Кочетков Виталий : другие произведения.

Глава 15. Божественный выпивоха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Между Гермесом и Аглаей шла весёлая перепалка. Гермес пенял ей на то, что она бегает к Гефесту и даже называет его своим мужем.
   - Смотри, Аглая, он тебя съест. - "Не съест". - Как пить дать съест. Он, Аглая, оглоед.
   И в этот момент его позвали к Зевсу - орёл появился над поляной, сделал три круга и полетел обратно, на Олимп...
   Войдя в тронный зал, Гермес застал отца и Диониса, беседующих о жизни. Кроме них в помещении никого не было, впрочем, Ганимед крутился поблизости. Что-то наливал, добавлял, отмеривал, нюхал и закатывал глаза - священнодействовал. Зарррраза!..
   Трон Зевса был отделан слоновой костью и золотом - по моде того времени. Целый коллектив авторов во главе с Гефестом работал над этой поделкой, и теперь она слепила глаза каждому понимавшему в искусстве индивиду. И не индивидам тоже - случались такие на Олимпе, редко, конечно, но случались.
   Зевс взглянул на Гермеса походя - только для того, чтобы отметить его пунктуальность. Посмотрел, как говорится, на всякий случай и отвёл взгляд.
   - Бабы и выпивка, - продолжил Зевс воспитательную беседу, - ну, куда это годится, сынок? Не мальчик, чай.
   Боги в отличие от людей с возрастом молодеют. Когда-то Дионис носил бороду. Теперь щёки его пунцовели и лоснились тем достатком, который неизменно сопровождает счастливчика, взобравшегося на Олимп - колени и руки разбиты в кровь, зато на губах змеится улыбка. И щёки, повторюсь, отливали червонным достатком. Достаток всегда отливает этим цветом, не замечали?
   - А что ещё делать, отец? - уныло поинтересовался божественный отпрыск. - Ведь скука - смертная! Неплохой эквивалент счастью - выпивка и бабы.
   - И мальчики, - добавил Ганимед - вполголоса, но всё услышали. У педерастов всегда так - тихо, мирно, почти что шёпотом, а потом - раз! - и ты уже в жо - по самые амфибрахии.
   - Жениться тебе пора, - сказал Зевс, не обратив внимания на слова виночерпия.
   - На ком? - удивился Дионис. - Укажи перстом - и я женюсь! Мне - не трудно.
   - Ну вот - я тебе ещё и бабу должен подкладывать...
   - Не бабу, а жену, - обиделся Дионис. - Бабы за мной толпами бегают... И потом... я уже был женат, на Ариадне... Чем дело кончилось - ты знаешь...
   Ариадна, как известно, повесилась. На той самой нити. Тысячу первую годовщину отмечали незадолго до этого разговора.
   И тут громовержец, ища сочувствия, перевёл свой взгляд на глашатая. Гермес ответил ему ясным взором. В каждом глазу плескалась харита. Третья в это время блудила с Гефестом.
   Громовержец тяжко вздохнул... так вздыхает Сисиф, когда толкает злополучный камень в гору, не скажу, что Олимп, - Гермес несколько раз навещал его в том безлюдном урочище...
   - Ганя, - сказал Зевс, протягивая виночерпию золотой кубок, - Ганечка, дружок, плесни чуток, а то что-то во рту пересохло...
   Ганя выполнил просьбу, потом мизинцем выудил из вина какую-то мошку, размазал её по бедру и протянул кубок громовержцу. Тот жадно выпил, отдышался и махнул рукой в сторону Диониса.
   - Ладно, сынок, иди. Приищу я тебе жёнушку...
   - Ну и о чём с ним можно говорить, скажи мне на милость? - спросил Зевс, когда Дионис удалился.
   - О вине, разумеется, - ответил Гермес. - Тут он ценитель, каких свет не видывал. Все сорта знает... назубок...
   - Да уж, выпивоха отменный, - согласился отец-громовержец, - но я не о том, я - о деле.
   - О деле с ним говорить бесполезно.
   - Вот то-то и оно, что бесполезно, - сказал Зевс и опять откликнулся Сисифовым стоном. - Оставь меня - что-то я сегодня не в форме...
   Гермес повернулся и пошёл к выходу.
   "Ганя, - услышал он за спиной, - налей, дорогой, а то во рту пакостно, словно родственнички кучу навалили..."
  
  Происхождение Диониса туманно. Сам же он - в сильном подпитии - рассказывает историю своего рождения так.
   Мать Диониса Семела была уже на шестом месяце беременности, а Зевс всё ещё, не переставая, навещал её. Ревнивая Гера явилась к красотке под видом соседской старушки и убедила Семелу, что её возлюбленный дурит ей голову: "И не Зевс он вовсе, а не бог весть кто". Глупышка поверила ей и отказала Зевсу в интимной близости. Своеобразной Лисистратой заделалась Семела. "До тех пор ничего не получишь, - заявила она, - пока не явишься мне во всём своём олимпийском могуществе".
   В общем, достала громовержца.
   И взбешённый Зевс, явив ей подлинный лик, буквально испепелил бедняжку.
   Расторопный Гермес подсуетился, спас недоношенного младенца и выходил его. Как именно - никто не знает: Гермес умеет хранить тайну. А потому всяк сочиняет историю рождения Диониса по-своему. Но мы не будем уподобляться этим неучам - Диодорам там всяким из сицилийского клана и прочим Гесиодам, не говоря уже об Аполлодоре...
   Спасая Диониса от гнева Геры, Гермес превратил его в барашка и передал нимфам. Те спрятали мальчика в пещерах на горе Ниса. Где находится эта гора, никто не знает, но думается в стране парфян - там произрастает самый сладкий в мире виноград. Автор знает об этом не понаслышке...
   Когда мальчонка вырос, местные жители научили его виноделию, и разнёс Дионис священную лозу по всему античному и заантичному миру.
  
  Эллада не знала "сухого" закона. А вот спиртовые войны - были и нешуточные.
   В добропорядочные времена греки пили еловое пиво, приправленное плющом и подслащённое мёдом. Гиперборейская медовуха в те времена называлась нектаром, но пили её преимущественно на Олимпе... Потом в Элладу пожаловал Дионис, и всё поставил каком верх...
   Не всему в этой истории приходится верить, но факт остается фактом: культ вина внедрялся повсеместно. Внедрялся насильно. Так Пётр Первый навязывал нам табакокурение, а Екатерина Вторая - картофель. Сторонники пива терпели поражения.
   В походах Диониса сопровождала дикая толпа сатиров и менад. С этой ватагой он играючи дошёл до Индии и покорил её в отличие от Искандера. И никаких когорт и сарисс, только жезлы, увитые плющом, и наводящие ужас трещотки.
   Несли они веселье и разрушение. Противников Дионис лишал разума, и пьяные менады разрывали их на куски. Кровавые побоища неизменно заканчивались в пользу вакханок.
   Становясь менадами, женщины отвергали родственные связи, отрекались от мужей и детей, нередко принося их в жертву.
   Патриархальные власти пытались сопротивляться охватившему греков безумию, но - безуспешно. "Кризис, - говорили знающие люди, - кризис - и полное отсутствие всякого присутствия". Разнузданные толпы бродили по дорогам, грозя подорвать общественные устои.
   И власти дрогнули...
   Тираны Коринфа, Сикиона и, наконец, досточтимый афинянин Писистрат вынуждены были признать культ Диониса и установить официальные празднества в его честь.
   И даже Гестия в порыве самоуничижения уступила ему место на Олимпе. Оно и правильно: олимпийские посиделки были ей как серпом по одному месту, которого у неё хоть и не было - а всё равно больно.
   Бытует мнение, что боги по-прежнему пьют медовуху, но это уже выдумки аристократов, недовольных проникновением плебса на Олимп.
  
  Празднества в честь Диониса справлялись четыре раза за год. В апреле отмечались великие Дионисии. Главной частью торжеств была процессия, осенённая именем кумира. Фаллическое шествие вливалось в улицы, вакханки и вакханты распевали непристойные песни.
   Огромный искусственный фаллос парил над толпой.
   Мистерии перерастали в пьяные оргии.
   Всё это напоминало демонстрации совкового времени. Только вместо фаллоса у нас над колоннами парил Ленин.
   Из импровизированных представлений в честь Диониса впоследствии возникли трагедия и комедия - две ипостаси греческого театра.
  
  В дельфийском храме наряду с Аполлоном обитал Дионис. Плутарх толкует отношения двух владельцев храма следующим образом: "Дионис - властелин зимы, Аполлон - лета".
   "Пеан!" - дельфийский возглас в честь Аполлона, "эвоэ! - элевсинский вопль во славу Диониса.
   Бабы, видя его, сходили с ума. Это были женщины из народа, чуток поддержанные, помятые - сиськи до пупа и разверстые дупла (Помните Фауста в переводе Пастернака: "Такою складкой шла кора, что мне понравилась дыра"?).
   Каждой женщине, как говорится, своё - кому Дани, кому - Апик.
   В январе, по окончании Леней, они бросали дома, собирались у храма Диониса - того самого, что возле театра, и оттуда уже, толпой, отправлялись в горы, на Парнас, где правил бал этот самый Дани.
   На бегу сильно хлестали друг дружку тирсами - развлекались.
   Марш-бросок завершали в огромной пещере, расположенной на высоте полутора тысяч метров. Некоторые забирались на заснеженную вершину, которая была на тысячу метров выше, и где было очень холодно, что приводило к многочисленным обморожениям.
   Распустив волосы, неслись за оленями или козлятами. Поймав, рвали на части и пожирали ещё живую плоть. Фракийские вакханки, говорят, заканчивали ритуал тем, что набрасывались друг на друга. Каннибализм - неотъемлемая часть вакханалий.
   Реальность отступала, воображение рисовало мистические картины.
   Ночные бдения оживляли экстатические пляски, крики "эвоэ!" и надрывный девичий визг.
   Каждая женщина достигала экстаза по-своему. Это, как женский оргазм, - он сугубо индивидуален.
   И, если в любовном акте многое зависит от мужчины, то здесь многие зависели от Диониса.
   - Учитесь быть счастливыми, - напутствовали молодёжь закоренелые менады, ссылаясь на авторитет автора вакханалий. - Берите от жизни всё. Вы этого достойны. Семья - ничто, исступление - всё. Учитесь, учитесь, учитесь...
   И они учились. Среди замужних женщин крутились почти что девочки, парфенос, у которых только что набухли соски, и были они подобны Афине, восседавшей на Акрополе в храме, носящем сие неполовозрелое имя.
   Рослые, матёрые вакханки быстро впадали в транс. Девочки, сжимая тирсы, с восторгом взирали на них и подстёгивали ритуальными криками типа: эвоэ, тётя Мотя! эвоэ, тётя Глаша!
   Шабаш ведьм напоминали вакханалии...
   Скотоложство, утверждают сегодняшние умники (что уж говорить о вчерашних), - это не извращение, это - пережиток вакхических традиций.
   Скоро, говорят, браки с животными узаконят...
  
  То, что греки в образе Диониса распространили культ виноградной лозы не только в Греции, но и по всему миру, вызывает недоверие. Всё вещественно значимое, что есть в Элладе и Европе, пришло из Азии. Сами эллины, да и европейцы тоже, - блудные дети индо-азиатского происхождения. Щурясь от яркого света, узкоглазые прагматики явились в сумрачную Европу и, округлив очи, оплодотворили её щедро и празднично.
   В Европе умели адаптировать, аранжировать и очень хорошо извращать [1], но не более того. И даже демократия в условиях рабовладельческого строя и попрания прав женщин - та же уловка, смысл которой угадывается без труда.
   Но ничего иного, заслуживающего внимания в общественном устройстве, человеческая цивилизация не придумала, говорят оппоненты.
   Тем прискорбнее для человечества...
   Позже у Диониса появился соперник - певец Орфей. Почему он был зрячим, история умалчивает. Впрочем, об Орфее я уже рассказывал, добавлю только, что орфики, устранив несуразности, соединили оба культа - Диониса и Орфея, выпивку и музыку - в единую мистерию, прозорливо указав направление развития массовой культуры.
   И уже папа Римский запел, и недалёк день, когда пустится в пляс...
   Эх, яблочко, куды котишься?..
  
  Мидас был усыновлен фригийским царём Гордием, тем самым, что любил вязать морские узлы на оглоблях, попадавшихся под руку телег. После смерти Гордия трон достался Мидасу, который и основал город Анкиру. Теперь в этом городе живут турки.
   Слыл Мидас возвышенной натурой - сам Орфей обучал его музыке. В македонской Бромии он разбил знаменитый сад, где шестидесяти лепестковые розы испускали аромат, заглушавший все иные запахи в округе.
   Однажды в этом саду, отстав от буйного дионисийского шествия, возле крошечного родничка, уснул подвыпивший сатир Силен. "Автохтончиком" - называли его блудливые нимфы.
   Садовники разбудили и привели сатира к царю. Мидас, разузнав, кто оказался его непрошеным гостем, пять дней поил и кормил Селена, а потом отправил в сопровождении верных ему людей обратно к Дионису.
   И никто не догадался о том, что Мидас нарочно подмешал в источник вино в традиционной для греков пропорции.
   Дионис, встревоженный долгим отсутствием Силена, обрадовался возвращению и предложил Мидасу в награду исполнение любого его желания. И Мидас без раздумий заявил: "Хочу, чтобы всё, к чему бы я ни прикоснулся, превращалось в золото". И Дионис уважил его просьбу.
   Целых три дня Мидас развлекался тем, что превращал в золото то, на что падал его взгляд. Он, наверное, превратил бы в золото и Парнас, если б догадался до него добраться...
   Но голод - не тётка, и на четвёртый день Мидас попросил Диониса избавить его от сего утомительного времяпрепровождения. Дионис, которого это происшествие позабавило, без промедления вернул Мидаса в исходное состояние
   За несколько дней Мидас накопил несметное количество золота, прослыв баснословно богатым человеком, а, так как людская зависть не знает границ, то молва приписала ему ослиные уши, каких у него отродясь не было. Зато были щедрые пожертвования в Дельфийскую сокровищницу, но их, разумеется, никто не заметил.
  
  Появившись на Олимпе, Дионис решил возвести туда и Семелу. Для этого он поначалу спустился в Аид, где, утверждают, то ли уговорил, то ли подкупил, то ли подпоил Персефону и увёл-таки с собой покойную мать. Много удачней Орфея, как видим, оказался Дионис. И вышла Семела на белый свет под именем Фионы - это, чтобы души умерших, оставшиеся в плену у Гадеса, ей не завидовали.
   А потом Дионис представил её олимпийцам:
   - Мама моя - прошу любить и жаловать.
   Зевс расщедрился - выделил Фионе жилплощадь. Остальные небожители приветливо склонили головы, и только Гера, не сумев скрыть злобу, прошипела:
   - Сам притащился, да ещё и мамашу припёр, сучччонок...
  
  
  1. Сами не понимая - зачем.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"