Колганова Елена Владимировна: другие произведения.

"Пена дней" Бориса Виана

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 3.06*4  Ваша оценка:

  Обломки затонувших жизней.
  
  (рецензия на роман Бориса Виана 'Пена дней' в переводе Лилианны Лунгиной)
  
  При впадении реки в море всегда есть порог,
  который трудно преодолеть, где кипит вода
  и в пене кружатся обломки затонувших кораблей.
  Б. Виан 'Пена дней'.
  
  Сюжет романа несложен: богатый молодой человек по имени Колен знакомится с девушкой Хлоей, женится на ней. Через некоторое время после свадьбы Хлоя заболевает злокачественной опухолью и умирает. Если об этом рассказать простыми словами, то получится заурядный романчик. Талант Бориса Виан заключается в том, что писатель смог сделать печальную, но обычную историю шедевром мирового авангарда.
  Начиная читать 'Пену дней', с первых строк погружаешься в мир чудес, в котором подстригание век является рутинной косметической процедурой, в раковине водится рыба. Здесь из водопроводного крана в ванной ежедневно выползает угорь, углы комнаты закругляются под действием звуков музыки, а повар откармливает мышей, которые играют и танцуют в кухне, временами поддерживая беседу с хозяевами. Вспоминаются 'Страна чудес' Льюиса Кэрролла и пушкинское Лукоморье, но, в отличие от них, в 'Пене дней' необычное вплетено в повседневную жизнь, и от этого воспринимается в большей мере как яркая, интересная реальность, нежели как выдумка.
  На страницах романа писатель всласть иронизирует над теми социальными явлениями, которые считает недостатками общества. В первую очередь это коснулось религии и ее служителей: среди героев есть Пьяномарь и Священок, Архиписк и Надстоятель . Имя Бенвенуто Челлини перефразировано в 'Бенвенуто Тошнини'. Братья нетрадиционной ориентации работают 'свадебными педералами '. Не обошлось и без врача - профессора Д'Эрьмо .
  Особенно досталось французскому писателю Жан-Полю Сартру, который выведен в романе под именем Жан-Соля Партра. Надо отметить, что в 30-40-х годах XX века в Европе набрало необычайную популярность учение об экзистенциализме. Это было время, когда одна за другой выходили из печати ведущие книги по данному философскому направлению: 'Кровь других' и 'Пирр и Цинеас' Симоны де Бовуар, 'Посторонний' и 'Чума' Альбера Камю, многочисленные сочинения Сартра, в том числе знаменитый роман 'Тошнота'. Мода на экзистенциализм вызывала у Виана насмешку, что нашло отражение в 'Пене дней'. Так, в романе иронично описана сцена встречи Жан-Соля Партра с многочисленными поклонниками: 'Партр вышел из-за стола и продемонстрировал слушателям муляжи различных типов блевотины. Самая прекрасная из них - непереваренное яблоко в красном вине - имела огромный успех'.
  'Не сотвори себе кумира', - гласит одна из библейских заповедей, однако люди часто настолько увлекаются другим человеком или некоей идеей, что почитание переходит в одержимость, влекущую за собой лишь разрушение собственной души. Шик, друг Колена из бедной семьи, все деньги тратит на покупку новых сочинений любимого писателя Жан-Соля Партра и из-за этого не может жениться на своей девушке Ализе. Более того, однажды, израсходовав предназначенную для свадьбы сумму на приобретение старой одежды кумира, он прогоняет невесту от себя. В отчаянии девушка направляется к писателю и просит отложить издание девятнадцатого тома, но Партр неумолим. Тогда Ализа решается на отчаянный шаг.
   - ...Больше всего на свете я хочу вас убить, - сказала Ализа... и вынула сердцедёр. - Расстегните, пожалуйста, ворот вашей рубашки.
  - Послушайте, - воскликнул Жан-Соль, снимая очки. - Я нахожу, что всё это какая-то дурацкая история.
  Он расстегнул рубашку. Ализа собралась с силами и решительным движением вонзила сердцедёр в грудь Партра. Он вскинул на неё глаза, он умирал быстро, и в его затухающем взгляде промелькнуло удивление, когда он увидел, что извлечённое сердце имеет форму тетроида. Ализа побледнела, как полотно. Жан-Соль был мёртв, и чай его остывал. ... Ализа расплатилась с официантом, затем раздвинула концы сердцедёра, и сердце Партра упало на столик'.
  Атмосфера романа в первых главах - легкая, изящная, как джазовая мелодия, - наполнена учтивыми светскими беседами, дружескими шутками, флиртом и танцами. Здесь Колен и Хлоя знакомятся и играют свадьбу.
  Имена главных героев были выбраны Вианом не случайно. Хлоя - пастушка из греческого романа Лонга об идиллической любви ('Дафнис и Хлоя'), существует одноименное музыкальное произведение в аранжировке любимого виановского джазового музыканта Дюка Эллингтона. Колен - распространенное имя персонажей французской пасторали XVIII века. Казалось бы, имена предопределят безоблачность семейной жизни пары, но в действительности главных героев ожидают горе и смерть. Получается, Виан намеренно подчеркнул диссонанс между мечтами и реальностью? Возможно, так. Однако, несмотря на страдания, выпавшие на долю влюбленных, их чувство до последних страниц книги остается сильным, глубоким и чистым. В отношениях супругов сохраняется идиллия, но к ней добавляется жертвенность. Колен самоотверженно заботится об умирающей жене, и в этом имеет большое сходство с Иваном Шатовым из 'Бесов' Ф. М. Достоевского. История Колена и Хлои - это как бы история Шатова и его супруги Марии, только в 'Бесах' умирает муж, а в 'Пене' - жена.
  С момента бракосочетания Колена и Хлои атмосфера романа резко меняется. Теперь окна в доме самопроизвольно зарастают, в комнаты не проходит солнечный свет, в них начинает царить вечный мрак. Керамическая плитка на полу тускнеет, а мышки больше не играют, а, дрожа, забиваются в углы. Через призму абсурдизма Виан передаёт хорошо знакомую всем реальность. Хлоя больна: у неё в лёгких выросла нимфея - водяная лилия - 'большой цветок, двадцати сантиметров в диаметре'. Для излечения нужно окружить больную другими цветами - тогда нимфея испугается и не расцветёт. Колен тратит всё своё состояние на цветы, но этого мало: их требуется ещё больше. Тогда молодой человек идёт работать на военный завод: выращивать оружие.
   'Чтобы стволы винтовок росли правильно, без искривления, им необходимо тепло человеческого тела, - поясняет работодатель. - Вы выкопаете в земле двенадцать лунок. Затем воткнёте в каждую по стальному цилиндру, разденетесь догола и ляжете на них ничком, так, чтобы они пришлись вам между сердцем и печенью... Вы пролежите так двадцать четыре часа, и за это время стволы вырастут'.
  Стволы отнимают у человека с теплом и жизнь: двадцатидевятилетнего парня за год работы превращают в морщинистого старика. Сперва Колен выращивает нормальные винтовки, но постепенно металл начинает реагировать на его душевную боль: оружие получается деформированным, кривым. А однажды... 'Он поднял простыню. На тележке лежали двенадцать синеватых холодных стальных стволов, и из каждого росла прекрасная белая роза, - её бархатистые лепестки, чуть кремовые в глубине, должно быть, только что раскрылись...
   - Я могу их взять? - спросил Колен. - Для Хлои...
  - Они завянут, как только вы их оторвёте от стали, - сказал приёмщик. - Они, видите ли, тоже стальные...'
  Ирония и выдумка сочетаются в книге Виана с истинной трагичностью, неподдельностью чувств:
   'Колену платили теперь много денег, но это уже ничего не меняло. Он должен был обходить по выданному ему списку многие квартиры и за сутки предупреждать указанных в нём людей о несчастьях, которые их ожидают.
  Ежедневно он отправлялся в бедные кварталы, и в богатые, поднимался по бесконечным лестницам. Всюду его встречали очень плохо. Ему швыряли в лицо тяжелые, ранящие его предметы и жёсткие колючие слова, а потом выставляли за дверь... Он не бросал своей работы. Ведь это было единственное, что он умел делать - терпеть, когда его выставляют за дверь'.
  Проблему 'богатых и бедных' как писатель своего времени Виан обойти не мог. Однако к неблагополучию материальному добавляется горечь душевная:
  'Он посмотрел в списке, кто там стоял следующим, и увидел своё имя. Тогда он кинул наземь свою фуражку и пошёл по улице, и сердце его стало свинцовым, потому что он узнал, что завтра Хлоя умрёт'.
  Погребальный обряд в описании Виана представляет собой столь же яркую сцену абсурда, как и весь роман. Здесь могильщики поют у гроба: 'Эй, ухнем!', - Надстоятель подпрыгивает 'сперва на одной ноге, потом на другой' и дудит в трубу. А Священок и Пьяномарь, схватившись за руки, хороводом кружат вокруг могилы.
  Литература абсурда характеризуется тем, что мысли, чувства, тонкие оттенки настроения, переданные посредством гротеска, гипербол, оксюморона воспринимаются наиболее остро. О состоянии Колена после гибели Хлои мы узнаём из диалога... его домашней мыши и кошки.
  - Он стоит на берегу и ждёт, а когда решает, что пора, идёт по доске и останавливается на её середине. Он там что-то высматривает в воде... А когда этот час приходит, он возвращается на берег и всё глядит на её фотографию, - рассказывает мышка кошке.
   - Он никогда не ест?
  - Нет... И слабеет час от часу... В один из ближайших дней он наверняка оступится на доске.
  - А тебе-то что? - спросила кошка. - Выходит, он несчастен?
  - Он не несчастен, он страдает. Вот именно этого я и не могу вынести, - отвечает мышка и просит кошку помочь её умереть.
  Сытой ленивой кошке не хочется есть мышку. Тогда животные находят оригинальный выход.
   - Сунь мне голову в пасть и жди.
   - Сколько ждать?
  - Пока кто-нибудь не наступит мне на хвост, - сказала кошка, - чтобы сработал рефлекс.
  Мышка 'зажмурила свои маленькие глазки и сунула голову в пасть. Кошка осторожно опустила острые резцы на мягкую серую шейку. Её усы перепутались с усами мышки. Потом она распустила свой мохнатый хвост и вытянула его поперёк тротуара.
  А по улице, распевая псалом, шли одиннадцать слепых девочек из приюта Юлиана Заступника'.
   Эта сцена в романе финальная. Она не эпилог, а пролог - к смерти мышки. Ясно же: девочки наступят кошке на хвост, челюсти сомкнутся на 'мягкой серой шейке'. Похожая сцена в мировой литературе есть. Помните, как змейка по просьбе Маленького Принца кусает его насмерть? Но в сказке Сент-Экзюпери впереди - надежда на то, что Маленький Принц вернется на свою планету. А у Виана мышка уже никуда не денется от доли, которую сама себе выбрала. И Колен скоро 'непременно упадёт в воду'. Погибнет вслед за любимой, как и происходит обычно в классических романах.
   'Пена дней' - глубокое, трагическое, стилистически яркое произведение. Впрочем, наверное, не для поклонников экзистенциализма и Жан-Поля Сартра.
  
Оценка: 3.06*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) О.Грон "Попала — не пропала, или Мой похититель из будущего"(Научная фантастика) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) Д.Мас "Королева Теней"(Боевое фэнтези) Е.Рэеллин "Конкордия"(Антиутопия) Е.Никольская "Магическая академия. Достать василиска!"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Т.Кошкина "Академия Алых песков. Проклятье ректора"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) А.Лерой "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"