Буквально в нескольких километрах от известного ЧАВАЙННУРА находится село Арино. Экскурсовод в музее Чавайна посоветовал нам обязательно посетить это село - поскольку там находится красивый храм, а также в этом селе начинал свою преподавательскую и просветительскую деятельность классик марийской литературы - Сергей Чавайн.
Поскольку наш НОЯБРЬСКИЙ ПОХОД должен был привести на гору Карман-Курык, то Арино было по пути, и мы, конечно, не упустили возможность посетить это село с богатой историей и культурой.
Во-первых, как нам было известно, в селе находилась загадочная Арийская церковь, которая была построена в середине 18 века и которую посещали жители окрестных деревень. Название - АРИЙСКАЯ - как-то звучало странно для марийской глубинки.
Во-вторых, село славилось богатой историей, интересными людьми и народными обычаями. Так, до сих пор в селе сохранился обряд во время Святок (от Рождества до Крещения) исполнять колядки на родном марийском языке, а также сохранились обычаи рождественских поздравлений, и колядования православных мари. В настоящее время эта традиция поддерживается школьной детской самодеятельностью села Арино, они также выступают с этими песнями по всей Республике и за её пределами.
Следует указать, что село Арино оказалось одним из первых культурно-просветительских центров Марийского края, которое славилось по всей Казанской губернии.
В 1858 году в с. Арино родился ученый-историк, профессор истории автор более 30 научных работ, член Казанского общества археологии истории и этнографии, член Венгерского этнографического общества Н.И. Смирнов.
Само село Арино расположено в 2 км северо-западнее центра сельсовета, д. Чодраял, на неровной овражистой местности (4 км. на юг от Моркинского шоссе). Название образовано от имени основателя села Арына - по местному преданию, село основал некий татарин по имени Арын. Первое поселение, якобы было основано в глухих лесах, недалеко от Алатского торгового тракта (по казанским источникам - Алат юлы). Место тут было укромное, незаметное, в овражках било несколько родников, которые давали начало ручью, впадающему в речку Малонмаш (кстати, также есть версия татарского происхождения названия - от слова "мал - скот", то есть речка, где поили скот). Один из родников сохранился до сих пор, и жители села берут оттуда воду. Есть версия перевода с марийского: "искал и нашёл".
Как известно, татары бежали в марийскую тайгу, чтобы спастись от государственных войск, от насильственного крещения и от произвола царских чиновников. Однако позднее тут стало преобладать марийское население, которое приняло христианство.
По другим данным, как видно из сохранившихся исторических источников, эти места в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо - марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить для мари и Моркинский район. Памятниками их пребывания здесь осталось село Арино и ГОРА МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК (ОДО-КУРЫК) ,
а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Ранее в Абдаево даже была сельхозартель под названием 'ОВДАНУР'. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование (про это будет в статье Цирульникова).
Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск и окрестные горы Одо-Курык и БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК , которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками (ныне гора Карман Курык взята под охрану государства). А позднее сами мари использовали эти горы для защиты своих земель как от татар, так и от русских войск.
До сих пор жители близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где находится древнее захоронение удмуртов.
Дополнительно следует сказать, что камень для строительства фундамента и основания Арийской церкви возили именно от горы МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК (ОДО-КУРЫК) (которая расположена в 3 км. от Арино).
(вид с горы Одо-Курык на Арийскую Церковь)
Таким образом, мари, которые заняли земли нынешнего района в период между XI и XIII веками, вытеснив отсюда вотяков, являются в настоящее время самыми древними и коренными жителями района.
Марийцы пришли сюда с правобережья Волги, где значительное время жили в соседстве с чувашами, по всей вероятности в районе Цивильска (ныне входит в состав Чувашской Республики), что заметно по костюму моркинских женщин, которые, как и звениговские мари, носят шарпаны, тогда как в других местах такой женский головной убор не встречается, а также по употреблению моркинскими мари слова "шамыч", проникшего из чувашского языка.
Следует указать, что первый храм в с. Арино был деревянным, построенным еще в 1752 г. В начале XIX в. начались подготовительные работы к постройке новой каменной церкви. В 1828 г. строительство ее завершилось. Храм в честь Рождества Христова строился на средства прихожан. В нем освятили два престола: главный - Христорождественский и теплый (зимний) в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По данным на 1916 год, приход храма был одним из самых многочисленных - 8517 человек.
При церкви действовали двухклассное училище и женская церковноприходская школа. Храм имел достаточно церковной утвари, в его библиотеке насчитывалось 267 книг.
Служба в храме продолжалась до 1936 г. В дальнейшем здание было признано аварийным и не использовалось.
Только в ноябре 1989 года храм был передан общине верующих.
Храм достаточно хорошо сохранился. В архитектурном отношении он тяготеет к памятникам позднеклассического стиля. Об этом свидетельствуют полукруглые оконные проемы на основном кубе храма и колокольне. Минимум декоративного убранства, простота и ясность композиции придают Аринской церкви особый колорит.
СТАТЬЯ ПРО ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА В АРИНО:
16 октября 2004г. Высокопреосвященнейший Иоанн, Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский, в сослужении духовенства Юго-восточного церковного округа совершил великое освящение храма в честь Рождества Христова в селе Арино.
Хотя Храм был открыт более десяти лет назад, однако до сих пор службы совершались в правом приделе Покрова Пресвятой Богородицы, в то время как в главном алтаре проводились восстановительные работы. Ко дню освящения храм предстал перед прихожанами в благолепии и красоте: здание оштукатурили и побелили, установили иконостас, настелили полы. По традиции, накануне освящения благочинный округа протоиерей Александр Михайлов и настоятель храма иерей Николай Чузаев совершили Всенощное бдение - службу Обновления храма и Рождества Христова, как это положено по Уставу.
Ранним утром 16 октября был совершен водосвятный молебен, а затем все священнослужители вышли встречать Архиепископа Иоанна. Он прибыл в Арино со святыми мощами мучеников Прова, Тараха и Андроника и святых вифлеемских младенцев, привезенными со Святой Земли. После освящения церкви в ней была совершена первая Божественная литургия, за которой настоятель иерей Николай Чузаев был удостоен архиерейской награды - права ношения набедренника. Обратившись к народу со словом проповеди, владыка Иоанн раскрыл духовный смысл освящения храма и отметил его значимость для прихожан, назвав день освящения Пасхой для жителей села Арино и близлежащих деревень.
После богослужения Архиепископу Иоанну, духовенству и прихожанам был представлен духовный концерт, подготовленный силами воскресной школы, в котором дети отобразили праздники Рождества Христова и Покрова, а певчие старшего хора исполнили духовные песнопения, канты.
СПРАВКА ПРО Село АРИНО (РОЖДЕСТВЕННСКОЕ, АРЫН)
В экономических примечаниях XVIII века имеются сведения о том, что в селе Рождественском, Арино тож в 12 дворах проживали новокрешенные черемисы. В 1763 году в селе числился 261 человек.
В 1866 году по решению Казанского оспенного комитета открыты курсы для подготовки оспопрививателей. В мае 1869 года на эти курсы был направлен житель села А. Целебрицкий.
В 1872 году в с. Арино Себеусадской волости находилось 28 домов. Селение располагалось на открытом месте, разделялось оврагом, в котором протекал ключ. Колодцев в селении не было.
В 1893 году открыта Арийская женская церковно-приходская школа В 1894 году в селе имелось трактирное заведение торгового дома "Булыгин и сын". Кроме этого, работали винная лавка дворянина Л.А. Халтурина, жителя г. Яранска, и две лавки по торговле мелочным товаром.
10 января 1872 года состоялось открытие двухклассного училища первым заведующим стал житель г. Царевококшайска Н.М. Модин. Преподавание велось на русском языке. В 1885 году в Арийском двухклассном училище обучалось 90 мальчиков и 10 девочек. В 1919 году училище было преобразовано в Арийскую единую трудовую школу I ступени.
В 1903 году в с. Арино проживали 152 мужчины, 143 женщины, большинство мари.
В 1916 году приход церкви в честь Рождества Христова был самым многочисленным - 8517 человек.
До 1917 года в селе функционировал большой базар, на который приезжали жители из Сернура, Торьяла. Привозили на обмен и продажу разные товары в том числе и хлеб. В 1917 году Михаил Сергеев держал лавку по торговле мелочным товаром. В 1919 году при Арийском культпросветкружке открыта библиотека.
В 1920 году по договору с Кумужъяльским волисполкомом Христорождественская церковь была передана общине верующих со всей утварью в бесплатное пользование на условиях бережного отношения к государственному имуществу.
В 1924 году в с. Арино проживали 328 человек, из них 304 мари, остальные русские. Работала семилетняя школа. До 1926 года в селе размещалось Арийское лесничество, которым долгое время руководил лесничий Раздельников.
Имелось кредитно-товарищеское общество. Оно выдавало кредиты семенами, помогало молоть зерно. В 1927 году в с. Арино работал фельдшерско-акушерский пункт.
В конце 20-х годов прошлого века в селе были лесопильный завод, крахмально-паточный завод, продукцию которого продавали в г. Йошкар-Оле.
В 1930 году был расторгнут договор с общиной верующих, здание церкви было передано в распоряжение Моркинского кантисполкома.
В 1929 году колхозники построили здание одноэтажной школы. В 1934-1940 годах работала кожевенная мастерская, где обрабатывали, а затем красили кожу. В эти же годы действовала вышивальная мастерская, которая размещалась в частном доме. Долго и с большой пользой эксплуатировался кирпичный завод. В 1936 году он переоборудован в гончарную мастерскую. Люди до сегодняшнего дня помнят мастера-гончара Руш Осыпа.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из села ушли на фронт 112 жителей, из которых 69 человек не вернулись в родное село.
С 1949 года здесь работал Арийский детский дом. В 1954 году он размещался в 2-этажном деревянном здании. В нем находились 49 детей. Фонд библиотеки составлял 1669 книг. Директором в это время работал Рябинов.
В 1950 году Арийская школа была преобразована в среднюю. С 1972 года она носит имя основоположника марийской литературы С. Г. Чавайна. В 1952 году в селе находилось правление колхоза им. Ворошилова. В 1959 году в селе проживали 109 мужчин и 136 женщин, большинство мари.
В 1989 году была вновь зарегистрирована община верующих, и здание церкви передано ей. В 1991 году в церкви Рождества Христова вновь стали проходить службы.
В 2003 году в селе числилось 70 дворов, проживали 220 человек. Преобладающее население - марийцы, вероисповедание - православное. Дома в селе каменные и деревянные, крыши покрыты шифером и железом. Жители имеют в личном пользовании телевизоры, телефоны, бытовую технику, автомобили. Воду в селе берут в основном из колодцев и близ протекающего ручья. Работает магазин Моркинского райпо. Село входит в состав коллективно-долевого предприятия им. Чавайна. Связь с районным центром осуществляется автобусным сообщением. Около села находится молельная роща.