Клуб Вестник Отечества : другие произведения.

Распространение Реформации в Великом княжестве Литовском и ее взаимоотношение с русским обществом в конце Xvi и в начале Xvii вв

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Павлов В.А. (МПГУ)

Работа выполнена под руководством: к.и.н. доцента Горского В.В.

   Распространение Реформации в Великом княжестве Литовском и ее взаимоотношение с русским обществом в конце XVI и в начале XVII вв.
   Влияние Реформации и лютеранства в частности, на Великое Княжество Литовское не могло не быть важным для истории Взаимоотношений России со странами Западной Европы. Литва стала своеобразным анклавом для неугодный ересей Западной Европы и России. Там находили себе приют как гуситы, так и близкие во многом к ним ереси гонимые в своих странах. Они во многом влияли и на русское общество, находясь с непосредственной близости от ее границ.
   Земли Великого княжества Литовского посещали ещё предшественники реформации - гуситы ("чешские братья"), напр. Иероним Пражский ок. 1420 г. Однако действительное влияние на начала церковной реформации в стране оказали, намного позже, реформационные процессы в соседних прибалтийских государствах - Ливонии (Рига) и Пруссии (Кёнигсберг, ныне г. Калининград РФ), а также реформация собственно в Германии, особенно в её саксонской части.
   Эхо бури, поднятой выступлением Лютера в Виттенберге, скоро достигло не только Риги, Ревеля и Кёнигсберга, но также и Вильны и прочих городов Великого Княжества Литовского, Руского и Жемойтского. Известно например, что в 1530 г. великий князь литовский и король польский Сигизмунд I "Старый" издал в Вильно специальный указ, направленный против распространения учений (прежде всего литературы) лютеранства и гусизма в столице Великого Княжества.
   Древнейшее же известие об основании лютеранской церкви в Беларуси относится к 1535 г.: согласно ему, князь слуцкий Юрий Олегович выделил тогда участок земли для постройки в г. Слуцке лютеранской святыни (Подокшин С. "Реформация и общ. мысль..." Мн. 1970).
   Благоприятной почвой для развития реформации в Беларуси являлись всё более распространявшиеся в ту эпоху среди господствующего класса культура ренессанса и идеи гуманизма - чему покровительствовала сама королева Бона (Сфорцо). Униатский иерарх Атаназий Антоний Селява, автор полемической книги Anteleuchus причислил к протестантам даже и гуманиста Франциска Скорину, белорусского первопечатника (Прага 1517). Некоторые исследователи даже полагают, что Скорина мог встречаться с Лютером в Виттенберге. Интересным фактом является и то, что экземпляр скориновской "Малой подорожной книжки" из собрания Британской Библиотеки носит на себе экслибрис Пауля Сператуса (1484-1551), соратника Мартина Лютера: в 1524 г. Пауль Сператус прибыл в Пруссию по рекомендации Лютера и стал там главным деятелем реформации, а с 1529 г. лютеранским епископом. Возможно Скорина вручил епископу Сператусу этот экземпляр при посещении Кёнигсберга в 1530 г.
   Не исключено, что содействовать распространению арианского течения протестантизма (отрицавшего божественную природу у Христа) среди православного населения могли и учения московских еретиков "жидовствующих", находивших в то время в Беларуси убежище от преследований на своей родине в Московии.
   В те времена многие представители магнатской, шляхетской (дворянской), а иногда даже купеческой молодежи получали образование в университетах Западной Европы, таких как Лейпциг и Виттенберг, где непосредственно знакомились в евангелической доктриной реформации, начатой Лютером. Новый (некатолический) университет в Кёнигсберге, основанный в 1544 г., стал особенно привлекательным, в том числе благодаря определенному количеству стипендий, специально учрежденных там для уроженцев Великого Княжества, и даже возможности обучения на родных языках. Между тем, существование немецких и прочих национальных общин в Вильне и главных городах страны содействовало постоянным и прочным связям между интеллектуальной и духовной жизнью запада Европы - и населением Великого Княжества.
   Первым значительным местным проповедником реформации был, как считается, Абрагам Кульва (латин. Culvensis, ок. 1510-1545), ученик Филиппа Меланхтона, соратника Лютера. Получив образование в университетах Кракова, Лейпцига и Виттенберга, и достигнув степени доктора теологии, ок. 1538 г. Кульва вернулся на родину и прибыл в столицу Вильну. Около 1540 г. Кулва основал там школу - первоначально целиком с благословения властей. Oднако вскоре власти стали проявлять беспокойство в связи с преподаванием в этой школе лютеранских идей, а также неортодоксальными проповедями самого Кульвы в виленском костеле св. Анны. В результате, В 1542 г. Кульва вместе с несколькими коллегами и последователями был вынужден покинуть столицу и искать убежища в Кёнигсберге. Там он некоторое время преподавал в университете, однако смог вернуться в Вильно в 1545 г., вскоре после чего скончался.
   Одним из наиболее выдающихся вождей реформации в белорусских землях был князь Николай Радзивилл "Чёрный". Получив в молодости образование в Виттенберге
   Именно он воздвиг первую евангелическую церковь в Беларуси - в Бресте в 1553 г. Брестский "збор" был первоначально лютеранским и находился в брестском радзивилловском замке; известно например, что для его главного зала князь Николай "Черны" заказал из Голландии либо Германии гобелен-портрет Мартина Лютера (с портрета знаменитого "художника реформации" Кранаха). Однако позже, с переходом князя в кальвинизм, также и брестская церковь стала кальвинистской (существуют однако данные, что напр. учение Кальвина о "двойном предопределении" там ещё долго не преподавалось). Князь Николай Радзивилл "Черный" оказывал щедрую материальную поддержку евангелическим школам и книгопечатанию. В Бресте он основал первую реформационную типографию, из-под пресса которой вышел напр. знаменитый перевод Библии, т. н. "Biblia Brzeska" 1563 г., и проч. Как писал Радзивилл "Черный" в своём завещании (1565), по отношению к виленскому "збору": "А на тот костел, где тело мое поховано будет и на школу, одписую вси Библии накладом моем друкованые в Берести." (M. Kosman. Ref. i kontrref., 1973). После кончины Николая Радзивилла "Черного", главным опекуном и меценатом евангеликов (прежде всего реформатов) Великого Княжества стал князь Николай Радзивилл "Рыжий".
   Главными же покровителями лютеранства в конце XVI и в начале XVII в. можно назвать род Ходкевичей. В целом, к концу XVI в. в Великом Княжестве существовало около 10 лютеранских парафий, а в начале XVII появилось несколько новых.
   Лютеранская Церковь в Великом Княжестве называлась Ecclesia Augustana (т.е. "Аугсбургская Церковь"; иногда также "Саксонская"). Она управлялась консисториальным советом, во главе которого стоял суперинтендант, который как правило находился в столице ВКЛ, г. Вильно. Другим важным центром лютеранства в ВКЛ был г. Каунас, однако именно Вильно являлось центром для лютеран Беларуси. В 1570 г. с лютеранами в ВКЛ (и в Польше) полностью объединились "чешские братья" ("гуситы").
   Лютеранские зборы управлялись парафиальными коллегиями, состоявшими из патрона (опекун), председателя, вице-председателя, нескольких seniores и помошников (conseniores). Собрания таких парафиальных комитетов назывались сессиями. Патронов избирали из числа сеньёров, которых избирали из числа conseniores. Имелись также кураторы, секретарь, кассир, провизоры. Парафиальная коллегия избирала (утверждала) проповедников и пасторов. Для рассмотрения важных вопросов, в Вильне собирался Синод, а иногда также Colloquium, Concordia, Conventus либо Conventus Generalis. Благодаря щедрым пожертвованиям, положение лютеранских церквей до второй половины XVII в. (до опустошения Вильны и всей Беларуси) было неплохим.
   Из лютеранских пасторов и проповедников той эпохи наибольшую славу завоевали, как представляется, виленские пасторы Самуэль Дамбровский (1577-1625), Андрей Шёнфлисиус (1590-1653) и Ян Малина (†1672). Самуэль Дамбровский, лютеранский суперинтендант с 1615 г
   Развитие Реформации в Беларуси в XVI в. было отмечено также и русскими источниками, например в связи с военными походами Москвы. Так, согласно русской Александро-Невской летописи, когда в 1562 г. царь Иван Грозный взял Полоцк, его там приветствовали многие из числа местного православного клира За 16 лет господства Ивана Грозного и его опричников, реформация в Полоцке была полностью искоренена. Впрочем, искоренение её на занимавшихся землях сопровождало и каждый последующий московский поход в Беларусь вплоть до середины XVIII ст.
   Покровительство многих аристократических родов, игравших главные роли в государстве, в тот период позволяло обоим евангелическим исповеданиям (лютеранам и кальвинистам) развиваться относительно мирно, и государственная власть, особенно при Сигизмунде Августе и Стефане Батории, относилась к ним вполне терпимо. Мартин Лютер даже посвятил Сигизмунду Августу одну из своих работ. А на коронации Батория был провозглашен принцип: "Pacem inter dissidentes de religione tueri et manu tenere". В 1563 г. правовое равенство протестантов с католиками и православными было утверждено парламентом (Вальным Сеймом), и эта норма была внесена в Третий Статут 1588 г.
   Лютеранство распространялось на белорусских землях главным образом в больших и малых городах, среди мещан и некоторой части мелкой шляхты, - значительно большее количество шляхты, а особенно магнатерия, приняло тогда именно кальвинизм ("гельветское исповедание"), и даже анти-тринитаризм.
   Лютеранство в Великом Княжестве распространялось в Жемайтии, на Ковенщине (регион Каунаса), непосредственно граничившей с Пруссией.
   Ряды протестантов пополнялись и за счет иммигрантов из Западной Европы, например значительного числа беженцев кальвинистов "шкотов"-шотландцев (Слуцк, Брест и т.д.), далеко не только из круга знаменитого Яна Лаского, некоторого числа беженцев гугенотов, а также лютеран немцев и голландцев: в XVII в. появлялись целые деревни "голендэров".
   Таким образом Великое княжество Литовское, куда входили и многие русские земли была, начиная с момента появления Реформации, страной, на которое активно влияли ее идеи. Многие неугодные религиозные течения смогли найти приют в ней. Лютеранство не стало исключением.
   Изучение влияния Реформации на земли Литвы наиболее интересно с точки зрения взаимоотношения России с Западной Европой. Не имея прямого контакта с ее странами, Россия могла брать новшества этих стран лишь через призму Литовско-польских земель. Однако с 16 века Россия нашла себе другой путь привлечения западноевропейских новшеств на службу России- это путь разрешения жить на своей территории выходцам из стран Реформации- Германии, Дании, Саксонии и др. Российская власть, особенно Алексей Михайлович создал многое для компактного и безопасного для русских проживания немцев в России через организацию немецких слобод и разрешения свободно исповедовать свою религию. Альтернативой Литовской "вольнице" для иноверцев Западной Европы стало их привлечение в Россию, что было выгодно и российской власти, которая тем самым смогла общаться с Европой без посредничества Польши и Литвы.
   Литература:
      -- Курило О. Лютеранство // Старосодский вестник. 1993 . N1 стр.12
      -- M. Kosman. Ref. i kontrref., 1973 d. 120
      -- Ковригина В.А. Иноземное население Москвы конца 17- первой четверти 18 в. М.. из-во МГУ 1991 203 стр.
      -- Подокшин С. "Реформация и общественная мысль..." Минск. Из-во БПУ 1970 Стр.12
      -- Павлов В.А. Религиозно-конфессиональная политика русского правительства к иноземцам в России XV-XVII вв. // Россия и мировая цивилизация: историко -культорологический аспект. Из-во ГуСИ. Люберцы 2005 г. стр.25
      -- Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России по 1800 г. Ч.1, - М., 1894., с.112.
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"