Команда Кочующие : другие произведения.

Деревня Кульбаш Моркинского Района - Стариная Мечеть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ДЕРЕВНЯ КУЛЬБАШ МОРКИНСКОГО РАЙОНА - СТАРИНАЯ МЕЧЕТЬ
   ____________________________________________________________________________
  
  
    []
  
   Рассказ от лица Капитана:
   Меня как марийского татарина с детства интересовали места компактного проживания татар в Марийском крае. Одним из таких мест была деревня Кульбаш в Моркинском р-не.
   Деревня Кульбаш расположена в 27 км западнее райцентра, пос. Морки, с которым связана асфальтированной дорогой. Деревня расположена между Красным Стекловаром и Коркатово. В ходе НОЯБРЬСКОГО ПОХОДА мы посетили этот удивительный уголок Марийского края, где рядом находится много примечательных мест.
  
  
    []
  
   Есть несколько преданий о появлении татарской деревни в этих местах, по одному преданию, татары бежали сюда после захвата Иваном Грозным Казани. Причем не сразу, сперва после событий 1552 года множество татарского населения ушла на север в Арскую землю. А потом, опасаясь русских войск, которые усмиряли восставших татар и мари, множество местного населения скрывалось в дремучих лесах. Недалеко от этих мест проходил Алатский тракт (он шёл через Морки, и также проходил рядом с известной деревней Чавайннур), тракт соединял Казань с Вятским краем (Уржум). По этой дороге скрывалось в марийской тайге множество татарского народа, кто от наседавших русских войск, а кто позже - убегая от насильственного крещения.
   Надо отметить, что в первые десятилетия после падения Казанского ханства крещение инородцев шло часто насильственными мерами, а порой за крещение просто платили деньги или давали льготы по налогам, бывало, разрешали селиться на лучших землях.
   Эти вопиющие факты признавало даже церковное начальство, поскольку насильственное крещение противоречит канонам христианства, и не признается настоящим крещением, если было осуществлено против воли человека.
  
    []
  
   По другой легенде - первое упоминание о деревне относится к 1773 году. Согласно этой легенде, 8 семей из Казанской губернии, боясь царской расправы за участие в Пугачевском восстании, стали основателями поселения в казенном лесу. Когда волостной старшина узнал о незаконном поселении татар - он не стал прогонять их из государственного леса, так как край в те времена был мало заселен. А новое поселение было согласно платить налоги и выполнять различные повинности, причем даже сверх установленных мер, так как возвратиться в родные края они уже не могли.
  
  
   Так или иначе, но кульбашские татары за 300-400 лет автономного проживания смогли сохранить родную речь, свою веру и национальные традиции. В частности, в начале прошлого века эту деревню исследовала экспедиция Казанского университета, которая обнаружила некоторые сохранившиеся народные обычаи и праздники такими, какие они были сотню лет назад, и чего уже во многих деревнях Казанской губернии уже не было.
   Например, известный праздник Сабантуй раньше праздновался в Кульбаше не летом, как принято сейчас, а весной - перед началом посевной. А после посевных работ и перед сенокосом был другой сельский праздник.
  
    []
  
   Название Кульбаш произошло от татарских слов: куль - озеро, и баш - голова, начало.
   То есть место, где много озер. Действительно, рядом находятся Лучинские озёра, Лебединое озеро, говорят, что раньше были и другие озёра (например, Сухое - которое сейчас пересохло).
   Также слово Кульбаш можно перевести с татарского, как начало родников, воды. Что также в прошлом было справедливо, так как около деревни было множество родников, которые, к сожалению, сейчас почти все пересохли из-за вырубки лесов и деятельности человека. Сейчас в деревне пользуются колодцами с журавлями, их можно посмотреть на фото. Но уровень грунтовых вод в них достаточно низкий.
  
    []
  
   В центре деревни находится самое старое здание - это мечеть, построенная в 1886 году.
   В начале 1940 года мечеть была частично разрушена (как и положено, по тем временам), но в 1947 году верующим разрешили ее отремонтировать. Первая медресе в деревне была построена в 1785 году. В течение 18 лет Сайдеш мулла обучал грамоте детей. Позже, в разные годы в медресе являлись учителями Габдулжалил мулла, Бахтияр мулла, Мухамматгалиев Мухамматзариф мулла, его сын Галиев Сунгатулла. В 1903 году, окончив Казанское духовное учебное заведение, в д. Кульбаш приехал молодой мулла Галиев Сунгатулла, знающий несколько иностранных языков.
   Про эту мечеть мне рассказывала в детстве мать - она принимала участие в заводской самодеятельности (ныне Красногорский КАФ), и несколько раз приезжала в эту деревню. Тогда в советское время это было настоящее чудо - иметь в деревне настоящую мечеть, причем не в Татарстане, а в марийской глубинке. Также мать помнила, что в Кульбаше была настоящая ветряная мельница.
   Под впечатлением этих рассказов - я мальчиком поехал на велосипеде из Красногорска в Кульбаш, проехав 70 км., чтобы сфотографировать и просто посмотреть на эту старину.
   Деревня мне очень понравилась - она резко отличалась от окрестных марийских деревень, в ней был пруд, много гусей. Дома были добротные, покрашенные. В те годы вокруг мечети еще не было деревьев, как это видно на наших фотографиях.
  
  
  
    []
  
  
  
   Немного также справочной информации про Кульбаш:
   В 1834 году в д. Кульбаш Шалинской волости Царевококшайского уезда насчитывалось 35 мужчин и 40 женщин. Традиционно кульбашинцы занимались выращиванием сельскохозяйственных культур, животноводством, охотой, рыбной ловлей, пчеловодством. Преобладающее население -- татары.
   В 1905 году в д. Кульбаш открылась школа I ступени, которая размещалась в казенном здании. В 1914 году в деревне был пожар, сгорело полдеревни. Большую помощь в восстановлении населенного пункта оказал купец I гильдии П.Д. Местников. Он имел в пос. Красный Стекловар стекольный завод.
   Среди жителей деревни были участники гражданской войны: Файзиев Зайфрахман, Тухватуллин Сумгат, Гибадуллин Хасман, Ахматуллин Каюн.
   В 1919 году в школе обучалось 76 мальчиков и 102 девочки. Учителями работали М.К. Рахматуллин, Х.Г. Галлямов, Г.Г. Гарипова. В 1924 году проживало 930 человек, татары. В 1925 году в деревне организовано общество потребителей, в состав которого вошло 86 человек. В 1930 году открыта библиотека, библиотекарем работала Садыкова Минзямал. В 1932 году жители организовали колхоз "Кызыл Байрак". Председателем стал Хасанов Шайхутдин.
   В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из ушедших 228 человек погибли и пропали без вести 173 жителя деревни.
  
    []
  
  
   В 1946 году в деревне открыт детский сад. В 1956 году работали механическая и ветряная мельницы. В 1959 году в д. Кульбаш проживали 393 мужчины и 510 женщин, татары.
   В 1961 году колхоз "Кызыл Байрак" имел свою электростанцию мощностью 52 квт. Первый телевизор появился у Ф.А. Галлямова в 1961 году. В 1963 году построено одноэтажное деревянное здание школы на 4 класса, два здания на 2 класса. С 1951 г. по 1987 г. директором школы работал Гайсин Абдуль-Хак. В 1967 году жители деревни стали пользоваться привозным газом, водопроводной водой. Первая легковая автомашина "Москвич" появилась у Д.К. Кадырова в 1968 году. В деревне работал магазин, которым заведовала с 1952 г. по 1988 г. М.Б. Файзрахманова.
   В 1993 году построено новое каменное двухэтажное здание детского сада. Но из-за малочисленности детей дошкольного возраста здание переоборудовано под школу.
  
    []
  
  
   В 2004 году в д. Кульбаш числится 184 двора, 260 мужчин и 454 женщины, большинство татары. Функционируют детский садик на 20 мест, основная общеобразовательная школа на 100 с лишним учеников, дом культуры на 200 мест, фельдшерско-акушерский пункт, ветеринарный пункт, библиотека, магазин, отделения связи и Сбербанка. Книжный фонд библиотеки составляет 8700 экземпляров. Построен газопровод, заасфальтирована центральная дорога. В д. Кульбаш находится татарская мечеть, которая является памятником архитектуры и градостроительства.
   Наиболее распространенные фамилии в деревне Ганиятовы, Хасановы, Кадыровы, Сайдашев, Юнусов, Усманов. При закладке дома на фундамент кладут монетку, читают молитву (коран). Жители придерживаются мусульманской веры. До пос. Морки добираются рейсовым автобусом.
   Среди жителей деревни есть известные в районе и за его пределами люди. М.Исмагилов, И. Гиниятов, Р. Кадыров известны как плотники, Б. Сайфутдинов - как пимокат, Ф. Абдуллина -- как вышивальщица. Немало тружеников сельского хозяйства в деревне. Среди них -- председатель колхоза "Кызыл Байрак" (1970-1996 гг.), заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации, орденоносец Х.С. Зиганшин.
  
  
  
    []
  
  
   ФОТО КОЧУЮЩИХ.
  
  
   Информация взята с сайтов:
   http://www.12rus.ru/
   http://arh-mari.ru/index.php
   http://rt-museum.narod.ru/
  
  
   КОМАНДА КОЧУЮЩИЕ
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"