Примечание для актров: важно обращать внимания на обстоятельства, которые задает пьеса, и на звуковое сопровождение. Место действия остается неизменным.
Действующие лица:
А к у л а (он же отец, он же полицейский)
Д о н Д о н о в а н
И з а б о К л о т а н (она же мама, она же Линда)
Сцена представляет собой помещение бара.
(В центре первого действия - барная стойка. Акула за стойкой, у него белая рубашка, жилет, передник. Акулья голова показывает зубы. Он моет бокалы.)
(Донован стоит посреди сцены. Он выглядит как очень успешный бизнесмен, волосы элегантно причесаны, костюм с иголочки. Он в растерянности оглядывается)
А. Это все из-за того, что вы потерпели поражение, Дон Донован. Не случись этого с вами, и все вокруг не случилось бы тоже.
Д. Что это за место? Куда я попал?
А. Это мой бар. Что будете пить?
Д. Послушайте, мистер....
А. Акула.
Д. Акула? Что за странное имя?... Ваше лицо в тени, а впрочем, неважно.
А. Именно. Все, что в тени, лишено и смысла, и важности. Важно лишь то, что на свету.
(Прожектор высвечивает Донована. Остальное уходит в глухую тень.)
А. Так лучше?
Д. Да, большое спасибо.
А. Может, нужна музыка?
Д. Было бы неуместно... Без музыки все естественнее...
А. Тогда все-таки советую джин. Или виски?
Д. Стакан воды.
А. Боюсь, именно стакан воды я вам дать не могу.
Д. Черт с вами, дайте хотя бы виски!
Акула наливает виски, Донован пьет залпом и плюется.
Д. Черт бы вас побрал, да ведь это вода!
А. Вы бы пореже упоминали черта... Здесь хорошая слышимость и тонкие стены.
Д. Черт вам сосед?
А. Он многим сосед, а мой бар - место особенное.
Д. Этот бар... Я никогда здесь не был.
А. Само собой разумеется.
Д. И я не собирался идти к бар!
А. Конечно, не собирались.
Д. Я собирался на встречу. Понимаете вы, на важную деловую встречу!
А. (спокойно) Конечно, понимаю.
Д. Выпустите меня!!!
А. Идите, дверь не заперта.
(Донован кидается к двери, открывает рывком, исчезает за сценой. Акула смотрит ему вслед, потом поворачивается к другой двери. Оттуда появляется растерянный Донован)
Д. Снова вы? Вы твердили мне, что там выход?
А. Выход. А здесь - вход.
Д. (растерянно) Да что такое то?
А. (сочувственно) Садитесь. Возьмите виски. Расскажите о себе?
Д. Это снова вода?
А. На этот раз виски.
Д. И правда виски, и чертовски хороший виски!
А. Я же просил вас - не упоминайте черта. Есть у вас хоть капля совести?
(Донован молчит)
А. Итак, кто вы?
Д. Мое имя Донован. Дон Донован, предприниматель и бизнесмен. Я бы попросил поэтому оставить ваши шутки и выпустить меня. Я крайне занят. Через несколько часов у меня назначена важная встреча, на миллионы долларов. Хорош же я буду, упустить такую выгодную сделку из-за глупого розыгрыша. Мой партнер не любит ждать, и если я опоздаю, он будет в гневе. И когда я приду, будет громко выражать свое недовольство...
А. Значит, вы не придете. Выпейте еще виски. Вы так спешили... Откуда? Еще одна деловая встреча?
Д. Как вы догадались?
А. Это было не сложно. Очень быстро бежали?
Д. Очень.
А. Погода плохая, дождь, видимость ни к черту?
Д. Да, да...
А. Ну вот отдохните. Переведите дыхание. Бежать больше не надо. Еще виски?
Д. (внезапно успокаиваясь) Да, пожалуйста.
(Свет гаснет и зажигается вновь. Донован читает газету. )
А. Как вам вечерние новости?
Д. Не так интересны, как утренние.
А. Смотрели криминальные сводки?
Д. Ужасная авария. Столько жертв.
А. Хорошо, что вы проводите вечер в моем баре, не правда ли?
Д. Что вам надо от меня?
А. Всего лишь понять, как так получилось, что вы потеряли все, что имели.
Д. Я ничего не терял. Я всегда в выигрыше.
А. Безусловно.
Д. Где у вас туалет?
А. По коридору прямо и налево.
Д. Спасибо.
(Донован встает и уходит. Акула звонит в колокольчик. Свет гаснет)
(В начале второго действия меняются декорации. Бар уходит в тень, рассеянным светом высвечивается одно их помещений бара. Видно, что это пустующий зал: стулья стоят на столах, выглядит пыльным. Донован заходит и оглядывается. Звуки толпы, щелчки фотоаппаратов, вой сирен скорой помощи и полицейских машин.)
Д. Я чувствую запах гари.
(Входит Акула. Он одет в форму полицейского, и выглядит обеспокоенным. )
А. Конечно. Это потому что все вокруг горит.
Д. Что-то произошло?
А. Авария.
Д. Ах, авария... Да, припоминаю. Какая ужасная история. Водитель фургона забыл использовать предупреждающие сигналы в опасном месте...
А. Другая машина вылетела на встречную полосу и ударилась о бензовоз...
Д. Совсем рядом был пешеходный переход, люди на остановках ждали автобус...
А. Ужасная трагедия. Столько жертв. Про нее написали во всех газетах и показали в вечерних новостях.
Д. Обычно я перехожу дорогу в этом месте в это самое время.
А. Как, разве вы не ездите на автомобиле?
Д. Автомобиль стоит на парковке возле офиса. Мой офис в том высоком здании. Я перехожу через дорогу, чтобы купить сендвич с помидорами и сыром и выпить черный кофе. Это дает заряд бодрости на вечер.
А. Так любите кофе?
Д. Больше жизни!
А. Оно и видно...
Д. Что вы сказали, простите?
А. Нет, ничего...
Д. У вас есть ко мне еще вопросы, сержант? Я только прохожий...
А. Нет, конечно нет. В аварии виноват водитель фургона. Кстати, по иронии судьбы он выжил и почти не пострадал.
Д. Вот же засранец!
А. Абсолютно согласен с вами. До свидания, мистер Донован.
(Акула исчезает в тень. Донован проходит через зал, звуки улицы исчезают, он скрывается за дверью с надписью WC, которая светится в темноте. Эта часть сцены уходит в тень, снова высвечивается барная стойка. Акула снова в одежде бармена и протирает стаканы. Донован возвращается из противоположной кулисы. )
Д. Я заблудился.
А. Так бывает. Многие люди вообще блуждают всю жизнь. Вам еще повезло.
Д. Вы нальете мне еще виски? Я слышал, там идет дождь.
А. Может быть, лучше кофе?
Д. Кофе?
А. Вы же любите кофе. У вас впереди долгая ночь.
(Акула приносит Доновану кофе. Донован пьет. Потом достает из кармана телефон и набирает номер.)
А. Кому вы пытаетесь позвонить?
Д. Жене.
А. Вы не дозвонитесь.
Д. Почему?
А. Потому что сотовая связь не работает. Вы можете воспользоваться нашим телефоном.
(Световая пушка высвечивает старинный телефон-автомат на стене. )
Д. У вас нет жетончика?
А. Пожалуйста, возьмите.
Д. Спасибо.
(Донован звонит по телефону. Слышен треск. Потом тихий женский голос спрашивает "Алло? кто это?")
Д. Линда?
Ж. Г. Донован? Где ты?
Д. Линда, я в баре. На всю ночь. Тут такая авария, непогода, я пересижу, а утром поеду на деловую встречу. Ложись спать и не жди меня.
(Донован вешает трубку.)
А. А встречу вы отменить не хотите?
(Донован, спохватываясь, набирает еще один номер)
Д. Никто не отвечает....
А. Думаю, они вас уже не ждут.
Д. Но должны ждать!
А. Вы очень любите свою жену?
Д. Простите?..
А. Она красивая?
Д. Самая красивая. На другую я бы не посмотрел.
А. Всегда выбираете самое лучшее, мистер Донован?
Д. Само собой. Кто жажден подъедать остатки, когда можно собрать сливки? Точно не я.
А. Вы думаете, что весь мир может вам принадлежать?
Д. Весь мир будет мне принадлежать, вот что важно. Скажем так, весь мир уже принадлежит мне.