Действие происходит в подземном переходе. По переходу туда-сюда сну-ют прохожие. Продавцы громко расхваливают свой товар. В начале перехода стоит ПЕТЯ с гитарой, перед ним на полу лежит открытый чемоданчик для денег. ПЕТЯ начинает играть на гитаре и петь. Вокруг него сразу же образу-ется толпа. Прохожие слушают его пение и бросают в чемоданчик деньги. В противоположном конце перехода яркий свет, иногда там раздается собачий лай.
ПРОХОЖИЙ. (Пете) Ну, братишка, ты и поешь! Два раза в день пробегаю по этому переходу, и каждый раз меня твоя гитара тормозит. Эх, стольник сегодня не пожалею за такое пенье! (Бросает в чемоданчик крупную купю-ру.)
ДРУГОЙ ПРОХОЖИЙ. Да-а-а... Поешь ты, парень, что надо. Тебе на профессиональную сцену пора, а не в переходе целыми днями надрываться.
ПРОХОЖАЯ. Спонсора ему нужно найти, чтоб раскрутил его. Без спон-соров сейчас никуда. Только в переходе, в этом вонючем, голос надрывать...
ГИВИ. (Выйдя из своего лотка) Вах, женщина, слушай, зачем так гово-ришь, зачем наш переход вонючим называешь? Не нравится, не ходи здесь вообще. Кто тебя просит каждый день по нашему переходу чапать?
ПРОХОЖАЯ. А где мне прикажете ходить?
ГИВИ. По верху ходи, зачем вниз лезешь?
ПРОХОЖАЯ. Затем, чтоб машина не сбила.
ГИВИ. Э, слушай, да какая машина к такой красавице близко подъедет?
ПРОХОЖАЯ. Ты еще будешь меня оскорблять, морда грузинская? (Идет на него.) Три шкуры с нас дерешь за свои вонючие мандарины и еще оскорб-ляешь! (Замахивается на него сумкой.)
ГИВИ. (Отскакивает от нее.) Э, женщина, ты давай не устраивай здесь конфликт! (В конце перехода раздается собачий лай.) Вот, слышишь, Маль-чик уже беспокоится. Он не любит разные там разборки. Сейчас, как отпус-тят его охранники, он прибежит и съест тебя.
ПРОХОЖАЯ. Меня съест?! Да он тебя скорее съест, чем меня! Я его каж-дый день вкусненьким подкармливаю, и он меня любит.
ГИВИ. А я что ли не подкармливаю? Он у меня шоколад из рук ест.
ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ПРОХОЖИЙ. А, между прочим, собаку нельзя сладким закармливать. Это вредно для ее здоровья. И, вообще, хватит вам разборки устраивать...
ДРУГИЕ ПРОХОЖИЕ. Так пел парень хорошо, а они тут разорались... Ни стыда ни совести...
ГИВИ. Правильно народ возмущается! Зачем нарушать гармонию нашего перехода? Петька поет, я торгую, никому не мешаю, другие вон тоже торгу-ют, кто не может петь и торговать сидят тихонько и попрошайничают, у всех свое дело. А эта женщина, понимаешь, бегает по переходу и покой нарушает, кричит, сумкой размахивает и собаку нашу раскармливает. Не хорошо так, слушай, красавица. Давай, иди домой лучше и на мужа там ори... (Заходит в свой лоток.)
Прохожие постепенно расходятся. ПЕТЯ настраивает гитару. В переход вбегают ДРУЗЬЯ ПЕТИ.
ЖОРКА. (Первым подбегает к Пете.) Петька! Хватит струны мучить! (Смотрит на открытый чемоданчик с деньгами.) Вон сколько уже заработал. На ресторан хватит...
ВИТАЛИК. (Садится на корточки возле чемоданчика, пересчитывает деньги.) Слушай, маэстро, тут у тебя и крупные есть! Хорошо пел, значит се-годня...
НАТАШКА. Петя, она приехала!..
ПЕТЯ. Кто?
ЮРКА. Она ждет тебя, брат, там наверху.
ПЕТЯ. Да кто меня ждет?
АЛЕНКА. Да не прикидывайся ты глупым осликом! Та, о которой ты тос-куешь уже целый год. Она такая... Такая... Нам до нее, как до солнца...
ЖОРКА. Да не стой ты, как монумент с гитарой. Иди к ней. Денег у тебя полный чемодан. Поведешь ее в ресторан.
НАТАШКА. Да посмотрите вы на него! Стоит, как дурак! Тебе же гово-рят, она приехала!
ЮРКА. Это он от счастья обалдел.
ВИТАЛИК. (Поднимается с корточек, подает Пете аккуратно сложенную пачку денег.) На, маэстро, я все по купюрам разложил. Пошли, нельзя де-вушку заставлять ждать так долго. Тем более такую девушку...
АЛЕНКА. Ой, Петька, она такая стала! Ты ее не узнаешь. Королева! Хо-рошо они их там, в модельном агентстве, учат, звездочек из них делают.
ЮРКА. Да она и раньше была королевой. Лучшая девчонка школы... А Петьке как все завидовали, когда она его выбрала.
НАТАШКА. А сейчас она стоит там наверху, вся такая из себя, около сво-его "Мерседеса" и Петечку ждет. Счастливый он у нас...
ПЕТЯ. Ну, ладно, ребята, хватит. Приехала она - хорошо. Хочет меня ви-деть, пусть сюда приходит. У меня еще рабочий день не кончился. Я еще свою норму не сделал...
ВИТАЛИК. Да как это не сделал? Да ты сегодня уже даже самый завы-шенный план перевыполнил. Я же посчитал. Кого ты обмануть хочешь?..
ЖОРКА. Вот именно, кому ты лапшу на уши вешаешь? Виталику? Он же у нас будущий финансист. Он денежки считать умеет.
ПЕТЯ. Нет, ребята, никуда я не пойду. Не хочу. Пусть сама приходит.
АЛЕНКА. Упрямый ты, Петька. Ладно, Жорка, сбегай за ней, пусть она сама сюда спустится.
ЖОРКА. Я-то сбегаю, мне не трудно. Но захочет ли она, прекрасное соз-данье голубой крови, спустится под землю, чтобы увидеть своего принца?
ЮРКА. Захочет, никуда не денется. Раз приехала, так значит и в переход спуститься может.
ЖОРКА. Ладно. Я побежал. (Убегает по переходу к дальнему выходу.)
НАТАШКА. Петечка, да ты не робей. У вас же с ней уже с седьмого клас-са такая любовь! Как у Ромэо и Джульетты. Лишь бы кончилось все хорошо, не как у них.
ВИТАЛИК. Такая любовь не бывает долгой. Повзрослеет она и поймет, что Маэстро Петя ей не пара.
АЛЕНКА. А кто же ей пара, если не он?
ВИТАЛИК. Ну, к примеру, какой-нибудь удачливый финансист, вроде меня. Да ладно, шучу, шучу, друг Петр. Она тебя любит.
В противоположном конце перехода раздается громкий собачий лай.
ПЕТЯ. На кого это он так лает?
НАТАШКА. А вон, смотрите, это она!
По переходу идет СВЕТА, красивая высокая девушка с фигурой фотомо-дели, за ней идет ЖОРКА. Собачий лай смолкает.
СВЕТА. (Подходит к Пете.) Ну, здравствуй.
ПЕТЯ. Здравствуй, Света. Это на тебя Мальчик лаял?
СВЕТА. Какой Мальчик?
ЖОРКА. На нее он лаял. Не знаю, что с ним случилось! Обычно он к дев-чонкам хорошо относится. На пьяниц и хулиганов бросается, а девчонок лю-бит...
СВЕТА. Это собака эта противная? Как зверюга, на людей бросается...
ПЕТЯ. Да не бросается она на людей. Мальчик, наоборот, очень миролю-бивый. А так, как он сегодня лаял... Так он только об опасности предупреж-дает, когда кто-то недобрый в переход входит...
СВЕТА. Ну вот! Значит, ваш Мальчик меня за бандитку принял?
ГИВИ. (Выходит из своего лотка.) Вах, вах! Такую девушку бандиткой назвать? Да у кого это язык повернулся? Кто посмел?
ПЕТЯ. Дядя Гиви, ну ты же слышал, как Мальчик сейчас лаял?
ГИВИ. Слышал. Думал, опять какая-нибудь разборка в нашем переходе будет. А это он, оказывается, такую красавицу облаял? Ну, обалдел, слушай, наш пес!..
ЕКАТЕРИНА. (Подходит к ним.) Ну что вы, ребята! Это Мальчик, навер-ное, от восторга так разошелся. Не каждый же день такая красотка в нашем переходе появляется.
ПЕТЯ. Нет, тетя Катя, он очень зло лаял.
ЕКАТЕРИНА. Да это тебе показалось, Петенька. Ты лучше бы девушку мороженым угостил. У меня как раз сегодня новинки есть. Новое "Баунти" такое вкусное! Я сама уже три штуки съела.
ПЕТЯ. (Свете) Хочешь мороженое?
СВЕТА. Нет, не хочу.
НАТАШКА. Конечно, она там, в Москве, какого только мороженого не наелась. Ее теперь ничем не удивишь.
ВАСИЛИСА. (Подходит к ним с красочным журналом в руках.) Петенька, а эта девушка твоя невеста?
ПЕТЯ. (Смутившись.) Одноклассница.
ВАСИЛИСА. (Свете.) А я вот журнальчики пролистывала и смотрю, ка-кое-то лицо знакомое. Ты в рекламе не снималась?
СВЕТА. (Берет у нее из рук журнал, смотрит на фотографию.) Да, это мое фото. Неделю назад съемки закончились.
АЛЕНКА. Светка! А ну-ка покажи!
Все, кроме Пети бросаются рассматривать журнал. Восхищаются Свети-ной фотографией.
ГИВИ. Вах, вах! Такая девушка! Ягодка прямо! Солнышко!..
ВАСИЛИСА. (Отнимает у него журнал.) Ну, ты еще будешь мой журнал мусолить!
ГИВИ. Почему мусолить, слушай? Что, всем можно посмотреть, а мне нельзя? Ух, ты какая, Василиса! Жадная! Или ревнивая...
ВАСИЛИСА. Я ревнивая? Да кого ревновать, тебя, что ли?
ГИВИ. Меня, а кого же еще.
ВАСИЛИСА. Да пошел ты! (Уходит к своему лотку.)
ГИВИ. Ревнует, слушай... (Тоже заходит в свой лоток.)
ЕКАТЕРИНА. Ну что, ребята, не хотите, значит, мороженого по такому случаю?
ВИТАЛИК. По такому случаю, Петр Светочку в ресторан поведет.
ЕКАТЕРИНА. Ну, ладно, не хотите мороженого, не надо. В жару от вас отбоя нет, а как чуть прохладней, так даже "Баунти" новое никто не берет... (Уходит к своему лотку.)
СВЕТА. (Пете) А ты даже на журнал и не глянул.
ПЕТЯ. А зачем?
СВЕТА. Как это зачем? Это же моя первая фотография, мой дебют...
ПЕТЯ. Твоя фотография в журнале - это для всех, это твоя работа. Мне нет до нее дела.
СВЕТА. Может, тебе и до меня нет дела?
ПЕТЯ. До тебя есть. Ты для меня...
СВЕТА. Кто я для тебя?
ПЕТЯ. Ты для меня просто Света... Свет в конце темного перехода...
СВЕТА. Красиво... А я уж думала, что не дождусь от тебя доброго сло-ва...
ЖОРКА. После твоего, Светка, отъезда он каким-то нелюдимом прямо стал. Играет целыми днями в этом переходе...
ВИТАЛИК. Это он деньги копит.
СВЕТА. На что?
ВИТАЛИК. Не знаю...
НАТАШКА. Слушайте, ребята! А вы помните, какой сегодня день?
ЮРКА. Какой? Я не помню.
ЖОРКА. И я не помню.
СВЕТА. А я помню. Год назад мы закончили школу. И Петя предложил встретиться ровно через год всей нашей компанией и посмотреть, кто каких успехов достиг за этот наш первый год взрослой жизни. Ну, ты-то, Петя, сам это помнишь?
ПЕТЯ. Помню.
СВЕТА. Ну вот, мы все и встретились. О моих успехах вы уже знаете. Те-перь рассказывайте о своих.
ВИТАЛИК. Ну, я, к примеру...
ЮРКА. Будущий банкир. Это всем уже давно известно. В институте ты самый лучший, отличник ты наш.
ВИТАЛИК. Ну а наш бедный Юрик, при попытке сыграть Гамлета, сре-зался на экзамене в театральном институте. Теперь учится на менеджера. Быть или не быть на плаву в этой жизни - вот в чем вопрос!
НАТАШКА. А я вот куда хотела, туда и поступила!
ВИТАЛИК. О, да! Наташка у нас будущий доктор. Будет залечивать наши раны. Вот, к примеру, вызову я друга Петра на дуэль из-за прекрасной, не-сравненной фотомодели Светы, бросит он свою гитару, возьмет в руку пис-толет и бессердечно выстрелит мне прямо в сердце, вот тогда и понадобится Наташкина помощь, поставит она медицинское заключение - летальный ис-ход...
СВЕТА. А ты и вправду готов из-за меня стреляться?
ВИТАЛИК. Готов. И ты это знаешь.
АЛЕНКА. Да ладно вам! Не дразните друг друга, а то и впрямь драма ра-зыграется.
ВИТАЛИК. Вот! В нашей Аленке заговорил настоящий адвокат. Она вы-брала правильную дорогу. Поступила и учится на юриста.
ЖОРКА. А я вот птичка невысокого полета. Чирикаю понемногу.
ВИТАЛИК. Ну, прямо уж! Воробушек нашелся! Ты, брат, учителем решил стать. Ну и хорошо! Благородная профессия. Кто-то же должен учить дети-шек...
СВЕТА. А ты, Петя, почему молчишь?
ПЕТЯ. А зачем нужно комментировать, кем я стал и чего добился. И так все налицо. Вот он я весь, у всех на виду!
АЛЕНКА. Петенька, между прочим, из всей нашей компании самый та-лантливый. Люди сюда в переход, как в театр, приходят Петю послушать. Я сама видела один раз, как мужчина слушал Петькино пенье и плакал. И вся-кий раз ему аплодируют, как настоящему артисту. И не мелочь какую-то в чемоданчик кидают, а крупные...
ПЕТЯ. Аленка, насколько я помню, я тебя в адвокаты не нанимал. И мне вообще не нужны никакие адвокаты.
СВЕТА. Да ладно, Петя, не надо. Мы же все понимаем. Когда твоего отца в тюрьму посадили, а мать на двух работах работала, вы просто-напросто го-лодали. Конечно, четверо детей в семье. И ты самый старший. Кому же зара-батывать, как не тебе. Ты даже не подавал документы в Музыкальное учи-лище?
ПЕТЯ. Нет.
СВЕТА. Сразу стал петь в этом переходе?
ПЕТЯ. Да. Ты уехала учиться в Москву, а я стал петь в переходе. И только не надо меня жалеть!
СВЕТА. А я и не жалею.
ПЕТЯ. Нет жалеешь! Я же вижу, как ты на меня смотришь.
СВЕТА. Глупый! Я смотрю на тебя с восхищением. Скажи, а ты не забыл про свое обещание?
ПЕТЯ. Сочинить для тебя песню? Не забыл. Я спою ее тебе потом.
СВЕТА. Почему потом? Я хочу сейчас.
ПЕТЯ. Нет.
СВЕТА. Я хочу. Ну, пожалуйста! Ты же поешь для других.
ПЕТЯ. Для других - это другое... Ну, ладно, раз ты просишь...
Петя берет в руки гитару, поет. Вокруг него сразу собирается толпа. Он заканчивает петь, ему аплодируют.
Гаснет свет. Аплодисменты стихают.
Конец первого действия.
Действие второе
Действие происходит в парке. ПЕТЯ и СВЕТА идут по парку, взявшись за руки. Они подходят к скамейке.
ПЕТЯ. Света, помнишь эту скамейку?
СВЕТА. Помню. Здесь ты в первый раз поцеловал меня. Набрался смело-сти.
ПЕТЯ. Скажи, а там, в Москве, ты с кем-нибудь целовалась? У тебя был кто-нибудь?
СВЕТА. Сказать правду?
ПЕТЯ. Да.
СВЕТА. Фотограф, с которым мы работали... Он...
ПЕТЯ. Что он?
СВЕТА. А не будем о нем! Я же к тебе приехала...
ПЕТЯ. Но почему? Почему ты приехала?
СВЕТА. Потому что я так захотела.
ПЕТЯ. Ты всегда делаешь то, что хочешь?
СВЕТА. Похоже, что всегда. Я захотела стать фотомоделью и стала. Захо-тела белый "Мерседес" и купила. Захотела в девятом классе выйти за тебя замуж и вот с самого моего возвращения из Москвы жду от тебя предложе-ния руки и сердца...
ПЕТЯ. Ты опять шутишь, Светка?
СВЕТА. А если серьезно, тогда что? Или ты только песни красивые петь можешь?
ПЕТЯ. Не только песни...
СВЕТА. Ну, тогда говори.
ПЕТЯ. Что говорить?
СВЕТА. Ну, тоже, что ты в песнях поешь, только в прозе.
ПЕТЯ. А ты вправду хочешь выйти за меня замуж?
СВЕТА. А разве я когда-нибудь тебя обманывала?
ПЕТЯ. Да вроде нет...
СВЕТА. Ну, тогда, говори.
ПЕТЯ. Что говорить?
СВЕТА. Петька, ты на самом деле такой? Или прикидываешься? Да на-мекни я только Виталику, он на коленях бы передо мной ползал. А ты...
ПЕТЯ. Света, а почему ты выбрала именно меня?
СВЕТА. Да потому, что ты не такой, как Виталик, как другие... Ты, ты очень хороший. Ты же в конце девятого класса сказал мне: "Светка, давай поженимся!" А теперь что? Что изменилось? Ты больше не любишь меня?
ПЕТЯ. Что за глупости... Ты для меня все... Только, за эти два года изме-нилось многое... Тогда, в девятом классе, мне было легко сказать: "Светка, выходи за меня замуж!" Тогда все было по-другому...
СВЕТА. А теперь тебе надо ставить на ноги младших братишек и сестрен-ку, матери одной не справиться, так? Ты для них теперь вместо отца?
ПЕТЯ. Ты же сама все понимаешь.
СВЕТА. Ну, если дело только в этом, тогда нет проблем! Мы их всех с со-бой в Москву заберем. Папочка мой обещал мне домик в Москве купить. А пока поживем в моей квартире. Она у меня большая, все поместимся.
ПЕТЯ. Не надо, Светка. Не надо из жалости ко мне портить себе жизнь. Тоже мне спонсор-меценат нашелся.
СВЕТА. Из жалости?! Да какая жалость! Я с детства мечтала о большой дружной семье. Я же одна у моих предков, а они вечно в делах, в разъездах, меня деньгами снабжают, а до остального им дела никакого нет, живи, мол, доченька, как хочешь. А мне настоящей семьи хочется. Конечно, если ты ме-ня еще не разлюбил... А если разлюбил, то прощай... (Собирается уйти.)
ПЕТЯ. (Останавливает ее.) Да погоди ты, Светка! Как это разлюбил? Как я вообще когда-нибудь смогу тебя разлюбить? Что ты говоришь... Когда ты уехала год назад в Москву, я хотел взять билет и помчаться за тобой, но как раз в это время отца посадили... И жизнь сразу так резко изменилась...
СВЕТА. Мы найдем самого лучшего адвоката твоему отцу. Все же гово-рят, что он не виновен, что его просто подставили, дружки его по бизнесу...
ПЕТЯ. Да, это так...
СВЕТА. А потом станешь ты знаменитым певцом и композитором, и я брошу работу фотомодели и нарожаю тебе кучу детишек. Хочешь?
ПЕТЯ. Конечно, хочу.
СВЕТА. А насчет свадьбы мои предки позаботятся, ты не беспокойся...
Из темноты появляются трое хулиганов. Они подходят к ПЕТЕ и СВЕТЕ.
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН. И кто это тут женится? Красотка выходит замуж за этого малого?.. И что она в нем нашла, вы не знаете?
ДВОЕ ДРУГИХ ХУЛИГАНОВ. Не знаем.
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН. А может красотка одумается и подыщет другого претендента? А? Пока не поздно.
СВЕТА. Это ты, что ли, претендент?
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН. Ну, хотя бы и я.
ПЕТЯ. Так, ребята, отвалите по-хорошему.
ВТОРОЙ ХУЛИГАН. А ты что, будешь с нами драться? Девчонку свою защищать будешь? Ну, давай, посмотрим, какой ты у нас герой!
СВЕТА. Никто ничего смотреть не будет.
ТРЕТИЙ ХУЛИГАН. Это почему же?
СВЕТА. (Достает из сумочки пистолет.) А потому что я вас сейчас, как сусликов, перестреляю.
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН. Э, детка, ты не балуй. Или он у тебя не настоящий?
СВЕТА. У меня все настоящее. Доказать? (Целится в первого хулигана.)
ПЕТЯ. Света, не надо, убери пистолет. Они сами уйдут.
СВЕТА. А зачем подходили?
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН. Да мы пошутить хотели, дура! Убери пушку!
СВЕТА. Ах, я дура?! (Раздается выстрел.)
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН. (Хватается за плечо. Кричит.) А-а-а! Что же ты де-лаешь, девка?! Ты же меня подстрелила!
ПЕТЯ. Светка! Ты что? Отдай пистолет!
СВЕТА. Не отдам! И не подходи ко мне. (Направляет на него пистолет.)
Двое хулиганов берут своего раненого товарища под руки и, ругаясь, ухо-дят в темноту.
ПЕТЯ. Света, ну перестань, убери пистолет. Хватит. Они ушли, ты же ви-дишь.
СВЕТА. (Кладет пистолет обратно в сумочку.) Обними меня.
ПЕТЯ. (Подходит к ней, обнимает ее.) Ну все, все... Все кончилось. Ты испугалась... Испугалась, поэтому и стреляла...
СВЕТА. (Смеется. Отстраняется от Пети.) Испугалась?! Что ты несешь?! Да чтобы я боялась каких-то там парковых хулиганов!
ПЕТЯ. Зачем же ты стреляла?
СВЕТА. Хотела и стреляла.
ПЕТЯ. А если бы ты его убила?
СВЕТА. Одним придурком меньше бы на земле стало!
ПЕТЯ. Но зачем? Почему? Это же жестоко. Я бы сам с ними поговорил. Ну, подрался бы...
СВЕТА. Ну и избили бы они тебя! Что хорошего? Да таких, как они, от-бросов общества, вообще, истреблять надо. Охоту на них надо устраивать, как на диких зверей, чтобы на людей не бросались...
ПЕТЯ. Светка, Светочка, что ты говоришь? Я не верю, что ты такая жес-токая! Не верю. Они же живые люди, а ты стреляла в них, как в зверей. Даже зверей убивать - это жестоко.
СВЕТА. И мух, и тараканов, и комаров, может, тоже нельзя пальцем тро-нуть? Они будут портить тебе жизнь, а ты будешь любоваться на них, так? Нет, Петенька, я никому не дам себя в обиду.
ПЕТЯ. Откуда у тебя пистолет?
СВЕТА. Папа купил, когда в Москву меня отправлял.
ПЕТЯ. И в Москве ты стреляла в людей?
СВЕТА. Стреляла, когда надо было.
ПЕТЯ. Ну, Светка, ты круто изменилась...
СВЕТА. А что, не нравлюсь тебе уже? Не нравлюсь, скажи!
ПЕТЯ. Что за глупости...
СВЕТА. А если нравлюсь, тогда поцелуй!
ПЕТЯ. Не хочу, не сейчас...
СВЕТА. А я хочу именно сейчас. И ты меня поцелуешь!