Предыстория мира написана в начале довольно подробно, но не избыточно и не нагружает. Не хочется разбить ее на куски и скармливать персонажам на протяжении книги. Четыре земли - оптимальное число. Больше способно запутать. Меньше, может не хватить разнообразия.
Здесь нет россыпи сказочных рас, заклинаний и волшебных артефактов. Зато иногда явственно проступают мистические элементы, а сюжет, что называется, закручен подобно пружине и аналогичным способом держит в напряжении.
Правда, фигурирование Матери-церкви настраивает на куда большее количество интриг и поворотов. Не знаешь что ожидать - приключения в духе Сабатини или Дюма. Немного не хватило морских воспоминаний героя, бывшего пирата, чье фирменное ругательство 'Кровь и песок!'.
Также используется интересный прием, добавляющий динамики. В самом первом "Волкодаве" был похожий. Когда начало приключений - это их конец. Суд да казнь.
Стиль обставлен довольно интересно. Несмотря на то, что повествование - от первого лица - герой не очень многословен и не достает нытьем или рефлексированием. И в то же время - история, нет-нет, да и соскакивает на точку зрения других персонажей. В основном женских. Я и не знал, что так можно! Подобные 'переключения' привлекают внимание и запоминаются.
Но после чудесного спасения герой должен выполнить ответную услугу. И главная закавыка таится не столько в сложности задания, сколько в его неясности с чем придется столкнуться - и чьи могущественные интересы затронуть.
Зато детали описания четкие, что даже убавлять ничего особо не хочется. Разве что добавить. Мне запомнился момент. Николас подбирает шляпу, которую будет носить до конца книги. Живо представилось - и возникли мысли. А холодная была она в снегу или промокшая? Потому что дальше описывается, как она отлично подошла.
Еще автора обвиняют в подражании на Пехова и Сапковского, но я, как читавший обоих, рискну не согласиться. В книге герой сражается больше, чем ворует, и устройствами для воровства особо не пользуется. Да и вообще он посимпатичней пеховского будет. Тем, что он герой - а не жалуется и чертыхается про себя постоянно.
Сцены охоты и расправы с нечистью, конечно, напомнили Сапковского, и не раз, но это тоже ни в коем случае не подражание. Не 'Дебрен из Думайки'.
Имя романа 'Вор и убийца' - по-моему, само по себе сюжетная линия. 'Я вор, а не убийца' повторяет герой в разных ситуациях, чтобы избежать излишнего насилия. И заканчивается эта линия, на мой взгляд, когда Николас отказывается убить ненужного свидетеля на конюшне, вместо этого подкупив его. А конюший с большой вероятностью мог бы сдать его. Но эта линия плавно подводит к финальному 'предложению, от которого нельзя отказаться'. И герой отказывается. Потому что не убийца.
Впрочем, мне так показалось после прочтения. А есть и другая разгадка названия. Ее можно найти, прочитав это многогранное произведение самостоятельно (или испортить себе все удовольствие и залезть в комментарии к книге).
Другое дело - вторая часть. Она способна удивлять. Стиль не дал слабины, разве что могут встречаться опечатки, но это дело поправимое. Масштаб действий резко увеличивается, а персонажи показывают свои темные стороны. Двигая сюжет и давая ответы на вопросы, назревшие еще в первой части. Толкиенисткая мифология сращивается с христианскими мифами еще сильней. Начинается все с зомби-ужастика, но переходит на демонические разборки с силами тьмы. Жестокость по сравнению с прошлой частью выросла, но таковы нынешние запросы в жанре. Битвы, конечно, затяжные, но выполнены обстоятельно. В том плане, что логичны и детализированы. Что заслуживает замечания, так это романтическая линия. Герой и героиня клянутся в любви, но между злоключениями их чувства почти не получают развития. Впрочем, в суматохе событий на это времени нет, да и любовного фэнтези никто и не обещал.
Вторая часть дает ответы на многие вопросы, назревшие в первой... Но вываливает лавину новых. Заявленная в начале первой части борьба Добра и Зла сменилась противостоянием Зла и Тьмы, в лучших традициях темного жанра. Судя по концовке, сложно сказать, на чьей стороне будет перевес. Но любители неожиданных поворотов и напряженного повествования от этого только выигрывают. Я бы порекомендовал книгу не только любителям боевого и темного фэнтези, но даже ЛИТРПГ. Уж больно местами напоминает незабвенного 'Диабло'.