Кизик Ирина: другие произведения.

Предел мечты

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

П Р Е Д Е Л____ М Е Ч Т Ы .

(пьеса-размышление)

Санкт- Петербург, 2006 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :

- Виктор Светлов, 28 лет, преподаватель истории в Университете.

- Алла.

- Мама Виктора.

- Мама Аллы.

- Светлана.

- Студенты Университета.

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

Учебная аудитория Университета. Совсем маленькое помещение, в котором стоят несколько парт. За ними сидят студенты. Стол преподавателя представляет из себя такую же парту, на краю которой лежит кусок мела, а также тряпка для доски. В центре преподавательского стола разложены бумаги. Рядом с этим столом стоит один из студентов и, мерно бубня себе под нос, читает по раскрытой в руках тетради текст :

Студент. Для Швеции борьба с Россией один на один оказалась в конце концов непосильной. Но осуществлению планов Москвы мешало навязанное... (дальше - разбирает с трудом ) Стефаном Баторием ... соглашение относительно Нарвы,.. а также, развитие событий на южных и ... восточных границах. Восстание в ... Поволжье вынудило русское правительство начать ... переговоры о мире со Швецией. Мирные переговоры на реке ... (продолжительная пауза) Лпюса...

Преподаватель истории. Плю-са.

Студент. Плюса. ... Были закончены ... подписанием трёхлетнего перемирия в августе 1583 года. (Замолкает и закрывает тетрадь. Продолжает после паузы ). У меня... - всё, по Ливонской войне.

Преподаватель истории. Есть у кого-нибудь вопросы ? (Молчание). Ну, тогда садитесь. Спасибо. (Студент отправляется на место). Я думаю, вы все получили какое-то представление о внешней политике Ивана Грозного... (Встаёт) Теперь мне хотелось бы кратко напомнить о дальнейших событиях. Вплоть до смуты при Борисе Годунове. А затем перейдём к докладу по Лжедмитрию I-ому. Кто у нас "брал" Лжедмитрия ? (Молчание) Ну что, - народ безмолвствует ? Посмотрим по журналу. (Читает). Лжедмитрий I-ый - Петров.

Петров, готовы ?

Петров. (Встаёт) Две минуты до конца. Мы всё равно не успеем.

Преподаватель истории. (Смотрит на часы) Ну, что же,.. - повезло,.. Вам сегодня. Садитесь. В следующий раз с этого начнём.

Жду всех через неделю на семинаре. И товарищам своим отсутствующим передайте на счет экзамена.

Все помнят у кого какие доклады к следующему разу ?

(Во время произнесения последних фраз студенты начинают вставать и с шумом собираться. Только последний студент выходит из аудитории, на пороге появляется молодая женщина.)

Она. (преподавателю, неторопливо собирающему свои бумаги со стола) Привет.

Он. Света !

Света. (Подходит ближе и кладет руки ему на плечи). Ну что, Вить, устал ? Три пары подряд ...

Виктор. Устал. (После паузы ). Надоело это всё, - просто сил нет.

Света. (Ласково) Надоело ?

Виктор. (Тихим, усталым голосом) Да-а. Совсем.

Света. А почему ?

Виктор. Да, ну. (Пауза) Бессмыслица полная.

Уйти бы с этой работы... - Да знать бы только куда. Было бы где-то лучше ...

Света. А что такое ?

Виктор. (Спокойно и тихо) Да "достало" уже так вот изо дня в день... ерундой какой-то заниматься.

Света. Ты сейчас говоришь про свои лекции и семинары ?..

Виктор. Да.

Света. Не думала, что тебе это всё так ...

К тому же могу сказать как профессионал, работаешь ты, ну как минимум, - неплохо.

Виктор. Что же тогда значит, - неплохо ? Посмотри, у студентов интереса к тому, что они изучают - ноль, энтузиазма это всё не вызывает никакого. Да и у меня, глядя на них, энтузиазм уже на нуле. В итоге - работа движется изо дня в день, как скрипучая телега. Вот и всё.

И я пока не могу остановиться... - Инерция.

Но ведь я же уверен, что пользы-то от того, что я продолжаю - нет. Никому.

Света. Ну как же ?.. А как другие тогда работают ? Ты думаешь у кого-то, кроме, там, считанных единиц, студенты когда-нибудь по другому относились к их предметам ? Если бы все эти учителя, преподаватели перестали заниматься своим делом, ты бы тогда увидел насколько такая деятельность "никому не нужна". Разве лучше вообще не обучать людей, чем обучать так, - преодолевая их безразличие и ... наплевательство ?

Виктор. Ну а что сейчас остаётся обычно, в среднем, в голове у человека, изучившего в школе или в институте, ну, историю, к примеру ? Какие-то имена, какие-то названия и ещё реже - какие-то даты. Обычно между всем этим забывается в итоге даже элементарная, хоть какая-то логическая связь. Ну, то есть, вот помнится, что была, например, такая - Полтавская битва, и что был в принципе такой - Пётр Первый. А уже то, что именно этот самый Пётр Первый эту самую битву выиграл - и то, кто ещё вспомнит ?..

Ну ведь так ?!

В общем, всё, что остаётся обычно в голове, - это, как бы, термины какого-то языка. Не зная его (этого языка), конечно, сложнее понимать окружающих людей. Представь, слышать имя, там, "Наполеон" или "Чингисхан", - и вообще не представлять себе кто они такие, из какой оперы ... Ну, так уж сложилось на сегодня, что эти, например, имена обычно всем известны.

Но изучить такие "термины",такой "язык" - разве большая польза ? Ну, - кое-какая тренировка для мозгов... А в остальном - просто условность. В конце-то концов. (Пауза) А вот вред тут зато - серьёзный.

Света. Вред ?

Виктор. Вред.

Ведь это какие ненормальные усилия... надо приложить, чтобы зафиксировать хоть какие-то логические связи в том громадном потоке информации, который сваливается на человека буквально на каждой лекции. То, над чем удаётся действительно задуматься, - это же капля в море.

Ты подумай, ведь у нас вся история Смутного времени должна даваться за одну-две лекции. И с значительным количеством подробностей. Ведь так ?! Потом - один-два семинара на ту же тему, - и бежим дальше,.. не сбавляя темпа... В итоге мозг прекрасно и обычно легко привыкает быть изо дня в день в состоянии сумбура, неразберихи. Серьёзно и глубоко ничего не переваривая, не обдумывая.

И чего же, кроме наплевательского отношения, к такому обучению можно ожидать ? (Пауза) Сумбур в голове и безразличие к тому, чем занимаешься, просто по необходимости становятся обычной жизнью ...

И я не вижу возможности что-то во всём этом процессе улучшить, исправить силами преподавателя. Я не вижу цели для себя.

Света. (Чуть-чуть помолчав, немного взволнованным голосом). А разве ты не замечаешь других примеров вокруг, пусть даже и единичных ? Когда люди совсем не так безнадёжно относятся к своей работе. Сохраняют интерес, любовь к своему делу, не смотря ни на что. Находят творческий подход. И ведь добиваются результатов... У них получается научить людей думать, а не просто- забивать голову бессвязной информацией. Они пробиваются сквозь безразличие и наплевательство... Так может, если бы таких людей становилось больше, и результат положительный стал бы заметнее ? Может, нужно просто стремиться творчески подходить к работе ? И всё. И будет результат, будут улучшения. Почему это ни цель ?

Виктор. (Спокойно) Такие люди, -да, - добиваются результатов. И это большой плюс, прежде всего - для них же самих. - Ведь это очень положительно сказывается на отношении к ним окружающих. И вполне заслуженно. Все в итоге прекрасно понимают сколько сил, сколько самих себя отдают такие люди работе. - И в глубине души всегда приятен человек, от которого чувствуешь такую отдачу к чему-нибудь.

Но для интересов дела тут плюс только тогда, когда таких людей - единицы, как сейчас.

Света. Да почему ?

Виктор. Ну а представь, сколько понадобится преподавателю придумывать всяких там нестандартных ходов, чтобы такое количество самых разных людей увлечь, заинтересовать и заставить тем самым размышлять, задумываться. Причём увлечь всерьёз, ни на 2-3 занятия. Тут совершенно незаурядный ум нужен. И вот, были бы массы таких совершенно незаурядных преподавателей в школах, в ВУЗах. Да они от системы образования ничего бы не оставили. Не было бы больше никакой системы. И что дальше ? Кого бы они подготовили таким "макаром" ? - Конечно, людей творческих. А затем эти люди пришли бы на работу, где - сплошная рутина, отнимающая при этом массу сил. Такие люди не смогли бы жить нашей жизнью. Они стали бы её перекраивать, переустраивать. И разве для нынешних людей такое резкое переустройство не было бы слишком болезненным ? Не задавили бы мы сами это всё на корню ? Допустили бы на самом деле ?

Разве это - естественное развитие для нас ?

Мы говорим, мечтаем, вот например, о творчестве, ну буквально во всём. А разве это не запредельная мечта ?

(После паузы). Я лично хотел бы просто, чтобы перед студентами по учебной программе ставились более реальные задачи, чем сейчас. Чтобы программу очень сильно сократили. Хотя бы по вспомогательным предметам. -Ну, для начала. - По которым давали бы только самое - самое основное. При этом, по многу раз разъясняя, повторяя от занятия к занятию одни и те же основы. И всё новое, о чём пойдёт речь, обязательно логически вводили бы в эту основную канву... Ну пусть хотя бы тот, кто захочет, - сможет выполнить действительно все требования учебной программы. И сможет чувствовать у себя в голове порядок, а не сумбур. И остальные хоть в качестве ориентира будут видеть, что действительно вполне реально знать всё, что положено по программе, а не как сейчас.

Словом, хотелось бы двигаться вообще, по жизни, к тому, чтобы в людях становилось больше порядка, а не меньше. По-моему, ни в чём так сильно не нуждается человек, как в наведении большего порядка внутри себя самого.

И потому - не надо десятков страниц текста, которые необходимо каждый день освоить, понять, запомнить. Не надо миллиона непосильных задач. Дали бы решить хотя бы одну - посильную. Хотя бы тому, кто хочет...

(Раздаётся звонок. Должно начинаться следующее занятие.)

Света. (После паузы) Ну ладно. Мне пора бежать. Ещё на другой этаж подниматься. Подождёшь меня на кафедре ? (Пауза) Сегодня идём ?

Виктор. Свет, я очень устал. Давай лучше завтра.

Света. Ну... хорошо... давай завтра. (После паузы продолжает почти шёпотом) И не бери ты в голову, Витька... Ну и пусть тебя там что-то не устраивает... - Что же теперь ... (Пауза. Затем подходит к нему и нежно обнимает. Говорит вновь почти шёпотом) Я тебя очень люблю. Очень. (Целует).

(После паузы) Надо идти.

Виктор. Пока. (Света уходит. Оставшись один, он несколько секунд стоит неподвижно, как будто бы замерев. Взгляд его печален. Затем он неспешным шагом выходит из аудитории).

СЦЕНА ВТОРАЯ.

Кухня. Основное место на ней занимает большой стол. Вокруг стола расставлено несколько табуреток. В глубине кухни на небольшой тумбочке стоит телевизор. На краю стола на подставке установлен электросамовар. Вокруг самовара - заварной чайник и две чашки. Телевизор работает, но очень тихо. Его почти неслышно. За столом ужинают Виктор и его мама.

Виктор. (Доедает и встаёт из-за стола). Спасибо, мам. Очень вкусно ! (Собирается уйти).

Мама. Вить, куда ты ? Ещё чай. Сейчас нагреется. Подожди. (Он садится. Мама продолжает спокойным и ласковым голосом.) Опять уставший пришёл... Зачем тебе такая нагрузка ? Зачем, скажи, это надо - работать в десяти местах, мотаться из одного Университета в другой ?

Виктор. (Грустным голосом) Ну, хотя бы деньги более-менее приличные зарабатывать. А иначе, что же ?.. (Подходит к самовару и прикасается к нему рукой). Нагрелся ! (Молча наливает заварку из чайника и воду из самовара себе и маме. Они начинают пить чай).

Мама. А как там у Светы дела ? Что-то давно её у нас не видно. (С улыбкой) Кстати, как у вас насчёт ... ? Надумали уже наконец ?

Виктор. (Серьёзно) Да нет, мам,..

Мама. (Спокойным и нежным голосом) Ну а почему ? Ну, в конце-то концов, Вить ?

Виктор. Да я уже решил ... по-другому ...

Мама. Как ?

Виктор. Да ... (Пауза) ... В общем,.. со Светой я решил... (Пауза) расстаться... совсем.

Мама. (Резко изменившись в лице, тихо) Да ты что, Вить?.. Как это так ?.. (Пауза) Что-то произошло, да ?..

Виктор. Нет. (Пауза) Просто я её ... не люблю... И решил расстаться тогда, когда меня с ней... ничего, считай, не связывает.

Ну неужели же нужно с головой увязнуть ... в этой несчастной жизни ?

Мама. Если ты не ошибаешься в себе... Если это не просто - порыв.

Виктор. Нет. Не просто.

Мама. Но были же отношения ... Серьёзные ...

Виктор. Да, были. Но я просто боялся. - Признаться самому себе, что это... эти отношения мне совсем не нужны. Хотя теперь понимаю, что и сразу уже, и с самого первого дня - всё тут было ясно. Но тогда я этого не мог толком "расшифровать". А потом,.. потом стало сложнее, - когда на что-то уже потрачены силы,.. душевные силы ... и время, - так трудно признать, что всё было зря. И остаться вроде бы ни с чем. Хочется себя обманывать. Думать, что в принципе уже устроил себе счастье. Но только вдруг ... может стать - просто невыносимо !.. И всё !.. И продолжать - невозможно.

(Пауза) В общем, у меня теперь есть с чем сравнивать... И как раньше жить я не могу.

Мама. Что ты имеешь ввиду ?.. - С чем сравнивать ?

Виктор. Ну,.. в общем,.. (Продолжительная пауза) просто-напросто... - её зовут Алла.

Мама. Вот оно... что... И давно вы знакомы ?

Виктор. Нет. Совсем нет.

Да, в общем, всё наше знакомство пока сводится к тому, что при встрече мы здороваемся. (Пауза) Но даже это, уже значит для меня больше, чем все самые близкие отношения, которые были раньше.

Мама. Ясно.

Виктор. И я совсем её не знаю. Не знаю как и о чём с ней заговорить. И пусть даже в итоге ничего не получится ... Пусть. - Значит ни она, а другая мне на самом деле нужна... Но как раньше, то есть кое-как, я жить больше не буду, -не могу. Я уже почувствовал счастье. И его теперь ни с чем не спутаешь. Не обманешься.

Это такое замечательное ощущение, - когда ни только чувствуешь всем нутром, что счастлив, но и осознаёшь, что действительно достоин этого. -

Когда есть этот баланс. - Между тем, что чувствуешь и тем, чего заслуживаешь. Иначе и ощущение было бы - какое-то ненастоящее, неуверенное...

(Молчание).

Мама. Скажи, а ты со Светой уже говорил ?

Виктор. Пока нет. Не знаю как ... Я, конечно, смогу подобрать слова... Но вот как именно решиться начать эту речь, вот сам этот момент ... Даже думать о нём почему-то невыносимо.

Хотя, конечно ... - можно за что-то зацепиться, за малейший упрёк... Так, с пустого места, я не смогу начать...

Мама. Но меня волнует совсем другое ...

Виктор. (Тихо) Что смогу, я сделаю для неё. - Чтобы ей было полегче ... Если что-то возможно будет сделать ... Теперь всё равно придётся как-то это пережить ... (Пауза) Как бы там ни было.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

Кафедра истории в Университете. У стены стоит стол с компьютером, монитором и свалкой каких-то бумаг. Рядом с ним - несколько стульев. На стене над компьютером вывешены расписания работы преподавателей, а также - крупное объявление : "УВАЖАЕМЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ! 9 И 10 МАЯ - ВЫХОДНЫЕ ДНИ. 11 МАЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) - ЗАНЯТИЯ СОСТОЯТСЯ ПО РАСПИСАНИЮ СУББОТЫ."

Виктор сидит за компьютером и работает. Раздаётся осторожный стук в дверь.

Виктор. Да.

(Входит Алла).

Алла. Здравствуйте.

Виктор. Добрый день, Аллочка ...

Алла. Скажите, Вы сейчас вели занятие у 123-ей группы ?

Виктор. Я.

Алла. (Садится на один из стульев). Дело в том, что мне нужно знать сколько было отсутствующих. Новое распоряжение. - Теперь мы ещё и этим занимаемся.

Виктор. Я сейчас посмотрю, подождите ... (Раскрывает журнал и смотрит). Десяти человек не было.

Алла. Это из девятнадцати ! Ничего себе.

(Входит Света. Здоровается с Аллой ).

Алла. (Виктору) Спасибо. (Встаёт).

Виктор. ... Подождите !.. У меня к Вам вопрос. - Недавно получил своё расписание для заочников. Что-то там не то - с отчётностью. Может я подойду к Вам сегодня с этим расписанием ?

Алла. Да я лучше сама к Вам подойду. Сейчас только с текущими делами разберусь. Захвачу учебный план. И посмотрим. А то у нас спокойно поговорить всё равно не получится. - Просто сумасшедший дом ... Подождёте ?

Виктор. (Утвердительно качает головой). Подожду...

(Алла уходит).

Света. (Смотрит на Виктора). Ну вот ! Теперь будешь ждать ? А может, Вить, завтра разберёшься ? Ну пойдём, а ?

Виктор. Да нет, Свет. Я не хочу никуда идти. Совсем нет настроения.

Света. (Упавшим голосом) Ну вот. Сегодня у тебя нет настроения. Вчера - не было времени. А позавчера ... (В её голосе в конце фразы появляется вдруг какая-то безнадёжность).

( Выражение лица Виктора резко меняется. И весь он становится каким-то напряжённым).

Виктор. (После паузы) Ну а ты ни о чём не догадываешься ?.. Ничего не замечаешь ?.. Никакой серьёзной перемены ...

Света. Да что такое ?

Виктор. Мне просто очень тяжело тебе всё прямо сказать. Я думал, может ты сама поймёшь.

Света. Ну говори же.

Виктор. (После паузы) Я больше не могу продолжать такую ... искусственную, не настоящую жизнь, как у нас с тобой. Не могу. Ну, правда, - не могу.

Света. (Тихо) Почему - искусственную ?..

Ты что ? Ты вообще - о чём ?

Виктор. Просто я теперь уже совершенно ясно понимаю, что между нами всё - надумано, "притянуто". Я ясно вижу что на самом деле двигало мной, что двигает тобой.

Света. И что же ?

Виктор. Я понимаю, что ты, например, уже буквально с самой первой нашей встречи, ... может быть больше подсознательно, ... но всё же - понимала, что вот, мол, встретился подходящий человек. Возрастом, интересами, образованием,.. наверное,- типом внешности, темпераментом, взглядами на жизнь... ну и так далее... И затем, раз дело у нас потихоньку стало слаживаться, ты все эти подходящие качества начала ещё больше преувеличивать. Тяжело, наверное, представить, что не любишь человека, который вполне соответствует твоим полу- романтическим, полу- практическим представлениям. И ты начала думать, что это и есть любовь, что именно такая она и бывает. - От этого стало легко и спокойно.

Но ведь мысли, представления о том, каким должен быть твой любимый, - это всего лишь основа, постамент, что ли, на котором только ещё может возводиться любовь, как какая-нибудь статуя ... - прекрасная статуя ... Эти представления - это же просто отправная точка. Из которой рождается ещё только само желание - любить. - Само желание встретить кого-то ...

Но если ничего действительно прекрасного между нами дальше не возникает, не "вылепляется"...- зачем же довольствоваться одним пустым постаментом ? Каким бы надёжным и прочным он ни был. Слишком уж многого будет не хватать ...

Я вижу,.. в тебе есть такое большое желание любить ... Но поверь мне, я теперь знаю - любовь - совсем не то, что у нас ... И ты это всё равно со временем почувствуешь. Не надо подчиняться всего лишь смутному, "мелкому" ощущению любви. - Такому, когда гораздо важнее ОБЪЯСНИТЬ себе - зачем всё это нужно, чем почувствовать ... Не надо растрачивать своё - такое великое желание любить ... (тихо) так бездарно. (Виктор вдруг замолчал. Всё его воодушевление исчезло. Он не представлял как ему вести себя дальше, теперь).

(Раздался стук в дверь).

Виктор. (Его слова прозвучали как благодарность) Да-да.

(Вошла Алла. Едва вступив в комнату, она тут же замедлила шаг, почувствовала себя скованно. Прошло ещё несколько мгновений).

Света. (Прерывистым и неуверенным голосом) Ну что, Вить, значит, - мне уходить?..

(Витя ничего не ответил. Он даже не поднял взгляд. Света застыла на мгновение. Но затем, поспешно, резкими и отрывистыми движениями собрала какие-то свои вещи, лежавшие в комнате, и вышла).

Алла. (Выдержав паузу) Вот ... я принесла учебный план заочников ...

Виктор. Да-да ...

(Садятся. Алла разворачивает учебный план).

Алла. (Спокойным голосом) Год набора Ваших заочников какой, 2002-ой ?

Виктор. (Заглядывает в расписание на стене) Да, 2002-ой.

Алла. А как точно Ваш предмет называется ?

Виктор. "История России в контексте мировой истории".

Алла. (Ищет это название в плане) ... назовут же, да ?.. "в контексте мировой истории" ... нашла.

Виктор. Тут, видите (показывает в расписании) по этой самой "истории в контексте" и экзамен, и ещё защита курсовой. С этого года какую-то курсовую ввели ?

Алла. Нет, в плане никакой курсовой нет ... Это уже наша ошибка. Надо будет исправить. (Достаёт из кармана маленький листок бумаги и что-то записывает, продолжая говорить). К сожалению, у нас таких ошибок много. Видели бы как мы работаем. Дёргают каждую минуту. Просто невозможно. Если бы как-то разделиться : одни спокойно делают расписания, а другие весь день отвечают на всякие там вопросы, телефонные звонки. Но так всё равно не получится.

Виктор. Очень устаёте ?

Алла. Да-а ... Только вот всё не могу понять, что мне труднее : уйти с работы или продолжать работать. И так, и так, вроде, - плохо. Спрашивала совета у других, но все советы казались такими банальными. Как будто бы всё так просто!

Виктор. А может, Вы просто ждали, что люди ничего не смогут посоветовать ... не найдут ответа, - и вот тогда поймут как Вам тяжело сейчас, как трудно на что-то решиться ... прочувствуют это ... А у них, как назло, находились какие-то советы...

Алла. Может быть... (Пауза)

А вот Вам Ваша работа нравится ?

Виктор. Нет. Совсем нет.

Алла. И всё же Вы работаете.

Виктор. Я просто не знаю где бы хотел работать.

Алла. Неужели у Вас нет никаких желаний, стремлений ?

Виктор. Есть ... Вот, например, быть писателем - хотел бы. Вообще, написать хотя бы какое-нибудь литературное произведение ... Но только ума не приложу в какой форме писать, в каком жанре. Да и о чём конкретно писать - не знаю.

Алла. (С улыбкой) А почему же Вы тогда хотите заниматься именно литературой ?

Виктор . Ну просто есть какие-то мысли ... Разные ... А ничего из них не выходит ...

Алла. Что за мысли ?

Виктор. Просто так и не расскажешь ... И потом, Вы, наверняка, что-нибудь совсем не то ожидаете услышать от меня.

Алла. Ну вот, теперь мне стало действительно интересно. Ну расскажите, кратко как-нибудь. (Тихо) Пожалуйста.

(Продолжительная пауза. Виктор становится очень задумчив).

Виктор. Ну,.. ладно ... (Пауза) Вот то, что считаю самым важным и что лучше всего помню... Только я Вас предупредил, - Вы, наверняка, совсем не то ожидаете услышать ...

(Пауза. Затем Виктор негромким голосом начинает).

Считается, что абсолютно справедливой истины не существует. То есть, если истина справедлива для всех, то она обязательно относительная. Применима только для каких-то определённых условий. Ну вот как законы физики, например, теоремы и аксиомы в математике. И так далее. Если же истина абсолютна, - то она обязательно у каждого своя. Например, - истинное понимание философии, религии, художественных произведений. Считается ...

Но это всё-таки не так. Абсолютная истина и при этом справедливая для всех существует. Потому что ... вот, допустим, что таких истин нет. Но тогда как мы можем быть в этом абсолютно уверены ? Ведь если мы хоть в этом абсолютно все уверены, то, значит, - само это утверждение - ничто иное, как абсолютно справедливая истина для всех. То есть мы ну никак не можем со всей уверенностью утверждать, что подобных истин нет. И вот эта-то последняя фраза, о том, что мы никак не можем быть уверены в том, что абсолютно справедливых для всех истин точно нет, и есть абсолютно справедливое для всех утверждение.

Значит, всё же существует что-то абсолютно для всех справедливое, то есть - такой закон или законы, что действуют - абсолютно, без всяких оговорок и условий, какие обязательно есть в законах физики или, там, математики. И понять, что такой закон существует, можно ни путём философии или религии, которые всё-таки всеми людьми понимаются по-разному. А - универсально понять, однозначно ... Ведь вот этот вот вывод не имеет каких-то ... "граней", которыми "играют", например, философские выводы, или, там, тексты литературных произведений. - Когда за написанными словами каждый раз можно видеть другой смысл. Этот же вывод ни до чего конкретного не касается ; он- предельный, однозначный. И только такой вывод может быть справедлив действительно для всех. Ведь иначе, даже для одного и того же человека с течением времени, с изменением личного опыта, может вполне поменяться "угол зрения", то есть восприятие той или иной истины. (Он приостановил свой рассказ).

Но что дальше, что из этого следует, - я не знаю. А ведь есть, ну просто должны быть какие-то практические и очень важные выводы из этого...

Алла. (После паузы) Да. Я действительно что-то совсем не такое ожидала услышать... Но ты знаешь, ... кстати, давай - на "ты", хорошо ?

Виктор. Да... конечно.

Алла. Так вот,.. ты знаешь, о чём я подумала... - Теперь, после того, что услышала, я смогу обо всём, о чём угодно с тобой говорить. Совершенно не боясь, что ты не поймёшь, что посчитаешь слишком странным ... А так хочется с кем-то поделится своими самыми сокровенными, тайными мыслями. Но страшно. Страшно, что не поймут, да ещё и осудят... А тебе теперь ни о чём не побоялась бы рассказать. Это странно... Но это так здорово... (Алла посмотрела ему прямо в глаза. Несколько мгновений они стояли в молчании. Затем она произнесла немного неестественным голосом) А ты не видел куда делся мой "Учебный план" ? Где я его положила? (Виктор стал искать глазами по комнате. Быстро нашёл сшитые в альбом огромные листы бумаги с надписью "Учебный план ". И протянул их Алле).

Виктор. (Заглянув ей в глаза) Вот.

Алла. Спасибо.

(Виктор вложил ей эти листы в руку. На миг остановился, прикасаясь к руке, как будто попросил о чём-то ...)

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ.

Кухня. Виктор и его мама сидят у стола и смотрят телевизор. - Но очень невнимательно.

Мама. (Поворачивает голову к Виктору) Ты знаешь, вчера встретила Свету на улице. Она поздоровалась, как обычно. (Пауза) Но вот только как раньше ни подошла, ни заговорила ... Так непривычно ...

Виктор. А со мной она, кстати, вообще не здоровается и не разговаривает ... Я понимаю, но всё-таки как-то это ... глупо, по-моему ... по-детски даже выглядит ...

Мама. А может ей просто слишком тяжело теперь с тобой говорить ?..

Виктор. Может .... (Пауза) Хорошо хоть работаем сейчас на разных кафедрах. Не так уж часто встречаемся...

Мама. Да.

Виктор. Знаешь, я думаю, Света всегда на самом деле больше принадлежала, ну что ли, к "твоему миру", чем к моему. - Я бы так это определил ... (Пауза) Ну а мой мир - это ... - Алла. (Пауза) И вот это ощущение - важнее всего.

Мы с ней говорим, и я вижу, насколько она мне доверяет, насколько она искренна ... Я чувствую то особое отношение к себе, которое и должно быть, и которого не чувствовал никогда раньше. Ни от кого. Я ощущаю между нами что-то очень настоящее, очень ... законченное. - Хотя мы просто общаемся ...

Но общаемся почти каждый день. Она заглядывает, обычно в свой обеденный перерыв, ко мне на кафедру ... чтобы поделиться, рассказать ... что произошло на работе, например. И очень быстро от этого мы порой переходим на любые, самые серьёзные темы ... - И совершенно понимаем друг друга, на какую бы странную тему ни заговорили. (Пауза) И между нами не хватает только малости - того, что сделает наши отношения действительно уже "личной жизнью". И объединит нас окончательно ...

(Пауза)

Мама. Ну, раз уж так ... хоть расскажи о ней толком ... - Кем она работает... Сколько ей лет. Кто родители ...

Виктор. Работает ... в учебной части. - Отвечает за расписания заочников. Даже не знаю как там эта должность называется. (Пауза) Сколько лет ... - точно не знаю,.. ну, не много. А родители ...

(Раздаётся телефонный звонок.)

Мама. (Виктору) Подожди, сейчас я отвечу... (Снимает трубку) Да. (Пауза) Ой ! Здравствуй ! Ну, конечно ... Конечно. Ну что ты ! Да, давно ...

(Через некоторое время Виктор берёт в руки пульт от телевизора и начинает бессмысленно переключать каналы на фоне обрывочных фраз продолжающегося телефонного разговора).

Мама. (В трубку) Ну... У нас - нормально, да ...

СЦЕНА ПЯТАЯ.

Кафедра истории. Виктор и Алла сидят рядом. Виктор очень пристально смотрит на неё. Словно бы ловит каждое движение.

Алла. И знаешь, при всём этом, мне постоянно портит жизнь одна вещь. - Мелочь, может показаться. Но ... это действительно так ...

Виктор. И что это за мелочь ?

Алла. (Пауза) ... Отношение окружающих. - Ко мне, ну буквально все, относятся слишком уж... идеально. Понимаешь? И очень не хочется портить это впечатление. Хочется соответствовать... - Но постоянно боюсь, что не получится.

Я почему-то кажусь со стороны гораздо лучше, чем есть на самом деле. Даже не знаю почему. И это даёт мне постоянное стремление как-то пытаться "подтянуть" себя под эти представления. Но всё равно же не выходит !.. - Они слишком идеальны.

И чем сильнее, искреннее кто-нибудь восхищается, тем неприятнее думать как сильно я могу вдруг разочаровать.

Вот, например, мне говорят : "Ты так много всего знаешь". А я-то понимаю, что это только в сравнении. А вообще, не знаю стольких азов даже. В какой области ни возьми. Хоть в литературе, хоть в истории, хоть где. И никогда не смогу столько узнать, физически просто не получится.

И со всеми остальными моими хвалёными "качествами", внутренними и внешними - то же самое. Я понимаю, что никогда не добьюсь того уровня, который во мне почему-то видят. - Всё очень шатко ... (Пауза) И чувствую себя в итоге слишком неуверенно ...

Виктор. (Пауза) ...Но всё же ты не хочешь отказываться добровольно от этого шаткого положения ... Ты всё равно продолжаешь претендовать на лучшее, пусть даже оно и не реально...

Алла. Да ...

Виктор. Но интересно, вот такое огромное стремление заложено в любом человеке - или это какая-то твоя особенность ? Не знаю,.. но, по-моему, именно над этим надо думать для начала, чтобы понять в итоге - как тебе легче справиться с такой ситуацией... - Чтобы понять прежде всего с чем тебе бороться - с обстоятельствами или с собой. И насколько вообще тут надо с чем-то бороться... Давай подумаем и завтра или - когда там увидимся в следующий раз ...

Алла. Вить, не успела ещё тебе сказать,.. - не знаю когда теперь увидимся и как ... - так стремительно всё получилось,.. в общем, - я ухожу отсюда. -Перехожу на другую работу ... (Пауза) Вчера неожиданно подвернулось одно место. С начальством сегодня договорилась. - Отпускают без отработки. Заявление написала задним числом. -Подписали. С этого понедельника уже на новом месте ...

Виктор. Решилась, значит...

Алла. Да. (Пауза) ....И значит теперь я просто так вот не смогу зайти в перерыв... и увидеть тебя ... Мне этого будет так не хватать... И поэтому, Витя, ... я думаю... (Пауза) Я не знаю, но ... (И вдруг замолчав, она опускает глаза).

Виктор. (Глубоко вздохнув и собравшись с силами, тихим и проникновенным голосом) Знаешь... Я хочу тебя кое о чём попросить ... (Чуть-чуть помолчав) Выходи за меня замуж.

(Молчание. Алла вдруг изменилась в лице. И долго смотрела на него растерянно).

Алла. (После паузы, упавшим голосом) Нет... Я не могу.

Виктор. (Тихо и неровно) Но почему ?!

Алла. Понимаешь ... ну, я несколько не так к тебе отношусь ... (Виктор молча и напряжённо смотрит на неё) После всего, что я тебе рассказывала ... о себе... Ты теперь слишком меня знаешь... Чувствуешь и понимаешь так остро, так ясно буквально все мои слабости ... Да, я ощущаю в тебе помощь и опору, .... Но ты узнал меня с худшей стороны, а не с лучшей ... Я совсем не хочу, чтобы меня знали такой ... Ну, наверное, поэтому у меня и не возникает каких-то романтических чувств к тебе ... Что тут можно поделать ...

(После паузы Алла продолжает тихим голосом, чуть опустив глаза) Хотя ... если бы ты сейчас ... ну например,.. (её голос становится ещё тише) поцеловал меня, ну и ... мне бы это не было неприятно... Даже наоборот ... (Пауза) Но вот так серьёзно связать свою жизнь с тобой ... Не могу... Извини,..

Виктор. (После паузы) Но это - не может быть... - то, что ты сейчас говоришь... Я же понимаю тебя, почти как себя... И уверен,.. что это- ... невозможно...

Алла. Но почему ?

Виктор. Во-первых, - ты же чувствовала как я отношусь к тебе. - Ну, не могла ты использовать эту ситуацию, это моё отношение ... - просто использовать в своих целях и всё. Не могла... Я же понимаю ...

Алла. (После паузы) Всё получилось ни специально, ни продумано. Мне просто очень приятно быть с тобой. И мне очень нужно делиться своими мыслями и чувствами с тем, кто действительно может понять ... Я как-то само собой втянулась в эти наши разговоры, встречи. Они стали естественной необходимостью.

Всё получилось само собой...

Виктор. (После паузы) И что теперь ?.. Ты просто уйдёшь, навсегда ?..

Алла. Да. (Пауза) Я не собиралась, не хотела совсем прощаться... Но после твоих сегодняшних слов, после этого предложения... я же не могу ...

Виктор. Но я тебя ... (Очень тихо) так люблю. (Резко замолкает).

Алла. (После паузы) Мне надо идти. Обеденный перерыв закончился...

(Алла нерешительно разворачивается и затем быстрыми шагами уходит. Виктор смотрит ей вслед. Затем, с тяжестью прикладывает руку ко лбу и отводит взгляд).

СЦЕНА ШЕСТАЯ.

(Спустя две недели).

Комната Аллы. Расположившись на диване, она слушает музыку. Рядом с диваном - небольшой стол, на котором стоит телефон и аккуратными стопками разложены аудио- и видеодиски.

Входит мама Аллы с маленькой тарелкой в руках. На тарелке - мороженое. Алла нажимает кнопку дистанционного пульта, и музыка смолкает.

Алла (Берёт тарелку с мороженым) Спасибо.

Мама Я замечаю, - ты какая-то грустная и тихая стала в последние дни. (Пауза) Это из-за работы, да ? Тяжело, - новый коллектив, незнакомые люди. В работу вникать с нуля ...

Алла (Глубоко вздохнув) Да ладно,- работа ... Хотя, тяжело, конечно...

Мама А в чём тогда дело ?

Алла Мам, понимаешь,.. (пауза) я всё время думаю о том, что было тогда, две недели назад. Помнишь, я говорила про парня, который предложил мне, так сказать,.. руку и сердце ... Я очень больно тогда сделала ему своим отказом... И мне самой сейчас больно от этих воспоминаний. - Не могу ничего поделать.

Мама Ты чувствуешь свою вину перед ним ?

Алла Да нет. В общем-то ни чувствую. И повторись всё сначала, я бы так же поступила. То же самое сделала ...

Но ... он всё-таки пострадал... И я же знаю, точно знаю, что он этого не заслужил...

Только кто тогда виноват ? И почему поступок, необходимый для меня, так больно ранит кого-то другого, совершенно незаслуженно ранит ?.. Как такой поступок всё-таки может быть правильным ?

Мама Ты бы рассказала мне по- подробней всю эту историю.

Алла Не знаю как рассказать так, чтобы самое главное было понятно. Чтобы всё не показалось просто глупостью. Чтобы было понятно, что я действительно чувствую. - У меня сейчас так много каких-то сомнений ... И ещё - почему-то очень одиноко... Я сама много потеряла ...

А тут ещё, действительно, эта новая работа. Прихожу каждый день в какое-то незнакомое помещение. Чувствую себя ни хозяйкой, а гостем, которого не известно ещё ждали или нет. Боюсь совершить малейшую ошибку...

Мама Ну что поделаешь ...

(Пауза. Алла отдаёт маме опустевшую тарелку)

Мама Я сейчас. (Уходит)

Алла Ладно.

Алла снова включает музыку и задумчиво слушает.

СЦЕНА СЕДЬМАЯ.

Комната Аллы. Алла одна. Сидя за столом, она что-то пишет. Через минуту раздаётся звонок телефона.

Алла Алло. Слушаю ... (Взволнованным и неуверенным голосом) Витя ?!... (Пауза) Ну зачем ... Да нет ... (Пауза) Нет ... Ну правда ... (Пауза) Не знаю ... А где ты ? (громко) Здесь, у подъезда ? По сотовому ?.. (Пауза. Затем она произносит неуверенным голосом) Да, набери код - 123. 123... Да...

Алла кладёт трубку. Встаёт. Поспешными движениями поправляет волосы. Через некоторое время раздаётся звонок в дверь. Алла уходит открывать.

Спустя несколько мгновений она снова появляется. Виктор входит вместе с ней.

Алла Проходи, садись. (Пауза)

(Тихим и испуганным голосом) Знаешь, я боялась, что когда-нибудь снова тебя увижу ...

Виктор Боялась ?

Алла Да. - Почему-то боялась. (Пауза) Говори ...

Виктор (После паузы) Я хотел просто,.. чтобы мы могли ... как раньше... видеться с тобой...- Иногда. Пусть- реже,.. Мне необходимо хотя бы это.

Алла Ну зачем же - теперь ?..

Виктор Понимаешь ... Я много думал - о том, что ты сказала тогда, в последнюю нашу встречу ... И всё равно не верю этим словам... По-моему, нам всё-таки не надо ставить точку...

Алла (Тихо и с искренней жалостью в голосе) Но я уже объяснила ... в тот раз ... почему не смогу связать свою жизнь с тобой... (Пауза)

Могу добавить только к тому объяснению ещё немного. - Ну, скажем так, - дело в том, что я очень ясно понимаю : важно не то, что тебя любят, важно - как. То есть, важно что думают о тебе, что чувствуют к тебе помимо любви. Ведь если это не просто порыв страсти, не просто чистая романтика, а именно любовь, всерьёз способная сделать счастливым, - она совсем ни слепа. Она даёт возможность понять человека, знать о его плюсах и минусах, и - ...прощать.

А ты знаешь обо мне так много всего того, что я обычно не рассказываю. Слишком ясно знаешь, слишком конкретно. Я не хочу, чтобы меня любили так. Чтобы так много прощали. Такая любовь не вызывает во мне ответа, понимаешь ... Я хочу ... ну, просто, чтобы мой "пьедестал" был повыше... Ты понимаешь ? И это очень серьёзно...

Виктор Может быть и понимаю. (Пауза) Но только то, что ты говоришь, это всего лишь маленькая часть правды. Вся правда, настоящая - гораздо больше, объёмней ... Очень многое в этих твоих понятиях всё время ускользает.

Ты почему-то столько много хочешь от любви, сколько тебе на самом деле и не надо. И уже реальная любовь, такая, какая она действительно возможна для тебя, слишком не соответствует этим мечтательным представлениям. - И убивается желание любить. - То есть сама движущая сила... И любовь постепенно становится мучением. Но эта преграда, которая в тебе возникла, разве так уж непреодолима ? Она пока что лежит на поверхности. Я понимаю это по тому, как сильно моё ответное чувство ... И такую преграду просто нельзя ни сломать. Может быть изнутри, на уровне чувства, это у меня уже и не получилось... Но значит, нужно сломать её снаружи. Для этого можно, например, просто найти такие убедительные слова, которые могли хотя бы поселить в тебе сомнение в правоте этих твоих стремлений, этих чрезмерных мечтаний ...

И если начнёшь хотя бы всерьёз сомневаться, - ... твоё отношение ко мне уже будет меняться ...

И я ищу такие слова. Хотя мои мысли пока путаются ...

Алла Ты правда веришь в то, что сейчас говоришь ?

Виктор Я уверен. - Уверен, что точно есть выход. И что я его со временем найду и, наверное, именно таким способом. (Пауза) А пока проходит это самое время ... я бы просто хотел тебя видеть, говорить с тобой. - Хоть изредка, хоть иногда...

(Пауза)

Алла (Взволнованным, но мягким голосом) Мне тебя не хватает сейчас. Но, по-моему, эти встречи,.. это будет - слишком. Ты будешь мучиться ...

Виктор (Тихо) Нет. Не буду. Ты не понимаешь ...

Он совсем близко подошёл к ней. И остановился, глядя прямо в глаза и ожидая какого-то ответа.

СЦЕНА ВОСЬМАЯ

Кухня. Виктор смотрит телевизор. Входит его мама.

Мама (Немного понаблюдав за ним) Интересно ?

Виктор Да не то что бы... - Так.

Мама А что идёт-то ? - Такой шум.

Виктор "Формула-1"... А вообще, я толком не смотрю, так - думаю о своём.

Мама (После паузы) Всё думаешь, - ищешь какой-то выход. А может, ты уже запутался ? Может быть, уже ищешь то, чего нет ? Может, не надо ничего искать ?.. А стоит просто подождать . И со временем боль пройдёт. - Ты просто забудешь ... её. И всё...

Виктор Да нет ...

Понимаешь, я вот думаю о том, как мне сейчас быть, - как понять и убедить её... И благодаря этому самые разные мысли, раньше такие запутанные, нестройные, начинают укладываться в один ряд ...

Это потому, что появился смысл - такой значительный, что, как магнит, притягивает к себе всё остальное. Жизнь начинает образовываться из каких-то разрозненных кусков. А я начинаю понимать, что это и всегда так - наибольшая глубина мысли бывает только если эта мысль направлена на достижение своего, собственного, настоящего счастья. И никак иначе. А совсем не тогда, когда начинаешь это счастье разрушать, - пытаясь, чтобы ничто не отвлекало от мыслей - научных или ещё каких-то ...

И ещё я начинаю понимать, что как бы в итоге не выглядела та цель, которую я теперь достигну, - так, как я сейчас представляю или, даже, как-то иначе, - всё равно это будет именно то, что принесёт счастье. Но просто всегда важно иметь чёткий план действий. Даже если сразу уже догадываешься, что в итоге всё получится совсем не по этому плану...

Мама А со стороны мне кажется, что твоя жизнь, - можно сказать, ... только запутывается.

Виктор Это не так. - Если результат достигнут, это не значит, что он должен быть обязательно заметен сразу ...

Мама Может быть ... (После паузы) Но могу дать один совет. - Вот ты сейчас едешь в командировку. - На целый месяц. - Попробуй не звонить, и вообще никак с ней не общаться всё это время. А главное, поменьше думать обо всём об этом.

Виктор Но мне это не нужно. - Я уверен.

Мама Когда-то, один раз ты уже был также уверен ... Но в чём-то ведь тогда всё-таки ошибся ...

Виктор (После паузы) Если бы ты знала как я не хочу никуда ехать. Сначала - Салехард, потом - Нижний Тагил. Как мне не нравится эта агитация в регионах ... Да и вообще...

(Виктор опускается на стул и спустя несколько мгновений возвращается к просмотру передачи. Наступает молчание. Слышен только звук телевизора).

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ.

Комната Аллы. Она сидит за столом и, глядя в зеркало, красит ресницы. Входит её мама с бокалами в руках.

Мама Может эти поставить ?

Алла (Поворачивается и смотрит) Хорошо. Пусть эти.

Мама уходит, но вскоре возвращается.

Мама А ты решила что наденешь ?

Алла Да нет. Пока ещё думаю.

Мама Давай. А то народ уже к семи подойдёт. (После паузы) Слушай, .. а ты что - Виктора, значит, решила не приглашать на День Рождения ?

Алла Да нет, просто он сейчас в командировке. В Салехарде.

Мама И давно ?

Алла Вторую неделю.

Мама А я думала - куда он исчез ? Нет и нет. (Пауза) Слушай, а хороший, похоже, парень...

(Пауза)

Алла Странно, что он ни разу даже не позвонил. Ну, хотя бы - сообщить, что всё хорошо, нормально доехал.

Мама Ты же можешь сама позвонить, если волнуешься ... ( Пауза) А всё-таки, по-моему, - странное у тебя к нему отношение ...

Алла Согласна ...

Понимаешь, с одной стороны, он мне даже необходим. И я к нему привязываюсь, - чем дальше, тем всё больше. Но с другой стороны - ... при всём при этом, я его всё-таки ... не люблю. Есть сочувствие, есть какое-то ... переживание за него, что ли, но ... (Пауза) А в общем получается какое-то странное чувство. Раньше точно ничего подобного не было...

Мама А чем он тебе так необходим, так нужен ?

Алла Я просто ни с кем не могу быть такой открытой, как с ним. Так уж получилось ...

Мама И всё-таки чего-то тебе не хватает, да ?

Алла Да. (Пауза) Но не хочу в это углубляться ... А ему я уже всё объяснила. (Пауза) Но его это объяснение не останавливает...

У него всё равно есть надежда. Очень сильная надежда ...

Я хотела бы, чтобы всегда было так, как сейчас. - Чтобы он приходил, и мы могли говорить обо всём, что меня волнует ... Если бы было возможно так оставить навсегда ! Но...

Я понимаю, что ему находиться в этой ситуации не просто ... Не знаю,.. но для него во всех этих отношениях ко мне есть что-то ... не обречённое, от чего просто никак не найдёшь в себе силы избавиться, хотя и надо бы. А совсем наоборот, что-то действительно необходимое ... И это меня успокаивает. (Пауза)

Он сказал, что сможет понять меня так, как я сама даже себя не понимаю. Что нужно, чтобы я просто начала сомневаться в некоторых вещах,.. которые для меня сейчас очевидны ... Что это изменит моё отношение к нему... Не знаю,.. даже если и так, как это может изменить мои чувства ?.. А он верит. Он в это верит !.. И очень верит ! Ну зачем это нужно ?! Почему он просто не уйдёт ? Не откажется от всего этого и не уйдёт ?.. (Её голос резко прерывается).

Мама (Подходит к Алле поближе и заглядывает ей в лицо, повёрнутое к зеркалу.) Тушь потекла ...

Алла (Тихо) Да ничего... Сейчас сотру ... (Берёт в руки платок и начинает аккуратно протирать под глазами).

СЦЕНА ДЕСЯТАЯ.

(Прошло почти две недели)

Комната Аллы. Она сидит на диване. Тихо звучит музыка.

В комнату входит Виктор.

Алла (Встаёт и подходит к нему) Наконец-то !

Виктор Привет ...

Какое-то время они стоят молча.

Алла Витя, я хотела ... сказать тебе ... рассказать,.. - многое изменилось... пока тебя не было.

(Пауза)

Виктор (Грустным голосом) А знаешь,.. я наконец-то... (Пауза) Наконец смог сформулировать из своих разрозненных мыслей,.. подобрать те слова, которые,.. возможно, и могли бы изменить твоё отношение ко мне ... - Вот ... (Пауза) Но теперь ... я уже не знаю... Чего будут стоить мои слова ... Что изменилось теперь, что произошло ?..

Алла (Приближается к нему. Делает какое-то непроизвольное движение руками, но тут же опускает их вниз. Произносит тихим, взволнованным голосом) Не бойся ... (Виктор поворачивается к ней лицом и смотрит в глаза. После паузы она продолжает) Я обязательно всё тебе скажу ... сейчас ... Мне только надо собраться с силами ... А пока,.. может ты расскажешь, что же такое смог понять, сформулировать. Мне это очень интересно ... И особенно теперь ...

Виктор Хорошо... - Слушай. (Пауза)

Вот то, что ты рассказывала мне обо всех своих недостатках, о том, что тебя не устраивает в себе, мучает ... - это же всё - правда ?

Алла Да.

Виктор Всё это в тебе есть. - И ты хочешь, чтобы человек, который будет рядом с тобой, толком не понимал и не чувствовал всего этого ...

Но тогда он почувствует другое - то, что ты слишком закрыта для него, слишком отдаляешься, отстраняешься, слишком неискренна ... А ты ничего с этим не сможешь поделать. И будешь к тому же всё время его бояться. Как никого другого. Ведь именно его мнение будет важнее любого другого.

Чуть-чуть приукрасить себя можно и нужно. Но чуть-чуть ты приукрашивала и со мной ... (Пауза)

И к тому же, представь себе такого человека, каким хочешь себя видеть, то есть, представь человека, у которого действительно нет никаких серьёзных недостатков. Так ли уж он был бы тебе самой интересен, близок и понятен ? Разве это действительно - твоё ?.. Разве такого ты на самом деле от себя хочешь ? Ведь в тебе наверняка нет реального, настоящего желания быть такой уж близкой к идеалу. Значит, нет реальной движущей силы к этому. А есть только какое-то фантастическое желание. Так к чему же ты всё-таки стремишься ?

А по-настоящему полюбить человека можно только примирившись с очень и очень многим в нём. (Пауза) Но при этом всё равно можно любить его больше всех на свете ...

(Алла смотрит на него очень внимательно).

И главное. - Помнишь, я говорил об абсолютно справедливой истине. Справедливой всегда и для всех, справедливой однозначно. О том, что я понимаю насколько важно знать то, что она действительно существует. Вот только почему это важно, я не мог понять ... Но теперь понимаю ... Понимаю,.. что раз уж существует абсолютно и однозначно справедливая истина, то, значит, существует абсолютное начало и абсолютный конец всему. Точка, к которой всё сходится. Ведь, если она - абсолютно и без вариантов справедлива, - она не может чего-то не касаться, не распространяться на что-то. Она всё охватывает. И значит, - это абсолютный предел, в котором сходятся любые противоположности. Абсолютная граница между ними. - Между, например, злом и добром, холодом и теплом, жестокостью и мягкостью ... и так далее.

Но раз какая-то вещь существует, то автоматически существует и её противовес, то есть всё то, что этой вещью не является. Ну, например, если бы на свете не было некруглых предметов, то не было бы и круглых. Их просто нельзя было бы отделить от всего остального...

Так вот. Если существует однозначный абсолютный предел, абсолютная граница всему, то обязательно в качестве противовеса, существует и неабсолютная, несовершенная граница всему, то есть, также, включающая в себя всё, делящая всё на две противоположные половины. Но такая, которую при всём при этом человек может ещё и реально достичь, именно потому, что она - не совершенна. И эта граница тоже, получается, существует однозначно. То есть, тоже справедлива для всех. Но по сути своей она должна быть - нечёткая, расплывчатая, - опять же так как несовершенна.

И так как обе эти границы существуют однозначно, выходит, что вообще для всех людей жизнь сводится в итоге к чему-то одному и тому же совершенно по всем направлениям, причём, как теоретически, так и на практике.

Но дальше я стал думать, - в чём же всё-таки состоит реальный предел движения для человека ? Как всё-таки достичь этого максимума ? И что с человеком может быть дальше, по достижении реального предела ? И вот что я для себя понял (и по крайней мере лично для меня, сейчас - это справедливо абсолютно) :

(После паузы) Ведь настоящая движущая сила для людей - это их стремления, желания, мечты. Если к чему-то у человека нет никакого стремления, он никогда в эту сторону и не продвинется. Может если только видимость создавать. - Даже и для самого себя тоже. Но реально ... - не продвинется ...

Предел же движения человека там, где предел его стремлений, предел его мечты. Так что же это - предел стремлений, предел мечты? О чём в принципе может мечтать человек ? (Пауза) Разными путями, но всё время он стремится ... к уважению; к тому, чтобы им восхищались; - иногда, - чтобы завидовали. Но завидовали, опять же, с восторгом, с восхищением. Может стремиться к тому, чтобы его боялись, чувствовали силу. Но всё равно, - чтобы боялись, уважая, а не презирая.

И вот все эти качества - уважение, восхищение, восторг, обожание и тому подобное - в пределе сходятся в одно качество или чувство. - В любовь. (Пауза) И получается, что только обретя настоящую любовь, человек и может достигнуть реальный предел своих возможностей. - Cвоих индивидуальных возможностей ... (После краткой паузы) И чем ближе подходишь к этому пределу индивидуального развития, тем, естественно, меньше становится людей, которые могут составить твоё счастье, но тем ближе это счастье будет к твоему настоящему...

Развиваясь гармонично... - Именно гармонично, а не развивая в себе что-то одно, пусть даже то, к чему от рождения дан особый талант. Так вот, развиваясь гармонично, - постепенно, шаг за шагом, освобождаешься от того, ... что тебе мешает жить, - в самом себе, внутренне мешает. И вот идя этим путём, однажды встречаешь человека, к которому испытываешь действительно сильные чувства, и в отношениях с которым, как на лакмусовой бумаге, проявляется то, что ты наконец избавился ото всей "шелухи", которая мешала жить. То есть, в тебе реально остались только те недостатки, от которых самостоятельно не избавиться. - Те, которые являются частью твоей природы. И чем ближе будет к этому, тем ближе эта любовь к твоей настоящей. - Тем чётче вписываешься в границы предела своих реальных возможностей.

От этого индивидуального предела можно двигаться и дальше. - Только развиваясь уже ни в одиночку, а вместе со своей второй половиной, практически уже другим, единым существом. А развиваться есть куда. Ведь существует ещё и абсолютный предел всему. Он - совершенный, его нельзя достичь. А можно только подходить ближе и ближе. Он существует теоретически, а не практически. Но всё же -существует. И вот к этому-то пределу и может быть настоящее, реальное движение человека после того, как он достиг уже предел своей мечты. (Пауза)

Но обычно бывает так, что люди, и близко ещё не достигнув предела своего индивидуального развития, всё же испытывают чувство любви. И это действительно может быть любовь. Но только такая же недоразвившаяся, как и сам человек на тот момент. Можно пройти мимо такой влюблённости, а можно и увязнуть в ней. И тогда уже придётся потратить массу сил ни на дальнейшее развитие, а на то, чтобы либо победить эту привязанность, выпутаться из неё, либо - на то, что бы искусственно продолжать держаться за неё.

Но неизбежно существует и другая крайность. Когда человек в принципе достиг предела своих стремлений. И к нему приходит любовь. Но он отбрасывает её, проходит мимо, увлекаясь дальнейшим развитием, дальнейшим движением ... Такое, конечно, встречается гораздо реже... Но вот я узнал тебя и понял, как это может быть.

Ты хочешь большего, лучшего. И вот уже идёшь в одиночку туда, куда совсем не надо идти одной. За предел реальных возможностей человека. Где все прилагаемые усилия уже ничего не дают, уходят в песок. Дальше пройти можно только вместе, только вдвоём ... (Виктор замолчал и опустил глаза. Затем поднял взгляд и пристально посмотрел на Аллу).

Алла (После паузы, с усилием в голосе) Вить,.. я совсем не ожидала услышать всего этого ... Я на самом деле сегодня хотела тебя увидеть, чтобы сказать только ... (Пауза).

Мне, конечно, потребуется ещё какое-то время, чтобы примириться ... Но .... я чувствую, что уже перешла какой-то рубеж... И назад пути нет. ( Пауза) В общем,.. - я чувствую и понимаю теперь,.. что ... люблю тебя... Действительно, люблю. И больше не могу без тебя. (Пауза) Не могу ... (Пауза) Извини, что с опозданием ... Извини ... (Пауза)

Знаешь,.. в начале была только жалость ... Но обычно жалость так жалостью и остаётся... А тут, по отношению к тебе, она почему-то стала всё разрастаться ... И в итоге, я уже понимала, - жалею каждый раз на самом деле себя, а не тебя ... Это почему-то стало одно и то же ... И как раз в это время я ясно поняла, ЧТО именно чувствую к тебе ... (Пауза)

А что касается всего того, о чём ты сейчас сказал ... Я обязательно попрошу тебя ещё раз всё повторить. И внимательно обдумаю... Уверена, что всё это очень поможет мне... примириться ... с собой.

(Пауза)

И вот ещё что, - я всё думаю, что было бы ... - теперь,.. - если бы ты всё это время не приходил,.. не бередил бы эту рану ...

Виктор (После паузы) Странно ... (У него на лице появляется едва заметная, но светлая улыбка) Так тяжело во всё в это поверить ... - Правда...

Алла медленно приближается к нему. Берёт его руку.

Он стоит сначала совершенно неподвижно и даже растерянно. Но затем подаётся вперёд. Обхватывает её за плечо второй рукой и ещё через мгновение плотно прижимается щекой к её лицу. - С огромным наслаждением.

Он оказывается вдруг совершенно в другом мире. В существование которого ещё мгновение назад почти уже не верил.

Тихо звучит музыка в комнате Аллы.

КОНЕЦ.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Е.Белильщикова "Иной. Время древнего Пророчества."(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Черчень "Все хотят меня. В жены"(Любовное фэнтези) Л.Малюдка "Монк"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"