Клюшников Александр Викторович : другие произведения.

Небо на веревочке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нужно ли нам освоение космоса? Если нужно, то зачем, и как лучше к этому приступить?

  В грядущем у моей державы
  Судьба прекрасней нынешней стократ
  Раз слышать нам дано - по праву
  Как с нею звезды тихо говорят.
  
  
  Введение
  Сегодня уже является общим местом, что планета ныне хорошо исследована в геологическом плане и отсюда многими специалистами делается закономерный вывод об истощении ресурсной базы полезных ископаемых. В связи с этим многие геополитики рисуют будущее человечества в довольно мрачных красках, как все усиливающуюся борьбу за постепенно иссякающие невосполнимые запасы полезных ископаемых. Но, к счастью, не все так мрачно - люди часто предпочитают экстраполировать существующий порядок вещей в будущее, не учитывая происходящих изменений. Так же, как в знаменитом предсказании о будущем Лондона, где говорится, что самой главной проблемой этого города будут огромные кучи лошадиного навоза на улицах из-за все возрастающего уличного движения. Но технологии не стоят на месте, и как уже неоднократно бывало в прошлом, выход рано или поздно находится.
  Живя на поверхности Земли, занятые важными проблемами и делами, мы иногда годами не поднимаем головы, чтобы посмотреть на звезды. В результате забывая, что наша планета, при всей ее значимости и безальтернативности для нас, не более чем "камушек в небе" - по меткому определению А.Азимова. И если здесь ресурсы заканчиваются, то там - неисчерпаемая сокровищница, ключи от которой уже у нас в руках. Там есть все, что мы знали, знаем или когда-нибудь будем знать. Вселенная настолько огромна, что вполне возможно, где-то уже есть все, что мы только можем и даже то, чего не можем себе вообразить.
  
  Состояние дел в космической отрасли
  Россия ныне сверхдержава не только энергетическая - как ее многие сегодня называют, но и стоит на пороге того, чтобы стать сверхдержавой космической. На данный момент сложилась ситуация, в которой мы стали единственной страной в мире, обладающей надежными и безопасными, хотя и морально устаревшими, технологиями перевозок на орбиту, строительстве там станций и работы в открытом космосе. Аварии американских шаттлов последнего времени - гибель Columbia1 и повреждение при выходе на орбиту Discovery2, поставившего под вопрос возвращение космонавтов живыми домой - немое тому подтверждение. Правда еще одной причиной того, что американские космонавты на три дня застряли на орбите, является то, что их руководство отказывалось ранее делать ложементы на своих космонавтов для "Союза", заявляя, что в случае необходимости они будут эвакуированы на шаттлах, так как "действующий в Соединенных Штатах закон Гилмора увязывает вопросы закупок в России космического оборудования с решением проблемы передачи ракетных технологий Ирану" 3. В результате, в попытке сохранить лицо, американскому руководству пришлось подвергнуть беспримерному риску своих космонавтов при их спуске на аварийном корабле. Следующий запуск шаттла планировался на март 2006 г.4, теперь же, когда после урагана "Катрина", затронувшего своим крылом космический комплекс и заводы, производящие оборудование для шаттлов, сроки затянулись на неопределенное время5, Россия стала единственной страной, имеющей реальную возможность поддерживать жизнедеятельность МКС6. Правда в 2006 году ожидается выход из ремонта другого американского шаттла7, но все равно, он вряд ли сможет кардинально изменить сложившуюся на сегодня ситуацию8. К тому же без России, по признанию зарубежных специалистов, создание МКС вообще было бы сейчас невозможно, что подтверждается предыдущими работами по станции "Фридом". Россией созданы и выведены на орбиту два ключевых модуля МКС (функционально-грузовой блок "ЗАРЯ" и служебный модуль "ЗВЕЗДА" - ключевой элемент Международной космической станции), что позволило перейти к пилотируемой эксплуатации станции. И только Россия имеет практический более чем 25-летний опыт эксплуатации орбитальных станций "Салют" и "Мир"9. Подобное состояние вещей сделало РФ лидером на международном рынке космических перевозок. В 2004 г., например, из всех отправленных на орбиты ракет-носителей 42,6% приходится на нашу страну, 29,6% - США, 14,8% - Китай, 5,6% - на Европейское космическое агентство, 1,9% - Индию, 5,6% - на программу "Морской старт"10. Не останавливаясь на достигнутом, сейчас Россия, в меру сил, продолжает свое дело, в том числе развивая международное сотрудничество11 - здесь и соглашение с Францией о совместном использовании космодрома Куру во Французской Гвиане12 и совместный проект Морской старт13 и проект нового корабля многоразового использования "Клипер"14 и осуществление коммерческого проекта по привлечению "космических туристов"15 и эксперимент по подготовке полета на Марс16. Проводятся испытания нового ракетного двигателя17, создается космический ракетный комплекс "Ангара"18, под него на космодроме Плесецк создан новый стартовый комплекс для ракет тяжелого класса19, проводится оптимизация отрасли20, разработана федеральная космическая программа до 2015 года21 и так далее.
  Главные наши соперники в этой гонке - американцы, пытаются, и небезуспешно, зайти, в том числе, с другого бока - стимулируя, с помощью премий, частный бизнес к участию в освоении ближнего космоса и созданию экономически выгодных технологий доставки на орбиту. В NASA считают, что новейшая научная история многим обязана "духу соревнований", и в качестве примера приводят ряд достижений, формальным стимулом к которым были именно денежные награды - от трансатлантического перелета 1919 года до первой частной космической экспедиции (ее предстоит осуществить в следующем году компании AERA)22. В связи с этим проводился конкурс, в котором победитель получал приз в десять миллионов долларов. Он заключался в том, что частный корабль должен был подняться на высоту в 100 км. - и победителю это удалось23. На премии могут претендовать как изобретатели-одиночки, так и команды исследователей. Но, невзирая на успех, такие проекты пока далеки от того, чтобы составить реальную конкуренцию российскому космическому комплексу. Хотя, скорее всего, американцы правы в одном: как это было в других областях, в дальнейшем эстафету освоения космического пространства, вслед за государством, подхватит частный бизнес24, так у нас частная компания уже готова участвовать в финансировании марсианского проекта25.
  Но в то же время нельзя не отметить, что в мире идет настоящая космическая гонка. Поэтому наше сиюминутное несомненное лидерство в этой области без адекватных усилий по его поддержанию, может так и остаться только временным и случайным эпизодом26. Приходится учитывать, что большая часть сегодняшнего успеха была заложена еще в СССР, в основном сейчас эксплуатируются старые разработки. Долгое время из-за недофинансирования о серьезных исследованиях вообще не могло быть и речи, дай бог выжить. Так был заморожен проект "Энергия-Буран" (по грузоподъемности и другим параметрам настолько превосходящий аналогичный американский, что заместитель главы Роскосмоса Александр Медведчиков считает, что эта система обогнала свое время27), в результате чего сейчас, спустя много лет, наша страна попала в зависимость от Америки в обслуживании МКС из-за ограниченной грузоподъемности "Союзов" и "Прогрессов"28. Вполне возможно, что прошлым недофинансированием объясняются и наши недавние неудачи по запускам спутников29. Но, по оценкам специалистов, даже сейчас, невзирая на увеличение финансирования30, его явно недостаточно, чтобы соответствовать сегодняшним реалиям и не отстать от основных конкурентов, не то, чтобы говорить об их опережении31. А в это время конкуренты не дремлют. И бюджеты у некоторых из них поболе нашего в десятки раз32. Америка отреагировала на свои провалы тенденциозной программой освоения космоса33. Так NASA разрабатываются новые типы двигателей34, новые концепции и проекты кораблей для освоения солнечной системы35, проводятся исследования на Луне и Марсе36, имеющие своей целью создание в дальнейшем баз на поверхности37. Китай также прикладывает большие усилия, нагоняя ведущие державы, в перспективе надеясь оказать им достойную конкуренцию в космическом пространстве38 и создать базу на Луне39. Форсирует свою космическую программу Япония40, Индия41 и Иран42 выводят на орбиту спутники, создавая как международные, так и свои, национальные группировки. Начал проявлять активность в этом направлении Казахстан43. Активизируется Бразилия44 , и многие другие страны стремятся попасть в престижный "космический" клуб45. Таким образом, мир идет по пути все более и более ужесточающейся конкуренции за будущее освоение космического пространства46. И, похоже, что в этой борьбе мы имеем весьма неплохие шансы, если сумеем правильно распорядится имеющимися у нас преимуществами, минимизировав недостатки. Такими плюсами как: имидж надежного перевозчика, обладание уникальными технологиями и опытом, мощная научно-техническая база, подготовленные кадры, наличие своих космодромов, уникальный опыт проведения широкомасштабных международных космических проектов.
  
  Зачем нам нужен космос
  Сейчас, имея исторически сложившееся преимущество перед конкурентами, России следует его закреплять и стараться максимально увеличивать разрыв с ближайшими соперниками по космической гонке, и для этого есть серьезные политические, военные, экономические и научные причины.
  Экономическая
  Экономическая выгода от эксплуатации космического пространства так же, как и любая другая, находится сегодня в зачаточном состоянии. В невесомости проводятся научные опыты, без всякого сомнения дающие большую отдачу. Но реально единственным серьезным, с точки зрения бизнеса, проектом, являются коммерческие запуски спутников связи, единственное, что сейчас не только окупается, но и приносит прибыль в дальнейшем. И это невзирая на скудеющие мировые запасы ПИ, нехватку экологически чистых источников энергии и прочего, что с легкостью могло бы дать освоенное космическое пространство. Поэтому в будущем, так или иначе, альтернативы освоению Солнечной системы нет. Скорее всего, это приведет к тому, что наиболее выгодным бизнесом на планете станут перевозки с орбиты и на орбиту. И тот, кто будет контролировать этот грузопоток, будет контролировать и экономику всей планеты, так как она постепенно неизбежно, по мере истощения земных ресурсов, полностью попадет в зависимость от поступающего из космоса сырья, энергии и материалов, получение которых возможно только при наличии вакуума и невесомости. Естественно, что именно эта страна станет экономическим и военным лидером, и не только из-за тех денег, которые она будет получать за доставку на орбиту, но и потому, что ей постройка сооружений в космосе и доставка в оба конца будет обходиться намного дешевле, чем клиентам-конкурентам. А значит и большая часть промышленности, находящейся на орбите, будет принадлежать ей. Учитывая, что только наша страна имеет опыт строительства на орбите, все строительные подряды от других стран тоже будут нашими. Поэтому Россия, если ей удастся закрепить современное состояние рынка орбитальных перевозок, будет иметь уникальный шанс навсегда опередить своих конкурентов, практически застолбив околоземное пространство и монополизировав грузоперевозки.
  Политическая
  В мире всегда понимали, что первенство в космической отрасли очень много значит при построении положительного международного имиджа страны - как мирового лидера. И это сегодня аксиома, не требующая обоснования.
  Военная
  Как сказал маршал Жуков: "горе той стране, которая не сможет защитить свое небо", сегодня в это высказывание можно смело вставить и околоземное пространство47. Современное использование космоса в военных целях широко известно - это и группировки спутников военного назначения, без части которых было бы невозможно высокоточное оружие, системы раннего оповещения о ракетном нападении, получение информации в режиме реального времени о происходящем на интересующей военных территориях48, и многое другое. Широко известны и американский проект "СОИ", идущее сейчас строительство глобальной ПРО, существенная часть которой должна находится в космосе49, эксперименты по созданию боевых лазеров космического базирования, космических бомбардировщиков и многое другое50. Конечно, сейчас добиваются принятия международных соглашений о недопущении милитаризации космоса51. Но посмотрите на историю международных отношений, - когда и какие соглашения мешали государствам принимать меры по повышению собственной безопасности и увеличению военной мощи? Одним из ярчайших примеров последнего времени является договор о нераспространении ОМУ. На словах все за него, но как доходит до дела - каждый преследует свои и только свои геополитические интересы. Так же с нераспространением ракетных технологий и другое, что ни возьми. А выход Америки из договора по ПРО 1972 года и из соглашений по химическому и бактериологическому оружию - так это вообще классика поведения сильного на международной арене52. Американцы постоянно стараются не дать миру укрепиться в прекрасном заблуждении о возможности международной безопасности. Так что не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать - с космосом будет то же самое. Будут там и орудийные платформы и орбитальные бомбардировщики и системы глобального ПРО. А Луну, как стратегический объект вообще невозможно переоценить. Поэтому тот, кто сумеет наиболее широко использовать спутник для своих военно-экономических целей, получит огромные конкурентные преимущества перед другими странами. Именно этим объясняются заявленные Америкой, Китаем и ЕС планы освоения, в первую очередь, Луны. Она без сомнения станет зоной пересечения разнообразных интересов ведущих мировых держав. Военные прекрасно понимают всю стратегическую выгоду нахождения оружия в космосе, поэтому, видимо, нас еще ждет космическая гонка вооружений, неизбежная, к сожалению, как смена времен года.
  Научная
  Научную значимость возможности проведения исследований в космическом пространстве трудно переоценить. Насколько это важно, дает понять пример "Хаббла", когда после ввода его в эксплуатацию удалось сделать огромное количество открытий в астрономии, невозможных без наличия в распоряжении науки такого инструмента на орбите. Кроме всего прочего, там сколько угодно вакуума, сверхнизких температур и невесомости, то есть условий, достижение которых на Земле стоит немалых денег. Можно проводить рискованные эксперименты, без опаски для населения и экологической безопасности, строить ускорители частиц любого размера и без тех ограничений, которые налагают земные условия и так далее и тому подобное. Перечислять можно без конца.
  Романтическая
  А ведь есть еще и романтическая составляющая, о которой серьезные государственные мужи всегда стыдливо умалчивают. Но проблема в том, вполне возможно, что именно эта причина и является основным двигателем освоения космоса, как, впрочем, и для любого другого революционного деяния. Что, как не романтика двигало Колумбом, пионерами воздухоплавания, первопроходцами, что, как не жажда неизведанного? Ведь тот смертельный риск, которому они подвергались, не стоил денег и славы, которые они могли бы получить впоследствии, тем более что, как правило, доставались почести не им, а последователям, шедшим по уже проторенной тропе. Первопроходцы же во все времена умирали безвестными, в нищете. Но сейчас наступил как раз тот момент, когда можно получить сочетание экономической выгоды и романтики, этот довольно-таки взрывоопасный букет, на протяжении тысячелетий неудержимо привлекающий человека.
  
  Что мешает широкомасштабному процессу освоения солнечной системы
  
  Сегодня никакое серьезное экономическое освоение околоземного пространства, что уж там говорить о дальнем внеземелье, абсолютно невыгодно. Например постройка на орбите завода для выпуска веществ, получить которые можно только в вакууме или невесомости, при всей их востребованности, будет стоить столько, что такое строительство даже объединенным силам всей планеты будет не по силам. И здесь наш опыт международной кооперации очень ценен, так как практически любые проекты освоения космического пространства настолько масштабны, что одной стране не потянуть53. Ведь даже строительство МКС, на данный момент, было бы невозможно в одиночку. И причина здесь только одна - отсутствие достаточно надежных, экологически чистых и дешевых средств доставки на орбиту. Если бы не она, то при наличии современных технологий там уже давно были бы и города, и заводы, и научные центры, все то, на появление чего надеялся еще К.Э.Циолковский.
  
  Возможные пути решения
  Сегодня все космические агентства мира ломают голову над проблемами удешевления орбитальных грузоперевозок и повышения их эффективности и экологичности. У нас проектируется "Клипер"54, ракетный комплекс "Ангара", в Америке разрабатывается проект CEV55, рассматриваются варианты создания реактивных дирижаблей, которые вместо первой ступени будут использовать подъемную силу газа56, реанимируется проект создания ЯРД (ядерный ракетный двигатель). По расчетам специалистов, машина с таким движителем сможет выходить в космос на одной, несбрасываемой ступени57. Так же реанимируются проекты, где вместо первой ступени используется самолет-носитель. Но наиболее революционным и многообещающим, невзирая на его, на первый взгляд, фантастичность, многим кажется проект постройки так называемого "космического лифта".
  
  Космический лифт
  Случайность, или судьба, но именно в нашей стране, внесшей наибольший вклад в дело освоения космоса, давшей последовательно миру Кибальчича, Циолковского и Королева с идеями о возможности и способах космических полетов и первой запустившей на орбиту человека, появилась идея, в потенции способная разрешить эту проблему. Она разработана и принадлежит ленинградскому инженеру Ю. Н. Арцутанову и была им опубликована в статье "В КОСМОС - НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ" в "Комсомольской правде", 1960 г., 31 июля58. Это гипотетическое устройство представляет собой здание (якорь) на поверхности Земли и спутник, висящий на геостационарной орбите (орбите, на которой он остается неподвижен относительно некой точки Земли, вращаясь вместе с планетой в суточном цикле). Между собой спутник и здание (якорь) должны быть связаны сверхпрочными канатами, по которым и будут бегать автономные кабины лифта. Затем писатель фантаст Артур Кларк, ознакомившись с идеей космического лифта, пришел в такой восторг, что написал на основе этого изобретения роман "Фонтаны Рая" (1979 год), основное действие которого разворачивается при грандиозном строительстве цепи таких лифтов по всему периметру экватора планеты. В развитие идей Арцутанова свой проект "геосинхронного" космического лифта в 1977 году предложил Георгий Поляков из Астраханского педагогического института. Принципиально этот лифт почти ничем не отличается от вышеописанного - автор лишь проясняет некоторые "туманные места" знаменитой статьи в "Комсомолке", выдвигая по ходу обсуждения ряд рационализаторских предложений. В том числе Поляков выдвигает идею космического "ожерелья" Земли. Космическое ожерелье состоит из радиально расположенных экваториальных лифтов и огромного кольца, простирающегося чуть выше геосинхронной орбиты, к которому пришвартовано множество космических станций. В 1969 году Юрий Арцутанов понял, что совершенно необязательно привязывать лифт к земной поверхности. Можно так подобрать соотношение орбитального движения и вращения связки двух спутников вокруг центра масс, чтобы в какой-то момент нижний спутник "завис" на короткое время у самой поверхности Земли, забрал груз и затем вывел его на орбиту. Повторно изобретенная в 1975 году американцем Гансом Моравеком, эта система получила название "несинхронный космический лифт". Дальнейшее развитие идея космического лифта получила в проекте, получившем название "Общепланетное транспортное средство" (ОТС). Его выдвинул и обосновал инженер Анатолий Юницкий из Гомеля. В своей статье, опубликованной журналом "Техника - молодежи" в 1982 году, он пишет, что ОТС представляет собой замкнутое колесо поперечным диаметром порядка 10 метров, которое покоится на специальной эстакаде, установленной вдоль экватора. В герметичном канале, расположенном по оси корпуса ОТС, находится бесконечная лента, имеющая магнитную подвеску и являющаяся своеобразным ротором двигателя. В нее наводится ток, который будет взаимодействовать с породившим его магнитным полем, и лента, не испытывающая никакого сопротивления (она размещена в вакууме), придет в движение. Точнее, во вращение вокруг Земли. При достижении первой космической скорости лента станет невесомой. При дальнейшем разгоне ее центробежная сила через магнитную подвеску станет оказывать на корпус ОТС всевозрастающую вертикальную подъемную силу, пока не уравновесит каждый его погонный метр. После освобождения от захватов, удерживающих ОТС на эстакаде, его диаметр под действием подъемной силы начнет медленно расти, а каждый его погонный метр - подниматься над Землей По оценке Анатолия Юницкого, общая масса ОТС составит 1,6 миллиона тонн (40 тонн на погонный метр), грузоподъемность - 200 миллионов тонн (5 тонн на метр), пассажировместимость - 200 миллионов человек. Расчетное число выходов ОТС в космос за пятидесятилетний срок службы - 10 тысяч рейсов. Расчеты показывают, что геосинхронный космический лифт Юрия Арцутанова неконкурентоспособен по сравнению с ОТС, но и потребуется последний, скорее всего, на более позднем этапе освоения космического пространства59.
  Но потом на долгие годы идея лифта и его производных была забыта, поскольку даже близко отсутствовали технические решения, позволяющие сделать реальностью этот захватывающий дух проект. С течением времени все изменилось. Для этого созрели предпосылки как экономического, политического, военного, так и научного характера.
  Развитие космических и нано- технологий позволило сегодня предложить материалы, которые, скорее всего, будут использованы в этом устройстве подведя к тому порогу, где его создание стало уже скорее вопросом времени и денег, чем принципиальной возможности. Основной проблемой, мешающей сегодня создать подобное устройство, является отсутствие каната необходимой прочности и легкости, ведь даже самый прочный стальной канат при длине всего в несколько десятков километров просто оборвется под своей тяжестью, а масса его будет такова, что как противовес придется использовать астероид приличного веса. Длина же каната для этого устройства, что вытекает из законов небесной механики, должна быть никак ни меньше 100000 километров.
  Через несколько лет после открытия нанотрубок, в 1999 году, этой идеей заинтересовалась НАСА60. Проект группы ученых НАСА предполагал создание нескольких толстых канатов из нанотрубок, по которым вверх и вниз с помощью магнитной левитации будут двигаться лифты. Однако они предупредили, что конструкция будет настолько тяжелой, что в качестве противовеса на околоземную орбиту придется запустить как минимум астероид. Д-р Брэдли Эдвардс, ученый лаборатории в Лос-Аламосе, упростил идею НАСА до одной ленты длиной 100 тыс. км, ширина которой составляет около 1 метра, а толщина - меньше, чем лист бумаги. Он направил это предложение в Институт современных концепций НАСА (Institute for Advanced Concepts), который выделил 570 тыс. долларов на продолжение исследований. Вместо магнитной левитации Эдвардс предложил двигать платформы с грузом, вес которого может достигать 13 тонн, с помощью гусениц, вдавленных в ленту, за счет энергии, вырабатываемой лазером, находящемся на земле. По ленте одновременно смогут подниматься до 8 платформ. Груз сможет достичь геостационарной орбиты, находящейся на высоте 36 тыс. км, через неделю. На этой орбите спутник огибает Землю ровно за сутки, то есть постоянно находится над одним и тем же местом над поверхностью Земли.
  Стоимость возведения первого подъемника оценивается в 6,2 млрд. долларов. Постройка последующих будет обходиться дешевле - около 2 млрд. каждый. (Сравните: создание и поддержание Международной космической станции оценивается в 100 млрд. долларов.)
  Постройка космического лифта может быть осуществлена в два этапа: сначала на орбиту будет запущен космический корабль с катушкой ленты. Достигнув орбиты, корабль сбросит ленту на Землю, а сам продолжит движение вверх, чтобы удержать центр тяжести. К тому времен, когда лента достигнет Земли, корабль поднимется на высоту 80 тыс. км. Когда лента будет прикреплена к наземной базе, с космического корабля будут спущены еще 20 тыс. км ленты61.
  В связи с этим проектом в США даже объявлен конкурс, в котором заявлено, что частное лицо или компания, разработавшая сверхпрочный канат, получит премию в десять миллионов долларов. Предположительно, как было указано выше, это будет нанополимер, созданный из углеродных нанотрубок. Подобный материал, когда он будет создан, по своим расчетным характеристикам должен превзойти все ныне существующие типы канатов и волокон62.
  Для стимулирования поисков в разрешении еще одной проблемы - передачи энергии для питания двигателей лифта учредили премию "Энергия луча", которую будут вручать за беспроводную передачу энергии посредством радиационного излучения63. В 2005 году участники должны создать принимающее устройство, способное превращать радиацию в электричество и поднимать робота весом не менее 25 килограммов на высоту 50 метров. Каждой группе будет дано три попытки, а 50 тыс. долларов достанутся команде, которая поднимет наибольший вес за три минуты. В 2006 году участникам конкурса предстоит построить источник энергии, а лауреаты также получат 100 тыс. долларов, 40 тыс. долларов и 10 тыс. долларов соответственно.
  Кроме того, учрежден международный конкурс кабин для космического лифта, названных "альпинистами", организатором которого выступил базирующийся в Калифорнии фонд - Spaceward Foundation, а проект получил название Elevator:2010. При помощи подъёмного крана будет установлен 60-метровый отрезок вертикальной ленты, по которому и должны будут двигаться "альпинисты". Разработчик лучшего из них получит $50 тысяч (второе место $20 тысяч, третье $10 тысяч). В последующие годы проведения Игр опытные образцы должны быть на 25-50% эффективнее своих прошлогодних предшественников64.
  В 2000 году доктор Брэд Эдвардс выпустил отчет, в котором говорилось что предварительные исследования по построению космического лифта проделаны. Далее, Мишелем Лэйном в Сиэтле была основана компания HighLift Systems, которой NASA выделила финансирование для разработки и постройки космического лифта. И как планирует компания LiftPort Inc., космический лифт будет построен, опробован и запущен в работу через 15 лет, а если точнее - 14 апреля 2018 года. В первые шесть лет компания будет привлекать инвестиции, с шестого года по десятый разрабатывать конструкцию лифта, и, наконец, в оставшиеся года будет проходить непосредственно постройка65.
  
  
  Выгоды для России
  Такой энтузиазм объясняется тем, что в отличие от современной космонавтики космический лифт одним скачком преодолеет современную невозможность использовать космос в сугубо экономических целях, за исключением спутников телерадиовещания и связи. Он позволит строить в космосе заводы, города и, к сожалению, орудийные платформы. Это станет возможным потому, что стоимость доставки в космос килограмма груза подешевеет на два-три порядка - если сейчас она составляет примерно 600000 рублей, то при использовании космического лифта будет, по подсчетам разных экономистов - от 40 до 5000. То будущее, которое еще недавно можно было встретить только на страницах фантастических романов, станет такой же реальностью как пароходы, самолеты и компьютеры. Практически создание космического лифта откроет совершенно новую страницу в истории человечества - страницу начала космической экспансии. Получив способ дешевой доставки грузов на орбиту, мы получаем все предпосылки для этого. Естественно, что и здесь первенство очень важно. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что, то государство, которое первым построит "космический лифт", на десятилетия, а то и столетия, определит свое место в мире и политику экспансии человечества в космосе. Но, без сомнения, это грандиозное мероприятие имеет и не менее грандиозную экономическую составляющую. Нужно учитывать тот факт, что страна, которая первой построит лифт в небо, станет монополистом на рынке космических перевозок, потому что никакое усовершенствование ракетной техники не позволит даже близко подобраться к уровню рентабельности лифта. Ракеты-носители станут просто не нужны. Разница по цене в тысячу раз слишком велика, чтобы ее можно было покрыть сколь угодно передовой технологией ракетостроения. Отсюда следует, что, так как объемы перевозок в космос скачком многократно возрастут из-за понижения цены доставки и вызванного этим роста количества и качества масштабных космических строек, то космический транзит станет одной из основных статей дохода бюджета той страны, которая опередит другие в его создании. Поэтому этот вид международного бизнеса, базирующийся на доставках на орбиту ракетами-носителями, в дальней перспективе, видимо, обречен. Конечно, это не значит, что нужно сейчас же все бросить и заниматься только космическими лифтами, пока еще он все же остается устройством довольно гипотетическим, а современные ракеты являются вполне зримой реальностью, к тому же реальностью, приносящей неплохие деньги в бюджет государства от коммерческих запусков. Но в перспективе, похоже, весь космический транзит сосредоточиться у той страны, которая первой построит лифт к звездам.
  Кроме того, постройка лифта даст возможность решить энергетический вопрос, так как с его помощью можно будет разрешить проблему передачи собираемой в космосе солнечными панелями энергии на землю. Возможно, это будет сделано с помощью электрического кабеля, а может и сверхмощного световода, проложенного вдоль транспортной ленты для движения кабин лифта. Видимо для достижения этой цели американцы предложили премию "Кабель века" в размере 50 тыс. долларов, которую получит группа, работающая на частном финансировании, создавшая самый крепкий кабель определенного диаметра. Чтобы получить приз, кабель должен выдержать напряжение как минимум в полтора раза большее, чем выдерживает кабель, созданный НАСА. В 2006 году НАСА увеличит призовой фонд: первая премия составит 100 тыс. долларов, вторая - 40 тыс. долларов, а третья - 10 тыс.
  В то же время страна - обладательница космического лифта раньше, чем другие сможет начать космическую экспансию и колонизацию спутников и планет, застолбив таким образом эту территорию, и сможет диктовать свои условия тем, кто придет позднее. (Так же в средние века поступили Испания и Португалия, опередив другие страны в создании более совершенных кораблей. Как все мы помним, полмира тогда стали принадлежать этим двум странам. И до сих пор на этих территориях основными языками общения являются Испанский и Португальский.) Вполне естественно, что именно такая страна будет претендовать на все ресурсы, до которых сможет дотянуться, так как наличие космического лифта и постройка с его помощью перерабатывающих заводов на орбите сделает разработку месторождений в космосе, в отличие от сегодняшнего дня, рентабельной. Таким образом, абсолютно измениться расклад сил на современных сырьевых рынках. Можно сказать, что начнется новая эра "Великих географических открытий". Вполне можно предположить, что в ближайшие вслед за постройкой "лифта к звездам" годы на орбите и в межпланетном пространстве начнется бурное строительство.
  Но, по большому счету, какой принцип в конце концов будет использоваться для доставки грузов на орбиту, не имеет решающего значения, важно только, чтобы он был дешев, безотказен, экологичен и максимально универсален. Значение имеет другое - осознание того факта, что в будущем тот, кто будет лидировать в космическом пространстве, будет лидировать и во всех остальных сферах. Таким образом, если мы хотим добиться прочного и безопасного положения в мире, приоритетом нашего развития должно стать развитие космической сферы во всех ее проявлениях. Нужно еще учесть тот факт, что проекты освоения космоса очень сложны и высокотехнологичны, космическая отрасль, используя в своей деятельности лучшие достижения других отраслей экономики, является признанным флагманом переднего края науки и техники. Эта потребность космической отрасли вынуждает постоянно подтягиваться до необходимого уровня и другие отрасли экономики страны. Кроме того, множество изобретений, сделанных для космоса, находят применение и в гражданской жизни. За примерами далеко ходить не надо, наиболее широко известные - это тефлоновые покрытия и застежки на липучках. Таким образом, космическая промышленность является локомотивом развития передовой науки и техники, выводя всю экономику страны на передовые рубежи. Причем на рубежи, недосягаемые в ближнесрочной перспективе для других стран, что ставит их самих в ситуацию "догоняющего развития". То есть, развивая космическую промышленность, мы достигаем сразу множества самых приоритетных целей: развивая высокотехнологичную и мощную экономику - за счет этого повышаем уровень жизни людей, обеспечиваем надежную оборону страны, создаем предпосылки для обеспечения ее сырьем и энергией из космоса, поддерживаем передовой уровень развития науки и техники. В конечном итоге все это создает и закрепляет за страной научное, экономическое, политическое и военное лидерство в мире.
  
  Вывод
  Освоение космоса неизбежно66, и в ближней перспективе та страна, которая будет контролировать перевозки на орбиту и, вследствие этого, околоземное пространство - будет контролировать и экономику планеты. Так же, как это было в прошлом - кто контролировал море, тот контролировал международную торговлю и колонии. А потом такое положение вещей облегчит и дальнейшую экспансию, позволяя в то же время воздействовать в своих интересах на подобный процесс у других государств. Но верно и противоположное - та страна, которая сегодня не будет активно участвовать в проектах освоения космического пространства, в будущем рискует тем, что упоминаний о ней не останется даже в школьных учебниках истории.
  
  Источники:
  1 (Миссия STS-107: реквием по шаттлу Columbia membrana 4 февраля 2003) (Почему упал шаттл? Lenta.ru 02.02.2003) (NASA признало факт катастрофы шаттла Columbia, все астронавты объявлены погибшими Lenta.ru 01.02.200)
  2 (Обломки шаттла: Discovery может остаться в космосе membrana 27 июля 2005) ("Discovery расползается по швам" lenta.ru от 01.08.2005г.)
  3 (Экипаж Discovery не сможет спастись на российских кораблях Lenta.ru 28.07.2005)
  4 (NASA отложило полеты шаттлов до марта 2006 года Lenta.ru 18.08.2005)
  5 (Власти Миссисипи говорят о 80 жертвах урагана "Катрина" Lenta.ru 30.08.2005) (Запуск шаттла отложат из-за "Катрины" Lenta.ru 22.09.2005 )
  6 (В полет с Иваном ("Houston Chronicle", США) inosmi.ru 10.10.2005) (Российские "Союзы" - последняя соломинка для Америки inauka.ru 04.10.2005)
  7 (Завершается капитальный ремонт "шаттла" Endeavour novosti.online.ru 04.10.2005)
  8 (Роскосмос: Россия готова к выходу США из МКС РИА "Новости" 07/06/2005)
  9 (ИСТОРИЯ ПРОЕКТА Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева energia.ru)
  10 (Путь к господству в космосе vko.ru Љ2 (21) 2005) (Россия - лидер мирового ракетно-космического бума Политический обозреватель РИА "Новости" Андрей Кисляков 03/02/2005)
  11 (Интервью руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова радиокомпании "Голос России" 23.08.2005 ) (Глава космического агентства просит президента определить минимально допустимый состав орбитальной группировки России РИА "Новости" 27/04/2004) (Анатолий Перминов: Европа и Япония поддержат проект создания многоразового космического корабля "Клипер" Интерфакс 15 июня 2005 года)
  12 (Роскосмос: Россия может осуществлять коммерческие запуски в космос rosbalt.ru 06.10.2005) (Роскосмос рассматривает проект запусков нового корабля "Клипер" rian.ru 05.10.2005)
  13 (Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева energia.ru)
  14 (Космический альянс gzt.ru 29.09.2005) (Новый российский пилотируемый корабль "Клипер" будет включен в Федеральную космическую программу до 2015 года РИА "Новости" 12/04/2004)
  15 Космическая коммуналка Итоги.ru Љ51 28.10.2005 г.
  16 (Россия будет готовить полет на Марс и развивать космический туризм РИА "Новости" 04/08/2005) (Поляков: для полета на Марс нужны энтузиасты-фанаты РИА "Новости" 04/03/2005)
  17 (Прошли огневые испытания двигателя РД-191 [Пресс-Релиз. ФГУП им. М.В. Хруничева] 17.10.2005)
  18 (Минобороны РФ и Центр Хруничева заключили контракт РИА "Новости" 25/05/2005)
  19 (Россия получит независимый выход в космос vesti.ru 11.10.2005)
  20 (В России могут появиться 2 новых космических холдинга rian.ru 05.10.2005)
  21 (Завершена разработка федеральной космической программы до 2015 года РИА "Новости" 04/07/2005)
  22 ("NASA ищет энтузиастов, чтобы построить лестницу в небо" Lenta.ru 28.03.2005)
  23 (Соискатели X PRIZE: SpaceShipOne сделал это membrana 29 сентября 2004)
  24 (Серийному самолёту вживляют ДНК космоплана membrana 25 февраля 2005)
  25 (Частная компания готова оплатить полет на Марс РИА "Новости" 09/04/2004)
  26 (Ни взлететь, ни приземлиться grani.ru 10.10.2005) (Космическая промышленность России живет на деньги Китая и Америки newsinfo.ru 07.10.2005) ("Союзы" полетят стаями gazeta.ru 06.10.2005)
  27 (Роскосмос: можно реанимировать проект многоразовых кораблей "Буран" РИА "Новости" 07/06/2005)
  28 (На МКС сломался второй гироскоп из четырех Lenta.ru 23.04.2004 ) (Шаттлам придется вернуться в космос Lenta.ru 05.02.2003)
  29 (КРИЗИС РОССИЙСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПЕРЕШЕЛ В ХРОНИЧЕСКУЮ ФАЗУ cnews.ru, 10.10.2005)
  30 (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О федеральном бюджете на 2005 год, Банк правовых актов Государственной Думы ФС Российской Федерации, Принят Государственной Думой 8 декабря 2004 года Одобрен Советом Федерации 10 декабря 2004 года) (РФ в 2006 году может направить на изучение космоса 6,153 млрд рублей РИА "Новости" 17/08/2005) (Россия в ближайшие годы потратит на космическую отрасль $ 20 млрд СтранаRu 26.10.2005)
  31 (Основная задача космонавтики - усиление обороноспособности страны РИА "Новости" 04/10/2004)
  32 (Руководство ЕКА удовлетворено решением об утверждении программы финансирования космических запусков РИА "Новости" 05/02/2004)
  33 (Буш не отказывается от программы освоения космоса РИА "Новости" 10/11/2004) (Джордж Буш хочет вернуться на Луну к 2020 году membrana 15 января 2004)
  34 ("NASA создаст новый ракетный двигатель" novosti.online.ru, 21.10.2005) (NASA всерьёз занимается созданием ядерных ракетных двигателей membrana 21 января 2003) (Звездолёты на антиматерии: $10 триллионов за грамм топлива membrana 14 апреля 2004)
  35 (Марсоходы заменят космическими флотилиями lenta.ru 20.10.2005) (Эксперты NASA придумали новый космический корабль for-ua.com 23.09.2005) (NASA рассказало, когда и на чем американцы вновь полетят на Луну novosti.online.ru 21.09.2005) (Европейцы собираются строить с американцами замену шаттлам Lenta.ru 25.07.2005) (Boeing и Northrop объединились для создания шаттла нового поколения Lenta.ru 10.11.2004)
  36 (NASA ускорит разработки по созданию роботов для иследования Луны novosti.online.ru 26.09.2005)
  37 ("США готовятся к возвращению на Луну" www.vz.ru 21.10.2005) (Янки рвутся на Луну? cnews.ru 26.09.2005)
  38 (Первый выход в космос китайских космонавтов запланирован на 2007 г. novosti.online.ru 19.10.2005) (Китай готов обучать иностранных астронавтов rian.ru 18.10.2005) (Китай охватила "космическая лихорадка" vesti.ru 18.10.2005) (Китай интересует коммерческий запуск спутников newsinfo.ru 17.10.2005) (Китай планирует создать постоянно действующую орбитальную станцию rian.ru 17.10.2005) (Чай, вдвоём: китайский дуэт получил 5 суток космоса 12 октября 2005, membrana)
  39 (Луне предстоит встреча с большим китайским оптимизмом membrana 8 июля 2004)
  40 (Япония вернулась в космический бизнес и рвётся на Луну membrana 28 февраля 2005) (Япония и Китай начали гонку за первенство в освоении космоса РИА "Новости" 30/04/2005)
  41 (Россия и Индия будут совместно создавать спутники и ракеты-носители info.trud.ru 27.09.2005) (Путин высоко оценивает соглашения РФ и Индии по космосу РИА "Новости" 03/12/2004)
  42 (В Плесецк доставлен аппарат "Сина-1" info.trud.ru 20.10.2005) (Иран желает сотрудничать с Россией в космической области РИА "Новости" 30/01/2005)
  43 .( В ближайшие годы республика присоединится к когорте космических держав - конференция в Алматы www.inform.kz 20.10.2005) (Казахстан намерен ускорить финансирование приоритетных проектов космической отрасли РИА "Новости" 23/06/2004)
  44 (Бразилия намерена в 2010 году запустить собственный спутник Земли rian.ru 07.10.2005) (Реализация программы сотрудничества в космосе даст новый импульс соглашению от 1997 года - заявление Путина и да Силва РИА "Новости" 22/11/2004)
  45 (Госдума ратифицировала соглашение с Бельгией о сотрудничестве в области исследований космоса РИА "Новости" 28/04/2004) (Госдума ратифицировала соглашение с Италией о сторудничестве в освоении космоса РИА "Новости" 28/04/2004) (Госдума ратифицировала соглашение между Россией и Австралией о сотрудничестве в области исследования космоса РИА "Новости" 28/04/2004)
  46 (Луна - 2015 Lenta.ru 15.01.2004)
  47 (От ракетно-космической обороны к воздушно-космической обороне vko.ru) (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РОССИЙСКИХ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (взгляд изнутри) vko.ru) (Взгляд свысока Политический обозреватель "РИА Новости" Андрей Кисляков 12/05/2005)
  48 (Орбитальный пасьянс февраль 2005 года - выпуск Љ 2 РИА Новости Российское военное обозрение) (Перспективы обеспечения космической безопасности июнь 2002 г. Клэй Молтц, заместитель директора ЦИПН Руководитель Программы по проблемам нераспространения в ННГ)
  49 (В США прошли успешные испытания системы ПРО science.compulenta.ru 06.10.2005) (В США прошли испытания радара "Кобра-Дейн" cybersecurity.ru 05.10.2005)
  50 ("Войны переносятся в космос. Часть первая, вторая, третья" membrana.ru 30.08.2002г.) (Война в космосе nrs.com 03.10.2005) (Пентагон готовится создать космический бомбардировщик The Times (Великобритания) 30 июля 2001 г.)
  51 (Россия предложит Комитету ГА ООН проект резолюции по прозрачности космической деятельности rian.ru 30.09.2005)
  52 (Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ Материалы лекции В.С. Слипченко, прочитанной 23 сентября 2004 г. в Московском физико-техническом институте в Московском физико-техническом институте для слушателей курса, Виктор Сергеевич СЛИПЧЕНКО Чрезвычайный и Полномочный Посланник, Департамент по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ)
  53 .( Анатолий Перминов: Полет на Марс технически осуществим, но не силами одной страны Интерфакс 23 декабря 2004 года)
  54 (Россия разрабатывает космический челнок принципиально новой конструкции Lenta.Ru 24 февраля 2004 г.) ("Роскосмос" определит задачи для российского челнока "Клипер" CNews.ru 23 ноября 2004 г.)
  55 (NASA размышляет над шаттлами следующего поколения membrana.ru 11.02.2003г.) (Послешаттл собирает лучшее из пилотируемых систем прошлого membrana 5 мая 2005) (Сверху не по боку: преемник шаттла устраивается на носителе membrana 8 августа 2005)
  56 ("Orbital Ascender: двухкилометровый дирижабль выходит в космос" membrana.ru 26.05.2004г.)
  57 (NASA всерьез занимается созданием ядерных ракетных двигателей membrana.ru 21/01/2003 г.)
  58 ("Комсомольская правда" (Воскресное приложение) от 31июля 1960 года В КОСМОС - НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ Ю. АРЦУТАНОВ, аспирант Ленинградского технологического института.)
  59 (Хронология рождения идеи космического лифта Антон Первушин, 2003)
  60 (Scientific American Космический лифт 22.9.2000 по материалам КОМПЬЮТЕРРА / Новости)
  61 ( Космический лифт - это больше не научная фантастика Кеннет Чонг 11 мая 2005 The New York Times по материалам Inopressa)
  62 (В США испытали космический лифт Lenta.ru 29.09.2005)
  63(Новые космические премии получат космические лифты Мэгги Макки NewScientist.com 11 мая 2005 года InoPressa)
  64 (Гонка космических лифтов завершится в 2010 году 30 августа 2004, membrana)
  65 (NanoNewsNet КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ И НАНОТЕХНОЛОГИИ 29.06.04) 66 (Человечество "будет колонизировать" планеты нашей солнечной системы space.com.ua 26.09.2005)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"