Климов одобрительно посмотрел на своего ведомого, которого сам воспитал. Все-таки приятно осознавать, что традиции чтутся даже здесь, на этой выжженной солнцем земле.
Тем временем Коля, стоически давя спазм, втолкнул в себя остатки водки и, шумно выдохнув, выплюнул на дно три звездочки. Затем обвел красными глазами собравшихся и, с трудом выговаривая слова, произнес:
- Товарищ командир, товарищи офицеры! Лейтенант Супрун представляется по случаю присвоения очередного воинского звания "старший лейтенант"!
Известие о том, что Николаю дали старлея пришло только вчера вечером, когда они были на БД. Раз в неделю в Союз летал "Шайтан" за продовольствием и почтой. Секретность была полная. Для всех они числились в Марах, на курсах летной подготовки. Кроме груза, транспортники привозили последние новости, которые успевали выведать у местных технарей и коллег по цеху. "Нет, не зря их прозвали военно-торговая авиация,- улыбнулся в душе Климов.- Везде пролезут".
- Зачет тебе, Супрун, - засмеялся комэмска, поднимая стакан. - Ну, отпускать тебя из лейтенантов некому, так уж и быть. Даем добро. Давайте, мужики. За твоего воспитанника, Володя!
Эскадрилья дружно последовала примеру командира. Выпив по первой, летчики потянулись за нехитрой закуской, добытой в офицерской столовой.
- Колян, жуй давай. - Климов участливо посмотрел на ведомого, который от выпитой на такой жаре водки уже порядком осоловел. - Не то свалишься.
"Интересно, тут когда-нибудь бывает прохладней? - мелькнула мысль. - Полдесятого вечера, а на градуснике плюс тридцать".
- Володь. Ему больше ни грамма. - Комэска погрозил Климову пальцем. - Твое звено завтра дежурит. Не забыл?
- Командир, - нарочито обидчиво протянул капитан, - как можно... Я ведь его не только летать учил.
- Смотри мне... Давай по второй!
Повторяться не было необходимости. Новая порция, разлитая по стаканам, уже ждала на столе.
- Ну, давай за тебя, Вовка, - сказал Левчук и посмотрел на Климова. - Приятно, что твои воспитанники не забывают, как это делается, хоть ситуация и не очень располагает. Вернемся в Мары, отметим по полной, если живы будем!
- Типун вам на язык, товарищ подполковник, - отмахнулся Володя, - будем, конечно!
***
Солнце только появилось над горизонтом, а температура уже достигла отметки плюс двадцать пять. "Чертова жара, хуже, чем в аду!" - подумал Климов и в сердцах плюнул на раскаленный бетон. Хоть акклиматизация в Туркменистане пошла на пользу, но все равно человеку, родом из других широт, такая температура была не в радость.
"А кому сейчас легко?" - И капитан тяжело вздохнул: он скучал по родным степям.
На технической площадке, разукомплектовывали пару Синельникова, только что сменившегося с дежурства. За ночь вылетов не было. "Оно и понятно, - подумал Володя, - буржуи ночью спят".
Днем будет работа. Хотя не хотелось - страсть. После вчерашнего праздника, настроение было не ахти, хотя Климов почти не пил. Так, за компанию. В такую жару спиртное переносилось плохо.
Приветственно махнув технарям, капитан направился к своему ангару. Ведомый уже был на месте.
- Лечишься? - Климов посмотрел на Супруна, сидевшего в самолете, с пристегнутой к шлему кислородной маской. - Смотри не переборщи.
Коля отрицательно мотнул головой и оторвал маску от лица:
- Порядок, командир. Я ж не сильно.
- Добро. Борт проверил?
- Да. Норма.
Климов кивнул и направился к своей машине. Хищный силуэт "БИСа" возвышался возле капонира, отбрасывая тень на техника, присевшего около передней стойки. Это пекло доконает кого угодно.
- Товарищ капитан, самолет исправен, к вылету готов, - техник убрал руку и отошел в сторону, давая летчику самостоятельно произвести осмотр.
- Все нормально, Степаныч? - Володя посмотрел на низенького, перемазанного в солидоле мужчину, годящегося ему в отцы.
- Порядок, командир. Здорова птичка, - усмехнулся в усы Виталий Степанович. Климову повезло с технарем. Степаныч был учеником старой школы, хорошо усвоившей уроки Великой Отечественной. Дело свое он знал крепко.
Осторожно подергав штангу ПВД, капитан неспешно двинулся влево, обходя машину. Особой необходимости осматривать самолет не было - предполетные тесты техники давным-давно выполнили, как полагается. Но традиции никто не отменял. Перед вылетом летчик обязан проверить машину лично. Выполнив обход, скрупулезно обводя взглядом крепления ракет, шасси и лючки, Климов вернулся к носу самолета.
По умолчанию звено находилось в готовности номер два: машины готовы к вылету, летчики - возле самолетов. Чтобы перейти в первую - необходимо десять минут. Хватит с головой.
Подождав топающего позади Супруна, Климов направился к домику экипажей, расположенному в двадцати метрах от ангара. Внутри было немного прохладней. Наверху шумели огромные вентиляторы, с трудом разгоняя горячий воздух.
- Ну, как дела, старлей? - усмехнулся комзвена красному от жары Супруну. - Голова бо-бо?
- Перестань, Вов, - рассмеялся Николай. В свободное время они обращались друг к другу на "ты". Это было в пределах нормы. Летчики просто относились к таким вещам как субординация. Вся жизнь на аэродромах подчинялась другим законам. Законам "боевого братства", где за основу брались не звания, а умения человека.
- Это хорошо, - пробормотал капитан, окидывая взглядом комнату, уставленную казенной мебелью. Убранство не отличалось от стандартного, принятого в армии со времен "царя Гороха". Стол, четыре стула, две тумбочки для хранения принадлежностей. Вот, собственно, и все, чем богата могучая Советская Армия семидесятого года.
Открыв тумбочку, Володя достал китайский термос с чаем и оглянулся в поиске чашек.
- Вот. - Коля протянул ведущему посуду.
- Спасибо. - Разлив чай, Климов убрал термос в тумбочку и пригубил горячий напиток. Со стороны подобное действо могло показаться самоубийством. Но, будучи уже довольно опытными людьми, летчики пили только горячий чай. Вода в этом случае была абсолютно бесполезна. Выпитая чашка мгновенно выходила наружу, не утоляя жажды.
- Хорошо погуляли, - крякнул капитан, - где водку-то раздобыл?
- Секрет фирмы, - ответил новоиспеченный старлей и довольно осклабился.
- Я тебе дам секрет! - шутливо пригрозил подчиненному Климов.
- Ладно-ладно, шучу. - Сдался Супрун. - Витя Пилипенко, штурман с "девятки", подогнал. Вместе с конвертом, где приказ был.
- Ну, транспортники. Как всегда...
Дверь в домик с шумом распахнулась, и в комнату влетел запыхавшийся техник:
- Товарищ капитан, звено в первую готовность!
- Бегом! - Побросав все, летчики побежали к самолетам.
Птицей, влетев по стремянке, Климов запрыгнул в кабину. Доведенными до автоматизма движениями Володя пристегнул ремни, нахлобучил шлем, одновременно втыкая в разъем провод ларингофонов. В наушниках тотчас зазвучал голос руководителя полетов:
- Пятьсот двадцатый, пятьсот двадцатый! Я Бокс старт! На связь!
- Бокс старт, пятьсот двадцатый первую занял!
- Пятьсот двадцатого понял. Ждите указаний.
- Понял.
Потянулись изнурительные минуты ожидания. Сидеть в кабине было невыносимо. Капитан уже в тысячный раз помянул непечатным словом конструкторов самолета, не додумавшихся придумать хотя бы элементарную систему вентиляции кабины. В такие минуты, температура в кокпите поднималась до семидесяти градусов. Но, степень готовности не позволяла покидать готовый к вылету самолет.
- Командир, - прозвучал голос ведомого. - Как думаешь, долго?
"Вот же неуемный, - сердито подумал Климов, - вечно ему неймется впереди паровоза бежать".
- Не засоряй эфир! - рявкнул на подчиненного Володя. Шутки закончились. Впереди была работа.
Примерно через тридцать минут эфир ожил голосом подполковника Шилова, дежурного руководителя полетов:
- Пятьсот двадцатый, Бокс-старт!
- Отвечаю, пятьсот двадцатый.
- В районе отмечена активность противника. Координаты при вылете.
- Бокс-старт, пятьсот двадцатому, информацию принял. Разрешите запуск!
- Пятьсот двадцатый, запуск разрешаю, рабочий курс два шесть три.
- Два шесть три, понял, запуск разрешили.
И Климов переключился на канал наземной службы:
- От двигателя!
- Есть от двигателя, - буркнул выпускающий, убирая колодки.
Володя по очереди врубил АЗСы и запустил двигатель. Прогнанная в тестовом режиме турбина легко раскрутилась, переходя в рабочий режим. Немного погоняв движок на необходимых оборотах, капитан проверил гидравлику и навигационные системы. Через двадцать секунд, самолет был полностью готов к вылету.
- Двадцать два! - обратился Климов к ведомому.
- Двадцать второй, готов, - отозвался Супрун.
Климов переключился на рабочую частоту:
- Пятьсот двадцатому вырулить.
- Пятьсот двадцатый, выруливайте по третьей, далее на четвертую и ждать.
- Понял, третья, четвертая и ждать.
Капитан отпустил тормоза, и МиГ медленно покатился от ангара к рулежной дорожке в направлении полосы.
- Бокс-старт, пятьсот двадцать третьему запуск, - прогремел в эфире бас старшего лейтенанта Курыло. Все по инструкции. Вторая пара дежурного звена запускалась несколькими минутами позже. Но, для ускорения сбора, их взлет происходил с обратным курсом. Такие правила применялись по двум причинам: группа быстрее собиралась в воздухе и второе - в случае нападения на аэродром, разнесенные в разные стороны самолеты имели больший шанс уцелеть и отразить атаку противника.
Тем временем пара Климова подрулила к исполнительному старту.
- Пятьсот двадцатый на взлетную.
- Пятьсот двадцатый, на взлетную, - отозвался прокуренный голос Шилова.
Выбежавший со стартового домика дежурный техник, быстренько осмотрел машину и, отдав честь, махнул летчику
- Занимаю, - буркнул Климов, отпуская тормоза.
Вырулив на взлетную полосу, капитан немного протянул вперед, давая ведомому занять исполнительный старт. Отследив маневры Супруна, занявшего позицию, четко соблюдая интервал, капитан вышел в эфир:
- Двадцатый, к взлету готов, парой.
- Двадцатый, понял, ветер триста градусов два метра, взлет разрешаю.
- Понял, взлетаю!
Володя врубил форсаж. "БИС" присел, словно пришпоренный конь и сорвался с места, резво набирая скорость. Дождавшись режима подъема переднего колеса, Климов медленно потянул ручку на себя, боковым зрением отслеживая взлетающего ведомого. Температура была очень высокой, и в разряженном от жары воздухе машина поднималась медленнее, требуя большего разгона. Отрыв. Володя увеличил угол, набирая высоту.
- Выполняю. - Сдерживая рвущийся вверх самолет, капитан убрал форсаж, отходя от круга. Далее необходимо было отойти в точку сбора, дабы дождаться пары Курыло, взлетающего с обратным курсом.
- Двадцать два, - позвал ведомого Климов.
- Взлет произвел, борт порядок, - отозвался Супрун, пристраиваясь, справа от ведущего.
- Понял. Бокс-круг! Пятьсот двадцатый, занял шестьсот! Разрешите в зону.
- Пятьсот двадцатый, понял. Отход в зону разрешил, набирайте девятьсот, по заданию.
- Вас понял, пятьсот двадцатый. По заданию.
Набрав разрешенные девятьсот метров, пара устремилась по маршруту в точку сбора. Слева засеребрилась двойка Курыло. Встав в вираж, Климов подождал старлея. Через минуту вторая пара пристроилась правее первой, выдерживая интервал пятьсот метров.
- Двадцатому отход!
- Двадцатый, отход разрешил. Работайте с подходом на пятом канале.
- Понял, разрешили, - ведущий переключил станцию на канал наведения.
Эфир тут же наполнился переговорами экипажей звена, дежурившего в воздухе. Дождавшись паузы, капитан вклинился в эфир:
- Подход, подход, пятьсот двадцатый, группа. Под ваше управление.
- Пятьсот двадцать первый, Бокс-подход, вас наблюдаю, - отозвался офицер боевого управления. - Тысячу один кругу подтверждаю.
- Вас, понял, подтвердили.
Выдержав несколько секунд, ОБУшник определил дальнейшую цель для работы.
- Пятьсот двадцатый. Цель: азимут двести сорок, удаление двести пятьдесят. Набирайте тысячу пятьсот. Влево на курс двести.
- Понял, влево курс двести, набор тысячу пятьсот.
Развернув машину на указанный курс, Климов потянул машину, занимая высоту. Звено, увлекаемое ведомым, точно повторило маневр, цепко держась в разрешенном интервале. Кинув взгляд вправо, Володя проверил позицию Супруна, удовлетворенно отмечая, как Коля выдерживал курс. Ведомый висел рядом, будто привязанный.
"Молодец, Колясик, - подумал Володя. - Не зря я тебя рекомендовал".
Колю Супруна, Климов взял "под крыло", еще, работая инструктором в училище, которое несколько лет назад с отличием закончил. Будущий ведомый проявил себя как настоящий истребитель. Резок, с отменной реакцией, но холодной головой. Правда, изредка парень проявлял свойственную возрасту горячность. Но это быстро пройдет. Климов был доволен. В молодого летчика он вложил душу, слепив из него прекрасного пилота. После ухода в полк, Володя настоял, чтобы Супруна перевели вместе с ним. Затем, взял к себе в пару ведомым. А когда пришел приказ об отправке двух человек в Мары, уже будучи капитаном, настоял, чтобы ведомый отправился с ним. Комполка не возражал, прекрасно зная - раз комзвена говорит, значит, так оно и есть.
И вот они уже месяц как бороздят небо над Бени-Суэфом, периодически вступая в схватки с авиацией Израиля и США, которые в пику СССР, выступили на стороне сионистов. Причем израильтянами в воздухе и не пахло. Как и египтянами, собственно. Но, официально в небе советских летчиков не было. Все машины не имели опознавательных знаков. А кому Союз продает свои самолеты - его дело.
Внизу потянулись пески. Вести машину на таких высотах было очень сложно. Местность не изобиловала ориентирами. От размышлений оторвал голос ОБУшника:
- Пятьсот двадцатый, влево, курс сто восемьдесят.
- Понял, сто восемьдесят.- Климов довернул машину.
- Цель правее двадцать, удаление сто.
- Вас понял. - Капитан проверил вооружение и вызвал звено:
- Внимание, группе! До контакта три минуты.
Курыло доложил о готовности. Согласно схемы боя, первая пара занимает атакующую позицию, вторая выполняет функцию прикрытия.
- Пятьсот двадцатый, вправо курс двести.
- Понял, двести.
- Цель по курсу, удаление сорок.
- Понял, высокое включил. - Ответил Климов, запуская систему наведения.
На горизонте показались египетские позиции. Внимательно приглядевшись, Володя четко различил четыре пары А-7, мерно утюживших пехоту арабов.
- Группе, роспуск. Раз, два... - Пара Курыло отвалила вправо, одновременно набирая высоту. Через минуту, они встанут в вираж, отслеживая истребителей противника. И если возникнет такая необходимость, а она возникнет однозначно, старлею придется оттягивать их на себя, давая Климову время разобраться со штурмовиками.
Запищал прицел, наводясь на вражеский самолет:
- Пятьсот двадцатый, цель наблюдаю, разрешите работу.
- Цель по курсу, удаление двадцать, работу разрешил. - Бесстрастный голос ОБУ прошелестел в наушниках. Сейчас на экране локатора офицера плясала куча меток, выстраиваясь в определенный, известный только ему, узор. Мигом оценив обстановку, ОБУшник добавил: - После атаки выход влево.
- Понял влево, - с трудом сдерживая азарт боя, почти выкрикнул Климов. - Захват!
Строй "Корсаров" дрогнул, рассыпаясь, но капитан четко держал цель, улепетывающую вверх.
- Десять! - четко определяя в безумном танце меток свои самолеты, ОБУ уточнил удаление.
- Пуск! - доложил ведущий. Издав характерный "Бум", ракета отделилась от пилона, рассерженной птицей устремившись к вражескому самолету. - Выход!
Врубив форсаж, Володя рванул машину влево и вверх, открывая пространство для ведомого. Кровь мигом отошла от головы, тело налилось свинцовой тяжестью. Взрыв.
- Пуск! - крикнул Супрун, выпуская ракету во второй штурмовик.
Выкрашенный в серо-зеленый цвет палубников, "Корсар" заломил вираж, надеясь сбросить с хвоста ракету, но поздно. В горячке боя, американец просто не увидел свалившихся на него, подобно карающему мечу, советских истребителей. Через несколько секунд ракета настигла цель. На месте штурмовика вспыхнул огненный шар.
- Цель уничтожена, - радостно выкрикнул в эфир Климов. Сегодня это был четвертый на его счету самолет. - Ухожу влево.
- Цель поражена, - прокричал Супрун, сбив второго.
Две стальные птицы, выполнили красивую полупетлю, выходя из атаки. Теперь была очередь пары Курыло. Двойка старлея уже получала указания от ОБУ. Вскоре пара огненным смерчем набросилась на оставшихся штурмовиков. Зрелище завораживало.
Когда арабы впервые увидели двадцать первый МиГ в действии, его сразу нарекли "Фениксом". Сходство с огненной птицей, было поразительным. По скорости и тяговооруженности советским машинам не было равных. Догнать МиГ на вираже или в горизонте не мог ни один истребитель противника. Гнев стремительных и юрких "БИС"ов тут же падал на голову рискнувшего потягаться с ним в силе.
Заняв позицию, Володя принялся вращать головой в поисках истребителей. В принципе, их должны были перехватить два дежурных звена, утюжившие воздух в зонах ожидания, но кто-то мог и прорваться. Если штурмовики не обладали оборонительным оружием, то с истребителями американцев будет туго. Их машины были оснащены лучше МиГов и засекали наших на гораздо большем удалении. А в воздухе главное - увидеть. Словно подтверждая его опасения, в эфире раздался встревоженный голос ОБУ:
- Внимание! Четыре цели в азимуте тридцать, удаление пятьдесят. Идут прямо к вам.
- Понял, - Климов, тщетно пытаясь рассмотреть в указанном направлении самолеты противника.
Как назло слепило солнце, мешая рассмотреть пространство даже через светофильтры. Внезапно левее места, куда он смотрел, мелькнули неясные тени. Через секунду капитан отчетливо различил четверку "Фантомов".
"Твою маму в дышло! - выругался про себя Климов. - Теперь будет жарко!" Тягаться с F-4 очень тяжело. Они хоть и медленнее МиГов, но гораздо маневреннее. Если ввяжутся в ближний бой - будет очень сложно. Козырь двадцать первого - в его скорости.
- Коля, слева двадцать и выше!
- Наблюдаю,- через секунду отозвался ведомый, заметив противника.
- Крутим узел вправо, - крикнул капитан, зная, что Курыло их слышит: пары работали на одном канале.
- Понял, вправо, - повторил Супрун.
- Двадцать третий, выходи из боя!
- Принял, - пробасил Курыло, разворачивая машину.
Перенацелившись на нового противника, четверка истребителей рванула навстречу "Фантомам". У Климова и ведомого была еще двойка ракет, плюс полный боекомплект пушки. Работать с пушкой было намного сложнее, но не невыполнимо.
Врубив форсаж, Климов бросил машину вверх, поставив самолет практически вертикально. "БИС" ощутимо просел, но, быстро набрав скорость, устремился навстречу истребителям противника. Запищала сигнализация облучения. На его самолет наводилась ракета. Продолжая держать курс строго на "Фантом", Климов дождался пуска и резко завалил машину влево, выжимая педаль. Самолет закрутил причудливую фигуру, называемую на жаргоне летчиков "Кадушка", сбивая ракету с толку. Цель была достигнута. Ракета потеряла МиГ и ушла правее. Продолжая держать машину в этом же направлении, Володя подставил хвостовую часть самолета, под вражеский истребитель, давая ему еще раз прицелиться. Тем временем ведомый аккуратно подбирался к "Фантому" сзади, пока не включая прицел, чтобы себя не обнаружить.
- Готов, - бросил в эфир Супрун. Узел был завязан.
- Начали. - Климов добавил оборотов и потянул самолет влево, стремясь уйти от обломков вражеской машины, если атака будет удачной.
- Пуск, - прокричал ведомый. - Черт!
- Что?!
- Ракета не отошла!..
"Плохо дело..."
- Выходи из боя! Двадцать третий, прикрой нас!
- Не могу! - прокричал, ведущий второй пары, зацепившись с другой двойкой противника.
"Черт, надо уходить!" - пронеслось в голове.
Взведенная ракета могла в любой момент сдетонировать, не выдержав перегрузок.
"А где второй?!" - Володя завращал головой, пытаясь найти второго американца.
- Меня облучают! - панически закричал Супрун.
Его самолет не мог маневрировать в полную силу. Ведомый боялся ракеты, продолжавшей висеть на пилоне.
- Спокойно, Коля! - прокричал Климов, на ходу пытаясь сообразить, что же делать дальше. - Где он?
- Сзади!..
- Включай ловушки и отваливай вниз, я его перехвачу!
- Понял!
Бросив мимолетный взгляд на шкалу расхода топлива, капитан врубил форсаж, закручивая петлю. В глазах потемнело. С большим трудом проталкивая воздух через сжатые невидимой силой легкие, Володя достиг пиковой точки и бросил машину вниз. Кровь прилила к голове, вызывая новое головокружение. Обводя мутным взором пространство, Климов увидел ведомого, отчаянно пытающегося сбросить намертво прилипшего к нему "Фантома".
- Спокойно, Коля, я здесь! - прохрипел капитан, включая прицел.
Пискнул прицел, сигнализируя готовность к пуску. Немного приблизившись к противнику, Климов послал ракету четко в заднюю полусферу размалеванного американца. Раздался взрыв. Лишившись хвостовой части, истребитель смешно закувыркался, камнем падая вниз.
Крик ведущего прозвучал слишком поздно. От второго, невесть откуда взявшегося "Фантома" отделилась ракета и разорвалась под правой плоскостью самолета Супруна. Потеряв крыло, МиГ завертелся как волчок и кубарем полетел вниз.
- Коля! Прыгай! - заорал Климов, надеясь, что ведомый все еще находился в сознании. Увы... Не долетев до земли несколько сотен метров, самолет ведомого взорвался: сдетонировала ракета, так неудачно оставшаяся висеть под крылом.
- Коля-я-я! - звериный рык вырвался из груди капитана, видевшего смерть товарища. На глазах заблестели слезы.
Гнев ударил в голову ведущему. Еще не до конца осознавая, что он делает, Климов бросил машину вниз, отрезая американцу путь к отступлению.
Ракеты закончились, но Володю это не остановило. Рассчитав упреждение, капитан довернул нос машины чуть левее и нажал на гашетку. Очередь из пушки, помечая направление трассерами, перечертила курс уходящего из-под огня "Фантома". Мимо... Выполнив переворот, капитан провалился вниз на несколько сотен метров, подстраиваясь в хвост вражеской машине. Климов не сводил глаз с прицела, четко повторяя все движения уклоняющегося F-4. Посторонние мысли отошли на второй план. В голове зудела только одна: "Впереди противник. Его надо уничтожить".
Капитан вплотную прижался к американцу, не давая ему сбросить себя. Лишившись основного вооружения и доброй половины топлива, машина стала гораздо легче, позволяя летчику не нагружать движок. Пилот "Фантома" попался опытный. Он быстро вычислил, что ракет у капитана больше нет.
Уходя от преследования, американец крутился как сумасшедший. Оглашая пространство грохотом форсируемых на критических режимах двигателях, пара истребителей выписывала в египетском небе причудливый узор.
"Пора заканчивать", - промелькнула мысль. Просчитав варианты, Климов пошел на рискованный шаг. Как только американец заложил правый вираж, надеясь уйти от преследования, Володя потянул РУД на себя, сбрасывая обороты. "БИС" начал проседать, теряя скорость. Выждав еще мгновение, достаточное для завершения маневра, Климов врубил "максимал", заламывая крен, больший, чем у американца. "Пришпоренный" МиГ еще больше просел, разворачиваясь практически на месте, и капитан отчетливо увидел бок "Фантома". Палец нажал на пуск, выпуская длинную очередь. Американец разгадал маневр капитана, но было поздно. Двадцатитрехмиллиметровые снаряды, пущенные МиГом, вскрыли бок истребителя, как консервный нож. В воздух полетели осколки заднего фонаря "Фантома". Второй пилот точно не жилец. Американец сильно задымил, теряя высоту. Летчик отчаянно пытался выровнять машину, чтобы катапультироваться. Наконец, ему это удалось. Головной фонарь отстрелился и в воздух, оставляя белый след ракетного ускорителя, взлетело кресло, спасая жизнь пилоту. Дело сделано.
Климов, наконец, попытался прийти в себя. В душе была пустота. Бой отнял уйму сил и энергии, и Володя чувствовал себя как выжатый лимон. Сильно тряхнув головой, сбрасывая оцепенение, капитан попытался сориентироваться. В запале импровизированной дуэли, они сильно уклонились от первоначального места. Внизу была незнакомая местность. И какая-то странная тишина в эфире...
- Подход-подход, пятьсот двадцатому "Прибой!", - Володя вызвал ОБУ, запрашивая курс. Тишина... Переключив канал, Климов попытался вызвать на резервной частоте. Безрезультатно.
"Связи кранты", - подумал капитан. - Ну, ничего, в первый раз, что ли?"
Высчитав примерный курс, относительно места, Володя развернул машину в приблизительном направлении на аэродром. "Дальше видно будет..."
Но неприятности на этом не закончились. Внимание капитана привлек странный звук двигателя, чем-то напоминающий чих. Постепенно он нарастал, пока, наконец, не достиг апогея. Движок последний раз сильно чихнул и выключился.
МиГ камнем рухнул вниз. Капитан попытался запустить двигатель - безрезультатно. Высота стремительно падала. Не теряя времени и уяснив, что воскресить "умерший" двигатель уже не удастся, Володя плотно прижался к спинке кресла, чтобы, не дай бог, не сломать позвоночник при катапультировании. Нащупав между ногами спасительные ручки катапульты, капитан, что есть силы, рванул их на себя, молясь чтобы фонарь не заклинило. От дикой перегрузки Климов потерял сознание. Кресло вылетело из самолета, как ядро из пушки, спасая жизнь пилоту.
Очнулся он от сильного удара. Тело, безвольной куклой висевшее на стропах парашюта, сильно приложилось о землю. Погасший было купол, вновь наполнился воздухом от резкого порыва ветра, и капитана потащило по песку. Перехватив стропы, Володя потянул парашют на себя, останавливаясь. Перевернувшись на спину, Климов отстегнул карабины привязной системы, освобождаясь от ранца. Держась руками за голову, сильно болевшую от удара, Володя поднялся на ноги. Шлем он потерял при падении. Капитан осмотрелся по сторонам - самолета нигде не было видно.
"Интересно, насколько меня оттащило?"
Немного подумав, Володя решил влезть на ближайший бархан и осмотреться более детально. Подняв с земли валявшийся рядом НАЗ, Климов забросил рюкзак за спину и потопал, проваливаясь по колено в песок. Через двадцать минут, он, наконец, достиг желаемой точки и полез наверх, рассчитывая увидеть хоть что-нибудь среди сплошных песков. "Вот и уроки выживания пригодились",- Климов иронично усмехнулся, вспоминая как они "выживали" в Туркменистане, адаптируясь под пустыню.
"Выживали" крепко... Отогнав ненужные мысли в сторону, капитан достиг вершины и посмотрел по сторонам. Ничего...
Внезапно на вершине одного из барханов что-то блеснуло. Достав из НАЗа бинокль, Климов присмотрелся. На самой верхушке песчаного холма белел парашют. Уже понимая, кому принадлежит белеющий купол, Володя похватал свои вещи и кубарем скатился вниз. Впопыхах он позабыл, что впечатление о дальности в пустыне очень обманчива. Путь до нужного бархана занял четверть часа. Вокруг было пусто. Кроме парашюта и разбитой радиостанции, капитан больше ничего не нашел. Как и хозяина. С последним, правда, было немного легче. От холма уходила четкая цепочка следов.
Американца капитан обнаружил в нескольких километрах севернее. Вернее - лежащее на раскаленном песке тело. Видимо, летчик при падении что-то повредил себе, и теперь силы окончательно покинули его. Подбежав к неподвижно лежавшему пилоту, Володя склонился над ним, стягивая шлем. Глазам Климова открылось юное, немного женственное лицо.
"Чтоб меня перекосило! Баба?!" - Еще до конца не в силах осознать увиденное, капитан стыдливо застегнул комбез.
Володя знал, что у американцев летают женщины, причем многие даже лучше мужчин, но здесь, в пустыне... Удивление быстро прошло. Женщина так и не пришла в сознание. Не обнаружив видимых повреждений, Климов пришел к выводу, что это элементарный шок, пополам с обезвоживанием. Ни чего-либо, напоминающего НАЗ, ни фляги с водой капитан не заметил. Достав из медпакета нашатырь, Климов поднес его к носу девушки. Через мгновение та зашлась надрывным кашлем и открыла глаза. Туманный взгляд летчицы постепенно прояснился, и она облизнула пересохшие губы. Климов достал флягу с чаем из верблюжьей колючки и приложил ее ко рту американки. Та жадно припала к горлышку, но через несколько глотков отпрянула, выплевывая бурую жидкость.
- Ты что, дура? - позабыв о вежливости, в сердцах закричал капитан. - Совсем мозги потеряла? Где мы воду тут найдем?
Услышав русскую речь, летчица в ужасе отшатнулась. Но она была еще очень слаба. От полученного шока, девушка снова провалилась в беспамятство.
-Тьфу ты, черт! - Климов всплеснул руками. - Ну что вы, бабы, за народ такой?! Чуть, что не так - сразу глаза закатываете...
Сокрушенно покачав головой, капитан взвалил легкое тело на плечи и зашагал по барханам. Что делать со странной находкой он пока не решил. Отдавать арабам ее было нельзя - разорвут. К американцам тоже не потащишь - арестуют, но уже его. Оставалось - выходить к своим. А там, глядишь, обменяют. Утвердившись в принятом решении, капитан больше не стал нагружать себя умственными упражнениями. В конце-концов - он солдат, летчик. Она, хоть и противник, но противник сильный. Володе было жаль Николая, которого сбила эта фурия, но тем не менее...
"К черту все, - подумал капитан. - Это не наша война. Вот они пусть и разбираются. А девчонку жаль..."
Впереди был долгий путь через пески.
Аббр.- Боевое Дежурство ( здесь и далее прим. авт.)
Жарг.- транспортный самолет Ан-26Ш, который истребители в шутку называли "Шайтаном"
Истребитель МиГ-21 "БИС"
Аббр. - Приемник Воздушного Давления. Обычно выполнен в виде длинной штанги в носовой части самолета.
Аббр - Автомат Защиты Системы
Аббр. - Руководитель ближней зоны(зона радиусом 50 км от взлетно-посадочной полосы)
Аббр. - Офицер боевого управления
Штурмовик А-7 "Корсар II" фирмы "Воут" ,разработанный в 1960-х годах на базе штурмовика А-8 "Крузейдер" для американских ВМС как легкий штурмовик палубного базирования.
F-4 "Фантом" II (англ. F-4 PhantomII) -- многоцелевой истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения.
Аббр.- Ручка управления двигателем.
Фраза из радиообмена, означающая запрос пеленга для ориентировки и кратчайшего выхода в район аэродрома.
Аббр. - Носимый аварийный запас. Представляет собой рюкзак с необходимым набором приспособлений, для выживания катапультировавшегося летчика в экстремальных ситуациях. В зависимости от типа местности и широт, комплектация НАЗов может меняться.