|
|
||
Идеология как оружие массового уничтожения.
Власть в тоталитарном государстве - это власть над толпой. Не над обществом, а именно над толпой, обезличенной и однородной. Эта власть достигается при помощи идеи. Такая идея может базироваться на классовой (СССР), национальной (Германия), религиозной (Иран) платформе.
В условиях тоталитарного государства идея, в свою очередь, становится абсолютом. В чем это выражается? Прежде всего, в том, что эта идея становится господствующей, подчиняет себе все морально-идеологические устои общества. К примеру, в СССР долгое время существовало так называемое мичуринское направление в биологии, которое было по сути своей антинаучным, но соответствовало коммунистической идеологии. В Германии генетика и антропология служили только одной цели: поиску доказательств превосходства арийской расы и способов улучшить природу населения Германии.
Живым воплощением идеи-абсолюта становится вождь-абсолют; основными ее носителями - представители класса властьимущих. Они возводят идею в ранг закона и следят за его исполнением. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества.
Связь идеи с государством не случайна: партия, пробиваясь к власти, берет на вооружение какую-либо идею. В результате побеждает не только сильнейшая партия, но и сильнейшая идея, то есть такая идея, которая может стать массовой; такая идея, которая способна воспитать целый легион фанатиков: Каждое новое идейное движение, политическое ли, этическое ли, или религиозное, - оно осуждено вступить в борьбу с владеющей массами и пространством инерцией, и раньше, чем разлиться широкой и глубокой волною, оно должно преодолеть инерцию, преодолеть общую косность. Если новое движение является жизненным, имеющим законные права на существование, - оно, путем напряжения своих молодых сил, преодолевает инерцию. Если ему не удается преодолеть инерцию - значит, оно не обладает необходимым импульсом, и оно осуждено не гибель. (М. Первушин, 1927г.)*.
Это последнее свойство достигается во многом благодаря своеобразной гипнотической революционности. Элемент ниспровержения основ особенно эффективно воздействует на:
- молодежь, для которой такая идеология является своего рода откровением, она перекликается с юношеским максимализмом и жаждой действия. Именно молодежь первой примкнула к фашистскому движению. В СССР существовало целое идеологическое направление, задачей которого было сделать коммунистическую концепцию популярной в среде детей и юношества. Этой цели служили пионерские и комсомольские организации. Создавались специальные мифы (например, миф про Павлика Морозова), которые должны были стимулировать приток молодежи в вышеупомянутые организации. В Китае существовали специальные отряды из юношей, которых называли хунвейбинами. Они активно поддерживали и осуществляли репрессионную политику Мао Цзэдуна. Среди красных кхмеров также было много молодежи;
- людей, которые в силу каких-либо причин потеряли свое положение в обществе (деклассированные элементы);
- людей, которые хотели бы это положение улучшить (пролетариат).
Для них всех идеология была своего рода спасательным кругом, она либо давала возможность обрести новый смысл жизни, либо предлагала способ добиться старой цели. Но во всех случаях идея-абсолют предлагала не просто проект улучшения жизни, а совершенно новую программу жизни. А поскольку идея становится инструментом государства, вмешательство государства в личную жизнь граждан становится как бы закономерным. Такой идее нельзя просто сочувствовать, ей нужно беспрекословно подчиняться. Здесь кроется первая из психологических причин тоталитаризма: подчинение заложено в самой природе человеческого существа. В семье человек подчиняется родителям, в школе - учителям. Войдя во взрослую жизнь, он нередко обнаруживает, что принимать решения не так уж легко, а ответственность не только привилегия, но и тяжкий груз. Какой соблазн - переложить этот груз на плечи руководства, войти винтиком в огромную систему, особенно когда твою роль на все лады превозносят СМИ, в твою честь слагают поэмы.
Далее необходимо заметить еще следующее: каждая, даже самая лучшая идея может стать опасной, если она возомнит себя самоцелью, в то время как она в действительности является только средством к цели. За себя же и за всех подлинных национал-социалистов я скажу: для нас существует только одна доктрина - народ и отечество.
Мы ведем борьбу за обеспечение существования и за распространение на-шей расы и нашего народа. Мы ведем борьбу за обеспечение пропитания на-ших детей, за чистоту нашей крови, за свободу и независимость нашего отечества. Мы ведем борьбу за то, чтобы народ наш действительно мог вы-полнить ту историческую миссию, которая возложена на него творцом все-ленной.
Каждая наша мысль и каждая наша идея, вся наша наука и все наше зна-ние - все должно служить только этой цели. Только с этой единственной точки зрения должны мы проверять целесообразность того или другого средства. В этом случае никакая теория не сможет закостенеть, ибо в на-ших руках все будет служить только жизни... (Гитлер А., Моя борьба)*.
Подчинив себе умы людей и став неписаным законом, идея-абсолют, в свою очередь, внедряется во все сферы жизни общества, обрастает целым комплексом разветвлений, становится идеологией.
Первушин М.К. Мысли о фашизме. Рим, сентябрь 1927.
Гитлер А. Моя борьба. Т-ОКО, 1992.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"