Кочетков Станислав Владимирович : другие произведения.

Когда уходят казаки. - К роли казачества в истории России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Надеюсь, окончание "казачьей" группы статей. Дальше - только делать.

  Когда уходят казаки...
  
  Мне казалось, что второй статьёй в теме казачества поставлена точка: основное - сказано, остальное логически проистекает, выводится из сказанного. Ан нет! Количество писем читателей, реплики и комментарии в соцсетях заставляют вернуться к этой теме. Вернуться, чтобы понять, когда казачество умирает, когда люди перестают быть казаками, чтобы понять, что в действительности является казачеством, а что только им кажется...
  
  * * *
  
  Вся Европа в Средневековьи и в эпоху Просвещения клялась, часто клялась и часто нарушала свои клятвы, и одним и тем же: именем Бога, бессмертной душой и женщиной, именем возлюбленной или матери. И только Русь в "бога, душу и мать" - сквернословила.
  
  А ведь в казачьей присяге с начала 18 века всегда было "Богу, Царю и Отечеству" - то есть разница вроде в душа/царь и мать/отечество! В чём же тогда особенность, сущность различия?
  
  Не будем вспоминать, что до конца 17-го века казачество именем Бога... не клялось! Вообще! Что это включение времён Алексея Михайловича и Петра I, то есть времён Хмельницкого и Мазепы, что это реакция на униатство и католицизм! То есть до этого религия, религиозный аспект в клятву не входил! А вместо Царя в клятве присутствовало... Войско! Донские казаки клялись Великим Войском Донским, запорожские - Сечью, и т.д., и только после Разинских и Пугачёвских событий упоминания о Войске из присяги пропадает, заменяется Царём.
  
  Обратим внимание на "числительную" разницу: до Царя и Бога казачество клялось всегда чем-то "массовым", чем-то "глобальным", отличным от принадлежащего одному, но роднящего этого одного со всеми: Войском и Отечеством. При этом более поздние в клятве Бог и Царь (как символы государственности) под эту "коллективность" тоже подходят, но "душа" и "мать" - они, простите, у каждого свои, индивидуальные, одиночные...
  
  Вот очень важная подробность: Западная Европа, рыцари, монархи, монахи и священники, купцы, ремесленники, мещане и крестьяне, даже принося клятву, "вступая в ряды", даже в клятве своей этим "рядам" оставались... одиноки! А казаки в казачестве - нет!
  
  Обособленность, отъединённость, противопоставленность, даже внутри касты, корпорации, дворянства, воинства на Западе - и объединённость, общность, собирательность и соборность в казачестве!
  
  Ну и оборотная сторона такой установки: что будет, если присягающий нарушит присягу. Запад - угроза Вере, Душе и Роду, родственникам. Восток - исключение из коллектива: коллектива Верующих, коллектива воинов Войска, коллектива сынов Отечества.
  
  Угроза личному существованию на Западе - и угроза одиночества, пария, изгоя на Востоке. Оцените не только достоинства, но и недостатки, оцените сам психологический настрой казачества, если "в душу, корень, череп и мать" проклинать и материть можно, а вот судьбы пария и изгоя, даже в проклятии и матерщине - "и врагу не пожелаешь", если угроза одиночества страшнее угрозы личному существованию!
  
  А теперь вернёмся к предыдущим статьям и задумаемся над вопросом: казачество - это что, функция русского мира, русской культуры, или готовая, ставшая и статическая общность, нация, народность, сословие?
  
  Отбросим искус ответить, не подумав, "и то, и то", задумаемся над "яйце-курочкиным" вопросом, что первично, что порождает вторичное: функция рождает общность, или общность порождает функцию? И ответ на поверхности, функция - первична, потому как, если не выполняется функция, то культуре и отдельная общность оказывается ни к чему.
  
  А функция эта, как показал предыдущими двумя статьями - "защищая, объединять", "оберегая, делать русским". И для этой функции противопоставленность окружающему многообразию народностей, людей и мнений просто вредна: чтобы объединить, нужно найти родство, а не противоположность, использовать единство, но не различие!
  
  Да, защищать и оберегать можно только от кого-то, то есть казачества без "образа врага" невозможно, но - необходимой частью функции казачества является то, что враг угрожает многим разным, а казачество, защищая многих разных от этого одного врага, делает многих разных многообразным единым. Многообразным единым русским казачеством.
  
  Мне опять хочется поставить точку. Мне опять кажется, что сказано всё, что нужно. Но продолжим, хоть и больно, и не хочется, вспомним тему, заданную заглавием статьи, и продолжим. Когда нужда в казачестве пропадает, когда казачество умирает, когда казаки уходят?
  
  Тогда ли, когда все многие разные стали многообразными казаками?
  
  Тогда ли, когда прекращается угроза, враг разбит и отброшен?
  
  Или тогда, когда казаки перестают чувствовать своё родство с этими многими разными, когда казаки противопоставили себя "мужикам", "чёрным", вообще "чужим и не таким, неправильным"?
  
  В первом случае наличие казачьего Войска, казачьего объединения вовсе не означает отсутствия внешней угрозы, потому казачество остаётся очень актуальным до полного изгнания и/или уничтожения врага.
  
  Во втором случае осутствие угрозы здесь и сейчас вовсе не означает её отсутствия "там" и "потом", и мудрый правитель не дожидается, пока в новом месте сформируется новое казачье Войско, а помогает этому, выполнившему свою функцию "здесь и сейчас" Войску мигрировать туда, где в нём есть необходимость (вспомните покорение Сибири, вспомните переход Сечи на Кубань).
  
  И лишь в последнем случае такое казачество оказывается просто неспособно выполнять казачью функцию в русском мире, в русской культуре. И подлежит, сколь это ни прискорбно, уничтожению.
  
  Либо просто как жизненное явление, разлагаясь и "втягиваясь" в стандартные для Государства, для мирной жизни классы и сословия.
  
  Либо морально, становясь в глазах посторонних обывателей не "защитниками", а "ряжеными".
  
  Либо, что больнее всего, физически, путём истребления людей, носителей ненужной культуре, а значит, и стране, и государству псевдо-казачьей идеологии...
  
  Существуют ли внешние признаки того, что казачество - выродилось, что оно становится "здесь и сейчас" не нужно или, много хуже, вредно и даже враждебно русской культуре?
  
  Внешние признаки того, что это "казачество", этот "казак" - уже только по названию, по бирке, по "фантику", а по своим внутридуховным, по культурным признакам давно уже не казак?
  
  Таких признаков много. Начнём по ходу этой статьи, и не исчерпаем их вовсе, и даже не приблизимся к обзору...
  
  Если угроза личному существованию "казака" становится страшнее угрозы изгнания его из Войска и одиночества...
  
  Если Войско или какой-то его отряд из защищающего и объединяющего становится разъединяющим и нападающим...
  
  Если "казаки" становятся не против общепризнанного врага, но сами определяют, от какого врага защищать и защищаться...
  
  Если "казаки" сами выбирают, кого из соседей защищать, а кого не защищать, становятся "крышующими", а не защитниками...
  
  Если "казаки" обособляются, противопоставляют себя окружающим, и важным становится не единство и родство, но различия и непохожесть, не дающие "защищать и объединять"... И тут очень много разных мелких "штришков и признаков". Наподобие древних католических списков демонов (бестиариев) можно было бы составить длинные списки таких грехов, но ведь очень уж противно:
  
  - грабежи и мародёрство у соседей, которых признают "неправильными", "нерусскими" или т.п. неказаками;
  
  - ущемление прав неказаков ради полноты прав "казаков";
  
  - противопоставление "казак / мужик" просто по факту рождения, происхождения, отказ из-за этого в защите и своём круге;
  
  - гордыня, восхваление и возвышение своего исконного вопреки соседскому, умаление и небрежное презрение к исконному неказачьего соседа;
  
  - нежелание учиться у соседа, в том числе, и его языку, и его взглядам на мир, мироустройство...
  
  ...
  
  Продолжать можно бесконечно, но я от одного этого перечисления такой грязи уже устал, уж простите и не примите за чванство. Впрочем, думаю, каждый способен продолжить, дополнить списки сам. Что я и рекомендую сделать...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"