|
|
||
Тоталитаризм - организованное безумие государства.
Диалектика, которая является основой научного метода теории государства и права, предусматривает, что все в мире находится в непрерывном развитии. Конечной целью такого развития является некая идеальная модель - абсолют. Рассматривая государство с позиций диалектики и сквозь призму взаимоотношений власти и общества, можно предположить, что развитие этих главных компонентов государства происходит в условиях постоянной борьбы и взаимных ограничений. Каждая из этих сил стремится доминировать в государстве. Следовательно, тоталитарное государство есть государство-абсолют: такое государство, власть которого над обществом безгранична, то есть, абсолютизирована; общество, соответственно, лишено каких-либо прав и полностью подчинено аппарату государственной власти.
Как возникает тоталитарное государство? ХХ век, породивший это явление, подарил человечеству немало иных катастроф. Это и падение империй, и Великая Октябрьская Революция, и две мировые войны. Катастрофы мирового масштаба подорвали веру масс в основы государства: силу и авторитет власти и способность государства защищать интересы общества. Крах этих основ оказал противоположное влияние на различные группы людей: с одной стороны, породил веру в господство сильной руки, то есть, в существование жесткого режима, способного устоять в любых катаклизмах и позаботиться о населении; с другой стороны, показал, что власть не является чем-то священным, недоступным и оторванным от общества, что ее можно легко потерять, а стало быть - и получить. Наука уже доказала, что подчинение генетически заложено в человеческом сознании. Но раз существуют люди, согласные подчиняться, по закону равновесия должны существовать люди, способные управлять. Таким образом, тоталитаризм есть психологическое явление, проистекающее из двух противоречивых стремлений человеческой натуры: подчинять и подчиняться.
Это можно увидеть на примере художественной литературы: и Томас Мор в своей Утопии, и Кампанелла в Городе Солнца, не говоря уже о множестве писателей-фантастов, репрезентуют именно модель тоталитарного государства. Можно ли считать этот выбор случайным? Как нам известно, фантастика притягивает к себе именно возможностью создавать миры и управлять ими; как жанр, фантастика строится не на аналогии, а на игре воображения. Стало быть, тоталитаризм имеет психологические корни, он основан на подсознательном стремлении индивида к абсолюту.
Чаще всего идея тоталитаризма появлялась в теоретических исследованиях. Первым автором, разрабатывавшим эту концепцию, был Платон, который считал, что всеобъемлющее, подчиняющее себе все и вся (то есть тоталитарное) государство является идеальной формой жизни общества.
На практике идею тоталитаризма пытались реализовать иезуиты. Фактически, устройство Ордена иезуитов было основано на том же принципе безоговорочного подчинения вождю и церкви, существовала специальная идеология подчинения (примером может служить одно из основных положений Устава Ордена: Если церковь считает черной вещь, которая кажется нам белой, мы должны немедленно признать ее черной*. Это все то же двоемыслие*, возведенное в закон). С появлением у Ордена определенной территории (захваченных в Южной Америке земель) они начали внедрять в устройстве своих колоний тоталитарную систему управления, причем довольно успешно. Так возникло иезуитское государство в Парагвае.
Но реализовать идею тоталитаризма на практике в целом удалось лишь в ХХ веке. В первую очередь это связано с тем, что именно в ХХ веке, как уже упоминалось, рухнули почти двухтысячелетние устои общества, открыв таким образом путь новым радикальным идеям. Это можно назвать своего рода идеологическим взрывом, который изменил лицо мира и стал причиной II Мировой войны. Стало быть, при изучении тоталитаризма мы должны иметь в виду, что он, помимо всех его прочих особенностей, является симптомом болезни общества, внешним проявлением кризиса общественных отношений. Тоталитаризм можно назвать безумием государства, власть в котором - это власть паранойи, помноженной на манию величия.
Что же касается самого понятия тоталитаризм, то оно впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".
Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделил в качестве основных признаков тоталитаризма:
В экономике тоталитаризм означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой (командно-административная система). Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономики Великобритании.*
Поучения Игнатия Лойолы.
Оруэлл Дж. 1984 и эссе разных лет. Москва, Прогресс, 1989. Далее о двоемыслии см. раздел Общество в тоталитарном государстве, стр. 14.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, 7-8.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"