Кизуб-Алтухова Нинель Лавровна : другие произведения.

Экономика Нового Мира - Экономика Добродействия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В выступлении на Конгрессе автор рассказывает о том, что только открытые ею показатели (Эффекто-продукция и КЭР) позволят заинтересовать производство в быстром использовании изобретений и открытий НТР, без конкуренции и мук внедрения. Они автоматически заинтересовывают предприятия в выпуске дешевой, но нужной потребителю продукции, в росте качества, в экологии. Ведь чем выше рост качества будет опережать рост продажных цен, тем ниже должны быть налоги и больше льгот.

  ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА
  
   - ЭКОНОМИКА ДОБРОДЕЙСТВИЯ
  
   ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНГРЕССЕ
  
   "УКРАИНА И ПЛАНЕТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  
   НА ГРАНИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ"
  Киев, 15 января 1999 года
  
  
  
   ШАНОВНI ДОБРОДII!
  
   Я обращаюсь ко всем присутствующим на конгрессе так, как можно обратиться пока еще только на Украине. Пока еще на украинском языке существует такое чудесное обращение к человеку, как добродiй и добродiйка! Хотя, к сожалению, далеко не все ее жители соответствуют самой сути этого обращения - как к людям, действующим во имя Добра и Света. Многих объективно сделали злыднями новые рыночные условия и конкуренция, где люди живут по законам джунглей.
  
   Наука и весь исторический опыт учат нас, что сам человек от рождения - не черт и не ангел. Его действия обусловлены полученными им генами (наследственностью) и его кармой, воспитанием (материальным и духовным), а так же социально-экономическими условиями, в которые он попал при рождении, в которых живет окружающее его общество (сознательно и безсознательно). Исправить что-то в наследственности и воспитании взрослого человека почти невозможно, но изменить окружающие условия в наших силах.
  
   Как экономист и ученый-исследователь именно с этими предложениями я и пришла к вам. На самых простых примерах я постараюсь доказать, что только предлагаемая мною Экономика полезных результатов может принципиально изменить существующие социально-экономические условия, стать экономическим базисом созидания Нового Мира - МИРА ДОБРОДЕЙСТВИЯ, где духовное и материальное будут находиться в ГАРМОНИИ. Только использование новых, разработанных мною и проверенных на практике показателей полезных результатов позволит не только справедливо оценить народнохозяйственную отдачу в работе предприятий-производителей на потребителей их продукции, но и создать эффективные стимулы по использованию всех достижений современного этапа НТР для всемерного повышения эффективности их работы. Я вам докажу, что производству в новых условиях станет автоматически выгодно повышать качество товаров, снижать цены, осваивать выпуск новинок, решать экологические проблемы. То есть по собственной воле, сознательно и целеустремленно работать с максимальной отдачей на ОБЩЕЕ благо - на БЛАГО человека, общества и Природы.
  
   Нынешнее "рыночное" устройство общества никак нельзя назвать естественным и добродетельным. Скорее это постоянная война всех против всех - от холодной до самой горячей. Безумная погоня за прибылью и деньгами настроила общественное производство против человека, против самого общества и Природы.
  
  Против человека - потому что самым выгодным для владельцев средств производства является рост цен и снижение качества товаров (как самый легкий путь увеличения прибыли). Обществу стяжательства и наживы безразличны нужды человека. Недаром так популярна стала у нас порочная фраза: "Это ваши проблемы"... Рыночному производству изначально присущи безработица и конкуренция, где "человек человеку - волк". Преступность и безответственность поражают все слои общества. Они объективно держат людей в постоянном СТРАХЕ лишиться средств к существованию и самой жизни. Во всем царит затратная экономика - как стремление производителя к экономии собственных расходов за счет роста затрат у потребителя.
  
  Против общества - поскольку наркотики и выпуск оружия массового уничтожения людей дают там максимальную сверхприбыль, разрушая нравственность и здоровье, приводя к войнам.
  
  Против природы - ведь ее беспощадная эксплуатация приняла глобальный характер, о чем свидетельствует наступающий всемирный экологический кризис, который скоро примет необратимый характер. Погоня за сверхприбылью заставляет вырубать леса, уничтожая легкие нашей Планеты, выкачивать ее кровь - нефть и газ, истощать ее рудное тело, сводить на нет озоновый слой, защищающий все живое от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Рыночная экономика капитализма превращает все ресурсы природы в товар. Ее ненасытная жажда продавать, продавать, продавать всё и всё в больших размерах, получать всё больше и больше сверхприбыли - ведет человечество к гибели. И эта угроза становится все более реальной.
  
   Эти пороки присущи не только капитализму. Ведь и на советских хозрасчетных предприятиях при Хрущеве и Брежневе широко распространилось порочное правило затратной экономики: чем больше предприятиям удавалось завышать продажные, отпускные цены на свою продукцию, тем легче им было выполнять планы по валу, по реализации, по производительности труда и той же прибыли. С тех пор, как социалистическим предприятиям сделали главными показателями их собственные доходы и возвеличили прибыль, затратная экономика стала изнутри разъедать социалистические, производственные отношения, разрушая советский коллективизм и нашу нравственность. "Диктат производителя", торможение НТП, расточительное отношение к природным и творческим ресурсам - это прямые следствия "затратных" планово-статистических показателей. Они постепенно ослабили СССР, создав базу для развала того общественного устройства, которое уже гордо именовалось "развитым социализмом". Многие из здесь присутствующих изобретателей знают по собственным мытарствам, как трудно было с 60-х годов внедрять им свои разработки. Ведь в условиях "экономной экономики" освоение новшеств требовало от предприятий-производителей собственных первоначальных затрат, снижало их прибыль. И хоть эффект от выпуска новой техники и новых качественных товаров мог быть и значительным, но он был у потребителей - у "чужого дяди"... И совершенно уж неприемлемым для наших заводов и фабрик стал переход на выпуск более дешевых изделий. Снижение цен на новых видах продукции резко уменьшало вал и выработку, а с ними и фонд зарплаты. Вы только подумайте: от снижения цены, допустим, термосов, если заменить в них серебряные колбы на медные (без ухудшения их потребительских свойств) - на 20%, на столько процентов же это уменьшит выручку предприятия. Такое рацпредложение "зарежет без ножа" сам план и фонд зарплаты. Гнать нужно за такую рационализацию! С середины 50-х в СССР выгодным стало только завышение стоимости производства новых товаров. И если после войны последовательно проводилась политика снижения цен, то уже при Хрущеве в июне 1961 года было проведено первое повышение цен. А затем мы угробили качество, экономя СЕБЕ-стоимость за счет роста ТЕБЕ-стоимости.
  
   Решение о том, как изменить это противоестественное для социализма положение - невыгодность нового, качественного и дешевого! - приходило ко мне постепенно, начиная с 1961 года. Тогда я опубликовала в "Экономической газете" статью "В прямой зависимости от народнохозяйственного эффекта", где предложила новое оборудование, выпускаемое станкостроением и машиностроительной промышленностью, засчитывать в выполнение плана производства с учетом его эффективности на предприятиях, использующих эту новую технику. Например, если новый станок в два раза производительнее старого, то его и надо засчитывать станкостроительному заводу за выпуск двух старых. Разве это было бы не справедливо? Разве не заинтересовало бы производство в быстром освоении всего нового и эффективного для пользователей? Однако мое предложение осталось без ответа.
  
  Возможно, тогда экономистам показалось сложно рассчитывать полную эффективность от новой техники у потребителей? Однако возьмем снижение цены в результате использование какого-то изобретения. Разность между высокой ценой известного уже изделия и низкой ценой новинки, которая по качеству не хуже удовлетворяет ту же потребность пользователя - ведь и есть сумма его экономии. Разве трудно это посчитать?
  
   Поэтому я и начну свои предложения с того, как элементарно сделать выгодным выпуск дешевой продукции. Решение этой проблемы пришло мне буквально озарением 26 октября 1978 года. Здесь, на Конгрессе собрались творческие люди и они, надеюсь, сами знают, как озарениями приходят открытия. А это действительно было оно. Предлагаю вам и разъяснение его сути, и доказательство наличия в нем неоспоримого новшества. Ведь этого требует само патентование новшеств.
  
   Как всем известно, при патентовании необходима четкая формулировка главной отличительной черты открытия или изобретения от всего, что до него было и, желательно - будет. Патент на швейную машинку изобретателя Зингера общепризнан в технике по этому признаку классическим. Швейное дело - одно из самых массовых и трудоемких производств. Но до Зингера никому не удалось его механизировать. Казалось бы, что может быть проще иголки? Кусок проволоки. Один конец острый. Он прокалывает ткань. Другой - тупой и широкий. В нем отверстие, куда вставляется нить. И вот этот-то простейший швейный инструмент никак не поддавался механизации. Зингер предложил совершенно неожиданное решение и именно его ввел в свой патент швейной машины. Это нововведение им записано предельно просто, хоть и парадоксально: "Нитка вдевается в острый конец иглы"! С тех пор прошло почти 150 лет. Как не совершенствовали швейные машинки, но в каждой модификации до сих пор сохраняется неприкосновенно эта, запатентованная Зингером особенность. И до сих пор изобретение небывалой до этого иглы приносит огромную пользу людям.
  
   Социальные изобретения у нас пока не патентуются. Но мой патент звучит не менее просто, чем у швейной машинки Зингера. Дело в том, что во всех результативных экономических ПОКАЗАТЕЛЯХ, определяющих интересы производства - хоть при капитализме, хоть при социализме - продажная цена стоит В ЧИСЛИТЕЛЕ. Именно это делает выгодным для производства рост продажных цен. И только в новой экономике, разработанной мною, предлагается переставить продажную цену в ЗНАМЕНАТЕЛЬ! И вот ВНИМАНИЕ! Людям пора понять, что только обратная зависимость показателей полезных результатов от величины продажных цен принципиально изменит интересы производителя - развернет их в сторону потребителя! Только тогда у производителя автоматически отпадет интерес к завышению продажных цен.
  
   Разберем это на простом примере. Только что до меня выступал директор концерна "РИНКО", отвечающего за чистоту города Киева. Он нарисовал угрожающую картину с состоянием мусорных свалок вокруг нашей столицы. Такое же отчаянное положение с утилизацией отходов по всей Украине.
  
   В то же время из отходов, используя их как вторичное сырье, можно было бы делать дешевые и полезные вещи. Возьмем шлаки в металлургическом производстве. Они постоянно образуются там при плавке металла, как пена при варке мяса. Сейчас шлаки сливают в отвалы. Вокруг металлургических заводов их целые горы. Они курят и дымят, отравляя воздух, загрязняя окружающую среду, занимая плодородную землю. Между тем изобретатели давно уже предложили, как утилизировать шлаков. Применяя специальное оборудование и особые добавки, шлаки можно было бы в горячем виде разливать в специальные формы, получая самые разные изделия - легкие, прочные, нержавеющие. Их и назвали красиво - ситалловыми изделиями. Мы получили бы тогда дешевые ситалловые ванны, раковины, другую сантехнику и даже посуду.
  
   Допустим, обычная эмалированная кастрюля стоит 12 руб. А такую же, но ситалловую кастрюлю - вы могли бы в магазине купить всего за 5 руб. В уме вы быстро прикинете, что, купив ее, вы сэкономите 7 рублей. А я предлагаю вам разделить 12 на 5. Получится КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ваших РАСХОДОВ (КЭР) в размере 2,40. Он означает, что на рубль затрат при покупке новинки вы сэкономите 1 рубль 40 копеек.
  
   Относительные величины замечательны тем, что позволяют сравнивать совершенно разных вещи и товаров во времени и в пространстве. Допустим, за новую кастрюлю с вас запросили всего 4 рубля. Тогда коэффициент эффективности расходов у вас возрос бы до 3,00 (12 разделите на 4). Он означает, что на 1 рубле затрат вы сэкономите 2 рубля.
  
  Итак: чем ниже цены, тем выше КЭР! Причем, эту экономию на рубль затрат вы можете по величине КЭР новинок легко сравнивать с чем угодно - хоть с новой ванной, хоть со станком. Например, ситалловая ванна будет стоить 125 руб., тогда как обычная чугунная продается по 340 руб. Следовательно, КЭР новинки будет равен 2, 80 (349 разделить на 125). А на рубль затрат покупатель экономит 1 рубль 80 копеек. Это чуть меньше, чем на кастрюле. Хотя абсолютная сумма экономии на ванне гораздо больше - 215 рублей.
  
   Фактически от использования изобретения (в том числе и ситалловых изделий) выигрывают и производители, и все общество, и экология. Заметим, что самому металлургическому заводу, использующему отходы-шлаки, производство одной кастрюли обходится всего в 1 руб. Ведь он почти не тратится на сырье и энергию. Поэтому весь общественный эффект только на единице новой продукции - в данном случае на одной кастрюле - 11 рублей (12 минус 1). Первоначально он делится между заводом-производителем и пользователем-покупателем в зависимости от величины установленной продажной цены. При цене в 5 рублей - 4 рубля сверхприбыли должны достаться заводу, а 7 - пользователю. При цене в 4 рубля: 3 - заводу, 8 - пользователю.
  
   На рынке, где производитель и потребитель встречаются как продавец и покупатель, их интересы прямо противоположны. Продавец всегда хочет продать дороже, а покупатель - купить дешевле. Как мы видим, только научно-технический прогресс позволяет разрешить это важнейшее общественное противоречие товарно-денежных отношений в пользу и производителя, и потребителя.
  
   Но наш пример "дележки" эффекта от научно-технического прогресса, мягко сказать, условно упрощен. Разве не справедливо было бы металлургам поделиться полученной сверхприбылью и с изобретателями ситалла, и с изготовителями нового оборудования, а так же выделить часть ее в бюджет на дальнейшее развитие науки и техники, на образование и поддержку творчества. Этим, вероятно, должно будет заниматься государство с помощью новой, справедливой системы налогов и поощрений.
  
   Однако в современных условиях "рыночной экономики" государство способно только отнять всю сверхприбыль у металлургического завода. Это, как мы знаем, оно успешно и делает, уничтожая курицу, которая несет золотые яйца. Ведь действующие у нас на Украине законы в области управления экономикой давно превратили саму экономику в маразм. Как еще можно назвать такое управление, при котором, чем больше прибыли получает производитель, тем больше он платит налогов - совершенно независимо от того, какую пользу приносит продукция данного предприятия человеку, обществу и природе.
  
   При реализации Концепции Экономики полезных результатов такая несправедливость ликвидируется. В новой экономике предлагается использовать дифференцированное налогообложение, действующее по принципу:
  
   - Чем выше полезные результаты, тем ниже налоги и больше льгот должен иметь производитель!
  
   Поэтому заводы, снижая цены, переходя на выпуск более дешевой продукции (т.е. имея из-за этого рост КЭР), могут тогда реально рассчитывать на режим наибольшего благоприятствия. Тогда-то предприятия-производители и без конкуренции, по своей собственной выгоде - сами станут искать изобретателей, быстро осваивать их изобретения. Ведь только новшества НТР позволят им реально снизить затраты производства, а с ними - дадут возможность снизить и отпускные цены, т.е. повысить общий КЭР и получить в свое распоряжение больше прибыли. Ведь производителя интересует НЕТТО-ПРИБЫЛЬ, а вовсе не валовой доход, которые заберут а казну. Заметим, что такой общий КЭР следует уже расшифровывать, как Коэффициент Эффективности Работы производителя на пользователя.
  
   И все-таки, как вполне понятно, сама возможность снижения цен физически ограничена. А вот повышение качества товаров и рост от этого эффекта у пользователя имеет намного большие перспективы. Особенно высокий эффект дает ОБНОВЛЕНИЕ, как освоение выпуска совершенно новых видов продукции. Поэтому-то с конца 50-х годов ОБНОВЛЕНИЕ стало во всем мире главным направлением совершенствования производства. И именно в нем и нужно будет заинтересовать нашего производителя.
  
   Вернемся к нашей ситалловой кастрюле. Что стоит в числителе ее КЭР? 12 рублей. По экономическому смыслу - это верхний предел возможной цены потребителя. В мировой экономике она известна так же, как теневая цена. Ведь любой здравомыслящий покупатель-потребитель, прежде чем совершить какую-то покупку, сам построит в уме - в тени! - ту предельно возможную цену, которую он мог бы без ущерба для себя заплатить за предложенный ему товар - с учетом качества нового товара! Будем считать, что наш покупатель уже платил за аналогичные изделия, знает цены на взаимозаменяемые товары. Заметим тут, что и вся нынешняя реклама, назойливо действующая в современных рыночных условиях, как раз и призвана, как можно выше поднять планку этой предельной цены в уме потенциального покупателя, расхваливая на все лады повышенное качество новинки. Поэтому в мировой экономике цену потребителя называют еще и ценой качества.
  
   Продолжим наши рассуждения. Если реклама убедит покупателя даже в том, что ситалловая кастрюля будет служить ему вечно, то в своих расчетах он, видимо, может и решиться увеличить 12 рублей в 2 раза. Больше потенциальный пользователь возможную продажную цену - цену качества, по этому параметру повышать вряд ли будет, так как на вечность никто не надеется, а кастрюля может надоесть или выйти из моды. К тому же есть и моральный износ. Ведь изобретатели еще что-то придумают! Но даже и с учетом всего вдвое повышенного срока службы - КЭР новинки уже значительно повысится и составит 4,80 (24 разделить на 5) или 8,00 (24 разделить на 3).
  
   Итак, в числителе КЭР стоит ЦЕНА КАЧЕСТВА, которая в советской экономике так прямо и назвалась - ВЕРХНИМ ПРЕДЕЛОМ ЦЕНЫ или ВПЦ. Оказывается, что ее наши предприятия умели рассчитывать еще с 1974 года. Ведь с того времени по 1988 год они были обязаны представлять в Госкомцен СССР проектный расчет ВПЦ для обоснования отпускных цен на новую продукцию производственно-технического назначения. Это позволяло им получать повышенную рентабельность по новой технике.
  
   Идеи, как известно, носятся в воздухе. Поэтому не только я думала о том, что нужно стимулировать выпуск новой техники в прямой зависимости от эффекта, получаемого пользователем. На предприятиях Минэлектротехпрома в 1976-78 гг. был проведен эксперимент по использованию ВПЦ для оценки объемов производства и производительности труда. Он дал самые позитивные результаты. Всего за три года это министерство вышло на I место среди других отраслей по удельному весу выпуска новой техники и использованию изобретений. Но с 1979 года эксперимент тихо спустили на тормозах, а результаты его замолчали...
  
   Так что предлагаемый мною переход экономики на новый путь - это вовсе не какая-то "езда в незнаемое". Но только такой переход позволит высвободить весь творческий потенциал нашей научно-технической элиты - потенциал всех наших изобретателей, ученых, новаторов для быстрого подъема экономики нашей страны. Ведь в основе роста эффективности общественного производства лежит прежде всего творческая мысль.
  
  Есть ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ!
  
  Он вечно с нами.
  
  То РАЗУМ человеческий и ТРУД!
  
  Содружество их ТВОРЧЕСТВОМ зовут.
  
  А ТВОРЧЕСТВО только таким бывает:
  
  Чем больше черпаешь -
  
  тем больше прибывает!
  
   Многим из вас приходилось делать расчеты экономической эффективности новой техники, окупаемости капиталовложений. Все знают, что первые три этапа освоения новых идей (наука - техника - производство - использование): разработка модели нового вида оборудования, его чертежей, само
  
  изготовление опытных образцов, их испытания, а затем освоение массового производства новинки - требуют затрат. Но эффект потом намного превосходит все произведенные затраты. Я сама несколько лет занималась экспертизой расчетов.
  
   Наверно, это и подвигнуло меня на создание Концепции экономики полезных результатов. С одной стороны в идее КЭР реализуется известная всем "технарям" формула эффективности новой техники. Там ведь тоже эффект новой техники сравнивается с затратами на нее. Только у меня за общие затраты пользователя взята продажная цена товара.
  
  Многие из участников Конгресса согласятся, наверно, со мною, что уже имеющихся у нас и в мире открытий и изобретений вполне хватит, чтобы обеспечить не только быстрый выход Украины из кризиса, но и создания у нас современной высокоэффективной экономики. Но только при создании заинтересованности производителя в их быстром освоении! А как сделать выгодным для производителя то, что нужно человеку и обществу - я показала вам буквально "на пальцах", то бишь "на кастрюлях". Заметим, что на примере с изобретением и освоением производства ситалловых изделий видно, что и природа тоже выиграет от утилизации отходов. Этот социальный эффект необходимо так же включить в заслугу производителя.
  
   Если же принять к реализации мои предложения по изменению методики расчета "верхнего предела цены", введя "слагаемые эффекта" вместо сомножителей, включив в цены качества не только экономический, но и социальный эффект, то можно сделать для наших предприятий выгодным все, что действительно выгодно пользователю, жизненно необходимо для нашего общества и природы, для повышения самого уровня КАЧЕСТВА ЖИЗНИ на нашей Планете. В Концепции Экономики НОВОГО МИРА - МИРА ДОБРОДЕЙСТВИЯ, показано, как сделать выгодным все: от улучшения экологии до расширения сервиса, от госзаказа и заключения точно в срок, вовремя договоров поставок до продукции. Одновременно в ней предусмотрены новые механизмы обратных связей, создающие жесткую ответственность за выполнение поставок точно в срок (как в Японии по принципу ДЖИТ), за реальное качество товаров при отклонении от указанного в сертификатах, за добросовестную рекламу. Да и сама реклама в корне изменится. Ведь любой грамотный человек поймет выгодность того товара, у которого выше КЭР!
  
   Хоть я и привела вам пример определения цен качества на кастрюлях, но надеюсь, что все поняли и то, что Экономика полезных результатов прежде всего будет создавать заинтересованность в освоении производства новой техники, нового оборудования и материалов, новых собственных средств информатики и освоения источников новой энергетики. В производстве средств производства по новой технике КЭР будет на порядки выше. Причем, на предприятиях-производителях высокоэффективных новинок можно выделить в их ценах качества отдельные слагаемые по признаку авторства, определяя конкретный вклад коллективов изобретателей, конструкторов, НИИ, кружков качества и даже отдельных новаторов и первооткрывателей. Но это как раз и нужно для стимулирования творчества, для скачка в экономике только ВПЕРЕД и ВЫШЕ!
  
  
  
  Проблемы становления Нового Человека ХХI века, особенностей его воспитания и образования, повышения культуры и духовности будущего общества - мы собрались обсудить на нашем Конгрессе. Но Новый Человек - может возникнуть только в условиях НОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Экономики полезных результатов. В объединении этих начал только и сможет состояться НОВЫЙ МИР III тысячелетия - мир без войн, жестокости, стяжательства, мир высокой духовности и реализации истинно космического предназначения Человека и Человечества.
  Из работы "Идеология Нового Мира - высокая объединяющая идея ХХI века" часть III
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"