Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Исак, Иисаак, Иицхак, Исаково/а, Исаковка, Исаки, Исакиевский - имя, фамилия, топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Исак вообще огарок той свечи, что всеми
  Исааком прежде звалась
  И. А. Бродский. Исаак и Авраам (1963)
  
  
  
  1) Существующая топонимика
  
  а) Исаково
  * Архангельская обл. - 3 деревни; данных нет. Башкортостан - 1 деревня.
  * Владимировская обл. - 3 деревни. Вологодская обл. - 18 деревень.
  * Ивановская обл. - 3 деревни. Калужская обл. - 3 деревни. Исаково Мединский р-он, изв. с 1774 г.: Исакова - сельцо Боровского уезда Московской провинции Московской губернии. Кировская обл. - 2 деревни. Костромская обл. - 3 деревни.
  * Курганская обл. - 1 деревня. Курская обл. - 2 деревни.
  * Ленинградская обл. - 3 деревни. Исаково/а, Тихвинского р-на, на карте Новгородского наместничества 1792 г. А. М. Вильбрехта; далее на карте Шуберта 1844 г. Исаково/а Лужского р-на, усадьба помещика Чирикова на карте Шуберта 1834 г., далее деревня в 1838 г.
  * Москва и Московская обл. - 10 деревень. В "Списке населённых мест" 1862 года Исаково (Исакова) - владельческая деревня 1-го стана Волоколамского уезда Московской губернии. Исаково Дмитриевского р-на, изв. с 1769 г. Исаково Истринского р-на; в XVI веке и до последней четверти XVII века селение входило в состав Горетова стана Московского уезда, в вотчину боярина Бориса Ивановича Морозова. Исаково Ногинского р-на, изв. с сер. XIX в. Исаково Солнечнегорского р-на, изв. с сер. XIX в.
  * Новгородская обл. - 1 деревня. Нижегородская обл. - 1 деревня.
  * Пермский край - 2 деревни. Псковская обл. - 9 дер. Самарская обл. - 1 деревня.
  * Смоленская обл. - 7 деревень. Исаково - село в Смоленской области России, в Вяземском р-на, изв. с 1770-1811 гг.
  * Татарстан - 2 деревни. Тверская обл. - 3 деревни. Тульская обл. - 2 деревни.
  * Удмуртия - 1 деревня. Челябинская обл. - 1 деревня. Чувашия - 1 деревня.
  * Ярославская обл. - 8 деревень.
  
  б) Исакова - 4 деревни; Иркутская, Свердловская обл., Пермский край.
  в) Исаки - деревня в Опочецком р-не Псковской области.
  г) Исакиевский - хутор в Алексеевском р-не Волгоградской обл., изв.в XIX в.
  д) Исаковка - 5 деревень.
  е) Исаковцы - 5 деревень: Белоруссия (1); Россия (3), Украина (1).
  
  ж) Реки
  Исаковка (Исаиха) - река, приток Енисея, длина 92 км, Красноярский край.
  Исаковка - река, приток Куреи, длина 8,4 км, Псковская обл..
  Исаковка - река, приток Чикшины, длина 116 км, Республика Коми.
  Всего: более 111 топонимов, данные не полные.
  
  2) Ресурс "Списки населенных мест Российской Империи" (1857, 1862/3/5, 1914)
  * Исаково/а - деревни, всего: 45, губернии: Тульская, Калужская, Тверская, Ярославская, Смоленская, Владимирская, Нижегородская, Московская.
  * Вышняя Исакова, Тульская, 1857. Нижняя Исакова, Тульская, 1857.
  * Исакова большая, Исакова малая, Ярославская, 1865.
  * Исакова гора или Исакогорская, Архангельская, 1865.
  * Исаковка - 6 деревень; Тульская, Смоленская, Ярославская, Владимирская губ.
  Всего зарегистрировано 56 деревень; данные не полные.
  
  3) Иицхаак, Иисхаак - библейское имя
  
  а) Википедия
  * Исаак (др.-евр. יִצְחָק [Ицхак] - букв. "будет смеяться") - персонаж Пятикнижия, библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. 17:17-19; 18:12; 21:6). Сын Авраама и Сарры. Отец Иакова и Исава.
  * Библейские сюжеты об Исааке распространены в иудаизме, иудеохристианстве и в исламе, по ним написано в разное время много философско-богословских исследований, книг и художественных картин. В основе два библейских стиха: Исаак - патриарх еврейского народа; Авраам приносит в жертву Исаака по требованию Бога.
  Христиане рассматривают готовность Авраама исполнить повеление Бога и принести Исаака в жертву как образец веры и послушания; в иудаизме жертвоприношение Исаака истолковывают как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу; в исламе - пример абсолютной покорности Богу.
  
  б) Библейская терминология
  
  В Книгах Библии еврейское мужское имя Исаак представлено в двух формах - ЙИСХАК и ЙИЦХАК.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3446&k=K...
  Hомер Стронга: H3446. Оригинал: יִשְׂחָק. Произношение: йис́хак. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H7831 - Исаак.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3327&k=K...
  Hомер Стронга: H3327. Оригинал: יִצְחָק. Произношение: йицхак. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H6711 - Исаак.
  
  в) Библейский образ
  * Иеремия 33:26: "то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать более владык из его племени для племени Авраама, Исаака (ЙИСХАК) и Иакова; ибо возвращу плен их и помилую их".
  * Бытие 23:3: "и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак (ЙИЦХАК)".
  
  + Пояснение транслитерации
  Лингвисты начала XX века выявили некоторые правила передачи еврейских терминов на русский язык; см. ЕСБЕ, ст. Алфавит сравнительный.
  * Буква иврита ХЕТ (х) в большинстве случаев никак не передавалась на русский язык, или: "Иногда ХЕТ ח‎ = Е или А: Финеес, Исаак; однако встречается и как Х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как Г: Сигон (סיחון‎)".
  * Буква иврита ЦАДИ (ц) передавалась русской буквой С или З.
  Еврейское имя ЙИЦХАК или ЙИСХАК тождественно русскому имении ИСААК или ИСАК.
  
  4) Исаак, Исак, имя в русской средневековой традиции. Национальный корпус русского языка
  
  а) Имя, фамилия
  Исаак, Исак - распространенное русское мужское имя, использовалось крестьянами, дворянами и в среде духовенства; в НКРЯ 76 зафиксированных случаев применения в средневековых актах (купчие, правовые грамоты).
  * Исаак Андреевич Борецкий (до 1400 - ок.1456) - новгородский посадник (глава города), муж Марфы-посадницы.
  * Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец) (1500-1525): "от иконы воскресения Христова; и икона вторая патерик, на неи же писан раи на востоцѣ; в нем же сѣдяше Авраам, и Исаак, и Иаков, и 12 патриарх; от них же миро идяше; третьяя икона пятьдесятница, и от тои иконы шло миро: 1 от распятия Христова, 2 от снятия со креста тѣла Христова".
  * Пискаревский летописец (1600-1650): "Исак быв лет 60 и роди два сына, Исава и Якова, жил же Исаак лет 180".
  * чернец Есип. Купчая Троицкого монастыряря чернеца Есипа на купленное в монастырь у Григ. Фед. [Карцова?] с. Максимово (1410-1427): "А на то послуси: Борис, Оксен, Исак, Лука, Конан".
  * Разрядная книга 1475-1598 гг. Разряды 1512-1598 гг. (1512-1598): "А з болшим нарядом Степан Сабакин, а с ним в товарищах Исак Шенкурской; а над ними велел князь великий надзирати у всего наряду Михаилу Юрьевичю".
  
  б) Топонимы. Выселки
  Землей (пашни, луга, леса, охотничьи и рыбные угодья - основное богатство на Руси) владела светская и духовная власть, 1/3 земли принадлежала Церкви. Процесс колонизации или выведения новых поселений происходил в связи с нехваткой (население росло) или истощением земли, войнами, эпидемиями и стихийными бедствиями (запустением). Владелец земли (феодал) определял место и время переселения, обычно переселялось часть деревни на территорию более удобную для земледелия и скотоводства; хозяйство было натуральным, в деревне производили все необходимое для жизни.
  Новые поселения называли "выселками", при разрастании выселок (хуторов) до уровня села или деревни начальное поселение обычно переименовывалось, сведения (документы) о первых жителях не сохранялись (малочисленные акты с XV века).
  
  * Приходная книга Новгородской четверти 1619/20 г (1619-1620): "И во 128-м году по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу посланы в Арземаской уезд в мордовские и в бортные села и деревни дозорщики Федор Сычов да подьячей Исак Парфеньев, а велено им бортные и мордовские села и деревни переписати, а землю паханую и переложную дозрити". ...
  "А ныне де они, услыша государеву милость, пришли к дозорщиком на старые свои места, и по государеву де указу дозорщики Федор Сычов да подьячей Исак Парфеньев велели им селитись по старым селищам и дали де им льготы на два года, генваря с перваго числа нынешнего 128-го году генваря ж по первое число 130-го году, а в те де годы велели им дворы поставити и пашню розпахати.
  * Выпись из писцовых книг В. М. Чертенка Заболоцкого и Д. Д. Загрязского на митрополичью волость Караш, Ростовского уезда (1491): "Дрв. Панеево: в. Исак, в. Офонька. Дрв.". Прим.: дрв - деревня; в. - выселки.
  
  * Выпись из писцовых книг кн. В. И. Голенина на митрополичьи села в волости Великой Слободе, Опалеве и Никитском станах, Переяславского уезда (1491-1492): "Васько, в. Исак, в. Левон, в."; "Обросово: в. Якуш, в. Исак, в. Фомка. Дрв.". Прим.: дрв. - деревня, в. - выселки.
  * Выпись из писцовых книг П. Г. Заболотского на митрополичьи владения в Опольском и Боголюбском станах, Владимирского уезда (1497-1499): "Митя, в. Исак, в. Давыд".
  * Выпись из писцовых книг Ф. Ф. Липятина на митрополичьи владения в Вологодском уезде (1501-1503): "Синицыно: в. Исак Мартынов, в. Сенка Давыдов да Евсевко".
  * Выпись из писцовых книг В. Г. Морозова и З. А. Постника Сатина на дворы митрополичьего Борисоглебского монастыря на посаде г. Переяславля и на митрополичьи, боярские и детей боярских вотчинные и поместные земли в Переяславском уезде (1519): "А в нем его люди: в. Исак Трухин, в. Якуш".
  * Сотная с книг письма Федора Васильевича Старкова и Ивана Борисовича Федцова на вотчину Чудова монастыря с. Черкизово с сцц. и дд. в Васильцове ст. Московского уезда (1552): "Савин, (в) Тереша Иванов, (в) Ортюшка...дин, (в) Исак Онькудинов...".
  * Запись отписки М. Ф. Соболева о разделе поместья между Б. И. Скрипицыным, И. Ф. и И. Р. Мануйловыми во Владимирском уезде (1597.02.22): "(в ) Василеи Ильин, (в) Исак Матвеев, пашни паханые в поле 12 чети, а в дву потому ж.".
  
  4) Обобщение и вывод
  
  В России, Белоруссии и на Украине более 111 топонимов содержащие имя библейского патриарха Исаака, основная масса их - малые поселения, в документах средневекового периода зафиксировано русское имя Исак и Исаак. Большинство актов относятся к монастырскому землевладению, в них имя Исак фигурирует в связи с колонизационным процессом, обозначает вывод новых населенных пунктов - выселок.
  
  а) Мы не можем связать топонимы Исаково прямо со значением имени Исаак - он смеётся, смех. Разные явления действительности - смех человека и малое поселение не имеют между собой логического общего, а, следовательно, не могут быть выведены одно из другого.
  
  б) Большинство выселок Исак согласно документам находились на монастырской земле, прослеживается связь с личным именем Исак.
  Вполне возможно, что какая-то часть топонимов Исаково связана с именем первого поселенца, однако доказать это сегодня не представляется возможным, т.к. отсутствуют или недоступны документы по истории конкретной деревни Исаково. В средневековой топонимике редки случаи называния поселения именем живущего человека, обычно имена-прозвища давали от названия поселения. Деревни и села не называли именами живущих: царей, князей, бояр, владельцев земли, тем более не могли назвать деревню именем крестьянина; грех - нарушение библейской заповеди (не возводи себе кумира).
  
  в) Остаётся вариант, имя Исаак - символ религиозной (идеологической, духовной) связи с библейским сакральным прошлым; русские люди средних веков (иудеохристиане) осознавали себя как потомки и продолжатели деяний праотцев: АВРААМА, ИСААКА и ИАКОВА.
  
  г) Образ праотца Исаака в ранней иконописи
  * См. иконы "Лоно Авраамово": http://forum2.icon-art.info/image/2012/01/09/2012...; http://forum2.icon-art.info/image/2012/01/09/2012...
  * Лоно Авраамово. Фрагмент "Страшного Суда" из росписи Успенского собора Владимира. 1408 г., Андрей Рублев и мастерская (по другим данным Даниил Черный 1350-1428?); http://mognovse.ru/mogno/965/964379/964379_html_m...
  * Исаак праотец XVII в.; http://icons.pstgu.ru/icon/1294
  
  Таким образом, имя Исаак, Исак и топонимы Исаково мы можем отнести к богословско-просветительской деятельности русской православной Церкви.
  Тиражируя библейские понятия в пространстве и времени Церковь создавала общее культурно-религиозное (национальное) пространство, основу государственности, народности и языка.
  Народ - единство языка, территории, обычаев и культуры, а всё это внедрялось в сознание человека и общества посредством стандартных сигналов-символов, библейскими образами и терминами в результате многовекового обучения вере и воспитания в системе иудеохристианства.
  
  Кишинев, 7.3.2018 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"