Я думаю, то, что рисует художник (какие темы он поднимает), и как рисует (какие применяет краски, как делает мазки, как он формирует фигуры, и формирует ли он их вообще), это было бы интересное исследование, в том плане, что представляет собой художник, как человек, какой у него характер: прямодушный, гармоничный, идеалистичный или склочный. Я также думаю, что по его картинам можно определить, какие у него проблемы: психологические, духовные, понять, какие у него комплексы, внутренние зажимы, ладил ли художник с окружающими его людьми, и многое чего другое. Картины могут многое рассказать о их создателях.
Мало того, рассматривая произведения в хронологическом порядке, от детства до старости, по картинам можно понять, развивался ли художник, как личность, или "стоял на месте". То есть, можно посмотреть человека в динамике.
Всё это не праздные вопросы, так как самые известные и талантливые создатели через свои произведения могут воздействовать не только на своих современников, но и на будущие поколения, и история это доказывает. Поэтому выявить их ошибки, понять, в чём они были правы, а в чём нет, задача хоть и трудная, спорная, но не праздная.
Я думаю, всё это возможно!
Дело в том, что настоящий художник может рисовать только то, что его по настоящему волнует. Это не то рисование, когда рисуют за деньги. Правда, и "за деньгами" может "сквозить" талант, и это как раз тот момент, почему не профессионалу сложно определить, где картина подлинная, а где нет. Но настоящую картину художник рисует, когда он "по-хорошему одержим" какой нибудь идей, которая вибрирует глубоко у него внутри. Где?.. он и сам не может понять. Она находиться даже глубже сердца, она наполняет смыслом его жизнь. И пока он не освободиться от неё, не выплеснет на холст, он не может жить спокойно. Поэтому настоящие картины - это всегда не поддельные вещи!.. Никакие деньги, как бы не были они велики, не заставят вибрировать сердце творца.
При создании картины человек "внутренне оголяется". Именно поэтому все его качества, как плохие, так и хорошие, комплексы, психологические проблемы, и даже мировоззрение - желает он этого или не желает, - "выходят наружу". И, глядя на его краски, можно с полной уверенностью даже ставить медицинский диагноз, говорить о его настоящих и будущих заболеваниях.
В этом плане художники эпохи Возрождения представляли собой образцы гармоничного внутреннего состояния человека. Это говорит о том, что и в жизни они и были такими людьми. Я имею ввиду великих художников: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Мало того, что их работы очень сложные и искусные, но они очень изящно композиционно увязаны. По большому счёту, мы - сегодняшние люди должны стремиться к их гармонии, лёгкости, радости бытия, которые они испытывали.
Но это не говорит, что у них не было проблем. Были. И это тоже видно на картинах.
И, в первую очередь, я хочу остановиться на известной всему миру картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза", которая выставлена в Лувре, и к которой паломничество не иссякает много веков. Я не хочу говорить о её художественной ценности, она не требует доказательств. Хочу только немного "освежить", напомнить её содержании. На фоне пейзажа: гор, морей, рек, неба изображена прекрасная женщина. Она так прекрасна, так обворожительна, так необъяснима её полуулыбка, что кажется, это не настоящая женщина, а что то большее,... скорее всего, небо жительница, или даже ещё выше (хотя, куда уж выше). Если присмотреться, "удельный вес" изображённой женщины в картине явно доминирует над всем пейзажем, и хочется сказать,... над всей Вселенной, которая находиться у неё позади.
Художник искренен!.. Он, сам того не подозревая, высказал себя, своё мироощущение. Для него женщина представляет собой - "Всё!". Она доминанта жизни, ничего более ценнее в жизни нет и не может быть... по крайней мере, в жизни у Леонардо да Винчи. Картина ясно показывает (в том числе и другие его картины): в глубине своей души Леонардо да Винчи считал женщину выше бога, выше вселенной, хотя там, на ту высоту, которую он её поставил, её не должно быть. Это, уж, слишком!.. На той высоте должно быть что то другое, а не женщина.
На мой взгляд, у Леонардо да Винчи не было психологических проблем, у него не было комплексов, зажимов, страданий, он хорошо ладил с людьми, и это хорошо видно по его гармоничным работам... У Леонардо да Винчи была проблема духовная.
И тут встаёт вполне закономерный вопрос: "Верил ли Леонардо в Бога?.."
Дело в том, что мы, часто не осознавая, говорим то, что нам внутренне не соответствует, в силу ли воспитания, привычки или даже меркантильных обстоятельств. Но в данном случае я сужу по картине, по тому, что вижу, и мне не нужно никаких доказательств и уверений со стороны, и даже художника. Творец искренний, его произведение подлинное!.. Поэтому и говорю, он мог говорить всё что угодно (это не тема для данного исследования, пусть займутся этим историки), но внутренне, в самой глубине души Леонардо был атеистом.
Как человек глубоко чувствующий, он восхищался этим красивым творением - Вселенной, в которой ему посчастливилось жить. С другой стороны, как умный и искренний человек, он понимал, что есть Что то, которое и создало это великолепие. Но что представляет собой это Что то?.. я думаю, он не мог понять, или, по крайней мере, не был удовлетворён тем, как это Высшее (Бог) представлен в его эпоху. Поэтому, я думаю, он не очень много уделял внимания духовному началу. Оставалось одно: поскольку женщина, её красота, её притягательность (все мужчины со мной согласятся) доставляют самый большой, тонкий и мощный комплект чувств мужчине, то в его душе она и заняла первое место. И хотя Леонардо являлся также автором "Тайной вечери", ещё одним шедевром, написанным по заказу его патрона герцогом Лодовико Сфорца для монастыря в Милане, это не отменяет всё вышесказанное. Что вижу,... то и говорю!
Обожествление лиц противоположного пола является проблемой для многих людей, особенно молодых. В этом "повезло" женщинам. В веках о её красоте, прекрасных качествах наговорили столько, что во всём этом и не разобраться (да простят меня женщины, я ничего не имею против них, и даже люблю)!
На мой взгляд, женщина - такое же несовершенное существо, как и мужчина, иначе бы она не находилась на Земле. У неё есть ошибки, недочёты, комплексы и проблемы. Она тоже личность,... и, как и другие люди, она тоже развивается.
А обожествление лиц противоположного пола является
проблемой взросления души, которую не избежал даже такой гений живописи, как Леонардо да Винчи. В этом смысле, он ошибался. Что, впрочем, нисколько не умаляет ни его талант, ни его произведения.
Раз мы заговорили о Божественном, то очень интересно посмотреть, как оно вообще представлено в живописи, какие его особенности, и какие в этом плане можно понять тенденции. И здесь интересен другой гений - Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн, Голландия, 1606-1669г.), живший в средневековье. Многие его картины посвящены именно ему - Богу. Самая знаменитые из них - это "Возвращение блудного сына", "Возвращение Лазаря", "Возвращение Авраама", "Авраам и три Ангела", написанные по библейским сюжетам. Но вот, что примечательно. Практически в любой его картине много темноты, она как бы изначально заложена. И она сгущается, и вот вот готова поглотить тот маленький лучик света на картине, в котором и разворачиваются события.
После эпохи Возрождения, где в картинах много света и действия, неожиданно многие художники начинают рисовать в тёмных тонах, появляются страдания и бесконечные смерти. Случайно ли это?.. Я думаю, это не только дань моде, или влияние каких то внешних факторов. Я думаю, Рембрандт, как и многие другие художники, так ощущали своё время. Это была поистине Тьма.
И если вспомнить историю средневековья, в которой они жили и творили, это действительно так. Бесконечные войны, различные холеры, оспы и испанки, неустойчивость и неустроенность самой жизни стирали с лица Земли не только целые слои населения, но и целые государства. Никто не мог сказать, что будет дальше. Сама жизнь была под угрозой. И Божественное начало Земли, представленное в человеческое цивилизации, было очень слабое, неопределённое, и готовое вот вот прерваться. Слабый лучик светил, но окутанный со всех сторон мраком, готов был погаснуть. И если бы это произошло, смысл бы существования человеческой цивилизации перестал существовать. Но поскольку мы все сейчас живём, значит, лучик выстоял, темнота не сумела победить.
Следующий художник, на этот раз русский, у которого тема религии и Бога пронизывает всё творчество, является Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942г.). У него уже света на картинах больше, чем у Рембрандта. Но все равно, несмотря на то, что я считаю Михаила Васильевича непревзойдённым мастером рисования человеческой фигуры и массовых сцен ("Душа народа"), темнота в его картинах, - хочет он или не хочет, - присутствует.
Самый близкий нам по времени, и, я думаю, по мироощущению, художник, который пытался рисовать Божественное, является Рерих Николай Константинович (1874 - 1942г.). В его картинах существует уже полный свет. Но это, скорее всего, утро!.. Идёт ещё только поиск, а до полного сознательного утверждения Божественного в человеческой цивилизации ещё далеко. Как бы я хотел, чтоб я был не прав!.. Но говорю то, что вижу по картинам.
И если всё суммировать,... если посмотреть, как изображают великие художники Божественное на своих полотнах в течение многих веков,... можно заметить определённую тенденцию. Поскольку света в картинах Великих становиться всё больше и больше, можно сделать вывод: человеческая цивилизация идёт в правильном направлении, и мы, в отличие от утверждения пессимистов, на самом деле, развиваемся. А значит, в будущем появятся такие гении, которые будут рисовать Божественное при полном свете. И, возможно, нам посчастливиться жить в их эпоху. Что будут представлять их полотна?.. сложно сказать.
Только можно определённо говорить: лучшее - впереди!.. (если, конечно, мы не сумеем к этому времени развалить Планету).
Но мы, кажется, отвлеклись от темы.
Портрет художника, как человека - вот, наша тема. И в этом отношении интересен Пабло Пикассо (1881 - 1973), самый известный и успешный художник двадцатого века. Его знают все. Его картины растиражированы СМИ всех стран, и, кажется, вошли в кровь и плоть современной цивилизации. Но что можно сказать, глядя на них, об авторе?.. Очень многое. И выводы, как мне кажется, будут очень неожиданные.
В молодые годы он, как и полагается в соответствии с возрастом, рисовал гармоничные вещи: "Девочка на шаре", "Материнство" и многое другое. Но что же потом случилось?.. Почему его вдруг перестали удовлетворять формы, в которых он творил, и начал искать новое.
Поиск чего то нового - есть, прежде всего, поиск самого себя, неудовлетворённость внутренней и внешней жизнью. Но он, на мой взгляд, не стал меняться постепенно, эволюционировать на достигнутом гармоничном, молодом начале, он решил измениться радикально... Он захотел правды и только правды жизни! Ничего другого его больше не удовлетворяло. И он её получил.
И жизнь оказалась совсем нелицеприятной, какой была в молодости и на его молодых полотнах, какую ему навязывала школа, привыкшая жить в тепличной, но затхлой атмосфере. Он распахнул себя, и решил стать частью этой жизни.
Колкая, со многими странностями, надменная и топорщащаяся, циничная и наглая, прямолинейная и прагматичная, суровая и жёсткая, героическая и самодовольная, тщеславная и уродливая, без стремления к Высшему - вот небольшой перечень качеств жизни, которая нас окружает. В его картины вошли несоразмерность форм, угловатость, бездушность и механичность.
Гармония, глядя на всё это, взмахнула своими золотыми крыльями и улетела. Талант решил остаться.
Прав ли Пабло в своём радикальном изменении или нет?.. я думаю, это право самого автора. По крайней мере, - надо отдать ему должное, - у него хватило смелости выражать самого себя, и ту жизнь, которой он и жил. И в этом плане он был правдив и честен, как с самим собой, так и со зрителями. Ему хватало выдержанности, мощи и напора рассказывать всё о нас.
Пабло часто издевался над зрителями, в чём признавался неоднократно, и "впаривал" покупателям почти детские рисунки, почти глупости, и это в то время, когда он находился в зените славы. Но поскольку маховик знаменитости был уже раскручен, отдел продаж работал без сбоев. Покупатели проглатывали всё!.. Они знали, - хотя и не понимали купленные картины, и шутки, заложенные в них, - что в любом случае они выиграют, и "впарят" купленные произведения другим олухам ещё дороже. Такова наша современная жизнь!.. И жизнь - есть жизнь!
Теперь можно задать вопросы. Действительно ли Пабло Пикассо создал новые формы или это тоже блеф?.. Да, создал!.. и "Герника" (1937год) тому подтверждение. До него никто так ёмко, образно, беспощадно, с болями и страданиями, без приукрашивания не рисовал войну. Его портреты людей тоже говорят о новых формах. Выполнение треугольниками и квадратами они характеризуют наш характер: недобрый, угловатый, подозрительный и не расположенный к людям. И пронизывающий насквозь человека взгляд Пикассо видел это. И у него хватало смелости рисовать человека такой, какой он есть, а не то, что от него ожидают.
Подытоживая всё выше сказанное, можно задать и другой вопрос: "А нужно ли становиться частью той жизни, которая нас окружает, которая не знает, для чего она существует и куда движется, которая не имеет и не желает иметь Высшего начала?".. Или другими словами: "Стал ли человек по имени Пабло Пикассо, прожив долгую жизнь (91 год), устланную женщинами, славой и богатством, счастливым человеком?" Посмотрев его автопортреты в хронологическом порядке, я думаю, каждый сделает правильный вывод.