работе или родине, и нашу тягу к алкогольным напиткам. У греков, между тем, "любвей" было четыре, плюс отдельные слова для любви Платона и любви к родине, или же любви к вину:
  "Древнегреческие:
  • Агапэ - αγάπη (возвышенная, в том числе божественная любовь). Жертвенная любовь, любовь к ближнему. Первоначально обозначала вечера дружеских застолий.
  • Эрос - ἔρως (романтическая любовь - страсть, физическое влечение). Стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность. У Платона обрела значение стремления к совершенству через обладание красотой.
  • Филия - φιλία (любовь-дружба, приязнь одного человека к другому). В философии Эмпедокла филия - это космическая сила притягивания, противоположная силе вражды.
  • Сторге - στοργή (семейная, родственная любовь, привязанность)."
  Как видим, у греков все было проще и структурированней, а вот потом "Любовь придумали русские, чтобы денег не платить". Действительно, у нас до сих пор за ЛЮБИМУЮ работу не всегда платят деньги, одна сфера образования чего стоит!
  Хорошая мать всегда будет осуждать брак по расчету. Другое дело, что подспудно она может вдалбливать (дочери), что деньги мужа еще никому не мешали, или что готовить должна уметь любая женщина (правило Љ1 для сыновей). Становится непонятным, почему вообще любовь ассоциируется с браком, если на первом месте выступает общественная польза. Тем не менее, брак не по любви осуждается, явно или тайно (смотря сколько денег у новоиспеченной супружеской пары).
  Впрочем, эта глава посвящена не браку, а именно любви как явлению общественной или личной жизни.
  В нашем обществе уже никого не удивишь ни браком гражданским, ни просто сожительством, ни таким старомодным понятием, как "добрачный секс", то есть попросту интимные отношения свободных от брака молодых людей, иллюстрирующие секс, не отягощенный общественными условностями. Такие отношения в среде молодых людей называются "встречаться". Я, как мать 17-летней дочери, с которой у нее более-менее доверительные отношения, и имеющая возможность общаться с молодыми людьми ее круга, кое-как смогла определить это понятие, а также общественные табу, с ним связанные. Итак, встречаться - это:
  • время от времени иметь сексуальный контакт;
  • не изменять друг другу (в измену входит понятие "зажиматься" - т.е., петтинг с французским поцелуем);
  • защищать свою девушку, провожать ее домой;
  • готовить еду своему парню, если он приходит к девушке в гости, если девушка к нему - с нее и кофе вполне хватит;
  • в денежном вопросе - полная неразбериха, решаемая обычно по обстоятельствам: в общем, парень склонен платить за девушку, но не всегда у него есть деньги, к тому же не все девушки согласны доставлять парням ЭТОТ ВИД УДОВОЛЬСТВИЯ, и зачастую предпочитают платить самостоятельно.
  Вот, вкратце, весь нехитрый кодекс встречающихся, взятый на основании понятий, присущих среднестатистической городской молодежной среде. Могу добавить, что молодежь менее лицемерна: при "встречании" любовь не является обязательной. Сурово осуждается нежелание парня защищать девушку, а также постоянный альфонсизм. Часто изменяющие партнеру не становятся париями, но теряют уважение своей среды или коллектива. То есть, половые отношения, не связанные с общим имуществом, тоже более напоминают договорные, по принципу: ты - мне, я - тебе! Но тенденции, связанные с общественными стереотипами, уже намечаются: девушка, умеющая готовить, ценится больше, а парень, все время курящий девушкины сигареты, презираем. С другой стороны, природное стремление защищать более слабую самку, всячески поощряется, т.е., подростки, только что, как им кажется, освободившиеся от "стариковской" морали и занудства типа "так положено", инстинктивно моделируют более здоровые отношения, чем их родители. Для них союз самки и самца - это свободный союз с четкими обязательствами, на который не навешивается ни один из ярлыков, принятых в обществе (по причине того, что им пока что "насрать" на мнение стариков).
  Что же происходит в семействе, которое рано или поздно узнало о том, что их чадо повстречало своего первого серьезного полового партнера? Первый вопрос у любящей матери, как правило: ты его (ее) любишь? Второй - чем он (она) занимается? И третий - кто родители? Потом идут вопросы типа кто виноват? и что делать? - в зависимости от ответов на первые два. Тактичные родители не донимают комментариями ребенка, но даже риторическими вопросами дают соответствующий толчок мыслям.
  Вопросы естественные, сориентированные на счастье (а точнее, на благополучие, что не одно и тоже) своего дитяти. И часто направляющие мысли этого самого дитяти в сферы, прямо противоположные всем четырем определениям любви по-гречески, и, тем более, любви по-русски. Предмет встречаний начинает оцениваться не по принципу: "не по хорошу мил, а по милу хорош", а по принципам, ранее вложенным мамой-папой в голову своего чада, и теперь выплывшие откуда-то из глубин сознания на поверхность. Эти принципы сопоставляются с собственными установками подростка, после чего происходит выбор: либо дитя начинает думать, что это "настоящая любовь", либо решает, что я "еще молод(а), чтобы думать о серьезных отношениях". После чего следует либо разрыв, либо новый виток в отношениях (чаще разрыв), иногда приводящий к браку. Как видим, любви тут мало (зачастую изначально вопрос любви и не ставился юным существом вообще), сплошная оценка полового партнера по общественным стереотипам, следующая за обыкновенным половым влечением. У греков проще было: эрос, да и все тут! А наш менталитет без любви не может, ею почему-то стыдливо прикрывают чисто социальный институт брака, либо вообще длительные отношения партнеров вне его.
  Чему же удивляться, когда лет через 5 эта самая любовь уходит? Может, ее и не было вовсе? Кто вспоминал тот набор эмоций юности, который в зрелом возрасте окрестил "первой любовью"? Это ярлык, и больше ничего, стереотип, привитый цивилизацией, изуродовавшей христианством греческую философию. Еще смешнее выглядит "любовь с первого взгляда": что это, как не примитивное влечение тела? При чем тут любовь ? На чем основана эта "любовь с первого взгляда"? Это что, симпатия, которая зиждется на внешних данных человека? Тогда такую симпатию испытывает любой самец в стрип-баре. Там что, все влюблены в стриптизерш?! Если да, то почему тогда существует слово "похоть"? Абсолютно тождественных синонимов нет ни в одном языке мира. Следовательно, если есть два слова, то имеются в общественном мнении (духе народа) и два разных понятия. Между тем, в европейской лирике немало слов посвящено именно любви с первого взгляда. В чем причина такого словоблудия со стороны людей творческих? Да в том, что человеку разумному свойственно облагораживать низменные (с точки зрения мужского мира) инстинкты красивыми словами, а естественные, природные начала загонять куда-нибудь... да хоть в подсознание! В самом деле, что может быть естественнее оценки самца (самки) в качестве партнера для продолжения рода? Такая оценка, по данным официальной науки, происходит за несколько секунд. Человек делает выбор, основываясь не на разумных принципах, а на подсознательном, интуитивном уровне: он оценивает здоровье будущего партнера на основании его внешних данных! Это и называется любовью с первого взгляда. Если бы самец встретил девушку из стрип-бара где-нибудь на берегу реки, купающейся в завлекательных позах, ему бы и на ум не пришло слово "похоть", это было бы названо "влюбился без памяти, я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, я увидел ее и погиб", в общем, чисто социальная добавка в виде вывески стрип-бара, а вовсе не личность самки, определяет отношение к ней самого обыкновенного самца со средним достатком и интеллектом (стрип-бар денежек стоит, вряд ли туда попадет представитель пролетариата, интеллект которого совсем уж замучен водкой, олигархами и женой-стервой). Человек же с действительно высоким интеллектом (не обязательно доходом) не ходит по стрип-барам, поскольку они ему не требуются (мы от буддизма пока что далеки, но и в христианстве, в общем-то, великие мужи (святые) побеждали похоть).
  То же касается и самки, но генетически у самки и самца совершенно разные задачи при одинаковой цели - продолжить свой род. Задача самца - насадить как можно больше своего семени по миру, чтобы вытеснить именно своими генами чужаков. Задача самки - еще и выносить, выкормить и вырастить потомство. А физически без самца она это сделать просто не в состоянии: 9 месяцев она если не больна, то не совсем здорова, еще год каждые 3 часа в сутки привязана к детенышу физически, и 24 часа морально, то есть, как минимум на 2 года ей необходим тыл и кормилец. А лучше и на более длительный срок - пока детеныш не станет самостоятельным. То есть, лет эдак на 20. И, конечно, этот длительный срок ей в данном обществе может обеспечить только институт брака. Потому самка выбирает не столько красивого (=здорового) самца, сколько сильного (физическая сила в современном обществе уже давно заменена денежной, а о таковой свидетельствуют зачастую следующие факторы: дорогие часы, марка автомобиля любовного объекта, модный костюм, ухоженные ногти)... Усекаете, куда я веду? К пресловутой женской корысти, которая на самом деле является ни чем иным, как генетической предусмотрительностью. И настолько же естественна, как и мужская похоть. Эти нелицеприятные, осуждаемые обществом качества на самом деле направлены на древнее стремление человека продолжить свой род. То же самое касается и подлого намерения самочки подцепить не свободную любовь с венерическими заболеваниями, а именно жениха. Даже если она настолько продвинута, что отрицает брак, ее победа над самцом будет расцениваться как таковая только тогда, когда он врежется в нее по уши - так, что заскулит о браке, тогда как самцу для победы достаточно просто полового акта.
  Так вот: половой акт - победа самца, поражение самки. Начинающаяся моральная зависимость самца (хочу эту самочку, и никакую другую) - победа самки, поражение самца. Именно такого рода зависимость зачастую и называется любовью, и именно она ведет к браку.
  Наш долг - растолковать это будущему поколению, а не ослеплять его фейерверком лживых понятий, который приводит к разочарованиям в семейной жизни. Стремление самца "трахать все, что шевелится" - выражение, давно вошедшее в обиход на постсоветском пространстве, абсолютно нормально!!! Так же, как и стремление самки выйти замуж поудачней. Она не может не использовать самца и его деньги, если выполняет свой основной долг - воспроизводство потомства. С другой стороны, цивилизация вынудила ее зарабатывать на жизнь самостоятельно, поскольку среднестатистический брак длится гораздо меньше 20 лет (время, необходимое для того, чтобы птенец оперился), т.е., стереотип общества противоречит природе. Мы также знаем, что в основном женщины измену мужа прощают, но никогда не забывают обиды! Это также стереотип, навязанный нам христианством и его "вечной любовью", ее трансформацией из плотского чувства в понятие божественное, высшее (или смешение понятий агапэ, сторге, филиа и эроса). Женщины глубоко страдают от измен мужа, они переносят на чувства (которых в основном нет вообще), сопутствующие мужьям во время измен, свои чувства, могущие возникнуть (или уже возникавшие) во время хождения "налево". Но измены - особая тема, об этом позже.
  И общество, и семья должны еще раз вдуматься в понятие "любовь", прежде чем вещать о нем с телеэкранов и внедрять в сознание граждан столь противоречивое понятие. Именно мы, матери, разбрасываемся этим понятием направо и налево, когда говорим 2-х летнему ребенку, для которого любовь существует в единой форме - заботе и ласке матери: "Мама тебя больше не любит!", - чем повергаем его сознаньице в ужас. Именно его с завидным упорством вдалбливают психологи и педагоги, не потрудившись даже вникнуть в представление аудитории об этом простом и, казалось бы, с детства знакомом слове. Именно это слово затаскано на плакатах типа "I love NY", "Любите Родину...мать вашу!", "Любiть Укра§ну!" и, кроме раздражения, в здравомыслящем человеке, ничего вызвать не может.
  Мы должны четко уяснить, прежде всего для себя: то, что мы называем глубокой любовью (симпатия, привязанность, преданность, основанная на...) настолько же пригодно, или не пригодно для брака, как и так называемое поверхностное чувство полового влечения, эроса. Мы привыкли считать, что осознанное влечение к человеку основано на его достоинствах. Так ли это? Не лжем ли мы себе, наделяя физически привлекшего нас самца душевными качествами, вовсе ему не присущими? Опять-таки, не по хорошу мил... Это наша поговорка, отражающая существующую в народе тенденцию. Очень многие пары, жалуясь на развалившийся брак, замечают: те качества партнера, на основании которых был якобы сделан их выбор, являются основанием для недовольства все тем же партнером лет через 10. Прямота, которая так восхищала жениха в невесте (Она такая искренняя и правдивая!), после деревянной свадьбы почему-то становится сварливостью и бестактностью (Она совершенно не думает, что меня обижают ее слова!). Инфантильность жениха, которая умиляла невесту накануне свадьбы (Он совсем ребенок, такой послушный, все время со мной советуется!), накануне развода раздражает уставшую от проблем жену (На него нельзя положиться ни в чем: все забудет, все перепутает, как ребенок, честное слово!). Никогда не слышали подобных отзывов? Никогда не ловили себя на подобных мыслях? Поздравляю: вы либо святая, либо нашли свой идеал, либо живете в раю!
  Я пишу так много о любви, доказывая ее отсутствие в привычном нам понимании именно потому, что, повторяю, любовью принято называть длительные отношения взрослых людей, закрепленные или не закрепленные в браке. На самом деле - похоть, или влечение, или желание, наконец, эрос - это естественное, не нуждающееся ни в каких оправданиях чувство, которое женщины признавать не желают, упорно называя его любовью. Мужчины же эрос признают, но стыдятся его, поскольку христианская мораль это понятие извратила, трансформировала самок в "Прекрасных дам", а тех, которые упорно самками и оставались, перекрасила в рыжий цвет и поселила в специальные кварталы. Потом еще и сжигала их "Во имя Господа". Между тем они честнее: они открыто берут плату за свой товар, но за их честность им платят неуважением, чтобы таким образом возвыситься над ними. Подлинные самки выживают благодаря своему телу, а женщины порядочные думают, что используют свой ум (и поэтому губят свою природу), а на самом деле бессознательно комбинируют ум и тело - т.е., вместо того, чтобы управлять мужскими инстинктами, используя свои, только дразнят их, завлекая в брачные сети, а потом сетуют на собственную деградацию в соответствии со всеми общественными стереотипами.
  Я не касалась трех остальных видов влечений, которые с греческого переводятся как "любовь" именно потому, что самая сильная подмена в общественном мнении случилась с любовью эротической: ее как бы слили с агапэ, сделав достаточным для брака основанием, но при этом забыли, что в агапэ присутствует элемент бескорыстия, который не может даже и близко стоять к любви эротической (любой секс невозможен без взаимного старания партнеров - следовательно, небескорыстен). Сейчас симбиоз эроса и агапэ как любви брачной все больше смещается в сторону симбиоза эроса и филиа, что вообще становится смешным: партнеры в браке не могут быть друзьями, поскольку с друзьями обычно мужчины не спят, потому что равноправные отношения нестабильны, особенно в системе, состоящей из более чем 2-х элементов, наконец, поскольку мужчина и женщина находятся по разные стороны баррикад или, если хотите, в разных родах войск: цель у них одна (продолжение рода), а вот задачи разные (выше я уже об этом упоминала).
  Что же касается сторге, то это понятие трактуется психологами, с одной стороны, как любовь родителей к детям, с другой - вообще как привязанность супругов, у которых страсть уже ушла. Тут полная неразбериха - вроде бы, сторге в современной семье не редкость даже среди молодых пар (если понимать ее как любовь родителей к детям) - инфантильный сыночек с Эдиповым комплексом находит себе властную жену под стать матери, та им командует, и все счастливы, пока свекровь и невестка не встречаются на территории, меньшей одного квадратного километра (действительно, стабильные отношения!), с другой стороны, эту любовь соционики даже идеализируют, сопоставив ее с любовью Наташи Ростовой к Пьеру Безухову (непонятно, при чем тут родительские чувства, к тому же это любовь, свободная от эроса (иначе греки не выделили бы ее в отдельный тип), а Наташа вроде каждый год рожала... В общем, очередная попытка ученых притянуть за уши ясное понятие ЛЮБВИ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ к современной семье с ее проблемами, ничего с греческой семьей общего не имеющей, поскольку в Древней Греции для агапэ имелись боги, цари и герои, для эроса и филии имелись гетеры (образованные) и друзья, а для сторге имелись жены (необразованные и поэтому не ведающие, что они несвободны и мужчинами отовсюду зажаты) и дети. Разводов в Греции не предвиделось, поэтому жены сидели себе дома, и о завтрашнем дне не особо заботились. Кысмет!
  Была еще и любовь платоническая, которую все, кроме Платона, толкуют теперь как любовь возвышенную, без секса, но которую сам Платон определял несколько иначе, с учетом своих нестандартных вкусов.
  Данные типы любви приведены в Википедии. Я опиралась именно на эти определения, как на знакомые мало-мальски начитанному человеку, поскольку моя цель - раскрыть глаза среднестатистической образованной женщине, а вовсе не написать трактат по истории психологии, в котором приводится вся информация, уже давно известная специалистам в области древнегреческой философии и культуры, но по традиции переписываемая "учеными", которые желают получить очередное звание, из диссера в диссер в разделе "краткая история вопроса".
  Как греки толковали любовь к салу, родине, и профессии - это вопрос отдельный, мужчин не касающийся (вернее, не касающийся по большому счету нас, женщин).
  Итак, путаница в любовных определениях привела к путанице в отношениях полов, путанице на элементарном уровне "что такое хорошо, и что такое плохо". Вроде бы замуж без любви - и плохо, но вот если он нравится хоть чуть-чуть, и деньги зарабатывает - то уже хорошо. Вроде бы выбирать жену с большими сиськами и куриными мозгами - и глупо, но у нее такие глаза! И она меня так понимает... Казалось бы, мы не вмешиваемся, как Монтекки и Капулетти, в отношения детей, но ввернуть словцо и высказать (о, конечно любя!) свое мнение о внешнем виде будущей невестки или иронически поднять бровь, увидев кольцо не с бриллиантом, подаренное дочери будущим зятем... И все это во имя любви, а то как же! Мы носимся с этой любовью с момента просмотра сериалов с дочерью или, того хуже, с сыном! Мы комментируем - а, значит, прививаем эту прочную иллюзию любви как основания для брака. В школе уроки литературы уже давно не направляют мозги в сторону нравственности (в украинской школе - совсем не направляют, поскольку тема "знедолених народiв" давно стала доминирующей), а в нашу школьную пору, когда о Наташе Ростовой знали не только из анекдотов, педагоги-женщины (которые занимались мужской работой в основном из рук вон плохо), пытались втиснуть в рамки морали советского человека (гомункула, самым ярким образом которого послужил Шариков) сложную психологию Золотого века русской литературы, одобренной к чтению правительством и партией. То есть, наше поколение вообще не смогло получить никакого связного представления о любви, ведь после Золотого века наступил Серебряный, а после него в других странах родился Экзистенциализм . Но о них мы узнали уже не из школьной программы (если и узнали). И мы воспитываем детей (целых 19 минут в день)! Что мы прививаем им, какой тип любви пропагандируем и явно, и тайно? Кто знает, как направить стремления дочери в нужное русло (и вообще, где оно, это русло?), а сыну привить должное уважение к женщине, уважение, основанное в том числе и на том, что и ей может не нравиться домашняя работа, как не нравится она ни одному мужику, поскольку жена - тоже существо мыслящее? Но мы говорим (протащив этот христианский лозунг через дебри Совка): "Любовь все побеждает!" Что или кого необходимо побеждать?! Не проще ли признать, что есть половое влечение, которое позволяет нам подцепить мужика и затащить его в сети жизненно необходимого и удобного прежде всего ЕМУ брака?
  Цинично? А то как же! Никто из брачующихся так и не думает. Почти все считают, что они "любят". Но что же представляет собой "любовь" новобрачных, самая светлая и яркая любовь?
  Думаю, мало кто возразит мне, что это в основном - половое влечение (эрос), изрядно приправленное надуманной оценкой (о чем я уже говорила), которая затем, опираясь на те же качества партнера, вызвавшие оценку положительную, трансформируется в противоположную; а также общностью тем для разговора (не всегда и не у всех), которую у нас называют дружбой, а греки определяли как филиа.
  Три таких составляющих (влечение тела - желание, ума - уважение, души - дружба) называли любовью и в Индии. Весьма прозрачно и просто, не так ли?
  Поэтому далее я буду под словом "любовь" подразумевать именно синтез этих влечений. Агапэ в нашем обществе встречается крайне редко (сомневаюсь, что боженьку у нас любят просто так, а не за потенциально выпрошенные у него подачки), а любовь-сторге, если не возникает в молодой семье между супругами, никому особого вреда не причиняет, поскольку свободна от страсти.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"