Князев Александр Михайлович, Лифанова Анна Владимировна : другие произведения.

Типология ребенка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   "...В этом мире живут непохожие друг на друга малыши, которым предстоит стать непохожими взрослыми".

В.С. Мухина "Рождение личности"

Типология ребенка

   Мы не раз говорили о типе личности нашего ребенка, о его природных особенностях. Все дети отличаются друг от друга, даже если они от одних и тех же родителей.
   В одних и тех же ситуациях один ребенок активен, жизнерадостен всегда, чтобы не происходило, другой - моментально теряется в сложной ситуации и не находит силы, чтобы противостоять ей. Один ребенок будет хорошо себя чувствовать в коллективе, играя в мяч, прыгая и залезая везде, где только можно, а другой - лучше посидит в тишине, почитает книгу, поиграет в спокойные настольные игры. Мы предпочитаем разные занятия, предметы в школе, а затем и во взрослой жизни выбираем разные профессии и увлечения.
   Почему же мы такие разные?
   Наши отличия могут объясняться наследственностью, и условиями развития еще до рождения. Со временем различия только усиливаются и проявляются в потребностях, поведении, способностях родившегося ребенка. Если рассматривать только наследственность, как основание различий, то можно говорить об особенном генотипе каждого человека.
   Что же такое генотип?
   Генотип - это все генетические характеристики организма проявляющиеся как задатки в условиях той среды в которую, рождаясь попадает ребенок. Это и семья со всеми ее взаимоотношениями и взаимовлияниями, и реально воздействующие на ребенка экологические, климатические и другие условия, а также болезни раннего детского возраста и другие случайные факторы.
   Именно в той среде, в которую попал ребенок, начинают проявляться его природные особенности. При этом начинает формироваться фенотип ребенка, а именно: его строение тела, темперамент и способности.
   О физиологии ребенка мы уже говорили, поэтому сейчас нам предстоит обсудить исключительно типологические особенности ребенка, т.е. его темперамент.
   Почти все существующие исследования направлены на изучение "типичного" ребенка того или иного возраста. Все данные и показатели в таких случаях усреднены. Ваш ребенок может во многом не соответствовать этим распространенным показателям, что при этом не свидетельствует о его отставании или превосходстве в развитии. Вот почему мы не ставили перед собой целью проводить сравнение ребенка с типичными, приводимыми в исследованиях ученых данными. Мы сознательно направляем вас, уважаемый читатель, на наблюдение и изучение ребенка.
   Нам бы очень хотелось, чтобы вы лучше узнали своего ребенка, попытались понять причины его поведения, научились разрешать неизбежные конфликты, научились ценить в других и в своем ребенке те черты, которыми вы сами не обладаете.
   При этом стоит заметить, что мы часто судим о других людях по себе, своим чувствам, своим реакциям. Мы переносим на них свои мысли и удивляемся, что кто-то может думать и вести себя иначе. Нам проще общаться с людьми похожими на нас,тогда мы лучше понимаем друг друга. Это относится и к нашим отношениям с собственным ребенком. Однако далеко не всегда ребенок рождается с таким же генотипом и наследует структуру темперамента, такую же, как у его мамы или папы. Часто ожидания родителей не оправдываются, и, не замечая типологических особенностей ребенка, они пытаются переделать своего малыша "под себя". Надо сказать, что это не просто, да и невозможно. Нервничает мама, выходит из себя папа, капризничает сам малыш. Так как родители - взрослые люди и обладают большей силой как физической, так и психической, то им ничего не стоит подавить личностные особенности, заставить его жить по их законам. Однако, зачем идти против природы, если изучив природу своего ребенка мы можем, сделать процесс воспитания приятным и интересным, не вызывающим нервно-психического напряжения у самого ребенка.
   А теперь, не пускаясь в длительные рассуждения, перейдем к изучению ребенка.
   Одна из наиболее устойчивых личностных характеристик - темперамент. Для определения особенностей темперамента можно воспользоваться методикой разработанной психологом Д. Кейрси, который выделил и детально описал четыре типа темперамента, обращая внимание на индивидуальность и в то же время на существование типологических особенностей этих четырех типов. Д. Кейрси отмечает, что "темперамент - это свойство, придающее неповторимое своеобразие всем проявлениям личности, позволяющее выделить индивидуальность и подчеркнуть так называемую Самость, то есть то, что отличает одного человека от других. Темперамент представляет собой некий универсальный регулятор, подстраивающий и приспосабливающий свойства воспринимающего организма согласно свойствам поступающей информации, изменяющий и придающий личностную окраску всему многообразию внешних воздействий".
   Важно, что наличие какого-либо одного качества не исключает наличие противоположных характеристик у того же человека. Имеет значение лишь степень выраженности.
   Конечно, проще определить тип темперамента взрослого человека, который способен оценивать себя, отвечая на вопросы, но как же изучать ребенка, а тем более маленького?
   Для этого мы обратимся еще раз к наблюдению. Вы уже наблюдали за своим ребенком руководствуясь нашими пожеланиями. Вы наблюдали за поведенческими и эмоциональными реакциями ребенка. Теперь же мы будем наблюдать за более сложными проявлениями ребенка.
   Но сначала давайте познакомимся с теми качествами (типологическими чертами), которые собственно и выделил Д. Кейрси. Им приводится четыре пары типологических черт:
  -- Экстраверсия (E) - Интроверсия (I)
  -- Здравомыслие (S) - Интуиция (N)
  -- Размышление (T) - Переживание (F)
  -- Рассудительность (J) - Импульсивность (P)
   Что же обозначают эти черты? Для того, чтобы понять логику изучения ребенка мы познакомим вас с основными определениями приведенных типологических особенностей.
   Экстраверсия и интроверсия.
   Экстраверт - это ребенок, для которого важно находиться среди людей, в обществе, на виду, для него одиночество - тяжелое испытание. Жизненную энергию он получает от общения с другими людьми. Он крайне заинтересован в подкреплении другими его лучших качеств, поэтому старается быть на виду и даже жертвует своими интересами во имя позитивного отношения и оценки.
   В то же время, интровертированный ребенок значительно легче чувствует себя вне отношений с другими людьми, и фиксируется на собственном "Я", а также на занятиях далеких от общения и взаимодействия - индивидуальными занятиями, играми. Такой ребенок с детства обращает на себя внимание глубиной мысли, замкнутостью и усидчивостью. Для него быть в центре внимания - тяжелое испытание. Интроверт быстро устает от участия в шумных играх с большим количеством детей, предпочитая узкий круг знакомых и выборочное общение с некоторыми из них.
   Здравомыслие и интуиция.
   Здравомыслящие дети предпочитают реальность, сегодняшние события, они ориентируются на факты, свой опыт и опыт других людей, они обращают внимание на детали и предпочитают точность во всем.
   В то же время дети с развитой интуицией уходят своими мыслями, фантазиями в будущее, рассматривают различные варианты его развития. Мечты, видения и предчувствия - вот что занимает их больше всего. Такие дети предпочитают в общении метафоричность, образность.
   Размышление и переживание.
   Размышляющие дети логичны, стремятся быть объективными. Они могут испытывать сильные эмоции, но открыто их стараются не проявлять, что окружающими может расцениваться как дистантность. Дети же склонные к переживаниям, которых иногда называют "думающие сердцем", наоборот, все свои эмоции выражают открыто. Для них важны чувства, переживания и обстоятельства, в которых существуют люди.
   Рассудительность и импульсивность.
   Для рассудительных детей важна определенность, понятность ситуации и её развития, последовательность и временные рамки выполнения той или иной задачи. Такие дети ориентированы на результат.
   Импульсивные же дети скорее ориентированы на процесс, а не на результат, не любят связывать себя рамками ограничений, при этом могут спонтанно действовать, принимать необдуманные решения.
   Рассматривая приведенные качества важно помнить, что ребенок растет и развивается, а, следовательно, те черты, о которых мы говорили, будут более подвижны, чем у взрослого человека.
   При изучении приведенных сравнительных характеристик обращайте внимание на то, как ваш ребенок ведет себя чаще. Для этого мы предлагаем вам подсказку в виде таблицы в которой приводятся характеристики детей в соответствии с предлагаемыми Д.Кейрси чертами-особенностями.

Экстраверсия(E)

   - легко ориентируется в новой ситуации, быстро реагирует и действует;
   - любит общаться, в общении проявляет интерес и отзывчивость;
   - всегда находится в центре внимания и требует этого внимания, если его нет.

Интроверсия(I)

   -в новой ситуации ведет себя осторожно. Старается спрятаться за маму или другого родного человека;
   -стеснителен, скован в общении с другими детьми и взрослыми.
   -предпочитает тихие и спокойные игры, уединение;
   -может испытывать сомнение в себе, своих силах.

Здравомыслие(S)

   -нравятся книги с большим количеством фактов и действий;
   -предпочитает новые истории;
   -игрушки воспринимает такими, какие они есть;
   -любят играть в игры, которые отображают конкретные ситуации из жизни;
   -в поведении конкретен и самостоятелен;
   -в дружбе постоянен.

Интуиция(N)

   -любит фантазировать и мечтать;
   -нравятся волшебные сказки, и может слушать одну и ту же сказку много раз;
   -придумывает новое предназначение игрушкам;
   -живет в фантазиях и в поведении часто копирует воображаемого героя;
   -в дружбе способен на сильную привязанность, но может также сильно ненавидеть;
   -очень раним.

Размышление(T)

   -если непонятно, то требует разъяснения (зачем? почему?);
   -любит больше практические занятия;
   -контролирует и прячет свои чувства, не любит, когда до него дотрагиваются.

Переживание(F)

   -если просят сделать что-то непонятное, то следует вопрос "для кого?";
   -чувствителен, ласков, отзывчив;
   -выглядит ранимым.

Рассудительность(J)

   -предпочитает определенность, хочет видеть вокруг себя постоянное окружение, привычные ситуации;
   -важен режим, расписание;
   -поддерживает порядок в своих вещах;
   -исполнителен.

Импульсивность(P)

   -не любит организованность;
   -беспорядок в вещах и игрушках;
   -не чувствует времени, игнорирует сроки;
   -непосредственен в проявлениях.
  
   Д. Кейрси выделяет четыре типа темперамента в сочетании особенностей характеристик: SP, SJ, NT, NF (значение букв-символов представлено в приведенной выше таблице). Рассмотрим их проявления в детском возрасте:
   SP - это очень активный и живой ребенок, у которого постоянная потребность в действии и свободе. Сиюминутность, спонтанность и удовольствие - это его стиль жизни. Такой ребенок, скорее экстраверт, нежели интроверт. Он получает огромное удовольствие от еды и обладает хорошим аппетитом. В силу своей высокой активности он постоянно ухитряется что-нибудь натворить, его нельзя оставить ни на минуту. За это ему часто попадает от родителей и воспитателей, поэтому он довольно скоро перестает обращать внимание на наказания. Эти дети не считают нужным убирать свои игрушки и вещи. Им некогда, вокруг так много интересного, что убираться - это просто пустая трата времени. Любимым делом они могут заниматься до тех пор, пока не надоест.
   При этом, такие дети неаккуратно обращаются с предметами и игрушками, поэтому будет лучше, если они будут крепкими и не сразу ломающимися.
   В то же время, у детей SP - врожденное желание играть. Поэтому в детском саду они легко адаптируются. Однако, что касается обучения, а значит и усидчивости, то таким детям приходится очень непросто.
   SP-дети чаще тянутся к музыке, движению, механизмам, конструированию - всему тому, что представляет активность.
   Такой стиль жизни в обществе чаще закреплен за мальчиками, а вот у девочек такого темперамента могут возникнуть сложности. Родители могут считать ее поведение не достаточно женственным, "хулиганским". Но попытки "переделать" такого ребенка, вряд ли приведут к хорошим результатам.
  
   SJ - ребенок очень чувствителен к нестабильности и поэтому нуждается в надежности и порядке. Для такого ребенка важно согласие между родителями в вопросах воспитания. Ребенку нравится радовать окружающих, и он старается соответствовать их ожиданиям. Ему крайне важно понимать, что от него хотят. Дети этого типа очень ответственны и исполнительны. Они чувствительны к похвале, это лучшая награда для ребенка, а если его критикуют, то он старается исправиться и стать лучше. Если нет одобрения взрослого, то ребенок теряет интерес к поставленным задачам и поручениям. Ребенок SJ любит не только своих родителей, но и всю свою многочисленную семью, если таковая есть: братья, сестры, тети, дяди,... Он любит всех навещать, соблюдать семейные традиции. Дети SJ любят порядок в доме, у них все лежит на своих местах. Они любят что-нибудь мастерить, при этом для них важен, прежде всего, результат, хотя сделано все будет на совесть. При этом важно чтобы результат был замечен, а старания оценены.
   Следует отметить, что у мальчиков и девочек SJ следует развивать чуткость, гибкость и терпимость в общении.
   В то же время заметим, что воспитатель и педагог для ребенка SJ-типа - это авторитет. Поэтому в детском саду или школе он легко адаптируется и считается подарком для любого учителя.
   NF - ребенок притягивает людей своим обаянием. Он рано начинает говорить, у него проявляются способности к языкам. Часто такой ребенок живет в мире своих фантазий. Он придумывает истории и рассказывает их другим, поэтому его часто обвиняют во лжи. Ребенок NF любит волшебное: сказки, легенды. Он глубоко переживает прочитанное, поэтому, читая ему подобные произведения, надо быть осторожнее, так как малыш может легко перевозбудиться. Дети данного типа любят и могут перечитывать понравившуюся книгу много раз. Им нравятся сложные, детализированные иллюстрации.
   Ребенок NF предпочитает играть с куклами или животными, придумывая про них истории. Любимый медвежонок или заяц для таких детей - это настоящий друг, поэтому потеря, как и высмеивание его, может стать настоящей трагедией.
   Дети NF обладают потребностью в близком общении, но при этом сверхчувствительны к насмешкам, конфликтам. Долго находясь в подобных состояниях, они могут даже заболеть. Такой ребенок нуждается в заботе и внимании. Отрицательная реакция со стороны взрослого может вызвать у ребенка протест или бездействие. Важно помочь такому ребенку развить дружеские навыки, в противном случае чувствительный и ранимый ребенок может замкнуться и остаться одиноким.
   Ребенок NF хочет нравиться другим, поэтому он постоянно стремиться совершенствовать себя. Но не только себя. Дети хотят улучшить и атмосферу вокруг себя.
   При этом нельзя не отметить полоролевых особенностей детей NF типа. Девочка женственна от природы, А вот на мальчиков следует обратить особе внимание, поскольку окружающим они часто кажутся недостаточно мужественными из-за своей мягкости и ранимости. В то же время высокие требования родителей стремящихся воспитывать мужественность у своего ребенка, могут привести к невротическим реакциям и неврозам.
   NT-дети очень серьезны, рано начинают говорить, читать. Больше всего такие дети хотят быть способными и все знать, чтобы понимать, объяснять, контролировать и управлять. Они - маленькие исследователи. Дети NT любят все систематизировать, изучать. Это маленькие почемучки, которые пристают к своим родителям с различными вопросами. Стараясь найти ответы на свои вопросы, они иногда нарушают общепринятые нормы поведения. Он не желают ссориться с взрослыми, но если это происходит, дети реагируют на это отстраненно, что не нравиться родителям или воспитателям и даже раздражает. Ограничение же познавательной деятельности вызовет у такого ребенка неповиновение и агрессию. Поэтому лучше поддерживать его интерес ко всему новому, отвечать на поставленные им вопросы. Ребенок NT\ независим, часто переживает чувство одиночества, остро переживает неудачи и может "уйти в себя". Он сомневается в своих способностях, поэтому нуждается в успехе. Но то, что ребенок постоянно повышает к себе требования, мешает ему победить свою неуверенность.
   Традиции семьи не имеют никакого значения для ребенка NT, особенно если он интроверт. Временами такой ребенок может быть очень организован, а может и вовсе не замечать беспорядка в своей комнате, вещах.
   Такие дети часто проявляют интерес к коллекционированию. Они могут долго заниматься с одной игрушкой, пока не изучат ее подетально, однако после изучения их интерес резко снижается. Дети NT могут читать умные книги и при этом не интересоваться учебной литературой, так как это "очень просто" и не интересно для них. Такие дети способны учиться самостоятельно, изучая то, что они считают необходимым в данный момент, то, что их непосредственно интересует.
   Интеллектуально дети NT опережают своих сверстников, в то же время отставая в обретении социального опыта. Дети NT часто не умеют себя вести, мало что знают о хороших манерах, не чувствительны к окружающим. Это моменты, над которыми следует задуматься родителям при воспитании ребенка такого типа темперамента.
   Некоторые характеристики детей отражены в следующей таблице, которая поможет вам при наблюдении и определении типа темперамента вашего ребенка, что позволит в свою очередь принимать правильные решения при взаимодействии с ребенком.

Таблица

Особенности поведения детей разных темпераментов.

Сравнивае-мые признаки

Типы темперамента

SP

SJ

NF

NT

Выглядит для окружающих

   Живым, энергичным, с "легким характером
   Послушным, услужливым, внимательным, обязательным
   Отзывчивым, общительным, впечатлительным
   Независимым, "сложным", любознательным

Любимые занятия

   Подвижные игры, манипулирование предметами
   Изготовление предметов своими руками
   Общение, фантазирование, "одушевленные игрушки"
   Изучение окружающего мира, коллекциони-рование

Относится к игрушкам

   Неаккуратно, часто ломает, бросает ради новых
   Аккуратно, использует по "прямому" назначению
   Придумывает характер и новые свойства
   Пытается понять, после этого теряет интерес

Способы приобрете-ния знаний

   Действие и впечатление, практическая отработка навыка
   Систематическая подготовка, "от простого к сложному"
   Глобальное "схватывание", пропуск деталей, диалог
   Аналитический стиль, поиск принципов и структуры

Наилучший стиль обучения

   Изменение темпа, соревнование, движение, манипулирование предметами, отсутствие жесткого контроля, возможность придумать оригинальный способ выполнения задания
   Четкие инструкции, хорошо структуриро-ванный материал, подготовка и повторение, использование лекций, учебников, книг, взаимодейст-вие по типу "учитель - ученик"
   Связь знаний с эмоциональной сферой, обсуждение содержания урока, индивидуальные задания, работа в малых группах, благоприятный психологический климат
   Логическое представление материала, возможность самостоятельного употребления знаний, отсутствие повторений и дискуссий, хорошо продуманный лекционный материал
  
  
  

Наиболее вероятные проблемы

   Склонность к перевозбужде-нию, хаотичность увлечений, непослушность и неусидчивость
  
   Чувствительность к переменам, негибкость, затруднения в принятии родительской любви
   Ранимость, мечтательность, незащищенность от отрицательных эмоций, вспыльчивость
   Неустойчивость самооценки, чувства одиночества, проблемы общения с окружающими

Реакция на наказание

   Не обращает внимания, относится легко
   Старается изменить поведение на лучшее
   "Уход в себя" или бездействие
   "Несогласие" (скрытая или явная агрессия)

Главное, что необходимо ребенку для нормально-го развития

   Активные игры, действия, место и возможность для отдыха и расслабления
   Стабильность окружения, продуманное, согласованное, поэтапное воспитание
   Благоприятный эмоциональный климат, общение с широким кругом людей
   Возможность изучать мир, бережное обращение с самолюбием ребенка
  
   Мы рассмотрели основания типологии, типологический подход Д.Кейрси и можем подвести некоторые итоги:
      -- Ребенок рождается с определенными генотипически обусловленными зажатками.
      -- Попадая после рождения в определенную среду, ребенок начинает проявлять свои особенности. При этом формируется фенотип: строение тела, темперамент, способности.
      -- Темперамент - это биогенетически и социально обусловленное свойство ребенка, придающее неповторимое своеобразие всем его проявлениям как личности, позволяющее выделить индивидуальные особенности.
      -- Д. Кейрси выделил 4 типа темперамента на основании 4 пар типологических характеристик: экстраверсия - интроверсия, здравомыслие - интуиция, размышление - переживание, рассудительность - импульсивность.
      -- Определив темперамент ребенка, мы можем прогнозировать его потребности, наиболее эффективные способы взаимодействия с ним, во избежание напряжений психики.
  
  
  
  
   Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. - СПб.,1994.-с. 43
   Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. - СПб.,1994.-с.103
  

Типология ребенка

  
  
  
  
   164
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"