Климовицкий Михаил : другие произведения.

Репортаж из диаспоры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Репортаж из диаспоры.
The reporting from diaspora

Мой отец прибыл воинским эшелоном в ноябре 1943 года в только что освобожденный от немцев Днепропетровск, для восстановления Приднепровской железной дороги, привез меня годовалого с мамой и бабушкой из города Алма-Ата.
Мы получили квартиру в доме на проспекте. К. Маркса. Дом был одним из немногих, уцелевших от бомбежек, больших - семиэтажных домов в центре города. Во время оккупации в нем жили немецкие офицеры. Центральное отопление не работало, поэтому на кухнях были сделаны небольшие печки с вытяжными трубами в форточку, а в ванной комнате от немцев осталась тонна угля.
Соседями оказались семьи военных железнодорожников, сотрудников внутренних органов, партизан и подпольщиков. Их потомки и сейчас живут в этом доме.
Позднее дом был передан в ЖЭК Авиационного завода, и на верхние этажи (лифт не работал) стали заселять рабочих этого завода, прибывших из Саратова. Им давали по одной комнате "на семью", в результате чего квартиры на много лет становились коммунальными. А тогда и такое жилье было счастьем. Город лежал в развалинах.
В 1946-47 на Украине был очередной голодомор, хлеб давали по карточкам, и когда бабушка делала пирожки с жареным луком, я был счастлив. Дети с нашего двора находили в развалинах косточки довоенных абрикос, разбивали их кирпичом и ели зернышки.
Дети во дворе часто дрались группами. Дети из маленьких домов бросали камни в детей из большого дома. Плохо одетые дети из коммунальных квартир, пытались обидеть хорошо одетых детей. Соседи (партизаны) завели крупную охотничью собаку, а их сын научил собаку снимать шапки с детей. Пес прыгал на спину, снимал шапку, а ребенок тщетно бегал за ним. Отдавал шапку он только своему хозяину. Или другой пример. Через двор идет с нотной папкой Фима Шульман. Дети набрасываются на него, отнимают ноты и рвут их. Эти дети не учились музыке, или им не нравился Шульман.
В 1949 году я пошел в школу, Во втором классе учительница украинского языка перед первым уроком стала зачитывать классный журнал, называя детей по имени отчеству: " Алевский Исаак Иосифович, встаньте, Беляев Игорь Васильевич..." я насторожился и с ужасом ждал, когда встану при имени Моисей Абрамович. Я уже понимал, почему били Шульмана. А школьные товарищи во время первых репетиций Й. Кобзона в соседнем сквере садились на забор и стучали в кастрюли, мешая репетициям. Дома велись страшные разговоры: папа повторял, что его опять возьмут, а тетя говорила о деле врачей в Москве.
В 1949 году Сталину исполнилось 70 лет. После Всесоюзного праздника он почувствовал себя плохо, стал часто болеть. К тому же умер его друг и соратник Жданов. Одна молодая врач-коммунистка из кремлевской больницы заявила, что профессора неправильно лечат. Среди профессоров медицины было несколько евреев. Сталин санкционировал расследование, и началось Дело врачей, а за ним новые репрессии натренированного аппарата МГБ. Врачей стали выявлять и в других городах и, особенно, врачей еврейской национальности. Дома велись страшные разговоры: папа повторял, что его опять возьмут, а тетя- врач говорила о деле врачей в Москве
Мне шел 11 год, когда случилось событие, подтолкнувшие меня к осознанию страны, в которой я жил. Умер наш вождь И.В. Сталин! Я чувствовал, что всех окружающих охватил ужас "Что будет? Как жить?". В школах отменили занятия, на проспекте у входа в городской парк за ночь возвели трибуны, как перед праздниками. Там был траурный митинг, к портретам Сталина несли венки и букеты, и все плакали. Прошло несколько дней скорби, и люди занялись повседневными делами, но событие это было исторически поворотным для страны. Дело врачей прекратили. Через два года Н. Хрущев разоблачил культ Сталина и пообещал через 20 лет построить коммунизм в отдельно взятой стране.
Не поступив в университет, при равном количестве балов я пошел в армию. Сослуживцами были ребята из сел и маленьких городов России и др. советских республик: латыши, армяне, узбеки и много земляков из Украины. Меня называли Мишей, а котенка, прибившегося к казарме, Моисеем. Может быть, из-за этого или других проявлений антисемитизма, после армии я сменил имя Моисей на Михаил. Брат тоже служил в армии, где однажды, заступая в караул, услышал: "Вот теперь у нас будет израильский пост!" После чего брат вскинул автомат и чуть не пристрелил сказавшего.
Несмотря на осознание своей национальности, под влиянием советского интернационального воспитания и царивших порядков о нас и многих наших соплеменниках можно сказать словами поэта И. Губермана:

Катаясь на российской карусели,
Наевшись русской мудрости плодов,
Евреи столь изрядно обрусели,
Что всюду видят происки жидов !

Мой брат регулярно посещал синагогу, но и там он при распределении помощи и подарков он видел происки ....
Возможно, по этой причине брат женился на украинке, и сказал, что теперь его дети не будут мучиться, а когда им исполнилось по 16 лет и они получили советские паспорта, где было записано национальность- украинец, он выпил заветный литровый рог вина. С началом выезда евреев он очень жалел об этом.
Человеческий индивид склонен к разнообразию, которое улучшает родовые признаки и иногда помогает изменить социальный статус.
Евреи в изгнании сотни лет смешивались с другими нациями и расами, иногда полностью растворяясь в них. Но при этом сохраняли свою древнюю веру. В царской России евреи страдали как иноверцы, в советской России вместо этого был придуман национальный вопрос. Этот вопрос возникал при поступлении в институт, при устройстве на престижную работу и даже на бытовом уровне.
Я десятки раз сталкивался с проявлениями национального вопроса, который после Отечественной войны с массовыми расстрелами евреев, как ни странно, усилился. Особенно меня бесили народные анекдоты, весь юмор которых, заключался в том, что в них действовали Абрам и Сара с акцентом произносившие русские слова. И это в то время, когда во всех советских и большинстве русских народных песен и слова и музыку сочиняли и исполняли еврейские композиторы, поэты и певцы.
Не поступив, учится в институт, я пошел работать на завод, зарабатывать рабочий стаж, который облегчал поступление в институт. И здесь встретился с евреями- рабочими: слесарями, токарями и др. Одни вели себя обособленно и были высококлассными специалистами, другие не очень классные специалисты старались стать на уровень русских рабочих и даже превзойти их в матерщине, пьянстве и распущенности. Какое-то братание или панибратство.
Каждый год я поступал в институт, пока не поступил. Учился отлично.
Перед защитой кандидатской диссертации я на всякий случай сменил отчество Абрамович на "Аркадьевич". Защита прошла хорошо, рекомендовали в докторантуру. Через несколько лет, когда исследование было завершено, оказалось, что для защиты докторской диссертации в СССР, требовалось разрешение отдела науки ЦК КПСС. Для этого надо было сначала получить рекомендации райкома, горкома. А я два раза женился, разводился да еще был любимой в Москве национальности. А тут еще через год Союз развалился. Теперь все требовали денег. Кафедра просила помочь приобрести 2 компьютера, редакция задерживала публикацию монографии и просила купить бумагу на 1000 экземпляров, хотя достаточно было и 50. Так и не стал профессором, а только исполняющим обязанности, так и живу.
Подруга все время говорит об эмиграции евреев в Израиль. Моя тетя еще в начале 80-х годов с семьей выехала из Днепропетровска в Израиль, остановилась в промежуточном лагере в Италии, а оттуда через три месяца попала в США, где и живет.
В решении вопроса о выезде из России и бывшего СССР общественное мнение еврейской диаспоры раскололось на вопросы: уезжать - не уезжать, уезжать то куда и как?
Бытовой антисемитизм и отношение государства к этому вопросу подталкивали всех осознающих себе евреями к выезду. Плюс экономические условия в вероятных для эмиграции странах были значительно лучше. Но с другой стороны к началу 80-х годов было очень много смешанных семей, а также евреев которые так изменили документы пытаясь приспособится, что не могли доказать в посольствах свое еврейское происхождение. А еще некоторые находящиеся в разводе, как я, не могли выезжать без согласия бывших супругов об отсутствии материальных претензий.
На первом этапе существование промежуточных пунктов переселения в Австрии и Италии способствовало тому, что многие, получив приглашение из Израиля якобы от родственников (а приглашение присылали всем, кто писал), выбирали США, Австралию, Канаду и др. страны, откуда были вербовщики в пунктах переселения. После закрытия этих пунктов поток переезжающих в Израиль увеличился до 50 тыс. в год.
По статистике в 1979 году в СССР, проживало 2,7 млн. евреев. В настоящее время на территории стран из бывшего СССР, проживают около 1 млн. евреев.
Когда мой брат выезжал в Германию, он сказал, что Они нас убивали, теперь пусть кормят колбасой. Брат поехал со своим сыном, оставив русскую жену и второго сына, они не захотели уезжать из Украины. О том, что брат пишет из Германии можно выразить теми же стихами И. Губермана.

Моя двоюродная сестра с русским мужем и дочерью тоже выехали в Германию. По моим наблюдениям евреи в смешанных браках именно так решают вопрос выезда. При этом можно предположить, что их русские половины думают так: "В Германии жить лучше, а мне немцы ничего не сделают!" В этой связи стали популярны браки с евреями "чтобы выехать".
Приезжая в Москву я уже много лет вижу надписи, которые никто не убирает: "Жиды, вон из России", но как раз в Москве живут тысячи евреев, которые ради карьеры потеряли документы подтверждающие национальность. А некоторым деятелям русского искусства там слишком хорошо и в Израиль они ездят на гастроли.
Мой старший сын от первого брака женился на женщине, у которой отец был из поволжских немцев, а мать наполовину итальянка. Благодаря тому, что наша тетя в 1980 г. попала в США, мой сын со своей мамой и ее вторым русским мужем и моим любимым внуком выехали в США.
В Германию я не поеду, я никогда не прощу Им. В Америку, где еврейская диаспора очень большая поехал бы, но сын не вызывает, я его маме там не нужен. Уже два года я изучаю иврит, окончил заочный курс открытого университета " Евреи в Римской империи" и собираюсь. Но подруга все никак не решается, а один я не справлюсь там.

   Стрижка

Маленькая парикмахерская, рядом с общественным туалетом. Зато цены здесь ниже.
Холодно, девочки ждут клиентов, накинув пальто. Посреди зала пожилая женщина-кассир, словно хозяйка притона. Увидев меня, одна девочка раздевается, а я сажусь в кресло. Смотрю, а весь рабочий столик у зеркала, уставлен букетами поздних, осенних
цветов. Я спрашиваю:
- У вас кто-то именинник? Нет - отвечает моя девочка - парикмахер, - перед туалетом продают цветы.
Букетов много и я (люблю поговорить, когда стригусь) советую девочкам в конце дня сдать их продавцам за полцены.
Входит очередной клиент: молодой человек с букетиком. Он подходит к соседнему креслу, целует в щечку девочку, которая еще не успела снять пальто, и садится в кресло.
- Так вот почему цветочки - думаю я.
Молодой человек что-то объясняет мастеру, я слышу фразу:
- Я же первый раз.
- Целка! - произношу я тихонько.
Моя девочка слышит это, и начинает безудержно смеяться:
- Ну вы меня и насмешили- говорит она,
так обрабатывая мою головку, что делается больно.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"