Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Емца, Емец (реки) и немец - термин, топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Я грешен, я упрям в грехе своём,
  я варвар, недостойный БожьяСлова
  Григор Нарекаци (X в.)
  
  
  Термин ЕМЕЦ (AMETS) не часто встречается на русском ономастическом пространстве; в России мы находим посёлок Емецк при впадении реки Емца в Северную Двину, реку Емец (приток Вагая) и редкую фамилию "Емец" (несколько десятков чел.), которую возводят к новгородскому купечеству XVI века. Признанной этимологии этого термина нет, авторы высказывают различные гипотезы, компьютер даёт аналогию ЕМЕЦ=НЕМЕЦ, откуда можно сделать вывод, что данные понятия должны иметь общий смысл (содержать "фоновое знание"), ЕМЕЦ (а) должно являться корнем.
  
  1) Географическая справка
  
  а) Емца (Ёмца) - река в Архангельской области, левый приток реки Северная Двина, исток реки (заболоченная местность) расположен в 4 км от берега реки Онеги, которая истекает параллельно Северной Двине, на водоразделе; от истока и до впадения в рукав Северной Двины, Емца течёт на северо-восток, лишь незначительно меняя направление течения. В верховье быстрое течение, много родников питает Емцу, поэтому река НЕ ЗАМЕРЗАЕТ в верховьях (хотя находится на 63 параллели). В среднем течении на Емце вместо льда образуется лишь шуга, а ледостав проходит лишь в нижнем течении, одна из двух рек в мире, где не бывает ледохода, хотя он должен быть из-за географического положения.
  В нижнем течении вместо ледохода в конце апреля на реке возникают вращающиеся воронки, вокруг которых постепенно тает лёд; природа этого явления до сих пор остаётся неизвестной. Надо полагать, что в средневековый период река была более полноводной и использовалась местным населением (ориентир в направлении движения и водный путь) как своеобразный (незамерзающий) мост между реками Онега и Северная Двина, из-за обилия болот и лесов территория была непроходима.
  
  б) История
  По своему географическому положению исток Емцы выходит к СЕРЕДИНЕ реки Онега, а впадает в Северную Двину примерно в конце первой трети её русла от устья, т.е. река Емца занимает СРЕДИННОЕ положение между двумя более крупными реками Онегой и С. Двиной.
  Исторические источники сообщают, что из-за близости верховьев Емцы к реке Онеге, она была частью пути новгородцев к Белому морю (через Северную Двину), по Емце плыли ладьи, как военные, так и торговые. В 1137 году вблизи устья Емцы был основан городок Емецк (современное село Емецк).
  Историки считают, что берега реки были заселены новгородцами, контролировали пушной промысел и получали значительные доходы от торговли мехами, которую через Новгород вели с НЕМЦАМИ.
  В Новгороде в 1951 г. был найден обрезок берёзы: "На его поверхности вырезаны княжеская геральдическая эмблема и надпись "Емьця гривны 3". "Емцом" (посредник) в "Русской правде" назывался княжеский чиновник, собиравший государственные доходы с податного населения. "3 гривны" - значительная денежная сумма, принадлежавшая, как ясно из надписи, этому чиновнику" (академик В.У. Янин. У истоков новгородской государственности).
  
  в) Емец - река в Тюменской обл., приток реки Вагай (впадает в Ишим); географически занимает СРЕДНЕЕ положение между реками Тоболом и Ишимом и является СРЕДНИМ правым притоком (самый крупный из 5 правых притоков).
  
  2) Существующая этимология
  
  Официального истолкования имени ЕМЦА нет, выяснение смысла имени ведут неофициальные исследователи. Александр Чашев в интересной работе "Тайны языка земли Холмогорской", Проза.РУ., обобщил существующие разрозненные комментарии по этому имени.
  
  а) "В Книге Большому Чертежу, в перечне рек, "которыя в Двину пали", встречаются названия "Ямца" и "Емца". Причём, речь идёт об одной и той же реке: "а Пушенга вытекла из озера, протоку 100 вёрст, пала в Двину против Ямцы реки" ... А ниже устья реки Ямцы 50 вёрст город Колмагоры ... А против Пушенги Двинскои, пала река Емца, протоку 250 вёрст, вытекла от реки от Онеги"". Этимология термина ЕМЦА выводится с опорой на "Словарь В. Даля" и факты русской истории: "Емить - имать или брать, собирать. Емь ж. ряз. сбор, подать, пошлина или взятка".
  
  б) "Северные земли были главными поставщиками ещё одного важного в те времена товара - ловчих птиц, в связи, с чем вариант ... от русского слова емь или емы в значении "когти ловчей птицы", также возможен".
  
  в) "Версия о происхождении названия "Емца" от имени племени "ямь" или "емь", якобы когда-то обитавшего в здешних местах, отрицается результатами исследований, посвященных вопросам происхождения и ареала расселения финского племени "хямь"" и т.д. - "Карельское и финское ема в значении "мать" (ивр. ЕМ, ИМИ мать), по указанной выше причине, также достойно быть основой названия реки - матери северных рек. - "Санскрит eмa - "ход, дорога, путь"; яма - "Бог смерти"; Яма ("узда") - "бог смерти и царь умерших, считавшийся первым из умерших людей, сыном Вивасвата (солнечное божество, позднее слившееся с Сурьей), один из четырех главных хранителей мира, "ответственный" за юг; яма-су - "та, что рождает близнецов" и "воздержание".
  
  3) Обобщения и выводы
  
  Предложенные варианты этимологии термина ЕМЦА не учитывают ИДЕОЛОГИИ, новгородцы и "низовые" (верховья Онеги и Двины принадлежали Влад.-Суздальскому кн.) были христианами. На этой территории были монастыри, и велась монастырская колонизация (14 монастырей XIV-XVII вв.), несколько монастырей было разрушено и сведений о них не имеется.
  Финно-угорская (тоже христиане, хотя и поздние) и санскритская (откуда???) этимология здесь явно лишние - ономастическое пространство было изначально письменно-ХРИСТИАНСКИМ, мы получаем исторические сведения из христианских источников, написанных христианскими авторами.
  
  * Автор Березович Е. Л. в своей работе провел анализ и выявил на северных территориях множество библейских топонимов. Приведем только некоторые типично христианские (до иудейских мы пока только добираемся), связанные с Архангельской и Вологодской областями (Библейская лексика в топонимии русского севера // Известия Уральского государственного университета. - 1997. - ? 05): - Вавилон - 5 топонимов (лес, поля, болота, деревня); - Голгофа - 2; 1 - Арх. обл; 1- Влг. обл., здесь когда-то был монастырь; - Елион, Синай - 1; - Иордан - 12 топонимов; Палестина - 4; Иерусалим - 21 топоним; - Ангел - 2; Бог - 27; Христос - 4; Богородица (Богоматерь) - 18; - Ад - 6; - Содом - 7; Дьявол - 1; Сатана - 5.
  
  Вывод
  Этимологию термина надо искать в лексиконе иврита (язык Бога) и идеологии ИУДАИЗМА (материнской религии) - в библейском и талмудическом (комментарии к Библии) образном мире.
  
  4) Терминология иврита
  
  а) русск. ЕМЦА = иврит ЭМЦА אֶמְצַע середина, средний, средняя точка (посредник); применяется в талмудических трактатах. Термин нам сообщает, что в период освоения этой территории река Емца рассматривалась как средняя транспортная магистраль (были и другие пути) между параллельно истекающими реками Онегой и Северной Двиной. По своему географическому положению и коммуникационному значению реки ЕМЦА и ЕМЕЦ и получили свои имена - СРЕДНЯЯ, для того, чтобы их не путать - ввели различную огласовку (переставили гласные буквы).
  
  * Источник; Словарь Ястроу, אֶמְצְעִי. Лондон, Лузак, 1903 г. Словарь таргумимов, Талмуда Бабли и Йерушалми и мидрашей литературы
  ЕМЦИТ, ЕМЦИИ אֶמְצָעִי , אֶמְצָעִית ф. ( пред. ) центральный, средний.- Еруб . V, 2 הא׳ промежуточное село, орп. חיצונים ; а. фр.- Шеби. III, 4 הא... ית центральная часть поля, лежащая посередине. Кил. IV, 8 ; а. фр.-пл. אֶמְצְעִיִּים , אֶמְצְעִיִּין м.; אֶמְצְעִיֹּות ф. Ю. Пиа II, 17ᵃ вверху; ае - Ю. Бер. II, 4ᵈ бот. הא׳ (под. ברכות ) промежуточные (центральные) разделы благословений (между первыми тремя и последними тремя). Кил. V, 2 - центральные грядки; а. фр.
  
  б) Фамильная интерпретация - ЕМЕЦ = иврит - АМАЦ (ЭЭМИЦ, ИМЕЦ, ОМЕЦ) אָמַץ быть сильным; производные понятия - сила, крепость, геройство, смелость, укреплять, крепить; 41 случай применения слова практически во всех книгах Библии.
  * Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H553. Оригинал: אמץ. Произношение: амац. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): быть сильным. C(pi): укреплять, утверждать, ожесточать. E(hi): (про)являть силу, быть сильным. G(hith): (про)являть себя сильным, укрепляться, становиться сильным.
  * Библейский образ. Притчи 24:5: "Кто мудр, тот силен (ивр. АМЕЦ), кто обладает знанием, тот могуч".
  
  5) Немец - этимология
  
  а) Википедия
  
  "Славянское слово "ньмьць" означало "человек, говорящий неясно, непонятно". В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих "непонятно", в том числе и германские народы ... Корень используется во многих славянских языках для обозначения государства немцев, их самоназвания и названия их языка: немец/немски - в болгарском, нiмецький - в украинском, nemecky/nemcina - в словацком, и т. д.". Одна из теорий происхождения имени "немец" указывает на западногерманское племя "неметов"; неметы (лат. Nemetes, др.-греч. Νέμητες, Némites т. е. немцы) - германское племя, упоминаемое в записках Цезаря; неметы были быстро романизированы".
  Славяне, русские и НЕМЕТЫ разошлись во времени и географическом пространстве, к моменту появления русских НЕМЕТОВ уже не существовало. (???)
  
  б) Терминология иврита
  
  а) НЕМЕЦ - антропологический вид германца (рослый, физически сильный человек, образ жизни - войны) = иврит НАА נָאָה соответствовать + АМИЦ אַמיץ крепкий, сильный; АМЦА אַמְצָה сила, отвага.
  б) НЕМЕЦ ("нъмци" в Повести временных лет) - локализация народа, место обитания; от Киева до западного побережья Франции - 2400 км, Германия (река Эльба) на 1200 километре, т.е. середина, срединная точка.
  * Н+ЕМЕЦ = НАА נָאָה соответствовать + ЭМЦА אֶמְצַע середина, средний; т.е. живут посередине.
  * Река Эльба (ЛАБА) = ЛИБА לִבָּא сердце, сердцевина; ЛЕВ לֵב середина.
  
  Этноним "немцы" не содержит смысла "немые", как считают наши лингвисты, а сообщает местоположение Германии - посередине между Францией и Русью, две границы известного (освоенного) в то время иудеохристианского пространства.
  Таким образом, корневые понятия ЕМЕЦ и ЕМЦА является терминами иврита и образами иудаизма (талмудического периода) - соответствуют действительности. А мы все о санскрите и финно-уграх; почти в каждом крупном поселении средневекового периода есть церковь - школа обучения христианству (Слову Божьему), где же элементарная логика и философия иудеохристианства???
  
  Кишинев, 2012 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"