'Доподлинно известно, что изначально эта майка принадлежала Николаю Васильевичу Гоголю - известному русскому писателю. Также известно, что она была привезена ему одним английским лордом, который инкогнито приехал в Россию где-то в конце сороковых годов девятнадцатого века. Майка сделана из отличнейшего английского хлопка, выращенного в Египте. Мотивы, побудившие знатного англичанина к подобному дару, не вполне ясны. Не исключено, что он был большим поклонником русской литературы и, в частности, Николая Васильевича. Важно одно: Гоголь носил эту майку, не снимая, что доказано группой опытнейших исследователей. Причину подобной привязанности объяснить довольно просто: во-первых, это память о крепкой дружбе (что, впрочем, всего лишь наше предположение), во-вторых, это просто удобно.
Предчувствуя близкий конец, Гоголь завещал майку другому великому русскому писателю - Льву Николаевичу Толстому, который ею очень дорожил и носил только по праздникам. Но в 1899 году, желая, видимо, ошарашить размахом дорогого гостя из Германии, он подарил ее Райнеру Марии Рильке. И изделие, таким образом, снова оказалось за границей.
Как вы наверняка заметили, в течение примерно полувека данный предмет одежды принадлежал исключительно представителям интеллектуальной элиты, что само по себе является очень примечательным фактом. Однако в 1906 году майка была временно утеряна. Поэтому специалистам не вполне понятно, каким образом она попала к батьке Махно. Вероятно, немецкий поэт не очень дорожил реликвией, хранящей дух русских деятелей культуры.
Украинский анархист относился к майке без должного уважения. И, очевидно, именно в эту, махновскую, эпоху изделие сильно износилось. Мы знаем, что в двадцатые годы Нестор Иванович был весьма стеснен в средствах из-за разрыва с Советской властью. И в 1927 году, уже в Париже, доведенный до крайней бедности, он продал майку за семь франков Полю Элюару, заверив того, что она была частью личного гардероба его величества Александра Первого. Трудно сказать, поверил ли французский поэт в эту версию. Но, скорее всего, нет, так как уже через год он проиграл майку Пабло Пикассо в карты. Кстати, набросок, изображающий женские ягодицы, который можно видеть на спине изделия, принадлежит именно его кисти.
От фашистской угрозы майку спасает Марк Шагал, который летом 1941 года приехал в Нью-Йорк. Как она попала к нему - неизвестно. Внимательно изучив личную переписку художника, мы пришли к выводу, что майку он не носил, опасаясь испортить рисунок Пикассо. Таким образом, на протяжении где-то 30 лет майка была в заботливых руках.
Однако в 1973 году Шагал по приглашению советского министерства культуры приезжает в СССР и в аэропорту теряет свой багаж. С этого момента майка снова исчезает из поля зрения общественности. И только в 2005 году группа российских археологов обнаружила изделие в сундуке Тихона Матвеевича Лукьянчикова, уроженца города Кривой Рог, тракториста по профессии, который за определенное вознаграждение полностью отказался от прав на ценность.
К сожалению, проведя много лет в провинциальных городах советской России, майка утратила свой первоначальный цвет и лишилась левой лямки. Но работа опытных реставраторов под руководством Сергея Марковича Аджоева вернула изделию утерянную часть и белизну, не повредив рисунка великого художника. С двадцатого октября 2006 года майка находится здесь, в историческом музее России.
А теперь обратите внимание на следующий экспонат: это брюки...'