Семья, в которой присутствует только один родитель
Следующий тип семьи - это неполная семья, в которой есть только один родитель. Это могут быть материнские или отцовские семьи. Причин появления таких семей несколько:
- распад семьи;
- смерть одного из родителей;
-желание женщины самостоятельно, не вступая в брак, рожать, растить и воспитывать ребенка.
На наш взгляд, данные причины можно условно разделить на две группы.
К первой группе относятся распад семьи, т.е. развод супругов, при котором ребенок остается жить либо с матерью, либо с отцом, а также смерть одного из родителей. Это семьи, которые столкнулись с проблемой на определенном этапе своего развития. В таких семьях дети живут с одним из родителей, при этом второй родитель может присутствовать в жизни ребенка или не присутствовать, но он был, ребенок может помнить его, интересоваться судьбой.
Ко второй группе относится решение женщины самостоятельно воспитывать ребенка, не вступая в брак. В таких семьях об отце ребенка чаще не упоминают.
Относительно такой семьи существуют различные точки зрения.
Одни специалисты говорят, что это плохо отражается на ребенке. Для эмоционального и социального развития необходимо, чтобы он видел примеры поведения мамы и папы, т.е. мужскую и женскую роль. В неполной семье ребенок вынужден искать отсутствующую модель полоролевого поведения вне семьи. Следует признать, что такой поиск не всегда успешен.
Другие специалисты утверждают, что неполный состав семьи не является причиной погрешностей в воспитания ребенка.
Действительно, существует много полных семей, где дети не получают должного внимания. И поэтому, если ребенок воспитывается одним из родителей, это само по себе, как справедливо полагает известный педагог З. Матейчек "не способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него никаких специфических черт, каких бы не было у других детей. Дело всего лишь в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности".
Какие же опасности и трудности встречаются на жизненном пути неполной семьи?
1. Это проблема занятости единственного родителя.
Рассматривая проблему занятости, необходимо также иметь в виду
деление семей на две группы.
Группа 1:
Занятость родителя возрастает с определенного момента. Именно с этого момента ребенок редко видит мать или отца. Эта ситуация усложняет уже существующую (развод или смерть одного из родителей).
При этом могут возникать материальные трудности в семье), о зависит от предыдущего материального уровня семьи и возможностей оставшегося родителя). Это может повлечь за собой изменение условий воспитания.
Группа 2:
Изначально мать берет решение всех проблем на себя. Это, как правило, женщина, которая материально независима. Она в состоянии обеспечить себя и ребенка. С самого рождения ребенка мать крайне занята, и поэтому в данной ситуации повторяются те же плюсы и минусы, как и в первом типе семьи. Но при этом мать воспитывает ребенка в едином ключе, т.е. в её деятельность по воспитанию ребенка никто не вмешивается.
2. Следующая трудность данного типа семьи связана с необходимостью выполнения имеющимся родителем ролевых позиций отсутствующего.
Это очень сложная задача, с которой не каждый родитель может справиться. Ребенок очень чутко улавливает всю фальшь, и неэффективное исполнение роли отсутствующего родителя может приводить к нежелательным последствиям в воспитании ребенка.
3. Трудности неполной семьи могут определяться и психоэмоциональным состоянием родителя.
Единственный родитель может переносить свои проблемы на ребенка или быть излишне привязанным к нему. Все это не может не отразиться на формировании личности малыша и соответственно на его последующей взрослой жизни.
Говоря о неполной семье, следует остановиться на различиях между материнскими и отцовскими семьями.
Отцовских семей не так много, как материнских. Материнские семьи более привычны для нашего общества. Женщина вынашивает и рожает ребенка, кормит его. Она как бы сживается с ребенком. Кроме того, традиционно забота о детях считается делом женским. Вместе с тем современная психология считает, что отец способен быть воспитателем, а мужчины реагируют на улыбку ребенка, его плач так же, как и женщины. При этом основной репертуар успокаивающих действий у них одинаков. Однако в обществе мужская роль традиционно связана с трудовой деятельностью, а не воспитанием детей.
Так, педагог Н.В. Искольдский пишет, что отцы не всегда готовы взять на себя функции единственного воспитателя своих детей, так как этому их никто никогда специально не обучал, а одна из главных трудностей состоит в каждодневном приготовлении пищи. Общие их трудности связаны с отсутствием терпения и недостатком времени, а также с постоянными сомнениями при принятии решений, касающихся вопросов воспитания.
Тем не менее, после определенного опыта общения и воспитания ребенка, у отцов возникает более ответственное отношение к детям, хотя это и дается им сложнее, чем матерям.
Советы родителям:
--
Если так случилось, что у Вас неполная семья, будьте особенно внимательны к ребенку (детям). Будьте внимательными, но не опекайте его (их) излишне. Особое внимание требуется, если в семье существует стрессовая ситуация развода или смерти одного из родителей.
--
Не перекладывайте решение своих проблем на детские плечи. Вы можете переживать вместе случившееся в семье (развод, смерть одного из родителей), но помните, что ребенок часто гораздо тоньше чувствует и при этом может не правильно оценивать ситуацию. Он может чувствовать себя виноватым за то, что произошло в семье.
--
Вы очень заняты. Но ребенок хочет видеть Вас, общаться, делиться своими переживаниями. Распределите свое время, найдите для него несколько минут, час, день, которые вы сможете уделить только ему.
--
Если у вас неполная отцовская семья, не прислушивайтесь к тому, что говорят соседи или "друзья" о роли мужчины и женщины в воспитании и ведении домашнего хозяйства, не стесняйтесь и не переживайте, что на детской площадке вы находитесь среди мам, бабушек, нянь, а дома вам приходиться справляться с множеством мелких и рутинных дел. Многие отцы в заботе о ребенке стали такими специалистами, что могут конкурировать с самой замечательной мамой.
Некоторые выводы:
1.Семья неполная - это семья с одним родителем (папой или мамой).
2.В зависимости от того, с кем ребенок остался в семье, семьи бывают:
- отцовские
- материнские.
3.Причины появления неполных семей:
- Распад семьи
-Смерть одного из родителей
-Желание женщины, не вступая в брак, рожать, растить и воспитывать ребенка.
4.Все трудности воспитания ложатся на плечи одного родителя. Ему приходится выполнять роль отсутствующей половины, не забывая о своей собственной роли.
Матейчек З. Родители и дети: Кн. Для учителя: Пер. С чеш. - М.: Просвещение, 1992. - с.56.
Искольдский Н.В. Отец: кормилец или воспитатель?// Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990. - с.83