Клебанова Лина : другие произведения.

Страна победившего фандрэйзинга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Как она может, - скажут представители старшего поколения, - ведь за добро принято благодарить"."Глупо, - скажут американцы, - плывущее в руки надо использовать"."Наивно, - скажут коллеги, - больше поездок за счет СОХНУТА не будет,- теперь придется летать в Москву за свои, а не на халяву".

Страна победившего фандрэйзинга

Часть первая.

Три закона фандрэйзинга

О нелегкой трудовой деятельности представителей общественных организаций "русской улицы" пока не слагают легенд, но видимо скоро будут. Шутка ли в тяжкое для экономики страны время, когда все кроме курса доллара падает, и даже программисты стонут в предчуствии неизбежного, работники общественного фронта и специалисты по психологии держателей фондов собираются с силами и настраиваются на оптимистичный лад ибо первейший закон фандрэйзинга гласит: ничто так благодатно не влияет на пополнение фондовых запасов как реакция заплывшего благополучием американского и европейского сознания на очередной теракт в Израиле.

Две фотографии с места событий, записка маме из больницы написанная корявым детским почерком и совесть тети Цили из Бронкса может спать спокойно. Дрожащей под тяжестью перстней рукой, тетя Циля подписала чек в качестве доллоровой индульгенции для себя, детей и внуков.

Второй закон фандрэйзинга связан с учетом психологии дающего, которому очень нравится ощущать себя дающим, т.е. тем самым благодетелем, который осчастливил

пару русскоязычных олим в многострадальном Израиле миской бесплатной похлебки, штанами из секонд-хенд и инстанциией в которую всегда можно сходить, как в совбез и пожаловаться на ивритоязычную соседку. Какие такие гранты на обучение философии в Кембридже или оплату университетского курса для мамы-одноночки? Мало того, что несчастная дама после этого перестанет быть несчастной, она еще окажется умнее меня. За что ж я тогда платил, если теперь никого не могу учить жить?

Третий закон, я бы назвала законом таблички. Идя на встречу с богатыми и знаменитыми не забудьте захватить с собой гранитную плиту на которой будет увековечено имя дарителя, поскольку понятие "неизвестный спонсор" в природе встречается крайне редко. Конечно, Миша Черной мог бы помочь жертвам трагедии в Дельфинариуме и в качестве неизвестного ангела хранителя. Но страна должна знать своих филантропов в лицо, особенно тогда, когда лицо нуждается в активной корректировке иммиджа.

Ну и что? Спросит добродушный читатель. Какая разница в том, сколько общественных дивидентов отимел тот или иной обеспеченный товарищ на показательном бескорыстии, если пострадавшего ребенка свозили сначала в Эйлат, а сейчас собираются везти в Москву дабы показательно пожалеть в Московской мэрии? Да ни в чем собственно, главное, чтобы дети не привыкли к показательно-несчастному выражению лица, ведь за это больше платят.

Хотя, передергиваю я видимо с непривычки. Для Израиля нормальна ситуация когда ряды медных табличек с именами жертвователей и дарителей превращают стены школ, больниц и культучреждений в стены умильного плача. Спасибо, конечно, Шлеме Моцкесу из Бруклина и Моне Цацкесу из Филадельфии за каждый кирпичик этого здания, но почему это спасибо должно быть выбито большими буквами на лбах страждущих? А потому, что страна Израиль возникла собственно как фандрэйзинговый проект и продолжает в нем существовать.

Часть вторая

Работать и искать, найти и больше взять...

Знаете как первоначально назывался трактат "Еврейское государство" - эпохальный труд нашего отца-основателя Теодора Герцеля? Первоначально он назывался: "Письмо к Родшильдам" и выглядело это письмо наверняка как типичная заявка на общественно-политический или социо-культурный проект. "Уважаемый господин Ротшильд, к Вам обращаются с просьбой о гранте на н-ную сумму. Суть проекта состоит в создании независимого еврейского государства..."

Примечательно, что первоночально Ротшильды этим проектом не заинтересовались, де Гирши тоже, в результате чего на израильскую государственность собирали с миру по нитке, но независимо от этого, в Израиле появились сады Родшильда, леса Ротшильда, город Зихрон-Яков в память о папе Ротшильда и многочисленные Беньямин-стрит, в честь самого Беньямина Ротшильда неизменно радующие жителей городов и весей филантропической перспективой.

Кстати, название приморской жемчужины Нетании тоже не имеет никакого отношения к пророку Натану о чем рассказывается в большинстве туристических путеводителей. Просто жил в стране Америке добрый еврей по имени Натан Штраус, который взял да и пожертвовал определенное количество нулей на первые колышки города будущего.

Главное, нашлись бы энтузиасты правильно сформулировавшие цель пожертвования и нашедшие ключик к сердцу и кошельку филантропа.

Вот отец израильской перестройки Леви Эшколь в середине 60-х ездил в Америку с типичной для простого израильского премьера целью пополнить наш государственный бюджет за счет американского. Нетаниягу в этой ситуации наверняка обратился бы к конгрессу, Рабин предпочел бы дружеский ужин в кругу представителей еврейского лобби. А Леви Эшколь отправился на ранчо к американскому президенту Джонсону и затеял с последним разговор о бычках. Часа через два чрезвычайно насыщенной бычками беседы Джонсон, наконец спросил:

- Леви, бычки это хорошо, но ты же зачем-то приехал?

- Да, сказал Леви, за ракетами

- И сколько надо?

Выходя из резиденции Эшколь шепнул на идиш своему тогдашнему помощнику Шимону Пересу: "Киндерлах - и это всё?! Еще немного и он бы мне пол-Америки завернул."

В каждой исторической шутке есть конечно, доля шутки, но общеизвество, что в режиме протянутой руки существовало не одно, а все израильские правительства, начиная с правительства Бен-Гуриона, который из кресла руководителя "Сохнута" (возглавляемого первым премьером в течении 10 лет) пересел в кресло руководителя государства, и заканчивая Шароном, который может сколько угодно консультироваться с Бушем по поводу статуса Палестинской автономии и прогибания линии границ, но если он не привез из Штатов очередные пару миллионов, то зачем он туда ездил?

Говорят, лучше всего вытряхивать средства из государственных филантропов получалось у Вейцмана и Голды Меир, а уже упомянутый нами Леви Эшколь, будучи разбужен ночным звонком по поводу внезапной засухи, выдал сакраментальную фразу: "Где засуха? В Негеве? Шо ж вы меня пугаете, я думал в Америке".

Безусловно, парадигма выживания еврейской нации, сохранявшая народ на протяжении тысячелетий, предполагает существование в режиме: "для выживания все средства хороши". Но нынешняя Израильская зависимость от международных политических кормушек особой радости не вызывает и не только потому, что дергая за финансовые рычаги Америка добивается главного благотворительного требования всех времен и народов: "Не суетись под клиентом!", но и потому, что отсутствие какой-бы то ни было сносной государственной идеологии, подменяется идеологией фондов. Евросоюз учит Израиль либерализму и демократии, американские религиозные сионисты спонсируют создание поселений, а местные парт-строители заинтересованы лишь в том, чтобы как можно более незаметно адаптировать не наши установки к нашим стандартам. И лозунг

"если не стратегируешь ты, то стратегируют тебя" уже давно никого не пугает, если понятно почем стратегируют.

Часть третья

А вы умеете быть общественностью?

Именно этот вопрос звучал лейтмотивом недавнего семинара по проблематике "гражданского общества", проводимого одной из общественных организаций и призванного объединить, наконец, "русскую" общественность и нерусские фонды. При этом "русскоязычным" жертвам советского тоталитаризма интеллигентные израильтяне пытались объяснить что же такое "гражданское общество". Жертвы тоталитаризма делали вид, что внимательно слушают, прекрасно понимая при этом, что демократическую школу в Кирьят-Цацкине им не в жисть не создать т.к. для этого требуется не столько истинное понимание демократии, сколько наличие Ицика из местного муниципалитета, который когда-то лежал в одной армейской траншее со Шмуликом из министерства образования и вместе они учились в универе Ривкой, которая теперь связана с Европейским фондом: "Больше Демократии детям Востока..."

При этом выражения лиц русскоязычных присутствующих были более чем умильными. Наши пытались понять какими такими словами нужно разговоривать с представителем ЮНИСЕФ, чтобы попасть в унисон 45минутного доклада о несчастных детях Боливии.

В том, что в унисон нужно было попасть обязательно никто не сомневался. А зачем тогда приходили? Ведь существуют же те самые 66-68 млрдов шекелей (годичный оборот общественных организаций Израиля) часть которых наверняка уходит страждущим детям Африки, так почему бы немножко и не нашим детям?

В Израиле на сегодняшний день насчитывается порядка 30 тысяч общественных организаций из них русскоязычных 750. В основном это землячества и этнические объединения, профессиональные ассоциации (инженеров, врачей, учителей, адвокатов) и союзы пытающиеся защищать социально-ослабленные слои населения "матери-одиночки", "пенсионеры", "инвалиды", "ветераны" и т.д.

Причем бум создания русскоязычных общественных объединений 92-го - 94-го годов давно спал. Большинство организаций вошедших тогда в Сионистский форум благополучно переварила Исраель ба Алия и сегодняшнее существование СФ напоминает давно не живой и полу-общественный труп.

Нынешняя волна создания общественных объединений связана с открывшимися перспективами эксплуатации идей гражданственности и социальной значимости. Проблема заключается лишь в одном. Сегодня не общественные организации создают собственные независимые концепции и разработки по решению Израильских проблем, находя под них финансирование, а идеи создаются под уставные требования фондов. Говорить в этой ситуации о какой-бы то нибыло независимости или новизне не приходится.

В Израиле не существует общественных организаций и фондов собирающих средства и финансирующих такие проекты как "разработки стратегий государственного развития", "создание новой государственной концепции", "базовая идеология нового Израиля" и т.д. Более того, ни одно русскоязычное НПО не способно сегодня выйти за рамки стандартного спонсорского набора: "помощь неимущим, помощ пострадавшим, помощ заблудшим". А собственно израильские фонды даже не собираются работать над расширением рамок, скорее наоборот. В уставах крупнейших общественных фондов специально оговорено отсутствие социальных, академических исследований, грантов на разработки концептуальных проектов. Но как можно заниматься "социальными проблемами русской улицы" не имея никакого представления о специфике этих проблем? Как можно жертвовать на "юных русскоязычных наркоманов" не вложив средства в разработку программ общественной реабилитации? Оказывается можно и даже нужно, поскольку чек на очередное убежище для несчастных выглядит куда эффектней, чем затраты на выяснение причин, разработку программы выхода из кризиса, и организацию системы способной эту программу выполнять.

Я уже не говорю о вложении средств в перспективу, о проектах способных привлеч к гумманитарным проблемам израильскую молодежь. Даже предложения связанные с развитием независимых СМИ как одной из составляющих того самого гражданского общества вызывают законную улыбку специалистов по фондрайзинга. Они-то прекрасно понимают, что бабушки и дедушки из Бронкса вряд ли пожертвуют нечто на независимую израильскую прессу. Правда они забывают, что у бабушек и дедушек есть дети и внуки, которые не только делают состояния на биржах и в Хай-теке, но и Хантингтона с Фукоямой почитывают и которые прекрасно понимают, что из сегодняшнего израильского системного кризиса, кризиса власти, кризиса государственной концепции, генералы не выведут, скорее философы и гумманитарные технологи, а в них нужно вкладывать средства, в том числе и общественные.

Хотя, может это и хорошо, что представители наших общественных структур еще не доросли до новых форм общественного взаимодействия. Это не позволяет расслабиться тем, кто настроен на работу по принципу взаимовыгодного партнерства, а не стояния на паперти с протянутой рукой, тем кто ищет, и слава б-гу находит иные механизмы работы над гумманитарными проблемами чем предлагаемые добрыми либеральными филантропами столько вкладывающими в просвещение заблудших жертв тоталитаризма.

"Вести"


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"