Аннотация: Террорист-самоубийца: взгляд со стороны
ЗОЛОТОЙ ГОРОД
All your armies, All your fighters, All your tanks and all your soldiers. Against a boy holding a stone, Standing there all alone. In his eyes I see the sun, In his smile I see the moon. And I wonder I only wonder. Who is weak and who is strong, who is right and who is wrong. And I wish I only wish. That the truth has a tongue. (Qasem Qasem, 2000)
"О тот, кто верует! Оставайся твердым для Аллаха, свидетеля справедливости. Не позволяй ненависти своей к ближнему заставить себя совершить неправедные поступки и отвернуть себя от справедливости" Коран, Сура Аль - Майда (5:8)
Мир вокруг застыл, залитый солнцем. Человеческая спешка - застывшая картинка жизни, позолоченный солнечными лучами осколок бытия - страница, которую он скоро перевернет. За ней последует новая, о которой многие могут лишь мечтать. Мечта вот-вот сбудется. Наконец-то, наконец-то перед его глазами возникнет та неизведанная страница, на которой начертан смысл жизни. Он увидит рай. Старуха Ранин говорила, что при чтении некоторых страниц Корана перед глазами читателя в небе оживает Золотой город, что нет никакой необходимости в насильственном переверачивании страницы, чтобы увидеть рай. Ранин рассказала ему о анба аль - гайб: о тайном, сокровенном знании, которое прячется за теми вещами, что изложены в ясной форме и так достигают понимания верующих. Лишь фрагментами, в притчах, намеках, образах, аллегориях смысл этого знания может попасть к людям, да и то, через откровения пророков. Большинству людей понимание это недоступно, поэтому мало кому предназначается увидеть Золотой город. Лишь в одном, в одном лишь случае сможет Саид осуществить свою мечту.......
Он не имел ничего против этих людей, суетливых, спешащих, радующихся весне. Все они были лишь фотографией, кадром из новостей. Он не знал их. В автобусе пахло весенней суетой, и было очень много усталой ненависти. Это чувство было ему знакомо. Усталая ненависть. Все люди устали и ненавидят друг друга. Вот они, эти люди - кадры из фильма - яркие фотографии тусклых людей, измятых жизнью На Саида никто не обратил внимания - он выглядел обыкновенным израильским студентом с маленьким рюкзачком на широкой спине. Автобус, кажется, направлялся в унивеситет - судя по тому, что ему сказали. Благодари Аллаха за то, что он наградил тебя внешностью неверного крестоносца - это лишний раз доказывает, что ты избран. Вот старик - он читает книгу. Кажется, книга написана на русском языке. У него хватает времени на чтение книг. Кто звал сюда этого старика? Кто звал сюда меня? Почему мы оказываемся там, где оказываемся? Чью волю выполняем? Нет мощи, кроме как у Аллаха, высокого, великого........ Вот толстый и наверняка избалованный мальчик с пожилой матерью. Судя по всему, это ее единственный сын. Как странно. Откуда вдруг такая проницательность, с чего ему вообще взбрело в голову наблюдать за чужими ему людьми, которых он больше не увидит? Почему эта женщина родила всего лишь одного ребенка? Разве она не знает, что война - это дракон, который принимает в жертву только детей, что детей нужно много, чтобы не проливать малодушных слез после неизбежной смерти одного из них? Саид на долю мгновения забыл о Золотом городе и о том, что больше никогда не увидит этих людей, и о том, почему он вообще об этом думает. Он просто спокойно их разглядывал. Спешить ему было некуда. Вот крупная тетка пытается втащить в автобус огромную сумку. Сумка выскальзывает, и яблоки начинают катиться по полу. Усталая ненависть на мгновение оживляется и превращается в глухое раздражение. Люди нетерпеливо поджимают губы. Многие все же пытаются помочь женщине в бессмысленном занятии - подбирании яблок, весело прыгающих по автобусу. Саид отмечает про себя, что, несмотря на усталую ненависть и оживленное раздражение, люди все же стремятся помочь друг другу. Впрочем, это уже не имеет никакого значения - эти люди просто оказались именно в этом автобусе. Мактуб. Вот странная патлатая тетка с большим серым попугаем в клетке, накрытой платком. Вот старик, раздраженный жизнью, налогами и неблагодарными внуками, ругающий правительство. Это смешно - нет народа, который не ругал бы свое правительство, как и не бывает такого правительства, которое бы не издевалось над собственным народом. Как же он раньше этого не замечал, а ведь теперь уже поздно, теперь эта одинаковость ничего не значит. По крайней мере для него и для людей в автобусе. Когда-то, очень давно, когда ему было лет пятнадцать, Саид попытался перерезать горло ножиком. У него ничего не получилось, рану перевязали. Мать причитала и проклинала Шарона. От этого ему было еще больнее. Он возненавидел себя за слабость.
Самоубийство - это бегство, это слабость и страх перед жизнью и ее невзгодами.
Ему хотелось умереть самому и убить, уничтожить других за то, что ему так хотелость умереть. За то, что все они были свидетелями его малодушия, за то, что существовали, не обращая никакого внимания на существование самого Саида. За то, что никому из них не было до него никакого дела, за то, что мать его думала, что нужно проклинать Шарона вместо того, чтобы пожалеть Саида, который хотел умереть и мучился от того, что даже это у него как следует не получилось. Но что может быть легче, чем проклинать и мстить врагам? Гораздо сложнее понять, почему в душе поселяется одиночество, безысходность и желание умереть. Но нужно ли ему об этом думать, если более умные люди уже давно ответили на этот вопрос вместо него?
Но мученические операции - это нечто совсем другое. Это явление известно нам на протяжении всей истории, и нет такого народа, который бы не испытывал глубокого уважения к таким людям. Люди, которые совершают мученические операции, отличаются мужеством, они гораздо мужественнее всех остальных.
А вот старик заиграл на аккордеоне. Чего только не увидишь в израильском автобусе, усмехнулся Саид. Старик играет на аккордеоне глупую, мучительную-жалкую мелодию, хриплую, надрывную, бесполезную, как старческие слезы, слушать которые и больно, и невыносимо. Взгляд Саида останавливается на хрупком надорванном ухе, заклеенном пластырем, затем перебегает на многочисленные лиловые следы от больничных инфузий на тонких прозрачных руках. Слезятся выцветшие глаза. От печали или просто от старости - неизвестно, потому что выражения на лице нет. Есть старость, болезнь и усталость. Грязная белая шляпа на сиденье напротив. Старик играет, и люди в автобусе вздрагивают от неприятного удивления, делая вид, что ничего особенного не происходит. Конечно же, ничего особенного - просто нищета, старая, бесполезная нищета и народ, ругающий собственное правительство. Но разве Саид ожидал увидеть что-то другое? Тогда чем люди отличаются друг от друга, что отличает врага от своего, и что делает человека врагом?
Следует знать, что самоубийство строго запрещено из-за того, что приводит к нему зло: нетерпение, отчаяние или другие нехорошие вещи. Вот что говорит Пророк: "В прошлом раненый человек в нетерпение отрезал собственную кровоточащую руку, и Аллах сказал: "Вот раб мой, он совершил первый шаг к собственной смерти, ворота рая закрыты для него".
К ним в дом приходили иностранцы, фотографировали причитающую мать на полу, иногда давали шоколадки маленьким братьям. Спрашивали у него, кем бы ему хотелось быть, когда он вырастет. Записывали. Кем бы он хотел быть? Хороший вопрос. Временами, когда он меньше думал о смерти, он хотел стать психиатром, чтобы понять, почему ему так хотелось умереть и откуда происходит ненависть к себе и другим, и какая из этих двух ненавистей рождается раньше, и чем именно она порождается. Когда одна из его сестер умерла при родах, он захотел стать гинекологом, а когда ее ребенка загрызли крысы - микропедиатром. Еще он хотел стать адвокатом, чтобы старший брат его вышел из израильской тюрьмы, а прочитав Ибн Сину - захотел стать философом. Поначалу ему казалось, что иностранцы интересуются им и обязательно ему помогут. Не может быть, чтобы судьба никаким образом не пометила его для какой-либо высшей цели. Мактуб? Он стал учить английский, чтобы впечатлить англичан, до того бледных, что они казались безглазыми. Потом ему показалось, что итальянцы проявляют к ним больше интереса - наверное, потому что они говорили чаще, громче и на их лицах было хоть какое-то подобие выражения. Итальянский он выучить не успел, потому что неожиданно понял, что никому из этих иностранцев нет никакого дела ни до него, ни до его семьи, ни вообще ни до кого на свете, кроме самих себя и своих собственных правительств, которые точно так же издеваются над ними.
Многие утверждают, что террор против гражданского населения в Тель-Авиве является единственным способом заставить израильтян заметить, что творит их собственное правительство. Они надеятся, что страх израильтян превратится в народное давление на Премьер-Министра Израиля и в конечном итоге израильтяне уйдут с оккупированных территорий.
Что изменится после того, что Саид умрет? Он постарался представить себе картину жизни после смерти, точно такой же кадр из фильма, как все, что происходило в автобусе. Будет кадр в новостях, то, что произойдет после того, как Саид перевернет страницу своей жизни, будет жить еще некоторое время, возможно даже несколько дней. Потом об этом все забудут, как забудут о существовании самого Саида, забудут о жизни его и о смерти. Он будет в рядах мучеников, но сам по себе он вряд ли будет существовать. Он никогда не существовал сам по себе. Ведь он и сейчас существует лишь для того, чтобы олицетворить что-то другое, для других, для своего народа, для безглазых англичан, для Шарона, для которого он - пустое место, один из многих, орудие в руках тех, с кем нужно бороться и кому нельзя уступать. Все это будет слишком коротким, никакой вечности. Нет, неправда, вечность будет для него, потому что он увидит Золотой Город. И ему действительно надоело жить.
Шейх Джаррар полагает, что сочетание веры и убеждения является мотивацией для мучеников: "Религия - это именно то, что придает мужества. И религия - это то, что делает его необычайно чувствительным к вопросу справедливости. Представьте себе, что те самые люди, которые совершают мученические операции, могли бы сражаться на стороне евреев, если бы знали, что евреи угнетаются."
Аккордеон продолжал петь хрипло и плаксиво, и Саид неожиданно понял, что проехал уже несколько остановок, но совершенно забыл о том, что он делает в автобусе. Вошла красивая девушка и бросила шекелевую монетку в грязную шляпу старика. Люди беспокойно зашевелились и потянулись за кошельками. Да святится имя Аллаха милосердного...... проговорил Саид и бросил стошекелевую бумажку - чужие деньги - в шляпу. Старик безумным взглядом посмотрел на него и перестал играть. В глазах у Саида стало темно, и, сказав непослушные слова - "неаг, таацор", он вышел из автобуса. Мир вокруг был по-прежнему залит солнцем. Прислонившись к скале и глубоко вздохнув, Саид понял, что в глазах у него стало темно от подступивших слез. Он вытер глаза и внезапно увидел, как солнце вспыхнуло в золотых куполах чудесного города.
"И сражайтесь с помощью Аллаха с теми, кто нападет на вас. Но не переступайте границ. Воистину на преступивших не простирается милость Аллаха" . Коран, Сура Аль-Бакра (2:190)