Команда Кочующие : другие произведения.

Дом-Музей Чавайна В Деревне Чавайннур Моркинского Района

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ДОМ-МУЗЕЙ ЧАВАЙНА В ДЕРЕВНЕ ЧАВАЙННУР МОРКИНСКОГО РАЙОНА
  ___________________________________________________________________________
  
  
  
   []
  
  
  
  Кочующие давно мечтали посетить малую родину классика марийской литературы и легендарного писателя - Сергея Чавайна. Тем более, что Чавайнур находится совсем недалеко от концептуальной марийской реки - Илеть!
  И вот, в НОЯБРЬСКОМ ПОХОДЕ 2009г. нам удалось посетить его родную деревню и музей в Чавайннуре.
  
  
  (бюст поэта и писателя)
   []
  
  
  
  (экскурсовод - жена директора музея)
   []
  
  
  
  ИНТЕРЕСНЫЙ ДЛЯ КАЗАНЦЕВ ФАКТ: первое стихотворение классика - родоначальница марийской поэзии - "ОТО" (Роща) была написана в Казани в 1905 году, когда Чавайн учился в учительской семинарии.
  
  (внутри дома-музея нас встретили добродушные работники)
   []
  (в этом доме Чавайн прожил часть своей жизни)
   []
   []
  
  
  КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ:
  
  Сергей Григорьевич Чавайн (настоящая его фамилия Григорьев) родился 6 октября 1888 года в деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл.).
  
  (рабочее место классика марийской литературы)
   []
  
  Отец его - Григорий Михайлов - был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура. Мать будущего поэта - Татьяна Анисимовна - была одаренной сказительницей, знавшей множество песен и сказок. С детских лет Сергей приобщился к ее удивительному сказочному миру, переняв от нее дар песнетворцa и сказителя.
  
  (верхнее среднее фото - Чавайн с матерью, верхнее левое - с детьми, нижнее левое - с женой)
   []
   []
  
   Несмотря на бедность, родители поэта решили ему дать образование. Успешно окончив сельскую школу, Сергей Чавайн в 1904 году поступает учиться в Казанскую учительскую семинарию. Время его учебы совпало с первой русской революцией. События той поры оставили глубокий след в сознании юного семинариста.
  
   2 декабря 1905 года он написал стихотворение "Роща", проникнутое освободительными идеями. Это стихотворение стало первым оригинальным произведением марийской письменной поэзии.
  
  (ОТО - Роща - с этого стиха началась марийская поэзия)
   []
  
  (край Чавайна в фотографиях)
   []
  
  Вскоре молодой поэт написал другие стихотворения, насыщенные духом социального протеста, полные пафоса любви к родному народу ("Смело, друзья", "Жена бедняка", "Колыбельная", "Весною в поле", "Березка" и т. д.). Увлеченно переводил произведения русской мировой классики.
   В 1908 году отдельным изданием вышел его сборник рассказов и стихотворных баллад "Из прошлого народа мари", где автор отобразил события присоединения Марийского края к Русскому государству. В годы, предшествовавшие революции, Чавайн предстал перед марийскими читателями как страстный гуманист и неутомимый поборник просвещения, стойкий защитник угнетенных. Писателя, жившего свободолюбивыми, гуманистическими настроениями, начали преследовать царские власти. Желая избавиться от полицейского надзора, Чавайн в 1915 году уехал в Казахстан, к Аральскому морю. Там он стал работать учителем местной железнодорожной школы.
  
  (комната родителей писателя - рубашку выткала мать Чавайна)
   []
  
   Октябрьскую революцию Сергей Чавайн встретил с большой радостью, ей он посвятил свои стихотворения-раздумья "Свободное утро", "Время расцвета". Он активно участвовал в общественной жизни Туркестанской Советской Республики, на территории которой оказался теперь город Аральск.
  
  
   Осенью 1919 года Чавайн возвращается в родной край. Сначала он работает литературным сотрудником марийской газеты "Йошкар кече", потом становится ее редактором.
   С 1923 года Сергей Чавайн работал в школе. В 1927 году он вновь вернулся к деятельности журналиста и литературного редактора. Сергей Чавайн в 1934 году одним из первых был принят в члены Союза писателей СССР. В годы создания последних творений он возглавлял литературную часть Марийского государственного театра.
   В 1937 году Сергей Чавайн арестован, в этом же году расстрелян.
   В 1956 году - он был посмертно реабилитирован.
  
  
  (оригинал черновика Чавайна)
   []
  
  
  СТАТЬЯ ПРО ТВОРЧЕСТВО ЧАВАЙНА:
  
  ***************************************
  С.Г.Чавайн еще в детстве полюбил родное устное народное творчество. В семинарии познакомился с произведениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.С.Никитина, А.Кольцова. Чтение произведений русской литературы и увлечение устным народным творчеством натолкнули юного Чавайна, как он сам говорил впоследствии, на мысль: "А разве нельзя на манер марийских песен и по примеру русских поэтов, писать стихи на марийском языке?" И его первые попытки перевода с русского языка и сочинения оригинальных стихов дали положительные результаты. Первое стихотворение поэта "Роща" ("Ото"), написанное осенью 1905 года, до сих пор остается в числе лучших произведений марийской поэзии. Это стихотворение получило различную оценку. Один из критиков литературоведов И.Шабдар анализируя творчество Чавайна, отметил главные ключевые особенности лирического произведения. Это стихотворение о красоте, величии родной марийской природы. Автор призывает беречь эту красоту и приумножить ее богатство. Певец впервые затронул проблему экологии родной природы. Отдельные исследователи в совершенно другом ключе рассматривают это произведение. По мнению К.К.Васина, Чавайн якобы восстал против царского самодержавия в годы первой русской революции.
  С.Г.Чавайн является певцом природы, он заложил традиции пейзажной лирики, затрагивал и социальные вопросы. В этом отношении особенно характерно стихотворение "Жена бедняка". Стихотворение написано в форме разговора между мужем и женой. Его любимый человек едет в дальние края зарабатывать деньги. Писатель поднимает проблему бедности и семейной жизни. Чавайн был популяризатором знаний. Он пишет стихотворение "Знание сильнее бога" (1908). Только благодаря богатству знаний, народ может жить. Чавайн явился первым марийским поэтом, заложившим основу для развития марийской детской литературы. Он впервые для детей написал поэму-сказку "Ведьма" ("Вувер"), где показывает добро и зло.
  
    []
  
  
  С.Чавайн устанавливает тесную связь с издателем "марийских календарей" В.М.Васильевым и в 1908-1910 годах в календаре печатает несколько стихотворений. В 1910 году, в соавторстве с учителем В.Ипатовым, выпускает для чтения в третьем классе марийских школ "Третью марийскую книгу" ("Кумшо марла книга"), где печатает около двух десятков своих стихотворений и рассказов.
  В 1908 году Чавайн переводит стихотворение-думу К.Рылеева "Иван Сусанин". Казанский период жизни был знаменателен для него еще тем, что в 1908 году ему удалось издать небольшой сборник собственных рассказов и стихотворений под названием "Из прошлой жизни мари" ("Марий калыкын тошто годсо илышыже"), куда вошли два рассказа и четыре стихотворения на исторические темы.
  
    []
  
  
  С осени 1908 по лето 1915 года Чавайн работал учителем недалеко от родной деревни. В1915-1919 годах он работает учителем Ташкентской железнодоржной школы на станции "Аральское море" (ныне город Аральск). Причиной выезда Чавайна в Казахстан были политические притеснения и начавшаяся империалистическая война, к которой он относился пацифически. Вернувшись осенью 1919 года из Казахстана, Чавайн устроился на работу в Марийском издательстве при Наркомнаце в Казани, где проработал до конца 1921 года. "Новыми плодами" назвал поэт свой стихотворный сборник, вышедший в Казани в 1921 году. Здесь были помещены стихотворения, написанные до революции и во время Гражданской войны. Был написан рассказ "Грехи искупили грехом" ("Язык гыч язык сулыш"). В 1921 году Чавайн переезжает в Йошкар-Олу и работает в качестве литературного сотрудника в газете "Йошкар кече", а в 1922 году является ее редактором, также редактором газеты "Голос мари" до 1923 года. Им за эти годы были написаны стихотворения: "Зачем я рожден?" ("Молан мый шочынам?"), "Добрая весть" ("Поро увер")и другие, пьесы:"Дикая утка" ("Кайык лудо") (1923), "Автономия" (1921), "Солнце восходит, тучи расходятся" ("Шем пыл шÿла, кече лектеш") (1921), "Новая земля" ("У мланде") (1925), "Горечь водки" ("Аракан кочыжо")(1925), "Сторублевый калым" , "Пасека", "Живая вода" ("Илыше вÿд") (1930), драмы: "Ямблатов мост" ("Ямблат кÿвар") (1926)
  В 30-е годы Чавайн пишет роман "Элнет"(1936). Это его центральное произведение. Роман правдиво раскрывает богатый душевный мир людей, связавших свою судьбу с народной революцией.
  1935 году Чавайн написал героическую драму "Акпатыр". По мотивам этой драмы была написана первая марийская опера "Акпатыр". Творчество Чавайна являет собой большой этап развития марийской литературы. Он был верным и искренним другом своего читателя, певцом свободы, борцом за народное счастье. Творческий путь Чавайна - это постоянное повышение чувства своей ответственности перед читателем, это путь постоянного совершенствования. Его литературное наследие имело большое положительное воздействие на развитие всей марийской литературы. От его творческой школы брали эстафету все последующие поэты и писатели.
  
  
  ************************************************
  
  
  
  АЛЛЕЯ В ПАМЯТЬ ЧАВАЙНА, КОТОРУЮ ПОСАДИЛИ ПИСАТЕЛИ СО ВСЕГО СССР -
   []
  
  
  
  ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
  
  http://vcisch2.narod.ru/
  http://aboutmari.com/
  
  
  ФОТО КОЧУЮЩИХ.
  
  
   КОМАНДА КОЧУЮЩИЕ
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"