ПРИТЧА О ЖАДНОМ БОГАЧЕ
(Лк. 12:16-21)
На ниве богача был урожай хлебов,
Он думал: "Некуда собрать моих плодов,
Как приготовить дом к такому урожаю?
А вот, что сделаю: все житницы сломаю,
Большие выстрою и соберу туда
Мой хлеб, мое добро, и я скажу тогда
Душе моей: "Душа простись навек с тревогой,
Покойся, -- у тебя лежит именье много
На годы многие: гони заботы прочь.
Ешь, пей и веселись!" -- "Безумец, в эту ночь
Отнимут жизнь твою, -- сказал Господь. -- Несчастный,
Кому достанутся твой дом и труд напрасный?"
Остается только подытожить, вспомнив, что после притчи говорит Спаситель: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк. 12:21).
В связи с вопросом о "светлом будущем" следует упомянуть еще нарушение второй заповеди. "Не делай себе кумира"(Исх. 20:4) Первая же заповедь говорит: "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим" (Исх. 20:2-3). А у коммунистов были (да и сейчас есть) другие боги, т.е. кумиры. Это теоретики-классики и вожди-практики. Именно они и оказываются "эталонами справедливости". А вера в Божественный рай сменяется верой в рай земной (коммунистический).
Рядовые коммунисты должны верить в светлое, справедливое, коммунистическое общество. Для этого надо верить в то что:
1) Классики придумали именно такое общество.
2) Вожди знают, как к этому обществу прийти.
Что интересно, вождь может стать классиком (Ленин).
Верить в то, что коммунистическое общество реально, можно лишь, если веришь в гений Маркса и Энгельса. При этом их представление о справедливости становится эталонным. А верить, что Ленин может привести к самому справедливому обществу, можно лишь, если уверен, что Ленин сам является самым справедливым человеком (или "самым человечным"). Потом была необходима вера в Сталина...
Если не веришь, что вождь самый справедливый, то не получается поверить, что он может привести к справедливому обществу. Культ личности здесь просто необходим. Ну, если не личности, то хотя бы партии. Без культа всё построение светлого будущего становится бессмысленно. Люди должны верить в своего Вождя. Как в тоталитарной секте (по наблюдениям Дворкина А.Л.), люди должны верить в своего "гуру"[6]. Вера в нынешнего вождя, в некотором роде более важна, чем вера в "классиков", которых он толкует.
И именно вера в справедливость Вождя и Партии могла заставить людей ждать наступления "Светлого будущего". Ведь само существование пары "партия-народ" порождало ненужные ассоциации "верхи-низы". Собственно, в СССР партия заняла место "эксплуататоров". Но людей утешало то, что руководители считались самыми справедливыми (ну и то, что руководители вели народ к коммунизму).
В связи с этим интересно отметить, что разрушению СССР предшествовала гласность. Стало можно критиковать власть и партию. Стали допускать, что партия и власть не идеальны. Конечно, не это было главной причиной развала. Но все равно любопытно.
Самый сильный, пожалуй, у нас в стране культ Ленина. Мавзолей и памятники не зря строили. И, право же, интересно наблюдать, как некоторые отказываются увидеть его недостатки, либо оправдывая каждый его шаг, либо не замечая некоторых шагов (особенно не любят говорить о пораженческой пропаганде во время Первой Мировой Войны). По принципу: "Если факты порочат Вождя, тем хуже для фактов". И, самое удивительное, когда этот культ сочетается с православием. Лично мне кажется очень показательным момент отношения к анафеме патриарха Тихона и гонениям на Церковь в первые годы большевистской власти. Я увидел утверждение некоторых "православных социалистов", что анафема стала причиной гонений. То есть получается, что "патриарх Тихон первый начал, а Ленин был вынужден...". Текст анафемы, естественно, не приводился. Ну не могут люди осудить кумира детства! Если он и совершал зло, то "его вынуждали".
Хорошо еще, что культ мертвого кумира не так опасен, как культ "живого".
Христиане же понимают, что нет людей, которые могли бы быть "эталонами справедливости" (кроме одного Человека). Все не идеальны. "<...> ибо нет человека, который не согрешил бы..." (2 Пар. 6:36.) И уже потому не построить на земле "справедливое общество". Справедливое общество может построить только Бог.
9. Про общину первых христиан и монашество.
Кроме того, вера в Вождя необходима в связи с имущественным вопросом. Имущество в социалистических обществах становится "общим" и переходит в распоряжение руководства. Примерно, то же самое происходит в тоталитарных сектах. Это возможно только при вере, что руководство будет справедливо распоряжаться данным имуществом.
В связи с этой проблемой надо вспомнить вопрос "об устройстве Иерусалимской общины", который часто поднимают те, кто себя называют то "православными коммунистами", то "православными социалистами".
О первой общине говорить с, одной стороны, тяжело, потому что очень мало данных. С другой стороны, про нее уже столько говорят, что даже статьи будет мало, чтобы исследовать эту тему. Парадокс. Там где мало данных, есть возможность для гипотез.
Пока что здесь надо сказать вот что. Часто "православные социалисты", которые вспоминают эту общину, сравнивают ее с монашеством. Но даже того минимума знаний о первых христианах, который есть, достаточно, чтобы понять, что это не было монашеской общиной. Там и в помине не было изоляции от мира и целибата. В общине были и мужчины и женщины, которые друг от друга не изолировались. "Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его" (Деян. 1:14).
Что еще важно, в Деяниях говорится, что у первых христиан. "<...> было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее" (Деян. 4:32). У верующих было "одно сердце", и поэтому никто ничего не считал своим. Это понятно. У близких людей в принципе все общее. Но здесь важно то, что сначала идет любовь, а затем "общность имущества". А не наоборот. Коммунисты же говорят, что если все станет общим, то все друг друга полюбят (по принципу "бытие определяет сознание") получается, что "ставят телегу впереди лошади". Возникает следующая аналогия. Двух молодых людей поженить, не задумываясь об их совместимости, по принципу "стерпится, слюбится". Сначала брак и общность имущества, а там и любовь придет. А должно быть наоборот. Любовь, затем брак, а затем уже общее имущество.
Поэтому пока у христиан нет "общего сердца", то и общее имущество не нужно (и даже опасно). А если будет одно сердце, то и оформлять "общность имущества" не надо. Это сложится само собой, потому что каждый "ничего не будет считать своим".
Вернемся к монашеству. Это течение иногда называют "христианским коммунизмом". Но в чем реальное отличие от коммунизма "классического"? Классический коммунизм существует "для всех", а не для "некоторых". В этом будущем обществе должны жить семьями. И женщины, и мужчины, и дети. Все. А у монахов в общины входят только взрослые люди одного пола. Это совсем не то. И этот "коммунизм" явно не обязателен для всех. Тут можно вспомнить рассуждения апостола Павла о браке. С одной стороны, он считает безбрачие лучше брака. "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене." (Кор. 7:32-33). "<...>ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я" (1 Кор. 7:7-8).
С другой стороны^ и тех, кто вступал в брак, он не осуждает.
"Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7:28).
"...Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей..." (1 Кор. 7:9-11)
Об освящении брака в Священном Писании напоминает и сам Спаситель:
"И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19:5-6).
В общем, христиане вовсе не обязаны поголовно становиться монахами. А опыт Церкви показывает, что только в монашеских общинах, возможно, организовать что-то похожее на коммунизм.
Итак, в работе были приведены цитаты из Священного Писания, которые дают понять, почему коммунистическая идеология несовместима с христианством и почему коммунисты и Церковь оказались по разные стороны. Возможно, кто-то список дополнит.
Путь от идолов к Христу лежит через Покаяние. Это касается и таких идолов, как "практики и теоретики" коммунизма.
Королю франков Хлодвигу при крещении говорили: сожги, чему поклонялся (идол), поклоняйся тому, что жег (кресту).
Почему же в России есть православные коммунисты?
В принципе это уже "другая история". Или другой вопрос, по которому уже была написана не одна статья. Здесь можно лишь слегка коснуться данной темы.
Не так-то просто расстаться с кумирами, которым поклонялся всю жизнь. Да и с образованием у нас большие проблемы. Хоть СССР и был самой читающей страной, Библию читали немногие. В результате появляется то, что можно назвать "новым двоеверием". Или "очередным", так как с этой проблемой Церковь сталкивалась практически всегда, когда число ее чад резко увеличивалось.
Что ж, по крайней мере, проблему образования со временем решить можно. Хотя бы в Церкви.
Думаю, рано или поздно каждому "православному коммунисту" придется выбирать, какое из двух слов (в этом словосочетании) нужно взять в кавычки. "Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор. 6:14-15).
В каждом конкретном случае хочется надеяться, что люди сделают правильный выбор. Да, расставаться со старыми привычками тяжело, но надо. Так как "<...> никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9:62).
Кизим Антон, учитель истории, выпускник ИФ ПСТГУ.
[1] Арх. Аверкий Таушев. Руководство к изучению Священного Писания. Четвероевангелие.http://predanie.ru/lib/html/67516.html#TOC_id2396544
[2] Гумилев Л.Н., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий. "Вестник высшей школы (Alma Mater)", 1992, No 7-9 http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article29.htm
[3] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М. 1989. С. 249.
[4] Корявцев П.М. Философия антисистем. http://gumilevica.kulichki.net/debate/Article05a.htm#para24
[5] Советский энциклопедический словарь. 1980. С. 617.
[6] Дворкин А.Л. Сектоведенье. Тоталитарные секты. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/21.html