Аннотация: Попаданец в тело монгольского царевича. (обновление от 04.02.14. Домучил главу 7 )
Сартак царь всея Руси.
Пролог.
Позвольте всем, у кого есть родственники в деревне, дать несколько бесплатных советов.
Первый - основной. Приезжая к ним в гости, никогда не пейте с сельскими трактористами! Это в любом случае опасно для жизни и здоровья.
Второй - житейский. Если этот тракторист ваш школьный товарищ, которого Вы бог знает, сколько лет не видели, и пьянки не избежать, то не берите вино. Во-первых, в сельском ларьке хорошего вина вы всё равно не найдёте. Впрочем, к коньяку это тоже относится. Во-вторых, даже если привезёте хорошую выпивку из города, то, в любом случае, будете безжалостно раскритикованы товарищем-знатоком за плохой вкус и бесполезную трату денег. Вам предложат замечательный продукт, который, всего-то за семьдесят рублей пол литра, можно купить у соседа. Причём, когда приготовленный самогон кончится, перед тем, как бежать за новой порцией "клинского", вино всё-таки будет выпито. А вино на самогон это полный ...
Третий совет - банальный. Старайтесь не пить много. Впрочем, если вы не воспользовались первым советом, то это для Вас уже невозможно. Но хотя бы не пытайтесь в деле вдумчивого уничтожения спиртного идти вровень с вашим одноклассником .
Ведь всё равно бесполезно! Не забывайте, что данный сапиенс гораздо ближе к природе. Сельский мужик-работяга, он не просиживает задницу в офисе. Настоящий русский крестьянин круглый год занят физическим трудом, к тому же не жрёт всякую дрянь, а питается натуральными продуктами. И главное - он имеет гораздо больший опыт потребления соседской огненной воды.
Наконец, последний совет. Когда Вас, со словами: "Совсем, мля, братан, ты в своём городе ослабел, ведь тока ж начали!" и, с грубоватой мужской заботой, швырнут на незастеленную кровать, проверьте, чтобы в кармане джинсов ничего не было. Особенно опасайтесь языческого амулета, который сынишка вашего приятеля нашел в каком-то котловане и подарил Вам.
Если воспользуетесь моими советами, то есть шанс, что Ваша жизнь кардинально не изменится и Вы останетесь существовать в нашей, такой прекрасной, банальной и скучной действительности. В общем, будьте осторожны, не повторяйте моих ошибок. Вот мне таких советов вовремя никто не дал, а сейчас уже поздно.
Я п о п а л!
Интерлюдия 1.
Беда случилась, когда лето уже перешло за половину, но до осени ещё было далеко, а на поле как раз повязали дожинный сноп. И сначала ничего не сулило несчастья.
Векша любил это сытое и довольное время. А кому из мальчишек Овражков оно не нравиться? В поле основная страда закончена, с огородом мамке помогать тоже уже не требуется, в лесах полно ягод, на речке рыба, камыш со сладкими стеблями. Векша заметил, что в это время праздники тоже наступают добрые, сытые. И даже взрослые мужи добрее становятся. Правда, в прошлом годе они такими не были, но оно и понятно - недород - чему радоваться? А год нынешний, он урожайным выдался. И хотя их семья кормилась не хлеборобством, Векша, не смотря на малолетство, как будущий серьёзный муж и хозяин, отлично понимал, что это несёт сытую зиму не только тем, кто по весне орал землю, но и папке теперь за работу платить будут щедрее и охотней. Поэтому он от всего сердца поблагодарил за урожай Господа на молебне в Ильин день и также искренне со всеми жителями веси славил завитую из последних несрезанных колосьев "бороду Велеса" празднике Дожинок.
Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле...
Завиваем бороду
У Велеса да на широком...
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!
Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божска.
В таком почитании старых богов христианами Векша не видел ничего необычного и предосудительного. Понятно, что Господь - бог истинный, однако ему с неба за всем, видимо, уследить ну никак не возможно. Что же плохого, ежели славные боги пращуров ему в том подсобят немного? Правда, отец Никодим, говорит, что Исус объявил всех старых богов демонами, только Векша в это не верил. Нет, отец Никодим, конечно, не врёт, но маленький муж был твёрдо уверен, что злые люди просто хулу на славянских богов Исусу положили, а Он добрый был и поверил. Ну разве может матушка Макошь, без помощи которой ничего живое на земле не рождается, быть демоном? А Дажбог прародитель и покровитель народа славянского? А Рожаницы, о своих потомках заботящиеся? Нет, здесь Исус точно не прав! Векша считал, что Ему надо было не доверяться злым людям, а самому с такими славными богами познакомиться, посидеть, поговорить, мёда выпить ... Тогда и распинать Его злые фарисеи не осмелились бы, а если кто и захотел, то Перун-громовержец за своего други, любого грешника молнией сожжёт. Просто не повезло Господу, не в тех землях Он родился. Вот ежели бы в Овражки проповедовать пришёл Его никто бы обижать и убивать не стал. Наоборот, приветили бы как родича, насовсем поселиться пригласили, с обустройством всем миром помогли.
Но в тот день Векша об этом не задумывался. Он вместе с остальными мальчишками веселился на празднике, радовался урожаю. Хмельной мёд по малолетству им не подносили, но и других лакомств на столах, выставленных прямо на улице, было больше чем достаточно.
А уж взрослые мужи те, конечно, и вовсе пели, пили и гуляли во всю. Жёнки от них тоже не сильно отставали.
- Бортничек господырек!
Отгреби-тко свой роек!
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади,
Пива-меду поднеси!
Ты напой меня, жнею, -
Я те песенку спою.
В этот момент из-за поворота реки показались струги.
- Раненько чего-то гости пожаловали, - довольно заметил староста. - Обещались только после яблочного спаса явиться, когда в Угличе расторгуются.
Но из причаливших стругов, вместо ожидаемых купцов вышли вовсе незнакомые люди. Однако беззаботные отяжелевшие после угощения весяне не обратили на это внимания. Пригласили пришельцев за столы и праздник продолжился. А утром началось...
Проснувшиеся овражинцы обнаружили, что часть пришлых воев, с которыми они вчера гуляли за одним столом, одоспешенные с натянутыми луками стоят на околице, отрезая весян от леса, а остальные начали ходить по дворам, вытаскивая жителей из домов и сгоняя их к пристани. Овражки наполнились криками и бабьим плачем. Всякое сопротивление весян мгновенно и жестоко подавлялось. Да и что могли сделать простые пахари против опытных находников? Нескольких бросившихся к лесу парней безжалостно расстреляли из луков. Выбежавший на улицу Векша, увидев это, поспешил обратно в избу, ведь там папка, а он самый сильный. Но и силач-кузнец ничем не смог противостоять даже одному обученному воину. Ворвавшийся во двор ратник играючи отмахнулся щитом от богатырского удара оглобли, лениво сунул мечом в живот отца Векши и ... покачнулся от крепкого подзатыльника, нахлобучевшего шлем ему на глаза.
- Ты что ж творишь-то, дурень?! Просто ошеломить не мог? Это же коваль! За него не меньше (сколько?) взять можно было! - ворчливо выговаривал убийце пожилой воин, не обращая внимания на хрипящего на земле кузнеца.
Очнувшийся от оцепенения Векша в ярости бросился на татей, отлетев от удара назад, кинулся опять, потом опять ...
- Убью... Кх-х-х...
- Лютый! Ох, и лютый! А ведь может и убить. Когда вырастет. Отца он тебе, Михайла, никогда не простит, может лучше и его сейчас... А, Михайла? - спросил старший вой, наступив ногой на горло извивающемуся на земле мальчику.
- Ещё чего! Не хватало каждого дитя от казнённых мною опасаться! - недовольно пробурчал убийца. - К тому же от татар до Новгорода путь долгий, а уж невольники из Дикой Степи и вовсе редко когда возвращаются. Давай-ка ты, дядька Петро, тащи щенка к пристани, а я ещё здесь пошукаю...
Очнулся Векша уже на струге, рядом сидели мамка и сестрёнка Светлена. Увидев неподалёку ненавистное лицо воя Михайлы, мальчик вновь бросился в бой...
С тех пор Векшей его больше не прозывали. С лёгкой руки десятника Петро, все вспомнили другое имя, которым его нарекли раньше. Рождённый в конце зимы ребёнок сначала был Лютиком*. Но мальчику не нравилось такое "цветочное" прозвище и он очень гордился, когда за ловкость в лазании по деревьям друзья, а потом и вся весь стали звать его Векшей*.
Однако сейчас многие припомнили и то, что этот маленький жёлтый цветок посвящён Перуну, покровителю воинов, и то, что в далёкие времена Сатана именно среди лютиков пытался спрятаться от Архангела Михаила, и одно из прозвищ навьих зверей, волков...*
Да и Лютиком мальчика продолжали именовать теперь только мать и сестра, для остальные же он стал просто Лют.
________________________________________
*Векша - белка.
*Одно из названий февраля - лютый, лютень. Считался волчьим месяцем. Волк тоже "лютый".
Глава 1.
Проснулся от вони. И холода. Это в июне-то месяце! Блин, что же так холодно-то! Ага, видимо вчера, после пьянки, я у Толяна остался. Этот сельский Кулибин что, заместо будильника кондиционер присобачил? Хотя он может. Со школы помню, Толик, кроме выпивки, всегда обожал всякую хрень изобретать. И вчера хвастался, что в летней кухне у него свет от детектора движения включается. Замечательная вещь!
А его жена добавила, что теперь лампочки там даже днём горят. Правда, кот ночью тырить колбасу перестал. Видимо, при внезапно включающемся ярком освещении хвостатый стесняется.
Клацая зубами, я открыл глаза.
Закрыл.
Снова открыл.
Опять закрыл.
Попытался проснуться.
Не получилось.
Допился? Глюки? Но я вроде не алкаш. Нет, честное слово! Потребляю, конечно, по праздникам, но получение зарплаты поводом выпить, совсем не считаю.
Однако надо что-то делать, а то, пожалуй, этак и дуба дать можно.
Я резко встал. Осмотрелся. Хм, помещение, где я находился, было похоже на юрту. Хотя, честно говоря, юрты я видел только по телевизору, но как ещё назвать большую круглую палатку из войлока? На улице свистел ветер, почему-то мне показалось, что это не просто ветер, а вьюга, метель. Моё ложе посреди шатра представляло собой кучу разнообразных мехов, ковров и подушек. Несколько напяленных на тело халатов и портков от холода спасали слабо.
Ничего не понимаю! На розыгрыш совсем не похоже. Всё-таки глюки? Что же за самогон мы вчера употребляли?
Неожиданно понял откуда запах. Воняло от меня. Господя, как же я вонюч! Срочно мыться!
Внезапно пришла мысль, что мыться нельзя. Смою удачу. И не только с себя, но и со всего войска.
Что? Какая на хрен удача? Какое войско? Откуда вообще такие мысли? Вон в руки грязь буквально въелась! Руки... ЭТО НЕ МОИ РУКИ!
Нет. Мои.
Мои, но не мои!
Б...! Что происходит?! Это явно не самогон, с выпивки такого "прихода" не бывает.
Да! Это сколько же бурдюков кумыса выпить надо? Клянусь Господом, злые духи шалят! Надо шаманов звать, пускай изгоняют.
Это кто? Шизофрения, брысь! Самому не паниковать! Разберёмся спокойно.
Первый вопрос, кто я? Семин Александр Александрович, ... года рождения, не судим, не состоял, не привлекался, бла-бла-бла... Ага, помню. Уже хорошо! Может, всё ещё не безнадёжно? Идём дальше. Эй, шизофрения, а ты кто? Надеюсь, не Наполеон?
Соправитель Улуса Джучи, прямой наследник Великого Потрясателя Вселенной, хан Сартак.
Чего?! Не понял!
Сын и наследник джехангира, покорителя многих народов Саин-хана Бату.
... мать! Б... !!! Банального Наполеона хочу! Или он в соседней палате?
Я уселся на шкуры и попытался взять себя в руки.
Итак, мы имеем несколько вариантов объяснения происходящего. Первый - чей-то глупый розыгрыш. Я с сомнением осмотрелся. Вряд ли. Непонятна его цель. Да и слишком детально всё проработано. Юрта, шкуры, ковры, холод, метель, а это точно метель, на улице зима, теперь я был в этом абсолютно уверен. А главное - никак не объясняет наличие у меня чужого тела и внезапно появившейся шизофрении.
Идём дальше. Второй вариант - я сплю и это всё сон. Заманчиво. Тогда стоит просыпаться, прощаться с Толяном (похмеляться не буду!) и чапать домой. Вроде в таких случаях рекомендуется себя ущипнуть... Больно! Жаль! Мне здесь совсем не нравится.
Третий вариант - всё-таки сумасшествие. Оставим пока.
И четвёртый - я действительно неведомо каким образом попал в тело этого самого Сартака. Очень нехороший вариант! Сумасшествие, оно хотя бы лечится.
Про смерть же даже рассуждать не охота. Страшно.
Будем считать, со всеми возможными версиями определились, на большее у меня просто фантазии не хватает. Теперь подумаем, что мне вообще дальше делать. Шизофрения, молчать! Я о долгосрочной перспективе, а пожрём обязательно, но потом.
Ну если в реальности это всё глюки, а на самом деле моё глупо лыбящееся и пускающее слюни тело добрые дяди в белых халатах везут в жёлтый дом к тем самым Наполеонам и прочим вице-королям Индии, то мои действия ровным счётом ни на что не влияют. Ну лишний раз подёргаюсь в смирительной рубашке, и чего? А вылечат или нет, зависит совсем не от меня. Если же действительно попал в тушку монгольского царевича, то, напротив, от меня зависит очень многое и, прежде всего, сама жизнь моего нового тела. Решено, будем надеяться, вылечат, но действовать станем из расчёта попаданчества. Прежде всего, желательно, чтобы никто не догадался, что в черепушке ханского сына поселился новый жилец. Нравы в средневековье, они простые, лечить одержимость могут и тем, что за эту самую голову и повесят. Шизофрения, я прав? Чего? Ханского сына не повесят? Ну, знаешь, перережут горло, сломают шею или отравят, меня такие нюансы интересуют слабо. Гораздо больше занимает, как всего этого избежать. Я же ни хрена не смыслю в здешних реалиях, к примеру, верхом ездить не умею, даже не помню, как моего коня зовут. Постой-постой, как это не умею? Как это не помню? Всё умею и всё помню! Моего жеребца, подаренного мне купцом-единоверцем, зовут Тигр. Причём он вовсе не полосатый, назван так не в честь большой дикой кошки, а, скорее, в честь некой реки. И переводится его имя как стрела. Офигеть! Я - царевич, монгол-христианин и владею персидским! Шизофрения, браво! Значит, я знаю и умею всё, что и реципиент. Отлично, вернее хреново! Версия с сумасшествием трещит по швам.
Однако чего же это я такой ерундой, как лошадиные клички интересуюсь? А Русь-то уже завоевали? Ого, русские княжества уже давно признали себя данниками улуса. К настоящему времени под властью монголов уже Польша, Силезия, Венгрия, Богемия, Словения, Хорватия, Болгария, были взяты и разграбленны города Краков, Буда, Пешт, Загреб, множество других.
Ну, ни хрена себе сводка информбюро! Стоп, я же где-то читал, что в Европу татары не пошли потому, что, дескать, не могли противостоять дисциплине и тяжёлому вооружению западных рыцарей. Шизофрения? Ну не надо так возмущаться! Я же только спросил.
Мда, уж! Мелкие неудачи у отдельных отрядов Великого войска действительно случались. Но они были очень редки и ровным счётом ни на что не влияли. Причём победу европейцы одерживали только тогда, когда имели подавляющее численное превосходство, но даже это спасало их далеко не всегда.
Однако на этом высокие думы об истории монгольских завоеваний я вынужден был прервать, причём по вполне прозаической причине. Если до этого тело Сартака желало жрать и пить, с чем вполне можно было мириться, то теперь оно захотело ... э-э, наоборот. Терпеть такое было чревато конфузом, никак недостойным взрослого царевича. Пожалуй, пора прогуляться.
Блин, страшно! Но не сидеть же, в самом деле, всю жизнь в юрте!
Я решительно встал, постарался, как можно полнее вытащить память и навыки Сартака из подсознания, подошёл к выходу и, ПРИВЫЧНО (ура, получается!) откинув несколько пологов, выбрался наружу.
На улице было зимнее утро. Прямо перед юртой трепетал на ветру костер, возле которого грелись несколько монголов. Увидев меня, они сначала вскочили с места, но только для того, чтобы рухнуть на колени, уткнувшись головой в снег и прицелившись задницей в светлеющее небо.
Рядом с костром я заметил валяющийся войлочный свёрток, в котором с некоторым трудом опознал связаного человека. Внезапно испытал дикую ярость.
- Ты, - обратился к одному из стражников, - подай коня.
После того как воин отбежал к стоящиму поодаль десятку лошадей, я обернулся к замычавшему свёртку и резко спросил:
- Это он?
- Да, мой хан, - ответил монгол, которого я (Сартак) помнил как командира десятка. - Алдар опознал своё кольцо, и ещё кое-что нашли.
- Почему ещё жив?
- Просил твоего суда, мой хан. Был хорошим воином, я решил, что он достоин.
- Кто второй?
- Это Баатр, его десятник, мой хан.
- Баатр больше не десятник, - бросил я, вспрыгивая на подведённого коня. - Взявшему чужое - смерть!
Господи, что со мной? Зачем, мне лошадь? Почему я так разозлился на бедолагу-пленника?
Тут же пришёл ответ. Коняшка мне нужна, чтобы добраться до местного сортира. То есть отъехать несколько метров от юрты, причём в любую сторону. Ножками же низя. Статус.
А пленник - вор, у своих, падла, крысятничал. Оба-на! Это же, получается, я только что, мимоходом, приговорил человека к казни? Причём, не чувствую ни тени раскаяния, даже есть некоторая гордость своему христианскому всепрощению, ведь его командира пощадил, хотя, наверное, тоже надо бы... Блин, может, не стоило так много воли моей шизофрении давать?
Да нет, пожалуй, всё верно. Ведь решил же не выделяться из здешнего общества. И чего, в конце концов, мне вора жалеть? Кроме того, он ведь один из тех самых, проклинаемых моим народом монголов, которые грабили и разрушали русские города. Они убивали, насилывали, уводили в рабсво моих предков. Я - тоже русский! Шизофрения, заткнись! От того, что у меня тело чистокровного азиата, русским я быть не перестал. И тебя таким сделаю. Не волнуйся! Во всяком случае, мыться в бане тебе точно понравиться.
Немного отъехав от юрты, я спешился и через некоторое время понял, что тёплый сортир, унитаз и туалетная бумага, без сомнения, являются наивысшими достижениями цивилизации. Однако моё деревенское происхождение и навыки Сартака позволили с честью преодолеть все возникшие трудности. Гораздо большее неудобство доставляли телохранители, которые не пожелали оставлять меня без присмотра даже в столь деликатном занятии. Поговорка о месте, куда даже король ходит без охраны, возникла явно не в степях.
Неторопливо возвращаясь, заметил, что войлочных свёртков на прежнем месте уже нет, а неподалёку два воина деловито сдирают последнюю одежду с неподвижного тела. Правильно, чего, действительно, добру-то пропадать? Закончив, мародеры собрались уже было уходить, но замешкались и вновь повернулись к голому телу. Один, тот что постарше, что-то негромко пробормотал, затем оба монгола дружно перекрестились и с чувством выполненного долга отправились к костру волоча за собой пожитки мертвеца.
Ну ни фига себе! Всегда думал, что издревле все степняки - мусульмане. А тут... Шизозфрения, не надо сейчас! Да понял я, понял, что это не так, но не на морозе же размышлениям предаваться?
Бр-р, холодно! Озадачив, принявшего у меня коня телохранителя насчёт пожрать и чтоб непременно горячее, шустро скрылся от метели в знакомой юрте. Во время гигиенической прогулки на свежем воздухе, понял, что, по сравнению с улицей, - это вполне тёплое и уютное помещение. Замотавшись в войлочные одеяла, я продолжил свои умственно-шизофренические упражнения.
Ну что ж, будем считать, первый этап "внедрения" прошёл вполне успешно. Памятью и навыками тела я свободно могу пользоваться. Однако настораживает проявившаяся способность совершать некоторые совершенно неожиданные для самого себя действия. Понятно, что это как раз и позволит легко скрывать от окружающих свою ненормальность, но, согласитесь, неприятно не знать, чего сам можешь выкинуть в следующую минуту. Конечно, выкидывать буду не я, а сознание прежнего хозяина тела, но легче от того не становится, как бы даже не наоборот. Из этого вытекает второй вопрос, сколько во мне сейчас от Сашки Семина, а сколько от Сартака? Доминирует, безусловно, Сашка, Сартак вылезает только когда ему позволяю и, по большому счёту, своего сознания не имеет, а мои разговоры с шизофренией, по сути, шизофренией и являются. К примеру, того воришку я вполне мог и помиловать. Но всё же полностью личность Сартака не стёрта, ведь сохранились не только его память и навыки, но и эмоции. Опять-таки возвращаясь к казнённому вору, отменить приказ Сартака я мог, а вот укротить свой гнев - это вряд ли. Или ещё, даже сейчас я (Сашка) горжусь тем, что перенёсся именно в сознание монгола, потомка Великого Чингизхана, хотя, как уже говорил, продолжаю считать себя русским и тоже горжусь. И кто я после этого, если даже свою национальность полностью определить не в состоянии?
Ну с этим, видимо, придётся мириться. А вот неожиданные для себя действия, пожалуй, со временем совершать прекращу. Здесь проблема в том, что память Сартака становиться доступна только после своеобразного запроса. Если знание или умение уже запрошены и выданы, то мне предоставлена полная свобода их применения, если же ещё нет, то рекомендуемая программа действий выбирается автоматически. Пример: всё тот же приказ о казни, да и просто мой разговор с воинами, который я вёл на монгольском (!!!), а ведь до того, даже уже попав в тело царевича, об этом языке знал только то, что он есть.
Мои размышления прервал появившийся на пороге, если это слово уместно по отношению к юрте, монгол. Ага, жрачку притащили! В животе довольно заурчало.
Первым принесённым блюдом оказалась исходящая паром пиала. Я подозрительно посмотрел на предложенный напиток. Что это? Шизофрения утверждала, что чай, хотя по внешнему виду бурда в пиале скорее напоминала суп. Вон, даже клёцки плавают. Я порылся в памяти Сартака ... Мда, оригинальный напиток. Приготовляется по тому же принципу, как и некоторые салаты в России 21-го века, а именно: "я тебя слепила из того что было". Во всяком случае, я частенько экспериментировал на кухне именно так, смешивал в одной тарелке, на первый взгляд, несовместимые продукты, заливал майонезом, и готово. Всем, кто лопал, нравилось, хвалили. Хотя до такого экстрима, признаться, не доходил. Кроме самого чая в пиале присутствовали молоко, соль, масло, мука, сало и костный мозг барана. Интересно, как на вкус? У-у! Борщ хочу, картошечку жареную!
Ладно, отставить скулёж! Жрать-то всё равно что-то надо. А картошкой сейчас и на Руси не разживёшься. Моему новому телу здешняя еда привычна, вот и пусть насыщается. К тому же второе блюдо выглядит более знакомо. Это просто жареное мясо. Хотя способ приготовления и подачи, мне тоже не сильно понравился. Ну, во-первых, на вид - подгоревшее, а на вкус - недожаренное. Во-вторых, на фига, спрашивается, такими кусмищами нарезать? Неудобно же! Я уж не говорю о чистоплотности самих воинов, которые мне всё приготовили и принесли, об этом вообще старался не думать. Впрочем, пока кушал, и сам изгваздался как свинья, так как единственными столовыми приборами были мои пальцы и нож. Салфеток на подносе, естественно, тоже не обнаружил и, со вздохом, вытер масляные руки об халат.
Завершал трапезу опять пиалой, но сей раз наполненной простым горячим бульоном. Короче, всё не как у людей. Начал с чая, а закончил супом.
После еды стало гораздо теплей, но от такого близкого знакомства с прозой средневековой жизни настроение резко ухудшилось. Может, ещё кого казнить? Тьфу! Опять шизофрения вылезла. Так дело не пойдёт, надо и искать положительные моменты в жизни. К примеру, хорошо ещё в ханском сыне оказался, вот проснулся бы рабом-евнухом ... Бр-р!!!
Кстати, а чего это я, весь такой из себя царевич, делаю в простой юрте? Где мои слуги, наложницы и прочие сотрудники, в чьи обязанности входит делать жизнь владыки приятнее? Да и апартаменты даже самый отпетый степняк при возможности поуютней бы выбрал. Ага! Это местные эскулапы-шаманы меня так, типа, от костяной болезни пользуют. Выгнали, собаки злые, в зимнюю степь, вручили какой-то языческий амулет и наказали жить три дня, как простой кочевник.
Эх, Сартак, и не стыдно? Образованный человек, христианин, а всяким немытым колдунам веришь. Стоп! А ну-ка, поподробней, чем это я болен? Врёшь, шизофрения! Ничего у нас с тобой уже не болит! Получается, исцелился? Но шаманам я больше для такого лечения всё равно не дамся. Ну и чего, что вылечили? Нет, согласен, результат, конечно, налицо, сейчас-то ничего не болит, но со здешней нетрадиционной медициной всё равно, пожалуй, лучше не связываться. Чёрт его знает, кого ещё к нам в черепушку заселят!
Кстати, сегодня мой трёхдневный санаторий заканчивается. Можно будет возвращаться на ПМЖ в Сарай. Мда, в сараях я ещё не жил.
Интерлюдия 2.
Написана Виктором Гвором. У меня так ни за что бы не получилось. :(
Чужие люди Светленку с мамой на ладью притащили. Плохие люди, маму били, тату ударили! Но Светленка их не пужается совсем! Ну, может только чуть-чуть! Потому и плакала немного вначале. Но это не в счет, просто многие блажали, и Светленка, как все, хныкать начала. Но ненадолго. Вот тата придет и прогонит плохих людей. Тата самый сильный! Но тата всё не шел. А мама долго угомониться не могла, без конца всхлипывала и Светленку сильно к себе прижимала. Когда Векшу нашли, отпустила ненадолго и в мальчишку вцепилась, да ещё шибче заблажила. А Векша вредный и глупый! Кто же днем спит, для этого ночь есть! Да еще так разоспался, что чужим людям его нести пришлось. А как проснулся, на чужого кинулся.
А чужой совсем злой! Векшу побил шибко, маму ударил и Светленку сильно напугал. А Векше руки связал и сказал ему кушать не давать. Но Светленка всё равно потихоньку братика покормила той горбушкой, что мама припасла.
Векша хоть и вредный, и вчерась у Светленки пряник отобрал, а всё одно его жалко. Светленка не жадина, она сама бы поделилась, если бы попросил. Только мальчишки просить не умеют. Глупые. Светленка брата покормила и стала ждать, когда тата придет и заберет их от чужих.
Но тата всё не шел. А чужие их на ладье по реке везли. Везли, везли и привезли к противному толстяку, которого все Павлом звали, и говорили, что он грек. Светленка такого слова не знала и стала звать толстяка Гречей, а он ругался сильно, но Светленку не трогал. К Грече не всех отвели, а только Светленку, маму и Векшу. А может, и еще кого, Светленке это неинтересно было. Люди вокруг были не такие, как в веси. Тёмные все, и говорили непонятно.
У Гречи жить хорошо. Почти как в веси. Мама в комнатах убиралась и еду готовила, даже плакать почти перестала. А Векша деду Ахмету в кузнице помогал. Братик очень смурной стал, со Светленкой совсем не играл. Даже обижать перестал. Как будто и нет ее. Светленка его жалеть перестала, лучше маленьких зверей жалеть! Вон у Басмы кутята какие забавные! Басма большая, а кутята маленькие. И не ходят еще! Басма к ним никого не подпускает, рычит страшно и зубы скалит. А на Светленку не рычит, дает щенят гладить и на руках держать. Только кормить их не получается. Они еще маленькие и не едят, только Басму сосут!
А потом Павел этот домой пьяным вернулся и с коня упал. А мама и не виноватая совсем, она помочь хотела, просто Греча толстый шибко и тяжёлый, разве такого удержишь! И совсем глупый. Начал ругаться громко, на Басму кричать, чтобы маму покусала! Но Басма умная, она Светленку послушала, а не глупого Гречу, и не стала никого кусать! А Павел шибко-шибко озлился и стал бедную псицу плёткой стегать, а потом и маму тоже. А Векша как прибежит, да Гречу противную жердиной по горбу стукнет! Греча на землю упал, а Векша ещё раз замахнулся, наверное, убить хотел. Но какой-то всадник его лошадью сбил, а когда Векша убежать захотел, веревкой кидальной словил и обратно приволок.
Векшу сильно бить начали, но тут дядя Саша подъехал. Его все слушают, но почему-то хамом называют. А он никакой не хам! Про Хама отец Никодим говорил, хам плохой, а дядя Саша хороший!
Светленка ещё не знала даже, что он дядя Саша, а он уже Векшу сказал не бить. Светленка не знает, что темные люди говорят, но и так понятно. А потом дядя Саша на неё посмотрел и замер. Даже рот закрыть забыл. Смешно так...
Глава 2.
Прошла неделя моего пребывания в теле монгольского царевича. Эти семь дней были насыщены открытиями. Во-первых, я определился со временем попадания, хотя и было это не так просто. Сначала, на мой запрос, память Сартака выдала, что сейчас идёт год чёрной мыши, прошлый назывался годом беловатой (не белой, а именно беловатой) свиньи, а следующий будет черноватой коровы. Этот разноцветный зоопарк, естественно, мне ничего не дал. То, что Сартак знал также и христианское летоисчисление, помогло мало. И я, и он слабо представляли, в каком году от сотворения мира родился Иисус, поэтому число 6760 никаких ассоциаций у меня не вызвало. Можно было пригласить для консультации какого-нибудь монаха, однако я решил пойти другим путём. А именно - привязаться к какому-нибудь историческому событию. Знание этого периода истории у меня было, мягко говоря, скудным, но кое-какие даты я всё-таки помнил. Первое, что пришло в голову, это Ледовое побоище 1242 года. Неудача. О какой-то войне князя Александра Ярославовича с Ливонским Орденом Сартак знал, но его не сильно интересовали подробности и мелкие, на его взгляд, битвы на окраине улуса. Тогда, порывшись в памяти, обнаружил лежащее там со школы знание, что поход Батыя на Русь начался вроде в 1237. Бинго! Об этом событии царевич, естественно, знал, оно произошло пятнадцать лет назад. Таким образом вычислил, что сейчас идёт 1252 год от Рождества Христова.
Во-вторых, постепенно выяснил расклад политических сил в Монгольской империи, где я оказался отнюдь не самой мелкой фигурой. Сразу по приезду в Сарай, я выгнал в шею всех присутствующих при своей персоне лекарей, тем самым торжественно объявил об окончании своего больничного и готовности взяться за работу в роли большого босса. На это имелись все основания. Я официально являлся соправителем улуса Джучи, а главный правитель, мой батя, хан Бату, был очень даже в авторитете и не только в родовом улусе. По сути, на данный момент, он косвенно рулил всей монгольской Империей. Избранный на курултае в прошлом году Великим ханом дядя Менгу был ставленником моего отца. Хотя сам Бату в предвыборных дебатах участия не принимал, но руку на пульсе держал. Тогда в командировку, в Каракорум, в Монголию ездил другой мой дядя, Берке, который и следил за чистотой выборов. Помогало ему в этом благородном деле войско в несколько десятков тысяч человек. Присутствующие на курултае ханы-чингизиды за своё здоровье беспокоились, поэтому выборы прошли вполне демократически, то есть избрали того, кого надо. Бате и самому предлагали выставить свою кандидатуру и баллотироваться на пост Великого хана, однако он решил, что должность эта чересчур хлопотная и взял самоотвод в пользу своего армейского товарища, которого в итоге и выбрали. Дядя Менгу в долгу не остался и признал батю главой рода. Короче, чёрт те что, и неизвестно кто выше. С одной стороны, дядя Менгу - Великий хан, но с другой он остаётся членом рода, главой которого является Бату, посадивший его на трон. Эта катавасия напомнила мне парламентскую республику или конституционную монархию 20-21 века, когда главой государства считается президент или монарх, однако основную политическую власть имеет выбранный парламентом премьер. Если продолжать аналогию, то была в Монгольской империи и третья политическая сила. Своеобразный Конституционный Суд, решениям которого должны были, по идее, подчинятся все монголы, однако главный судья и толкователь закона назначенный на эту должность самим Чингизханом, Джагатай, скончался десять лет назад. Сейчас роль хранителей Ясы, главного закона Монгольской империи, исполняли его потомки, и находились они в жесткой оппозиции папе Бату и дяде Менгу. Однако авторитета Джагатая у них не было, поэтому частенько нынешних Конституционных судей самих обвиняли в нарушении заветов Чингизхана, а так как санкции здешнего главного закона мягкостью отнюдь не страдали, поголовье чингизидов дома Джагатая заметно уменьшилось.
Про отношения с другими государствами можно было сказать одно - монголов боялись! Все окрестные правители уже испытали на себе их силу, и теперь со страхом ожидали в какую сторону двинутся непобедимые тумены. Такие походы действительно готовились, были назначены военачальники, распределены роли, проведена разведка, однако завоевание мира пока откладывалось. И главной помехой этому, как ни странно, являлся самый авторитетный полководец, бывший джехангир монгольской армии - Бату. Батя совсем не горел желанием выделять своё войско для завоевания Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, чтобы потом передать эти земли другим чингизидам. Также он не желал пропускать через свой улус чужие армии. Мол, понадобиться, сам разберусь и до Последнего Моря без всякой помощи дойду. И, в принципе, это было не пустое хвастовство. Под рукой Бату находился крупнейший и богатейший Улус Монгольской империи, и были детально проработаны планы по его укрупнению. Разобравшись с памятью Сартака, я, к примеру, с изумлением узнал, что данные о городах, их укреплениях, численность армий, дороги и прочие сведения об обороноспособности западных королевств, известны монголам, пожалуй, не меньше, чем местным властителям. Особенно поразило меня воспоминание об имеющемся плане компании Французкого похода с захватом Парижа, Орлеана, Леона, Тулузы и выходом на побережье Средиземного моря. Однако претворять эти планы в жизнь батя не спешил. По-моему, он просто навоевался в молодости и теперь занимался более важным и интересным делом, он строил Государство. И хотя всячески подчёркивалось, что Улус Джучи является только частью Монгольской империи, однако уже появилось название Улуг Улус (Великое государство), и была это фактически независимая территория. К примеру, на монетах, которые, якобы от имени Великого Хана, чеканили в Булгаре и Крыму, имени Бату не было, но именно он определял их эмиссию, то есть возможность и количество выпуска. Налогов в "центр" мы (ого, уже мы!) не платили, войско посылали, как уже говорил, только для того, чтобы проследить за чистотой выборов на курултае. Да и титул хана, которым именовали батю и меня, по большому счёту, присвоен незаконно. По заветам Ясы хан у монголов должен быть один, который Великий, и всё.
Возвращаясь к внешней политике, меня, естественно, заинтересовал вопрос отношений с Русью. Вообще первоначально планы в этом отношении были грандиозными и казались легко осуществимыми. Тем более, как выяснилось, что, кроме всего прочего, я являюсь Хранителем западных границ Улуса, так что Русь находилась как раз в моей компетенции. Однако, слава Богу, торопиться не стал, решил сначала собрать (и вспомнить) побольше информации. А вскоре понял, что решение не пороть горячку, не только в политических вопросах, но даже и в бытовом прогрессорстве, оказалось более чем правильным.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что практически все мои первые восторженные планы бесполезны ибо, в любом случае, глупы и невыполнимы. Если я, например, с великого ума внезапно откажусь от земель, рабов, войск, дани (читай налогов) с русских княжеств, меня не поймёт никто. Монголы-соратники просто решат, что царевич снова заболел и на этот раз мозгами, русские князья воспримут данный демарш как признак слабости и с новой силой возьмутся за свои внутренние разборки, вреда от которых как бы ни больше, чем от всех соседей-агрессоров вместе взятых. Наконец, папа Бату просто заново сходит на Русь, благо дел особых сейчас у армии нет, и легко восстановит статус-кво. О том, что меня сразу лишат должности соправителя и наследника, даже говорить нечего, а учитывая наличие "доброго" дяди Берке, и других "любящих" родственников, будущее попавшего в опалу царевича представлялось в очень нерадостном свете. Нет, можно, конечно, просто наслаждаться жизнью и не отсвечивать. А чо? В конце концов не в простого пастуха попал, а со временем и вовсе должен стать единовласным ханом Улуса... Но, во-первых, из своих, пусть и скудных, знаний истории я не смог выудить информации о хане Сартаке, значит такого хана в Золотой Орде либо не было, либо "проханствовал" он очень недолго, а отставку здесь уходят только в связи со смертью, что меня, естественно, категорически не устраивало. А во-вторых, просто стыдно стало. Сколько моих предков убили и угнали в рабство потомки этих самых монголов, неужели я ничего не попытаюсь с этим сделать? Вполне возможно, даже скорее всего, ни хрена у меня не получится, но если не попробую, получается, я просто струсил.
Так что практически всё время с момента попадания я был занят весьма полезным делом - думал. Самостоятельных действий старался пока вообще не совершать, предоставив в этом полную свободу сознанию Сартака, однако получалось не всегда...
За дверью послышался какой-то шум. Я нехотя отвлёкся от свитка с текстом Ясы, который штудировал, делая выписки, встал с лавки и потянулся. По приезду в Сарай я переселился из юрты во вполне благоустроенное, по нынешним временам помещение. Будущая столица улуса еще только строилась, ханский дворец тоже пока не был сдан в эксплуатацию, и проживал я в обыкновенной многокомнатной избе, правда, не бревенчатой, а глиняной. Конечно, не пять звёзд, тесновато с непривычки, потолки низкие, удобства во дворе, окна маленькие, но ковры на стенах вполне на уровне, печка топится по белому, а после небольшого благоустройства стало, не сказать чтобы уютно, но терпимо. В одной из отапливаемых комнат оборудовал себе кабинет, заказав стол и лавку, там и работал. Хотя принимать пищу тело Сартака по прежнему предпочитало на полу, сидя на войлоке.
Тем временем шум за дверью усилился.
- Фархад, в чём дело? - крикнул я.
Дверь распахнулась.
- Повелитель, твоя малолетняя наложница слишком надоедлива, ей здесь не место, - ответил недовольный голос старого слуги-перса. - Позволь отправить её к другим женщинам.
- Фархад, я уже говорил, она не наложница. Девочка помогает матери на кухне и следит за моей сворой.
- Это баловство, а не свора! Если прикажешь, тебе доставят лучших волкодавов степи и ...
- Нет. Мне нравятся эти.
- Но, мой хан...
- Я сказал, нет!
Внезапно из-за спины Фархада высунулось хитрая белобрысая головка.
- Дядя Саша, дядя Саша, а ты скажешь маме, чтобы она разрешила мне Рыжика и Пенку на печку взять? Они самые маленькие, им на улице холодно.
- Не надо, Тань... Света. Эти собачки должны вырасти воинами, нельзя им на печи сидеть. Да и жарковато для них там будет. Ты маме уже помогла? Молодец! А сейчас не мешай, иди лучше во двор поиграй.
Девочка согласно кивнула и вприпрыжку ускакала на улицу.
- И ты, Фархад, ступай. Если понадобишься, я позову.
Старый слуга неодобрительно покачал головой, но спорить не стал, поклонился и вышел, аккуратно закрыв за собой дверь.
Мда... Вот так и живу, хоть и принял решение пока не отсвечивать, но палюсь, блин, по чёрному! Однако при первой встрече с этим мелким белобрысым наказанием поступить по-другому я просто не смог. А сейчас не могу расстаться. Маленькая Светлена один в один оказалась похожа на мою Танюшку. Разбаловал я её... Всем, кроме матери строжайше запрещено поднимать на девочку руку, чем мелкая хитрюга бессовестно пользуется. Неудивительно, что про наши отношения всякие гнусности думают.
Вздохнув, я вновь уселся за стол. Скоро вечер, а при свете здешнего электричества много не напишешь. Так, что у нас здесь? Эту статью, пожалуй, следует отнести к наследственному праву. Значит, так и запишем... Итит твою мать! Опять кляксу посадил! Засунуть бы эти перья и кисточки тому, кто придумал их для письма использовать, в ... Полцарства за шариковую ручку! Нет, хватит на сегодня, а то точно кого-нибудь казню.
- Фархад!
- Слушаю, мой хан.
- Прикажи оседлать Тигра, поеду, прогуляюсь.
Когда я вышел, у порога, кроме осёдланного коня меня уже поджидал десяток всадников свиты. Один из монголов помог взобраться на лошадь, почтительно придержав стремя. Хотя это, конечно, больше ритуал признания статуса, чем помощь. Типа как секретарь предупредительно открывает для босса дверь лимузина. Сейчас, если бы захотел, я мог запрыгнуть на Тигра, как пишут, вернее будут писать, в книжках, "не касаясь стремян", а мог и вовсе на неосёдланного и даже, коли припрёт, и на невзнузданного.
Вороной жеребец довольно всхрапнул, предвкушая прогулку, и затанцевал на месте. Не переживай, мой хороший, сейчас проветримся. Я резко послал Тигра вперёд, не оглядываясь на замешкавшуюся охрану.
Лёгким галопом наш отряд высыпался из города в степь.
- Чо-оно!
Услышав этот крик, я ещё не успел ничего понять, а тело Сартака уже резко развернуло Тигра и бросило его в погоню за мелькнувшим среди заснеженной степи серым силуэтом. Вот повезло! Монголы, почитающие охоту единственным кроме войны достойным занятием, все волчьи стаи в окрестностях города давно уже выбили. Откуда здесь этот одиночка взялся?
Бешенная бездумная скачка по степи... Это чуть ли не единственная вещь, которая мне по-настоящему нравилась в моём новом существовании. Вы ездили на поезде? На машине? Летали на самолётах? Может, Вы вообще из отряда космонавтов? Думаете, знаете, что такое настоящее ощущение скорости и свободы? Ерунда! Даже если сами сидите за рулём или за штурвалом, всё равно Вы только пассажир механического транспортного средства. Отдалённо похожее на чувства всадника могут испытывать лишь байкеры, ощущающие во время своих гонок пьяняще-вкусный поток встречного ветра. Но и они связаны своей трассой и никогда не узнают полного чувства свободы. Кроме того, как бы ими не одушевлялись их Хонды, Ямахи и прочие Харлеи, это всего лишь машины. А лошадь... она живая. Не знаю как объяснить эти чувства! Вообразите себя вездеходом-трансформером... Нет, не то. Представьте, что Вы внезапно стали в полтора раза выше ростом, получили ЖИВОЕ тело в несколько раз сильнее и быстрее прежнего, которое ощущаете как своё, но при этом понимаете, что оно принадлежит не только Вам, однако чутко реагирует и исполняет, даже ещё неоформившееся желание.
- Он мой! - повелительно рявкнул я скачущим рядом охранникам и приготовил плеть.
Нет, вовсе не для того, чтобы погонять лошадь, Тигра никогда не нужно было для этого оскорблять ударами. Бросив поводья, лёгкими движениями колен я управлял летящим конём. Да и не требовалось сейчас особого управления. Тигр, умная скотина, тоже заметил зверя и отлично понял, что от него требуется. Погоня неумолимо приближалось к стелящемуся по степи серому хищнику. Ещё чуть-чуть... Взмах плетью... И тело волка с перебитым хребтом покатилось по снегу. Всё Тигрёнок! Прогулка сегодня удалась. Можешь отдохнуть. Тпру!..
А вот снег хватать не надо! Ты у меня зверь нежный, отнюдь не монгольский. Сдохнешь ведь, скотина глупая! Поехали-ка лучше домой, шажком. Заодно и остынешь. Шкурой пусть охрана занимается, не зря же я воинам деньги плачу! Мда, те самые, которые они же мне и приносят.
И знаю, что льстит, собака такой, а всё равно приятно. Хотя... ведь с одного удара достал и зверь-то действительно матёрый.
Угу, в степных воинских ухватках меня от прежнего царевича не отличишь, я, кстати, теперь и из лука стрелять умею. И даже попадаю. Иногда. Когда не целюсь. Когда целюсь, не попадаю. Глаза по привычке мушку на стреле ищут, и мажу. Хотя, как рождённый в двадцатом веке, кое-что для улучшения и так непобедимого монгольского войска вроде выдумал. Только сам сомневаюсь, стоящие ли вещи изобрёл мой воспалённый разум попаданца.
Я оглянулся. Десятник продолжал держаться рядом. Хм, воином выглядит опытным, пожалуй, консультация профессионала мне не помешает.
Я сделал повелительный жест.
- Слушаю, мой хан, - с готовностью отозвался десятник, поровняв своего коня с моим Тигром.
- Мне нужно услышать твоё мнение...
Блин, как же начать?!
- Вчера я читал книгу...
Внимательно посмотрел на воина. Не часто, наверное, с ним чингизиды-царевичи советуются... Реакции ноль. На каменном лице только готовность выполнить любой приказ. Либо умеет владеть собой, либо просто туп. Посмотрим.
- Так вот, - продолжил я, - в той книге написано, про великого полководца Александра. У него было пешее войско и называлось оно фаланга. Позднее народ римлян, тоже используя пехоту, смог завоевать половину мира.
- Монголы более великий народ! Мы завоюем весь мир! - отозвался десятник.
- Это конечно, - согласился я. - Но как ты думаешь, не нужно ли и нам заводить пехоту?
- Зачем?
Хм, видимо действительно тупой.
- Ну, у этих народов именно пехота одерживала победы.
- Прости, мой хан, но у римлян была конница, а у великого Искандера даже больше чем пехоты.
Вот так ни фига себе тупой служака! А я ему тут чуть ли не начал основы растолковывать. Но тем лучше, с образованным человеком проще будет.
- Как тебя зовут, воин? - спросил я, внимательно осматривая такого продвинутого в вопросах военной истории десятника.
- Савар, мой хан.
- Ты прав, Савар. Однако, согласись, пехота в войске тоже нужна.
- Нужна. И она у нас есть. Урусы и болгары - хорошая пехота. Но при переходах отстают.
- Вот, я про то и хотел поговорить. Что если научить их ездить верхом?
- Они умеют ездить верхом, правда, плохо. И коней у них мало.
- А если научить хорошо и дать коней? Чтоб не отставали.
- Получатся как монголы, только хуже.
Мда, разговор слепого с глухим. И что-то мне подсказывает, слепой здесь я. Однако решил не сдаваться.
- Хуже, не спорю. Но воевать они будут всё равно пешими.
- Зачем?
- Что, зачем?
- Зачем пешими? Всадник в бою сильнее.
- Но ведь для взятия городов нужна именно пехота, - не унимался я.
- Ну, не вегда. А если хашара нет, а враг внезапно нападает на лагерь? Защищаться же лучше в пешем строю.
- Если враг рядом, то лучше разбить его до установки лагеря. Тогда и защищать ничего не придётся.
Хм, элементарщина, конечно, но память Сартака утверждала, что воин стопроцентно прав. Пехота нужна в статичной обороне, а вся тактика монголов основывалась именно на засадах, притворных отступлениях и внезапных атаках, но никак не на лозунге "Ни шагу назад!" Грубо говоря, даже в чужих землях степняками использовалась партизанская тактика, как я её понимаю. Если сравнивать с известной мне информацией о войске Рима, легионеры которого каждый день на месте ночлега возводили настоящую крепость, монголы этим не заморачивались, а просто устанавливали свой лагерь там, где внезапно напасть на них было некому. Для этого естественно необходимо было иметь всеобъемлющую информацию о противнике, но уж с чем с чем, а с разведкой, и стратегической (по-моему, на батю работали чуть ли не все западные купцы), и тактической (множество конных дозоров рассылаемых во все стороны), у монголов всё было более чем в порядке. И сочеталось это с поистине сверхъестественной по нынешним временам скоростью передвижения войска. Основной задачей неповоротливого обоза была перевозка осадных орудий, кстати, по отношению к ним слова "китайская сборка" звучали сейчас, как знак высшего качества. Потом туда отправляли и взятую добычу, но для обеспечения боеспособности самого войска обоз был не нужен и обычно далеко от него отставал. Хотя ещё память Сартака подбросила мне два события, когда эта беспроигрышная тактика дала сбой, и произошли они, кстати, ни где-нибудь, а на Руси. Оба случая были мне известны ещё в 21-м веке, но сейчас, с точки зрения Сартака, я понял эти события гораздо полнее. Первый произошёл зимой 6746 ... тьфу! В 1238 году от Рождества Христова. И связан он был с именем Евпатия Коловрата. Прочитанные в своё время книги рисовали из этого боярина просто какого-то бешенного берсеркера, который, дескать, ослеплённый жаждой мести и желанием умереть напал на основное монгольское войско. Ага, щаз! Так его, такого бешенного и бездумного, прямо к войску и подпустили бы! Евпатий, был хладнокровным и талантливым полководцем, избежав встречи с дозорами, он сумел незаметно подвести свой отряд именно к отставшему обозу, в охране которого служили всякие "хроменькие". Пока монголы не подтянули туда уже ушедшие вперёд тумены, сравнительно немногочисленные русские дружинники смогли всласть порезвиться, нанеся ущерба чуть ли не больше, чем до этого все рязанские войска вместе взятые. Вот только скорости передвижения монгольского войска Коловрат не учёл, и уйти после своей блестяще проведённой диверсии не успел. Он вынужден был укрыться в небольшой крепостице и даже отбил несколько штурмов, но затем недоломанные им камнемёты сказали своё слово...
Монголы чтили храбрость, но чтобы выдвинуться в начальство этого было маловато, ещё больше они ценили в воине талант полководца. Сартак по этому поводу даже припомнил историю про своего великого прадеда и слова сказанные им про одного из монголов: "Нет бахадура, подобного Есунбаю, и нет человека, подобного ему по дарованиям. Но не быть ему полководцем. Не страдает он от тягот похода, не ведает голода и жажды и считает всех прочих людей, нукеров и ратников подобными себе в перенесении тягот, они же не в силах. Достоин же быть таковым тот человек, который сам знает, что такое голод и жажда, и судит по этому о состоянии других, тот, который в пути идет с расчетом и не допускает, чтобы войско голодало и испытывало жажду, а скот отощал". Мда, сильно сказано даже по меркам века 21-го. Снимаю шляпу!
И Бату-хан почтил погибшего боярина Евпатия именно как полководца, а не простого берсеркера-героя.
Второй случай, когда монгольская тактика дала сбой, произошёл через несколько месяцев после первого и тоже был связан с отставшим обозом. Хотя, по-моему, просто нехрен было отяжелевшему от добычи войску по весенней распутице искать себе приключений на задницу и ввязываться в осаду очередного городка. Однако согласно Ясе мирные переговоры с непокорившимся врагом запрещались, а Козельск покорятся не захотел, и монголы оказавшиеся без отставших осадных машин начали атаку на город...
На этот раз батя чтить храбрость врага не стал. Он был просто взбешен неслыханным сопротивлением русичей. Неудивительно, ведь Козельск отнял у него семь недель, притом, что до этого города, включая крупные, сопротивлялись не более шести дней, с начала штурма. Из пяти месяцев зимней кампании против Руси два месяца Батый потратил на этот город. Он даже запретил называть город Козельском, а повелел звать его "Могу-Болгусун" - "Злым градом".
Такие рассуждения про доблесть предков (шизофрения, заткнись, говорил же, русский я!) были, конечно, приятны, однако сейчас, для исполнения всех запланированных вещей, мне желательно повысить боеспособность не русского, а преданного мне монгольского войска.
Но по моему первому предложению явный облом. Либо монгольская тактика действительно под пехоту, даже драгунскую, не заточена, либо я просто не сумел обосновать все достоинства своей придумки. В любом случае понятно, что попытка спешивать тумены вызовет недовольство в войсках.
Интересно, что Савар скажет о другой моей "гениальной" и немного экзотической идее по улучшению именно кавалерии.
- Ладно. Оставим пехоту. Пока. Еще в той книге я прочёл, что есть народ, который использует в сражении верблюдов.
- Кони лучше, - равнодушно отозвался воин.
- Хм, вообще-то и сам так думаю, - я ласково потрепал Тигра по шее. - Только не пойму, почему? Верблюд же крупнее, и лошади его боятся. Для сражения хорошо.
- Скажи, повелитель, а ты смог бы так поохотиться на волка, если бы был сегодня на верблюде? - ухмыльнувшись, спросил Савар, и сам же ответил: - Не смог! Догнать может и догнал бы, а вот приблизиться к мечещемуся зверю на растояние удара не получится. Верблюд бегает хорошо, но поворачивает плохо. Только прямо атаковать можно. Большой, но глупый. Лошадь раненного воина из боя вынесет, верблюд стоять будет. Конь - друг, верблюд - скотина. Зачем он воину?
Но на эти аргументы у меня уже был приготовлен ответ.
- Савар, ты знаешь, что на Западе тоже есть конники. Они закованы в железные доспехи...