Все знают, но не все осоз-на-ют в своей по-вседнев-ной жизни -- что смерть не-из-бежна для ка-ждо-го че-ло-ве-ка, и не-из-вест-но ко-гда она на-ступит, что жизнь че-ло-ве-ка ко-ротка. Если бы лю-ди не умира-ли -- пред-ставьте как вы-гля-де-ло бы че-ло-ве-че-ское об-ще-ст-во, лю-ди? Уве-рен -- противно бы-ло бы смот-реть на боль-шинст-во из них. А так многие за-ду-мы-ва-ются: "Жизнь ко-ротка -- как её прожить? -- Что ус-петь? Чему или ко-му её по-свя-тить?" -- на-пря-га-ются умом и мышца-ми, что-то де-ла-ют, ку-да-то спешат.
А кто-то во-об-ра-жа-ет се-бя -- ко-гда он бу-дет в гробу, -- и это приво-дит его в ужас и к жа-ло-сти к се-бе.
Дру-гие особо не на-пря-га-ются с от-ве-том -- "Жизнь ко-ротка -- пей до дна!" -- и стара-ются ус-петь по-лу-чить от этой ко-роткой жизни макси-мум удоволь-ст-вия, хо-тя прекрас-но по-ни-ма-ют -- всего ви-на не вы-пить, всех женщин не пе-ре-лю-бить, весь мир в карты не вы-иг-рать.
"Если вы ку-пи-ли би-лет и во-шли в по-езд, то бу-де-те ли вы чи-тать, спать, ле-жать, си-деть по-езд все равґно до-ве-зет вас досґта-вит вас в нужґное вреґмя в нужґное ме-сто. Так и с жизнью -- Живое су-ще-ст-во при ро-жде-нии ку-пи-ло би-лет в пункт именуемый -- "смерть"" -- фикси-ру-ет факт не-из-бежно-сти смер-ти со-временный ин-дийский мудрец Саи Сатья Баба.
Тре-тьи, осоз-на-вая не-из-бежность смер-ти -- впада-ют в апатию, в ни-ги-лизм-по-фи-гизм, опус-ка-ют ру-ки -- всё равно ра-но или позд-но все ум-рём. -- И просто бы-тийст-ву-ют по жизни, просто су-ще-ст-ву-ют в ожида-нии смертно-го мгно-ве-ния. Они осоз-на-ют, что та-кое смерть, спокойно ожида-ют её и не бо-ять-ся её, а по-ка на-блю-да-ют за ок-ру-жаю-щим их Миром и лю-бу-ются им, ко-гда есть чем лю-бо-вать-ся.
Чет-вёртые, по-ни-мая не-из-бежность смер-ти, бе-ре-гут жизнь как пу-шинку -- не риску-ют, не грубят, не ле-та-ют са-мо-лё-та-ми, едят толь-ко эко-ло-ги-че-ски чистую еду, не спаса-ют де-вушку и друзей -- и на-хо-дят это-му ло-гичное объясне-ние, сторо-нятся от по-ли-ти-ки и т. п. -- им просто ин-те-ресно и лю-бо-пытно доль-ше прожить -- доль-ше по-си-деть у ок-на, у те-ле-ви-зо-ра, лю-бо-пытно -- а что там бу-дет в но-во-стях в следую-щем го-ду. Их смерть силь-но стра-шит -- и этим силь-но влия-ет на их жизнь.
"Недостойно мудреца подвергать себя опасности ради глупцов" -- объяснял эту позицию Плутарх. Эти люди могут тешить своё самолюбие-эго и одновременно прикрывать свою совесть примерно такими стихами Ф. Шиллера: "Нет, для моих священных идеалов
Наш век покуда не созрел.
Я гражданин грядущих поколений".
С такими словами иногда заканчивают свою жизнь самоубийством, -- что несомненно, есть большой грех перед жизнью, Природой, Богом. Вспоминаются слова выдающего русского мыслителя Елены Рерих: "Самоубийцам никто не сказал о значении жизни...". Эту мысль дополнил Макс Гендель:
"Смыслом реинкарнации является не счастье, а опыт". Который является опорой-залогом дальнейшего развития Жизни, Мира-Бога. Это объяснял и великий греческий философ Гераклит.
Никого нельзя осуждать, каждый волен прожить свою жизнь как он хочет, и здесь у каждого есть выбор. А кто-то приходит на похороны во всём белом, ибо относиться к этой жизни как к одной из многих этой личности, и радуется переходу из одного "фильма" в другой, пытаясь учесть все закономерности этой науки.
"Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума" -- говорил величайший мыслитель XX века К. Э. Циолковский. А. Шопенгауэр:
"Если негры по преимуществу попали в рабство, то это является результатом того, что они по сравнению с другими человеческими расами отстали в интеллектуальном развитии".
"Тот, кто смел, кто не боится смерти, рискуя жизнью, но жертвуя достоинством -- становится господином... Раб -- человек, готовый трудиться в поте лица для того, чтобы сохранить жизнь" -- констатирует истину Гегель. Как видим -- отношение к смерти определяет много.
А некоторые, особо умные, пытаются решить вопрос смерти оригинальным философским путём --
"Привыкай думать, что смерть для нас ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении.
И, если держатся этого знания, то смертность жизни станет для нас отрадна: не от того, что к ней прибавится бесконечность времени, а от того, что от нее отнимется жажда бессмертия. Поэтому ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, -- когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют" -- так "одурачил" смерть древнегреческий мыслитель Эпикур.
"Смерть частиц животного существа мы знаем, смерть самих животных и человека как животного мы знаем; но смерть разумного сознания мы не знаем и не можем знать, потому-то оно-то и есть сама жизнь. А жизнь не может быть смертью..." -- не хуже Эпикура объясняет наш великий Лев Толстой, и продолжает свою логику далее -- "Хотя я не могу ясно доказать этого, я всё-таки знаю, что-то разумное и свободное, нетелесное начало, которое живёт во мне, не может умереть... Смерть и рожденье -- два предела. За этими пределами одинаковое что-то".
И Лев Толстой цитировал великого грека Гераклита: "Когда мы рождаемся, наши души кладут в гроб нашего тела".
"Смерть формы есть лишь только прекращение деятельности вечной силы жизни в одном из проявлений, предшествующее другому ее проявлению" -- объяснял знаменитый врач Парацельс.
"Мы боимся потерять при плотской жизни наше "я", но этот страх определяется тем, что мы не умеем и не хотим отделять наше подлинное "я" от нашей животной личности. Между тем, подлинное "я", наше особенное "я" не ограниченно ни пространством, ни временем" -- продолжает оптимистически объяснять Лев Толстой.
"В значении Эго заключается секрет бессмертия" -- поддерживает эту мысль и немного добавляет его современник знаменитый суфий Хазрат Инайят Хан. То же самое, но по-другому объяснял выдающийся русский мыслитель Иван Ильи:
"Каждому из нас даётся своя искра, и эта искра хочет разгореться в нас и стать огненной купиной, пламя которой должно охватить всего человека и превратить его в Божие огнилище (энергию), в некий земной маяк Всевышнего. Итак, в этом жизненном развитии искра Божия очеловечивается и индивидуализируется, а человек оправдывает своё существование и освящается в своём творчестве. Человек становится художественным созданием Божиим, личным светильником Его Света, индивидуальным иероглифом Духа Божия...
И тот, кто хоть несколько касается этой тайны единения, этого художества Божия в человеческой душе, тот сразу поймёт и примет слова преподобного Серафима Саровского, сказавшего:
"Бог заботится о каждом из нас так, как если бы он был у Него единственным". Мы -- Его искры, или Его художественные создания, или Его дети. И именно в силу этого мы бессмертны. И наша земная смерть есть не что иное, как наше сверхземное рождение".
Иван Ильин обратил внимание и на другой аспект жизни и смерти:
"Но каждый человек имеет определённую ступень достижимого для него совершенства... И земная смерть его наступает тогда, когда ему не дано подняться выше, когда ему нечего больше достигать, когда он созрел к смертному уходу".
В этом случае Лев Толстой рекомендовал: "Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как и она сама. И дело это -- бесконечное совершенствование себя и мира -- и дано ей".
А иногда человек хочет ещё достигнуть много, но увы - предел его природных возможностей физических и умственных или наступившая деградация личности не позволяет ему это сделать, и этот человек понимает эту трагическую реальность или не понимает -- тогда это трагедия для окружающих. Хороший пример этого случая -- бывший президент России Б. Ельцин. В этих случаях часто стоит вопрос -- как достойно уйти политическому мертвецу из политической жизни или старику вообще из жизни.
"Все люди желают только того, чтобы освободиться от смерти; они не умеют освободиться от жизни" -- замечает выдающийся китайский мыслитель Лао-Цзы. Лев Толстой по этой теме цитировал известного древнеримского философа Сенеку -- "Прежде чем достигнуть старости, я старался хорошо жить; в старости я стараюсь хорошо умереть; чтобы хорошо умереть, нужно умереть охотно".
"Но умирать добровольно, умирать охотно, умирать радостно -- это преимущество человека, того, кто отверг и отринул волю к жизни" -- утверждал довольно ещё молодой А. Шопенгауэр, показывая негативный пример -- запершись в своей квартире в одиночестве на несколько десятков лет, он бормотал: "между сном и смертью нет радикального различия, что смерть столь же безопасна для бытия, как и сон", "мы согласились бы с природой -- и на смерть и на жизнь смотрели бы так же равнодушно, как она".
"Когда хозяин дома увидел у себя на лице морщины и власы седые и зрит уже детей своих детей, тогда должен он уйти отшельником в леса" -- говорится в священном древнейшем трактате "Ману".
Когда человек уже стар, чувствует приближение своей кончины и понимает, -- что своей старостью, болезнями и своей бесполезностью для окружающих, для Мира -- только мешает всем, мешает уже развитию Жизни, дальнейшему развитию Жизни, то этот волевой мудрец уже бесстрашно ждёт смерти и старается меньше доставлять хлопот окружающим. В древней Японии и в древних славянских племенах -- такие мудрецы в такой момент принимали решение - и уходили умирать в леса в одиночестве. В наше время некоторые старые люди по своей инициативе удаляются в дома престарелых.
Преддверие смерти -- старость является для многих людей предметом ужасного страха, особенно для женщин, которые изматывают себя паническими мыслями -- будешь скоро некрасивой, никто в тебя уже не влюбится, никто тобой не будет любоваться, засматриваться на тебя, оглядываться тебе в след, восхищаться твоим телом, не будет больше восхитительных романтических историй, ласк, поклонники отвернуться и повернутся к молодым, одиночество, тусклость и бессмысленность жизни.
И многие отчаянно борются, оттягивая этот грустный переходной момент на несколько лет пластическими операциями, но его не избежать, рано или поздно он неотвратимо приходит. И вместо того чтобы встречать наступление старости психологически, философски подготовленным, с мудрой улыбкой -- многие люди портят жизнь себе и окружающим нервными срывами и крайностями.
Когда красота тела уходит -- можно быть ещё более красивым человеком в глазах окружающих ведь можно увеличивать красоту души, быть полезнее другим, улучшать жизнь других людей и т. п -- и это можно противопоставить не только старости, но и смерти -- Ольга Берггольц:
"Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то? А я могу любить,
А мне не счесть души моей богатства,
А я затем хочу и буду жить,
Чтоб всю её,
Как дань людскому братству,
На жертвенник всемирный положить".
Иногда человек смолоду беспокоится не о том -- чтобы красиво, достойно и полезно прожить жизнь, а его преследует страх -- что его старость будет нищей, и он всю жизнь живёт и работает для того -- чтобы у него была обеспеченная старость. И в этом случае этот страх является своего рода двигателем, стимулятором -- "Страх ведет к безграничному обогащению в целях достижения обеспеченности и гарантии покоя" -- замечает выдающийся мыслитель Алиса Бейли.
Критически по этому поводу высказывалась и наша Елена Рерих:
"Нет такого зла, которое сравнилось бы с малодушием. Его повелитель -- Сатана, потенциал -- самость... Именно соблазн князя Тьмы в том, что он сулит покой, но мы говорим -- час последний!".
Николай Бердяев обратил внимание, что страх порождает и другие опасные негативные явления:
"Бесстрашие есть высшее состояние. Страх порождает ложь. Человек думает защититься от опасности ложью, он на лжи, а не на истине воздвигает царство обыденности... Победа над страхом смерти есть величайшая победа над страхом вообще... Человек убивает из страха; в основе всякого убийства, частного или государственного, лежат страх и рабство". К этому можно добавить -- предательство.
Елена Рерих говорила ещё более категоричнее: "Страх -- отец Лжи". И ложь помогает оправдаться.
"Выигрывает и не будет обижен человек, который готов в любой момент всё поставить на карту, целиком -- самого себя, то есть жизнь. По-философски это можно выразить так: всё сейчас и здесь, мир не удваивается и время не удваивается. -- объясняет М. Мамардашвили -- А на обыденном языке это выглядит так: интеллигент говорит себе: ну дал мне пощечину и отнял у меня; но ведь я знаю английский язык, это ценность, я должен сохранить себя... Их (мои ценности) нужно сохранить на завтра. Но "завтра" не будет!
И если ты живёшь с сознанием, что его нет, что всё "сейчас", -- тогда сохраняешь себя. Вот что такое "воля к силе". А если этого нет, то и жить не стоит. Ницше на этом и строил философию: в этом состоянии всё и рождается... Ницше имел ввиду: что в мире есть -- истина, красота, порядок -- если всегда есть воля к силе: удержание и сохранение сильного состояния".
"Прожитое -- намного больше понятого" -- говорили древнегреческие мудрецы, можно к этому ещё добавить - и надёжнее. Можно прочитать эту главу и многое понять, но это понятое осуществить в реальном столкновении, испытании -- намного труднее. Победы легко не даются, нужно огромное преодоление себя, своего страха, своих падений и неудач -- и необходима жертва своих сил, энергии, труда и даже здоровья -- ведь ранения физические и психологические -- это закономерные последствия боя. "Никакая вещь не может открыться самой себе без злоключения, противодействия" -- утверждал легендарный прозревший немец Яков Бёме.
"Неуязвимый супостатами не получит никакого венца; а кто от случающихся падений не упадёт духом, того восхвалят Ангелы как храброго война" -- объяснял выдающийся православный мыслитель Иоанн Лествичник (Синаит) в своей замечательной "Лествице". "Цветы на лугах не умирают от грозы, и ливень лишь омоет их свежесть" -- о том же поэтично говорила Елена Рерих.
Чаще бывает так, что Жизнь не ждёт -- когда человек поднимется в сознании, -- поймёт правильно смерть и обретёт храбрость-бесстрашие. Чаще -- Она ставит человека перед проверкой-выбором, ускоряет весь процесс, -- и не все эту проверку, это ускорение выдерживают.
Мераб Мамардашвили утверждал в своих работах, что "желеподобные" ситуации таковы, что фактически требуют от человека радикального выбора. М. Мамардашвили в своём утверждении опирается на опыт зэков-заключённых, ибо именно эти люди пережили разочарование в обществе и даже своеобразный крах всей цивилизации, норм и ценностей. Именно в местах лишения свободы, особенно российских, -- может выжить только тот, кто может поставить на карту свою жизнь.
Они, конечно, могут погибнуть, но и в противном случае они могут гибнуть или стать рабами, попасть в положение -- ниже животных. "Размер сознания измеряется не среди цветов, но над пропастью" -- замечает Е. Рерих.
Точно так же срабатывает и "закон улицы" у мальчишек, у пацанов, в том числе и у взрослых мужчин, которые если трусят, то сами затем мучаются, страдают от своего позора, своей некрасивости -- усугубляют свою ущербность, свой психологический слом, -- а если они находят этому оправдание, то окончательно всё это дерьмо в себе закрепляют. Обратно к этой ситуации уже не вернуться, ибо река жизни постоянно течёт -- и дважды в неё не войти. Если ситуация примерно опять повторится, то героический выбор, то есть человеческий, а не животный, -- на этот раз будет сделать ещё труднее -- уже срабатывает слом, страх, повтор.
"Когда мы делаем выбор, решаем, мы целый мир, мировую цепь кристаллизуем позади себя" -- подчёркивает важность этого момента выбора М. Мамардашвили --
"Жизнь -- я вижу, если вижу смертную завершенность. Тогда и жизнь выступает... Греки говорили: это настоящий мужчина, в нём есть что-то от философа. То что называется героическим: исполнение славы жизни полностью... Иди и не бойся: Бог с тобой и в тебе там, где ты сам".
Когда же сознание человека не готово к экстремальной ситуации, момент выбора захватывает врасплох, то первая реакция -- это естественная и самая примитивная, подсознательная, -- реакция сохранения жизни любой ценой -- "Цепная реакция рабства. Безвыходно запутываешься, ухватившись за любое звено" -- замечает М. Мамардашвили.
Далее, по утверждению этого мыслителя, -- человек закономерно попадает в общество себе равных -- рабов, -- в общество взаимного повисания друг на друге: чтобы никому не было лучше -- "почему им должно быть лучше? Что им надо? Мы же терпим, пусть терпят и они!"
Этот же аспект темы рассматривал Иван Ильин:
"Не всё, чем мы живём, стоит того, чтобы мы отдали ему свою жизнь. Только те жизненные содержания и акты полноценны, которые не боятся смерти и её приближения...
За что можно и должно отдать жизнь, то и надо любить, тому и надо служить. Жизнь стоит только тем, за что стоит бороться на смерть и умирать; всё остальное малоценно или ничтожно. Всё, что не стоит смерти, не стоит и жизни. Ибо смерть есть пробный камень, великое мерило и страшный судия".
Жертвенный, животворящий аспект смерти подчёркивал великий мыслитель древности Иисус Христос: "Если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то даст многий плод". Не просто прожить и умереть бессмысленно, а дать плоды -- вот в чём суть.
"Человек может не изучить не единой философской системы, он может не верить ни теперь, ни в прошлом ни в какого Бога, он может ни разу в жизни не молиться, но если одна лишь сила добрых дел привела его к такому состоянию, когда он готов отдать свою жизнь и все, что он имеет, и все, чем он является, за других, -- он поднялся до высших вершин, которых может достигнуть верующий человек своими молитвами и философ своими знаниями" -- утверждал выдающийся индийский мыслитель Вивеканда. О таких Святых пел Владимир Высоцкий:
"Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направление удара...
Кто-то там впереди навалился на дот,
И Земля на мгновенье застыла...
Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
принял пулю на вздохе.
Но на Запад, на Запад ползёт батальон,
чтобы солнце взошло на Востоке..."
Многие выдающиеся мыслители человечества по теме "смерть -- жизнь" давали интересные советы и даже предлагали определённые методики преодоления страха. Протагор пояснял: "все добродетели родственны друг другу, кроме храбрости, -- ибо храбрость -- это наука, познание и правильная оценка -- чего следует бояться".
"Кто имеет непрестанное помышление о смерти, тот острозорче, чем тот, кто не имеет его. Кто проводит жизнь без памяти смертной, надеясь очистить сердце действием одного разума... таковой впадает в высокомерие. Ему надлежит сильно трезвиться, чтобы за надмение не лишиться смысла" -- объяснял мудрый православный мыслитель Филофей Синайский.
"Без осознания смерти человек остается только обычным человеком, совершающим заученные действия. Он не будет обладать мощью и способностью к концентрации, чтобы отведенное ему на Земле время превратить в магическую силу" -- объясняет латиноамериканский мудрец Дон Хуан (у Кастанеда). Он же объясняет и другой немаловажный практический приём --
"Когда ты в нетерпении или раздражен -- оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной чепухи мигом отлетит прочь --... если ты просто почувствуешь, что твой попутчик всегда рядом, все время за тобой смотрит, наблюдает", "Видишь ли, воин рассматривает себя как бы уже мертвым, поэтому ему нечего терять. Самое худшее с ним уже случилось, поэтому он ясен и спокоен".
На тот же сопутствующий признак указывает и Е. Рерих: "После мужества приходит спокойствие".
Многие, вероятно, наблюдали не только в фильмах, но и рядом, в жизни -- человек проявивший мужество, бесстрашие, победивший сознанием смерть -- обретает красивейшее человеческое состояние -- уверенность, торжественное грациозное спокойствие; это ощущение обладания в себе мудрости, знаний, состояние мудрой улыбки.
Одарённые люди различных народностей и племён -- шаманы, колдуны, йоги после многодневного голодания и духовных упражнений используют ритуал собственной смерти, гибели -- как символ духовного перерождения, как нового рождения и приобретения необычайных качеств.
"Воин всегда живет бок обок со смертью. Он знает, что она всегда рядом, и из этого знания черпает мужество для встречи с чем угодно" -- продолжает объяснять свою науку храбрости Дон Хуан.
"Ужас плоти сковывает разумные действия, потому среди дисциплин прежде всего побеждался ужас" -- писала Елена Рерих. Это проблема сознания человека, его души -- эту проблему не решить в тренажёрном зале или белковым питанием.
Выдающийся мусульманский мыслитель Инайят Хан рассказывал в своей книге поучительную притчу о львёнке, который воспитывался в стаде овец. Когда выпрыгнул из леса большой лев и бросился на стадо овец -- всё стадо овец в кошмарном ужасе бросилось убегать, с такими же чувствами бросился на утёк и молодой лев. Когда большой лев настиг молодого льва, он удивлённо спросил: "Почему ты убегаешь? Почему ты меня так боишься? Почему ты -- лев не сражаешься со мной?"
Не подготовленный психологически человек, если он с рождения не воин, при встрече с опасностью, даже с наглым уличным хулиганом -- бледнеет, ему трудно говорить, его частично парализует, он не способен к борьбе, даже к защите самого себя. А готовый к такой ситуации -- прищурясь улыбается, внутри наливается негодованием, злостью и силой. И иногда достаточно этой готовности к схватке, глаз -- чтобы хулиган ретировался. Когда человек боится, то он находится под контролем запугивающего, у него в зависимости.
Естественно, когда человек запуган, подавлен, то храбрости у него меньше чем у свободного человека. "В ком царстве люди порабощены и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощённый бо человек срама не боится, а чести себе не добывает, хотя силён или не силён и речет так: однако если холоп, иного мне имени не будет" -- учил русский мудрец Иван Пересветов уму-разуму царя Ивана Грозного, убеждая его по примеру Мухаммеда создать верную дружину из свободного среднего сословия -- опричнину, дворянство.
"Надо привыкать мыслить и действовать, как будто конец жизни уже наступает" -- советовал римский император и мудрец Марк Аврелий. Этой методике, такому пониманию обучали с древних времён и японских самураев и римских гладиаторов.
"Для того, чтобы выиграть войну, нужно сначала поставить себя в ситуацию, из которой другого выхода, кроме победы, нет" -- объяснял Мераб Мамардашвили. Для этого, конечно, не обязательно специально отступать до самых стен Москвы или сдавать Москву. Но этот эффект, эту методику в истории довольно часто использовали вместо словесных объяснений -- когда специально сжигали свои корабли или поджигали за собой степь -- тогда "априори погибшие" побеждали.
В этом аспекте мы вообще имеем дело с "чудесами". Военный опыт многих народов свидетельствует, что когда все солдаты какого-либо военного подразделение в бою готовы умереть и сражаются отчаянно по-максимуму, то такое подразделение выживает, или выживает много солдат этого подразделения; но если какой-то умник решил в бою выжить в одиночку, спастись, то это приводит к гибели всего подразделения и соответственно этого "слабого звена" тоже.
Кроме того - такой дружный эмоционально проявляемый героизм имеет непонятые ещё современниками энергетические, психологические, ментальные и прочие эффекты и в бою и на противника. Это демонстрировали дружины викингов, наполеоновский генерал Дезе - когда в битве при Маренго в конце "проигранного" сражения обратил своим отрядом в бегство десятикратно превосходящих австрийцев, а подвиг русского воеводы Евпатия Коловрата и его двухтысячного отряда против хана Батыя и его 150 - тысячного войска - вообще трудно осознать и понять - чудо, а многочисленные подвиги наших многочисленных героев в Первую и Вторую мировые войны.
"Подобное мировоззрение определяло бесстрашное отношение воинов к смерти: греческие, латинские и арабские историки в один голос утверждают, что в открытом бою славяне были непобедимыми. Для воина подлинной смертью была не гибель за правое дело, а бегство с поля брани, ибо душа труса не возвращалась к Предкам, а навеки умирала вместе с телом.
Смерть в сражении - не только условие увековечивания славы витязя в поколениях, но превращения его из воина на Земле в воина-защитника родичей в дружине Пращура-Родоначальника. Высшее благо воина - самопожертвование во имя Отчизны, и потому на тризне сложивших буйную голову в кровавой сече не оплакивали, а высоко о них радовались. Воину страшна не смерть, но бесславная жизнь в рабстве. Именно качество восприятия смерти превращает человека либо в раба, либо во властелина своего бытия. Раб становится рабом, потому что страшится смерти. Славяне не сдавались врагу живыми: "Мёртвые сраму не имут!" - возвестил Светослав - ВЕЛИКИЙ ВОЙН, сплотивший славянскую Державу от Дуная до Волги, от Варяжского моря до Чермного. Свещенная любовь к Отечеству и свещенная ярость к его недругом!" - объясняет наш современник А.А.Добровольский (Доброслав).
Если преодолён страх смерти, то преодолеть другие страхи легче.
"Когда вы надеетесь на что-то и ваша надежда не сбывается -- испытываете шок и разочарование, а если сбывается -- то возбуждение и окрыление. Воин никогда не испытывает ни малейшего сомнения в самом себе. Он не попадает в ловушку надежды, благодаря чему достигает бесстрашия".
Осознание "ловушки надежды" помогает легче пережить неудачи, крушение надежд, желаний, планов, карьерных планов. Самый простой пример -- парень наделся, что девушка его полюбит, но она не полюбила и даже не обратила на него внимание -- для некоторых это большая жизненная трагедия, отчаяние и чуть ли не потеря смысла жизни. Более глобальный пример -- Ленин-Бланк и Бронштейн пообещали крестьянам землю, рабочим заводы, нациям свободное самоопределение -- и многие миллионы россиян попались в "ловушку надежды", а эти технологи-обманщики добились таким образом власти над Российской империей. Так же на надежду ловят и "лохотронщики" у метро, строители финансовых пирамид и т. п.
Сегодня внешняя, яркая и разнообразная жизнь, различные СМИ густо наполняют нашу всю жизнь, мы спешим решить десятки ежедневных проблем, и в этой повседневной суете мы не задумываемся над фундаментальными темами жизни, которые во многом и определяют наши ежедневные решения.
На внутреннюю жизнь, на внутреннее развитие не хватает ни времени, ни внимания. И когда стихает или надоедает весь этот внешний фейерверк, эта крикливая суета -- человек чувствует себя страшно одиноким, покинутым -- одиночество его гнетёт. "Сегодня человек настолько привык к внешней жизни, что ему стало сложно даже подумать о том, чтобы посидеть в одиночестве. Его жизнь становится поверхностной и в результате приходит разочарование..." -- констатирует реальность суфий Инайят Хан. Оставшись один, в тишине человек или засыпает от усталости, или быстро хватает пульт телевизора, магнитофона или телефон.
Вот мы посидели в тиши, подумали о смерти, и оказалось -- сколько интересного, важного и полезного можно обнаружить. Заканчивая эту главу, почитаем стихи (отрывки) двух выдающихся поэтов. Афанасий Фет: "Не жизни жаль...
А жаль того огня,
Что в тьму уходит
И плачет уходя..."
Б. Вагабзаде:
"Пусть будет долгой жизнь твоя!" -- сказали,
Когда-нибудь окончится она...
Но жизнь без смысла нам нужна едва ли,
И в том не будет толка, что длинна.
Коль нужен ты зачем-то и кому-то,
В мгновенье ока пролетят года.
И бесконечно тянутся минуты,
Коль ты не нужен людям -- вот беда...
Да, смерть страшна. Ещё страшней -- без цели
Жизнь прожигать -- длинна ли, коротка...".
"Тот, кто смел, кто не боится смерти, рискуя жизнью, но, жертвуя достоинством, -- становится господином... Раб -- человек, готовый трудиться в поте лица для того, чтобы сохранить жизнь" -- говорил Гегель.
"Человек гибнет не только тогда, когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духом и разлагается нравственно и религиозно..., не тогда, когда ему трудно жить или невозможно поддерживать своё существование, а тогда, когда он живёт унизительно и умирает позорно..." -- пытался вразумить россиян Иван Ильин.
Рассмотрели смерть, в следующей главе рассмотрим жизнь, вернее всего один из её многочисленных аспектов -- активную жизненную позицию.
Глава 2. Понятие действия
"Там, где нет воли, нет и пути" - Б. Шоу.
"Борьба - это путь к созданию новой действительности" -
В. Авдеев.
До сих пор, какой-то человек читал эту книгу, думал над ней. Мыслить, думать -- это прекрасно, это даже большое наслаждение, блаженство... И что? -- В этом весь "кайф", весь смысл и вся суть?
"Полагают, что духовность заключается в прочтении духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало" -- заметила Е. Рерих -- "Ценна мысль, породившая решение. Решение оценивается качеством применимости". -- То есть качеством действия.
Из всего многообразия человеческих мыслей стоит выделить мысли, -- с помощью которых человек принимает решение: действовать или не действовать, это мысли-решения.
Есть случаи, когда действия ограничены, минимальны -- например, в местах лишения свободы. В этом случае можно жить не в историческом времени, а во времени, на которое обратил внимание наш знаменитый Павел Флоренский, изучая время, -- Geschichte, как доисторическое время, внеисторическое, вечное, -- как простое бывание, бытие. Так понимать время хорошо, удобно только будучи длительный срок в тюрьме, в условиях ограниченной свободы движения.
Часто действия человека сковывают идущие из глубины веков религиозные установки или "мудрости" различных авторитетов, которые, быстрее всего, были сказаны в конкретном случае и к конкретной ситуации, а затем оглашаются последователями огульно. Один из выдающихся еврейских мыслителей Иисус Христос когда-то -- утешая нищих, слабых и беспомощных говорил: "Взгляните на птиц небесных: они, не сеют, ни жнут, ни собирают в жницы; и Отец ваш Небесный питает их".
С одной стороны, причём с буддистской, это верно: нет желаний -- и нет страданий, горестей и разочарований. А с другой -- можно приравнять людей к птицам, червям или другим животным -- но стоит ли это делать? Есть ли отличие человека от низших существ, есть ли в человеке особый смысл?
Я -- не Бог, я -- человек и объясняю доступно -- взгляните на бичей, бомжей и бродяг, которые не жнут и не сеют, но живут как птицы, как грязные бездомные животные -- копаются своими руками в мусорных контейнерах и в мусорных кучах, чтобы жить, прожить, выжить. -- Много ли радости и удовлетворения Богу и людям от этого? -- Для этого ли человек оторвался от животных, принял вертикальное положение и приобрёл свободные руки? -- Здесь нет много ответов, эдесь нет даже двух ответов... Да, -- судьба иногда бывает не милосердна и непредсказуема -- и никогда нельзя зарекаться от сумы, но и любить её, делать культ из неё -- тоже нельзя.
Следует, наконец, многим понять и избавиться от иллюзии-ошибки -- что не упадёт с неба рыба ни жаренная ни копчёная, не упадут с неба хлеба ни белые ни чёрные. -- Тупо и безнадёжно глупо надеяться на халяву. Но эта надежда многих людей что-то заполучить не работая живёт тысячелетиями и тысячелетиями её используют для своих целей различного рода хитрецы. И сегодня тысячи глупцов собирают крышечки, этикеточки -- куда их посылают, чего-то ждут... Когда-то не было современных технологий, были другие -- манна небесная, скатерть -- самобранка, хлеба и рыбы на всех и т. п.
Когда же человек свободен в своём движении, то у него в голове соперничают две категории мыслей. Одни мысли -- это мысли-решения или волевые мысли, это и есть воля человека, мысли связанные непосредственно с сознанием человека. Этим мыслям чаще всего противопоставляются более простые и древние мысли связанные с подсознанием человека, с его инстинктами и рефлексами -- поесть, поспать, покой предпочитается риску и т. д. Мысли связанные с сознанием человека руководствуются такими понятиями как -- необходимо, надо, долг перед кем-то, обязанность, слава, любопытство открытий и изобретений и т. п. Выдающийся немецкий мыслитель Гёте писал:
"Слаб человек, покорствуя уделу,
Он рад искать покоя, -- потому
Дам беспокойного я спутника ему:
Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу...".
Борьба происходит не только между мыслями подсознания и сознания, но и различными мыслями сознания, старыми мыслями-решениями и новыми. Тогда идёт борьба за новые решения.
"Твой ум уклончивый ведёт тебя в обход,
Ища проторенных тропинок.
Но ты вступи с ним в поединок --
Дать радость может только взлёт!" (Э.Верхарн).
"Это самая трудная вещь -- требование к себе" -- указывает на первое средство от лени А.Макаренко, то есть воля направляется человеком в первую очередь на себя.
"Мысль есть новорождённое существо духовного плана. Не есть абстрактность, не есть вещество, но есть сущность со всеми признаками самодовлеющего существования. Её не возможно уничтожить, ей можно противопоставить подобное же существо большего потенциала" -- объясняет Е. Рерих. Это очень глубокая и ещё не изученная тема, и желающих на эту тему подумать отсылаю к своей первой книге.
Человек борется с мыслями: с ленью, страхами, сомнениями в правильности. Обычный логотип человека выглядит следующим образом -- анализ ситуации и её оценка, на основе оценки -- одобрение или критика, а затем соответствующее действие или бездействие. Когда человек даёт ситуации критическую оценку, то значит что ситуацию необходимо менять, то есть обязательно действовать. Но часто человек застревает на критике, получает от этого даже удовольствие, и не переходит к действию.
"Нередко начинают словесно поносить зло, но хула уже безобразна. Только труд и мысль будут оружием победным" -- объясняет Елена Рерих. Смелый в критике -- не значит волевой. По способности принимать решения люди делятся на волевых и менее волевых, даже безвольных.
"Есть люди с сильной волей и без воли, как есть больные и здоровые. Для человечества нужны люди с волей, как нужны здоровые, а не больные. Фаталист есть больной. Он должен вылечиться или остановиться в размножении, чтобы не дать безвольное потомство" -- подчёркивает наш великий русский мыслитель К. Э. Циолковский.
Именно волевые люди являются локомотивами движения, развития, прогресса, эволюции.
"В то время как интеллект старается брать мир лишь так, как он есть (то есть понять), -- воля напротив, стремится к тому, чтобы теперь сделать мир тем, чем он должен быть..." -- заметил Гегель.
Человек благодаря воле не только осуществляет понятое, но и обладает божественным аспектом -- создаёт трудом новый мир, новую реальность, и это очень не легко. "Надо толкнуть десять колёс, чтобы хоть одно завертелось" -- утверждает Яанус Райдл.
"Гений -- один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота" -- объясняет великий изобретатель Т. Эдисон.
"Истинное сокровище для людей -- умение трудиться" -- подвёл итог своим размышлениям Эзоп.
"Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным" -- учил трудиться великий учитель К. Станиславский.
Даже любовь через труд выглядит намного красивее -- одно дело говорить о любви, а другое дело -- делать любя, делать с любовью. Еврейский мыслитель Иисус Христос в своей знаменитой притче о побитом и ограбленном человеке объяснял -- ты будешь ближним, милым каждому, кому окажешь реальную помощь, напряжёшься, -- потрудишься, пожертвуешь своим трудом. И тебе ближним будет не тот -- кто только на словах высказывает любовь или сочувствие, а кто делает доброе дело.
"Счастье состоит в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить -- значит жить добро-детельно" -- объяснял великий мыслитель Аристотель.
"Живи с постоянным желанием сделать людям добро, а когда сделал -- никогда не вспоминай об этом, поспеши сделать еще" -- тихо советует наш выдающийся современник Порфирий Иванов.
"Все радости жизни -- в творчестве. Творить -- значит убивать смерть" -- говорил известный писатель Ромен Ролан. Мы своей деятельностью, работой как бы наполняем жизнь, являемся в своём действии -- её содержанием, наполняем этим пустой растяжимый мешок времени.
"Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его" (С. Маршак).
Мераб Мамардашвили объяснял, что -- мир всегда нов и немного пуст, в нём как бы ничего ещё не случилось -- не заполнилось, но обязательно случится -- вместе с тобой или без тебя. Ибо в этом Мире есть ты -- человек, и уже самим фактом своего бытия ты соучастник и потенциальный наполнитель этого времени-Жизни-Мира. Получается, что человек через свою деятельность, действие, работу как бы выливается наружу, выворачивается и наполняет собой внешнюю жизнь. Через деятельность-работу весь многообразный богатый внутренний мир человека -- мир мысли, -- выходит наружу и заполняет собой жизнь, материализуется. И человек должен максимально соучаствовать в Его постоянном развитии-творении-созидании. От человека в этом Мире кое-что зависит, от его действия или бездействия...
Древнегреческие мудрецы подчёркивали также смысл непрерывности труда -- "На вчерашней добродетели нельзя улечься спать. Ничего не существует как завоёванное навсегда".
"Будьте радостны не удачей дел, уже истлевших, не желанием покоя, но возбуждением стихий, ибо только возмущенная стихия будет служить вам, ибо нельзя побудить мертвое оживлять живое" -- как обычно очень глубоко объясняет Елена Рерих. Только через труд покоряется камень и дерево скульптору, земля крестьянину, метал кузнецу, войну враг и т. п.
"Жизнь -- это поле, на котором спрятано сокровище, но всё зависит от того, как это поле обработать, даром сокровище не даётся. Смысл вот в чём: "Жизнь прекрасна, если ты умеешь сделать её прекрасной"" -- убеждает европейский психолог и аналитик А. Менегетти.
Наши либерал-демократы также призывают граждан страны к активной жизненной позиции, особенно перед выборами, называя это -- гражданской позицией. Разница в том, что либерал-демократы пытаются докричаться и затянуть на выборы свой электорат -- а это, во-первых, малый слой обеспеченных, которые или ленятся или считают ниже своего достоинства тереться на каком-то избирательном участке вместе с разношёрстным народом; вторая их электоральная группа -- это обманутая шоу акциями и пропагандой молодёжь -- и даже если их агитируют поп-звёзды -- молодёжь к выборам относится легкомысленно, особенно после вечеринки или ночного клуба.
А я с таким же призывом обращаюсь ко всем отчаявшимся что-либо изменить, потерявших веру и в избирательную систему и в перспективу улучшения жизни в России.
Большая часть очень жизнеспособных людей, талантливых специалистов, молодых учёных и менеджеров, отчаявшись и потеряв надежду на улучшение ситуации в стране, уезжают из России, и работают на процветание других стран. В ситуации, которую изобразил в своих стихах Сергей Чачин:
"Банальна ситуация, не скрою:
Развилка, камень в надписях у ног...
Налево -- деньги, вправо -- к мордобою..." --
они выбирают деньги.
Если страшен мордобой, слабо, -- так есть другие достойные "смыслы" в этой жизни. Когда-то в прекрасном фильме по сути, а не по спецэффектам, под названием "Судьба человека" -- прекрасный русский Человек по имени Андрей Соколов, великий воин, узник концлагеря под номером 331, сидел у развалин своего дома и вопрошал: "А что дальше?" Он глубоко задумался над смыслом жизни, над своим будущим -- и нашёл и то и другое:
"Я тебя везде искал -- и в Польше, и в Германии, и в Австрии... А нашёл в Урюпинске..." Давно в России не было такой разрушительной войны как с фашизмом, но недавно либерал-демократы развязали страшную идеологическую войну за умы и души россиян, сегодня довольно много умных и обеспеченных людей, а будущее России в лице миллионов российских мальчиков и девочек подрастают в нищете, без должного образования и воспитания, среди наркотиков, клея, преступников и преступных чиновников самого высокого ранга.
Эти, на самом деле умные, всё понимают -- чтобы Россия процветала необходимо много трудиться и бороться, -- и выбирают более лёгкий путь, уезжают в другую уже процветающую страну...
И в России остаются небольшая группа богатых, большая группа чиновников-коррупционеров, огромное количество немощных и немного упёртых патриотов, которые не теряют надежду ответить достойно на вопрос --
Кто-то может отчаяться или равнодушно отнестись к своей Родине и своему народу и уехать, например, в Индию в Гоа, и медитировать на пляже от восхода и до заката солнца, а кто-то способен и действовать до конца. Человеку не участвующему в политике -- всё равно кто его начальник, кто руководит страной, ему наплевать -- от кого зависит его жизнь, жизнь его родителей и детей.
"А раб -- простое животное. Почему? Потому что он -- не политичен. А не политичным он сделал себя сам..." -- объяснял М. Мамардашвили.
Иногда быть не политичным помогают "добрые" умники. Технология запугивания, паралича активности граждан выглядит иногда примерно так -- "Вам сейчас не нравиться? Хотите лучше? А знаете -- вы это зря, ибо можете сильно пожалеть, ибо может быть намного хуже сегодняшнего, тогда будете эти времена вспоминать как большое благо -- поэтому ведите себя смирно и не рыпайтесь...".
Вдумайтесь в короткое, но очень ёмкое высказывание выдающегося древнееврейского мыслителя Гилеля: "если я не за себя, то кто за меня; но если я только за себя, то зачем я; если не теперь, то когда?"
Это мудрую установку -- знает каждый еврей смолоду, а всё еврейское общество представляет собой образец активной жизненной позиции.
Обратите внимание на одну закономерность. В этой книге критикуются еврейские олигархи, еврейские политтехнологи, еврейские большевистские комиссары. И если бы не захват экономики России, общенародных российских природных богатств еврейскими олигархами и их попытки в лице Березовского, Гусинского, Ходорковского захватить власть в России, а также -- если бы еврейские политтехнологи, журналисты не захватили бы всё информационное пространство России, почти все основные СМИ и не навязывали различными лукавыми способами нам свою идеологию в лице В.Познера, В.Соловьёва, С. Шустера, Н.Сванидзе, Архангельского, Млечина, Романовой и другими им подобными -- той этой критической книги не было бы.
Однако, -- названы причины критики и фамилии еврейских деятелей, но далее сработает следующая закономерность еврейского общества -- в защиту от критики десятка еврейских деятелей бросится солидарно всё еврейское общество, не разбираясь, -- кто прав, а кто не прав -- и в первую очередь еврейская культурная элита -- многие еврейские артисты от Юрского до Ярмольника, и многие еврейские режиссеры от Захарова до Митты, и большая плеяда работников весёлой эстрады от Жванецкого до "тёти Сони", и известные певцы от Кобзона и Макаревича до Буйнова и Зверя, и выдающиеся еврейские композиторы от Дунаевского до Журбина, и активный в публичной политике танцор на льду Авербух, и многоуважаемый мною выдающийся скрипач Башмет, и тем более такие политики в российской культуре как Швыдкой и Гусман, и т. п.
Россиянам других национальностей, особенно русским, не мешало бы брать пример такой активной массовой патриотической позиции у представителей еврейской диаспоры в России.
В середине XIX века Германия была раздробленной, и Бисмарк понимал, что она сильно отстаёт от развитых промышленных европейских стран, и начал действовать вопреки существующей конституции -- и через несколько лет создал единое мощное государство. Потомкам Бисмарк завещал: "Если ты не будешь заниматься политикой, то политика займётся тобой".
"Россия же, уже теперь, может быть, сильнейшая держава среди прочих, в лоне своём заключает небывалые возможности развития своей интенсивной природы" -- говоря эти слова несколько веков назад выдающийся немецкий мыслитель Гегель, имел ввиду людей, русских.
"Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут, господа, они превращаются в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы!" -- отчаянно предупреждал российскую элиту за несколько лет до трагедии 1917 г. П. А. Столыпин.
История очередной раз испытывает Россию, российские народы, каждого российского гражданина -- и ждёт ответа. Выдающийся немецкий мыслитель Гёте в конце жизни пришёл к такому выводу:
"Народ, умеющий бороться,
Всегда заделает прорыв.
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил,
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил".
Заделает прорыв Россия, сделает ли прорыв Россия -- покажут ближайшие годы, особенно в выборы 2008г. Или опять зазвучат слова А. Солженицына: "В невыносимой тяжести сознания, что в этом веке мы, русские, обрушили свою историю -- через негодных правителей, но и через собственную негодность...".
Конечно, -- все люди разные по своим талантам и способностям, и по разному влияют на судьбу своей страны, своего народа. Больше всего зависит от лидеров-правителей, которых выдвигает вперёд судьба, история или народ на выборах.
"Исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождём, мало того, он ещё должен быть -- в самом простом смысле слова -- героем" -- сделал вывод после изучения истории человечества Макс Вебер. Тема лидера важна и интересна, стоит ей посвятить отдельную главу, кому-то эта глава будет очень полезна.
Глава 3. Лидер.
"Найдем мужество встретить сроки, уясним цепь событий и в грозный час улыбнемся" - Е. Рерих.
Часто либерал-демократические политтехнологи критикуют сам феномен лидера, противопоставляют народ против лидера, выставляют лидера обязательно угрозой демократии -- как авторитета, диктатора. Хотя сами, естественно, не могут обойтись без своих лидеров. Лидеры есть всегда, разные, на разных уровнях. Хотим мы этого или нет, но у каждого человека есть свой начальник: от отца и матери до президента. Нас интересуют лидеры -- стоящие на самых высоких ступеньках в иерархии общества. Обществу, государству всегда требуются много разных хороших лидеров, например, древнегреческий мыслитель подчёркивал: "Дело умных предвидеть беду, дело храбрых управляться с бедой".
За основу в этой главе я возьму выводы итальянского бизнес-консультанта и психолога А.Менегетти. Если люди -- это микрокосмы, частички Бога, его миниобразы, то по этой логике в лидере должно быть чуть больше Бога, то есть больше энергии и ума, которая обуславливает оптимизм и волю, силу ума и силу созидания-творения, и соответствующие амбиции.
"Существуют различные уровни амбиций. Обычный человек может быть счастлив, даже если коэффициент его реализации равен "десяти", но, если коэффициент его способностей равен "тысяче", то и должен реализоваться на "тысячу", только тогда он и будет чувствовать себя спокойно. Каждый реализует себя настолько, насколько может удовлетворить свои амбиции" -- объясняет А. Менегетти -
"Если субъект ленив и инфантилен, он разрушает свой потенциальный проект. Одного только высшего, исключительного призвания недостаточно -- наше величие в том, как мы отвечаем. Только в ответе мы можем быть или не быть, ибо в ответе я -- строитель, я создаю Бытие",
"Однако кому много даётся, с того много и спросится, поэтому лидеру в молодости положено много страдать, совершенствуясь в достижении более высокого уровня.
Природа выдвигает лидера как функцию для большинства. Это закон природы, а не социальная конструкция. В животном мире зверь, родившийся вожаком, немедленно проявляет себя таковым по отношению к остальным... Непреложное правило природы состоит в том, чтобы выявит вожака...".
"Кумары, как истинные Водители, создают себя сами. Только пройдя все испытания и пот труда, они могут понять других" -- говорила об этих природных, естественных лидерах Е. Рерих -- "Благосостояние народов складывается около одной личности. Потому нужен авторитет".
Это прямое противоречие любимой Дж.Соросом идеологии Карла Поппера -- "отца" послевоенного либерализма в Европе после второй мировой войны, который был против всяких авторитетов, особенно духовных оракулов. Дело в том, что К. Попперу были опасны умные лидеры, так они мешали его дальнейшей разработке марксизма -- "социальной инженерии". Поэтому К. Поппер (!) -- во второй половине XX века был против свободного высшего образования для народа, и по этой причине этот "отец" европейской демократии имел претензии даже к великим древнегреческим философам:
"Платон был враг демократии, как и не был её другом великий Аристотель... Именно Аристотелю принадлежит идея свободного образования, -- идея, к сожалению, ещё не ушедшая в прошлое". Это истины для "внутреннего пользования" либерал-демократов.
"Жизнь для лидера заключается в постоянно возрастающей функции... По своей сути лидер -- это постоянное напряжённое стремление, в соответствии с собственным масштабом... Реализуя это стремление, он являет собой ответ жизни, обществу, самому себе" -- А. Менегетти, говоря о лидере, конечно же, постоянно имеет в виду образцового, правильного лидера --
"Лидер, стимулируя разум и диалектику, сообщая существованию некоторое ускорение, стимулирует "сверхчеловека", понимая, что "либо правишь ты, либо правят тобой". Это способность и выбор".
"Разница между Вождем и Правителем в том, что Правитель предполагает настоящее, а Вождь будущее" -- объясняла то же самое Е. Рерих, имея в виду в первую очередь духовных вождей, -- "Обязанность Вождя -- устремлять народ в будущее".
А чтобы устремляться в будущее лидер должен быть способен разорвать некоторые догмы прошлого, настоящего и при этом быть уверенным в своей правоте, -- то есть лидер в этом случае должен обладать харизмой. Выдающийся немецкий мыслитель Макс Вебер о харизме лидера-вождя говорил: "Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении".
Харизма -- это как дар, как способность от рождения, это потрясающая уверенность своей правоты-истины, даже несмотря на большое противоречие с принятыми в обществе истинами и традициями. Например, представьте нравы две тысячи лет назад -- а еврейский мыслитель Иисус Христос, уверенный в своей правоте, пошёл против Святого Писания своего народа, против самых высокопоставленных священников -- "Сказано..., а я говорю вам...".
"Лидер -- это провидение жизни, провидение Бога... Он должен профессионально противостоять давлению стереотипов, давлению общественных институтов..." -- утверждает А. Менегетти --
"Это природный дар, который шлифуется с помощью образования и жизненного опыта. Следовательно, лидер в отличие от большинства способен быть центром управления благодаря природной предрасположенности... Если человек, рождённый с задатками лидера, не использует свои возможности..., то вероятность психических заболеваний для него достаточно высока".
Макс Вебер: "либо он (лидер) открыто наслаждается властью, либо черпает своё внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу", и тем самым придаёт смысл своей жизни".
Вести свой народ, страну в будущее в правильном направлении -- это конечно хорошо, но, прежде всего, лидер обязан решать проблемное сегодня, массу текущих проблем -- а для этого необходима суровая прагматическая мудрость. Эти знания нужны не только самым высоким вождям, но лидерам всех уровней, например: от начальника почты до министра. В этой книге, в предыдущих главах, прагматической мудрости было уделено много внимания, рассмотрим ещё и другие прагматичные советы. Все события или варианты возможных событий можно оценить просто: хорошие и плохие.
Лидер, вождь должен быть готов к плохим вариантам, которые могут произойти по разным причинам, в том числе по закону "падающего бутерброда" или по законам Паркинсона, -- чтобы они его не застали врасплох и их можно было быстро исправить. В рамках этого принципа звучат следующие советы: "О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечёт нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, -- но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся" -- описывал суровую действительность жизни Николо Макиавелли и поэтому советовал лидеру -- чтобы тот действовал так, чтобы его не только любили, но и боялись.
"Великий человек на работе друзей не имеет, он не может их иметь, поскольку он -- выше. Деятельность лидера эффективна только тогда, когда он, возвышаясь над остальными, использует свою власть, контролируя весь процесс" -- объясняет современный специалист по управлению А. Менегетти -- "Сейчас, чтобы реализовать себя в повседневной жизни, нужно быть "коброй"... Сейчас -- время сверкания лезвия бритвы и ничего больше. Это -- время благоразумия кобры...
Дать бедному милостыню, значит, укрепить в его сознании стереотип нищего. Я могу помочь ему один раз, если потребуется, но чем больше я ему даю, тем сильнее закрепляю его стереотип. Это не настоящее милосердие -- это подкуп. Таким образом, сейчас не время ангелов, сейчас -- время кобр.
Если вы сомневаетесь, то можете подать, но как только становится очевидным, что своим подаянием вы оплодотворяете регресс или закрепляете стереотип посредственности, вы превращаетесь в извращенца, который разрушает разум жизни".
Вторую группу советов можно назвать так -- "Лидер признаёт только то, что направлено на осуществление проекта" -- объясняет А. Менегетти --
"Если лидер твёрдо держит руль, он должен более или менее учитывать демократическое мнение исключительно для разыгрывания своей шахматной партии психологической обработки среды: использовать этику группы, чтобы поддержать этику реальности в ситуации".
В понимании обычного обывателя, мещанина прагматичные действия лидера могут выглядеть не красиво, даже аморально, а для оппозиции это может быть праздник критики, однако в достижении своей цели на благо народа лидер должен использовать самые эффективные способы.
"Дело правителя требует не только мудрости, верности, справедливости и твёрдой воли, но ещё и скрытности, изворотливости и умения бороться с врагами народа. Дело воина требует не только преданности, чувства чести, самообладания и храбрости, но ещё и способности к убийству, к военному коварству и беспощадности. Плохо, если у правителя и у война не окажется необходимых отрицательных свойств, но гораздо хуже, если в их душах исчезнут необходимые положительные качества" -- объяснял выдающийся русский мыслитель Иван Ильин. Об этом говорил и Макс Вебер:
"Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение "хороших" целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться с использованием нравственно сомнительных или по крайней мере опасных средств, и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий...".
Например, многие живущие в прекрасном городе Санкт-Петербурге "умные" люди клянут Петра Великого за то, что он построил город на костях и крови. А когда у этих жалостливых демократов-гуманистов спрашиваешь -- А как иначе мог построить город Пётр Великий? -- С помощью строительных организаций и башенных кранов? А что лучше было для простых мужиков -- построить для своего народа и своих потомков прекраснейший город -- или пожить больше на 7-10 лет в трущобах среди глухих болот и умереть от нищеты, голода и болезней?
И когда этих умников спрашиваешь -- "Почему бы вам не найти заброшенную в болотах деревеньку и в ней поселиться?" -- Обычно в ответ эти умные и образованные вдруг резко меняют свой ангельский облик, не дают ответа, и с выражением ненависти уходят прочь..., в прекрасный город... построенный Петром Великим. Та же история -- когда через 60 лет после окончания Второй мировой войны умники, проанализировав войну, -- дают теперь советы Сталину как её надо было выиграть с меньшими потерями...
В 2006г. у нас издана интересная книга под названием "Философия вождизма", в которой авторы В.Б.Авдеев и А.М.Иванов поместили около тридцати работ немецких мыслителей, вот несколько цитат из этой книги, - Владимир Авдеев:
"Разбирая "стиль воли", присущий руководителю, Лерш пришёл к выводу, что вождь являет собой "автономный тип личности" с ярко выраженной "ударной силой воли", потому что способен в кратчайшие мгновения аккумулировать все свои психофизические кондиции.
Совершенно по-другому видели данную проблему последователи Клагеса и его характерологической школы. Они полагали, что вождь-гений принципиально не может принадлежать к некоему устойчивому изначально заданному типу, ибо он вызывается к жизни действие внешних обстоятельств, и, следовательно, неминуемые конфликты и трения, возникающие между ним и его последователями, не могут быть регламентированы никакими предсказуемыми нормами.
Мало того, по их мнению, и сами методы вождизма не могут быть рассматриваемы в каком-либо одном общем русле, потому что они реализуются каждой конкретной индивидуальностью лидера и их эффективность зависит от его представлений о своей реальной исторической миссии и обстоятельств эпохи. Таким образом, концепция вождя в понимании типологистов была статичной, а характерологов - динамичной... Сошлись на том, что создание харизматического вождя формируется через преодоление им неудач. Вот ключ к обладанию волей".
"Выбор руководителей должен, таким образом, ориентироваться не на их непомерные претензии и их активность, а на гармоничность их отношений со своими последователями. Нужно избавляться от таких руководителей, которые слишком эгоистичны, и от таких, которые недостаточно эгоистичны" - мудрил Фриц Кюнкель (1889-1956). Его земляк Макс Симонайт смотрел шире и глубже:
"Поскольку никакая жизненная ситуация и никакая задача в истории не повторяются, история выдвигает всё новые типы вождей, и никто не может сказать, какой тип военного вождя потребуется в следующем десятилетии. Но самое главное - это взаимосвязь между мужеством и храбростью, с одной стороны, и с любовью к ценностям - с другой. Сила любви и сила мужества прямо пропорциональны друг другу. Воспитание любви к отечеству - лучший способ воспитания мужества и храбрости в войне".
Это понимал и Сталин, поэтому срочно предпринял во время войны ряд идеологических акций.
"Счастлив народ, который в свои роковые часы находит героя способного стать вождём. В государстве во главе с вождём господствует воля народа. Вождь только и делает народ народом, так как создаёт подлинное народное сообщество" - утверждал Георг Мелис (1848-1942гг.).
"Вождь придаёт легитимность желаниям народа" - добавлял Отто Келльрейтер. Для этого надо знать народ. А для этого лучшего всего быть самому из народа. "Народом должны управлять люди, вышедшие из народа, люди, корни которых уходят глубоко в недра народа, из которого эти люди черпают свою силу" - похоже вычёркивал "золотую молодёжь" из вождей Андреас Пратье.
"Я обязан перед своим народом, потому что я - часть его" - эту аксиому Альфреда Эйдта могли не говорить, например, для русских Бронштейн, Урицкий или Розенфельд (Каменев) и даже Сталин, но её обязаны были понимать Горбачёв, Ельцин и Путин...
Ганс Бернхард Брауссе: "Вождь и дружина всегда рассматривала себя как слуг своей общины...
Сила его (вождя) убеждения - основа эффективности его приказов".
"Вождь - это решающая, ответственная инстанция, которая приводит в действие все передаточные механизмы. Он первый слуга государства, но не государства как самоцели, а как выражения жизни народа" - Ганс Хартман - "Настоящий вождь постоянно черпает силы из глубины народных источников, имеет мужество брать на себя ответственность, безжалостно избавляется от собственных сторонников, если они оказываются негодными, и служит своему народу".
"Самое ценное качество характера - это готовность человека взять на себя ответственность. Она означает, что человек готов отвечать за последствия своих действий, будь то награда или наказание, потеря собственности, репутации, чести, свободы, самой жизни. Это готовность трудиться ради общества и даже жертвовать собой ради него" - утверждал Нарцисс Ах (1871-1946гг.).
Эрика фон Литтров ("Основы вождизма"): "Руководить (по Фихте) - значит придавать эпохе новую форму. Это может сделать только дух, а не сила... Наполеон это не дух, а сила. Так Фихте трактует свою эпоху...Народ, который теряет свою живую связь с высшим миром, пренебрежительно относится к своему духовному богатству, теряет руководящую роль...
Дух (по Гегелю) нуждается в средстве для своего проявления. Конечный носитель идей, духа и истории - человек, но не как отдельная личность, а как член народного сообщества... Вождь опережает свою эпоху, понимает её глубже остальных. Но за это он расплачивается тем, что его образ действий остаётся до известной степени непонятным для его последователей, для его народа. Он остаётся одиноким и непонятным, и лишь будущее оправдывает его и его дела".