Организация общественной жизни в родоплеменном, античном и средневековом обществе опиралась на совет старейшин, наиболее старых и опытных члены родов; их авторитет обеспечивался за счет жизненного опыта, знания традиций, обычаев и богатства, что давало право на власть. Старейшины руководили социальной жизнью рода, поселения; совет старейшин племени рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин племени, и выносил важные проблемные вопросы (война, мир, территории) на народное собрание; Иов 12:12: "В старцах - мудрость, и в долголетних - разум".
1) Системы управления обществом в древних государствах Европы и Азии
В процессе формирования государственности в Древних Афинах совет старейшин преобразовался в Ареопаг, в Древнем Риме - в Сенат, в Иерусалиме - в Синедрион.
* В Древней Греции - буле (греч. bule совет), в поэмах Гомера совет знати при басилее (царе). В аристократических и олигархических городах (до 5 в. до н. э.) правящий совет знати и богатых граждан. Орган исполнительной власти в демократических полисах, избирался на определенный срок и подготавливал дела для народного собрания.
* В Древнем Риме - Сенат (лат. senatus, от senex старик, совет старейшин) - высший государственный орган власти (первоначально 100 старейшин); возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (VI века до н. э.).
* В Азии
В VI-V вв. до н.э. в государствах Малой Азии и Ближнего Востока закрепилась форма организации общества - гражданско-храмовая община, где вся культурная, хозяйственная и общественная жизнь вращалась вокруг храма. Такая организация общества была свойственна Древнему Египту и государствам Месопотамии. Храмы - крупнейшие финансовые и хозяйственные субъекты, обладавшие значительными земельными владениями, десятками тысяч рабов, своим административным, судебным, научным аппаратом, активно участвовали в политической жизни государств.
* Израиль
Процесс формирования института старейшин расписан в Библии, первоначально, для облегчения Моисею бремени управления народом Бог повелел избрать 70 старейшин и излил на них пророческий дух (Чис., 11, 16, 17). Совет 70 старейшин занимался делами особой важности, для обыденных дел, судебных и гражданских, назначались "судьи" (тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники). Библия не показывает, каким путем они приобретали свое положение, по выбору или другим способом, но они считались представителями народа и с ним отождествлялись.
Старейшины были в каждом городе, считают, что в военное время они были начальниками ополчений. В мирное время - судьями, являлись местной администрацией с судейскою и полицейскою властью, обычное место заседания - в воротах города и на народной площади. После Вавилонского пленения еврейским народом управляли - первосвященник, священники и старейшины.
Примерно в I веке до н.э. в Израиле сформировался Синедрион (Высший Совет старейшин (мудрейших)), куда вошли представители аристократических родов, численность этого собрания - 71 человек. Синедрион - высший государственный орган, издавал юридические и религиозно-обрядовые нормы, путем интерпретации Святого Писания и в виде собственных постановлений.
* Средневековая Европа
В средневековье церковная организация охватывала всю жизнь европейского общества, в церковном приходе (общине) осуществлялся низший налоговый учет, монастыри и церкви активно участвовали в политической, финансовой и торговой деятельности (корпорации купцов объединялись вокруг церкви). В них совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли, в подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры, за услуги духовенство взимало с торговцев особую пошлину.
2) Существующая этимология
Викисловарь
Корень: совет. Значение: даваемое кому-то указание, как поступить; совместное обсуждение чего-либо; устар. согласие; официальный коллегиальный орган.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от церк.-слав., ср. др.-русск. съвѣтъ, также свѣтъ, ст.-слав. съвѣтъ (греч. συμβούλιον symvoúlion "совещание", βουλή voulí̱ ). Сюда же совещаться, также церк.-слав. происхождения, ст.-слав. съвѣштати сѩ - калька греч. Συμβουλεύομαι symvoulév̱omai "советуюсь". Далее от праслав. *věti̯o, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. вѣтъ "совет, договор", ст.-слав. вѣтъ (др.-греч. βουλή voulí̱ "решение, воля, совет"). Отсюда же русск. навет, извет, ответ, привет, обет, совет, вече, ответить, отвечать, завещать и т. д. Другая ступень корневого вокализма в вития. Ср. также русск. вече. Родственно лит. vaitenù "сужу, обсуждаю, полагаю", др.-прусск. waitiāmai "мы говорим", waitiāt "говорить", авест. vaēθ- "установить судебным следствием", vaēθa ж. "судебное заключение"; вероятно, отсюда же польск. witać, в.-луж. witać, н.-луж. witaś "приветствовать".
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII века, РАН, М., 2002
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_26.pdf
Съвѣтъ (свѣть). 1. Рассуждение, размышление. "Трудилася еси в съвѣтѣх своихъ, да стануть и да тя спасут звѣздозьрьци небесни". Сл. Иппол. О антихр. XII в. 2. Обет, торжественное обещание данное Богу и себе. "И начат малтися с вѣрою, совѣты положи молебная пѣти". XVII в. 3. Совет, наставление, рекомендация. Усп. Сб.XII-XIII вв. 4. Замысел, намерение. XI в. 5. Преступный замысел, злой умысел. XII-XIII в. 6. Воля, желание. "Кто бо есть человек, иже совет разумеет божий", Изб. Свят. 1076 г. 7. Решение, постановление. 1468 г. 8. Согласие, одобрение. 1337 г. 9. Согласие, мир, любовь, единодушие. 1158 г. 10. Совещание, совместное обсуждение. "Иже слабо живет, то того не приводи на совет", Изб. Свят. 1076 г. 11. Соглашение, уговор. 12. Заговор против кого-либо. 13 Собрание, сход в условленном месте и в установленное время для обсуждения к.-л. вопроса. 15. Совет, совещательный орган власти. XI-XIII вв. 16. Общий разговор, беседа.
Термин "совет" довольно широко распространен в древнерусской лексике, от него образованы многочисленные производные: советник, советчик, советовать, и т. д.
б) Национальный корпус русского языка
Максимальное употребление термина в литературе XIX-XX вв. - 1812 и 1920 гг., в настоящее время минимальное применение термина, на уровне 1804 г. Разучились советоваться, гордыня замучила (все стали независимыми)???
* Постниковский летописец (1560-1570): "А бояря тако же рекоша государю и похвалиша добрый его совет на благое дело".
* Летописец 1619-1691 гг. (1692): "И сего ради служилые люди, стрелцы и салдаты, между собою совет сотвориша всеми полками, во единомыслии сташа, глаголюще сице: како боляре завладели всем государством; и возмутишася вси и восколебашася, яко мы на боляр восстанем".
в) Обобщение и вывод
Очевидно, что терминология, сложившаяся в средние века на Руси, должна быть логически и терминологически связана с документами христианства - Ветхим и Новым Заветом. Эти документы были написаны евреями и на земле Израиля, соответственно содержание понятия "совет" нужно искать в языках распространенных на этих территориях, в сакральных языках, арамейском и иврите.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму приближенную к терминологии иврита и выделим корни слова - СОВЕТ = СОВ+ЕТ; у нас появляются два корня, которые имеют соответствующее нашему анализу содержание.
Могут возникнуть вопросы с буквами Т-Ц; отметим, что буква иврита ЦАДИ (Ц) передавалась на русский язык посредством русских букв "С", "З", "Ц" и "Т", точных правил передачи установлено не было, каждая школа переводчиков следовала своей письменной традиции.
ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный: "Цади, צ = с: Сидон, Сион, Исаак, Софония; это - обыкновенная транскрипция צ (Ц); но есть случаи, где צ (Ц) передается при помощи русского З: Назарет, или Т: Тир, или Ц: Бецер, Цемареи (ירמצה)".
* Источник
Еврейско-русский словарь. М.Дрор, Тель-Авив, 2000 г.
* Книга Судей 19:30: "Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня. Обратите внимание на это, посоветуйтесь (ивр. УЦ, от ЕЦА) и скажите".
* 2-я Царств 16:20: "И сказал Авессалом Ахитофелу: дайте совет (ивр. ЕЦА), что нам делать".
* Исаия 11:2: "и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета (ивр. ЕЦА) и крепости, дух ведения и благочестия".
Таким образом, русский термин СОВ (старец) + ЕТ (совет)" является транслитерацией (передача слов посредством другого алфавита) двух терминов иврита или арамейского языка.
Кфар-Сава́ (в просторечии также Кфар-Са́ба; ивр. כְּפַר סָבָא) - город в Израиле, находится в Центральном округе. В разговорной речи название обычно произносится "Кфар-Са́ба", дословно - "дедушкина деревня". Упоминается Иосифом Флавием как древнее еврейское название, расположенного здесь в его время (I век н.э.), эллинизированного города.