Колесников Александр Митрофанович : другие произведения.

Будни боевой жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.81*6  Ваша оценка:


   А. Колесников
   Будни боевой жизни.
   На черноморском театре военных действий в период 1941 г. - первой половине 1942 г. торпедные катера по своему прямому назначению не использовались. По той простой причине, что немцы здесь не имели своего флота: ни сухогрузов, ни танкеров, ни военных кораблей. Только во второй половине 1942 года немцы по Дунаю перебросили несколько десятков быстроходных барж и торпедных катеров.
   Поэтому торпедные катера использовались командованием Черноморского флота как быстроходные корабли для доставки срочных распоряжений и приказов в отдельные участки фронта на побережье Чёрного и Азовского морей.
    [] Основная масса торпедных катеров была оборудована авторулевыми устройствами и автоматикой, позволяющей выводить катера без экипажей на цель. Управление производилось с самолёта по радио. Недостатком этой системы было воздушное обеспечение. Самолёты марки МБР - самолёты наведения, способные взлетать и садиться на воду, были неповоротливые в воздухе, имели небольшую скорость и были обречены на гибель при атаке их ''мессершмидтами''.
   Торпедные катера с экипажами забрасывали в тыл к немцам разведчиков, диверсионные группы, высаживали десанты, проводили минирование пролива и входов в порты, захваченных немцами.
   При отходе из Новороссийска, торпедные катера были поставлены по всему побережью: от Сульджукской косы и в самом Новороссийске, с целью - собирать разрозненные группы солдат и доставлять в Геленджик. Выполняя этот приказ, на водной пристани Новороссийска, погиб один катер из второго дивизиона нашей бригады. Катер стоял под миномётным огнём у причала, а экипаж созывал и принимал на борт солдат... Попаданием мины в ходовую рубку было убито половина экипажа, и катер загорелся... Соседний катер подобрал оставшихся в живых членов экипажа и солдат, и доставил в Геленджик...
   В Цемесской бухте, в каменистой и скалистой её части, по правому берегу, разместился оперативный отдел Командующего Новороссийской базы. А на противоположном берегу, у мыса Хако, немцы установили артиллерию.
   ...Днём на наш катер прибыл офицер связи, и поступило приказание: доставить его в оперативный отдел базы в Цемесскую бухту. Доставить и высадить на правом берегу бухты, за один километр до места расположения оперативного штаба базы, чтобы не демаскировать его.
   Погода солнечная, видимость прекрасная.
   Взревели моторы, и наш ТК 35 полным ходом устремился на выполнение задания.
   ...Как только катер вошёл в Цемесскую бухту, немцы начали его обстреливать. Командир катера старший лейтенант Подымахин, меняя курс и скорость, сбивал немецких наводчиков от меткого огня. На ходу в торпедный катер очень сложно попасть артиллерийским снарядом.
   Чтобы было понятно, приведу такой пример из проведённых в 1940 году учений Черноморского флота. Эскадра Черноморского флота, в которую входил линкор ''Севастополь'', несколько крейсеров и эсминцев охранения, вышли из бухты и стояли на внешнем рейде.
   А в это время, командир второго дивизиона, нашей, 2-й БТК, капитан 3-го ранга Местников вывел из Очакова торпедный катер. Команда катера была на борту, пока не сдала катер на буксир эсминцу. А тот ночью отбуксировал его до Севастополя, за 15 миль от Севастопольской бухты и отдал буксир... Подлетевший самолёт МБР доставил капитана 3-го ранга Местникова. Он взял управление катера на себя. Завёл моторы и направил катер в атаку на стоящие на рейде корабли эскадры... Вместо торпед на катере были сигнальные ракетницы.
    [] На кораблях эскадры заметили идущий в атаку катер. Сыграли боевую тревогу, и артиллеристы получили приказ уничтожить катер боевыми снарядами. Артиллеристы всех кораблей эскадры открыли огонь...
   Подведя катер на дистанцию торпедного залпа, Местников атаковал один корабль сигнальной ракетой... Затем, изменив курс катера, нанёс удар сигнальной ракетой по второму кораблю... Катер шёл в сплошных взрывах снарядов... Затем, Местников повернул катер на обратный курс...
   Катер подошёл к эсминцу, где его взяли на буксир и доставили под Очаков, на остров Березань. Когда на катер зашла команда, то обнаружила в нём только одну пробоину в корпусе, выше ватерлинии. Она не грозила гибелью катеру. За эту операцию капитан 3-го ранга Местников был награждён Командующим Военно-Морскими Силами СССР адмиралом Кузнецовым именными часами.
   Но это было в 40-м году.
   А сейчас, мы шли вдоль правого берега Цемесской бухты, и только подошли на траверз места высадки связного офицера, резко взяли курс на берег. За 20 метров от берега отдали якорь, спустили резиновую шлюпку и усадили в неё офицера. Я, за 3-4 резких рывка вёслами, доставил его к берегу, где он вскарабкался на скалу и исчез за вторым скалистым выступом. А я направился к катеру...
   Тут катер был удобной мишенью для немецких артиллеристов. Сразу три султана выросли около катера... Два по бортам, а один на берегу, по корме катера... За 2-3 секунды шлюпка была брошена в желоб, а командир скомандовал: ''Отдать якорный трос!''
   Я подбежал к битенгу на носу катера и сбросил якорный трос. Кивнул командиру, и катер рванул... Мы поняли, что нас обстреливает трех орудийная батарея. Следующие три снаряда разорвались на том месте, где мы стояли... Обстрел продолжался до самого выхода из Цемесской бухты.
   Времени на выборку якоря у нас не было. Эта процедура занимает 3-4 минуты. Так, ценой потери якоря, мы спасли катер и себя от неминуемой гибели...
  
   Июль 2001г.
  
Оценка: 4.81*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"