Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Каганец (светильник) - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Восходящая к Платону и Аристотелю классич. филос.
  концепция Истины основывается на том, что истинны
  мысли, которые соответствуют объективной
  (независимой от познающего субъекта) действительности
  Большая российская энциклопедия. В. Н. Порус/Истина
  
  
  1) Общие сведения. Википедия/Масляная лампа
  
  Масляная лампа (жировая лампа, жирник, жировик, плошка, каганец, светник) - светильник, работающий на основе сгорания масла или жира. Принцип действия схож с принципом действия керосиновой лампы - в некую ёмкость заливают масло или растопленный жир (сало, ворвань), туда опускают фитиль - верёвку, состоящую из растительных или искусственных волокон, по которым вследствие капиллярного эффекта масло или жир поднимается наверх. Второй конец фитиля, закреплённый над маслом, поджигают и масло, поднимаясь по фитилю, горит.
  
  2) Существующая этимология
  
  а) Протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903). Полный церковнославянский словарь: "Каганьць = ночник, плошка".
  
  б) Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.
  Каганец - муж., южн. и зап. плошка, жирник, лампадка, ночник. Каганцевый или каганечный, к каганцу относящийся. Каганок муж., пск. кугунок, котелок, вмазываемый в печь (не ошибка ли, не казанок ли?) [Таких ошибок в Областн. Словаре Ак. многонько; легче наделать их, чем разгадать и исправить].
  
  в) Этимологический словарь Макса Фасмера (также у А. Преображенского, Словарь... 1910-14)
  Каганец "жировой глиняный светильник", укр. каганець - то же, чеш. kahan, kаhаnес "светильник", слвц. kahan, польск. kaganiec - то же. || Неясно. Популярное объяснение из греч. τά̄γηνον, τήγανον taginon, tiganon "сковорода" (жарить) (см. ... авторы) опровергается тем, что в ср.-греч. отсутствует форма на a долгое, а есть только τήγανον, τηγάνιον; о русск.-таган., полученном через тюрк. посредство, ср. ... авторы . Эти слова нужно отделять от слов на к-. Ср. чув. kǝgan "ручка на посуде" (Паасонен, CsSz 67), но его знач. слишком далеко. (???)
  
  3) Применение термина в литературе
  
  а) Терещенко Александр Власьевич, этнограф и археолог (1806 - 1865). Быт русского народа. Освещение; http://az.lib.ru/t/tereshenko_a_w/text_0020.shtml
  
  "Жилые покои освещались свечами и светильнею. В великокняжеских и боярских хоромах горели восковые свечи, потому что воску было у нас в изобилии: его снимали в лесах из диких пчельников и продавали, вероятно, дешево; недостаточные люди жгли обыкновенное масло, наливаемое в глиняные круглые сосуды, как поныне в обыкновении между малороссиянами, у коих такой сосуд называется каганец, а в Великороссии жирник. Простые или бедные люди жгли лучины сосновые, которые поныне в употреблении ...".
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки: предисловие ко второй части (1831-1832): "Каганец ― светильня, состоящая из разбитого черепка, наполненного салом".
  * Н. А. Северцов. Месяц плена у коканцов (1860): "Меня ввели в низкую, темную землянку, довольно впрочем просторную; там жил отшельник у святых могил; но нас встретил не он, а какая-то старуха, и засветила каганец ― такой же, как у нас иногда в воронежской губернии, и в Малороссии: черенок с салом и с измятой бумажной тряпицей вместо светильни".
  * Н. Г. Гарин-Михайловский. Гимназисты (1895); "Перед ним каганец, а в каганце сало, в сале фитиль".
  
  4) Обобщение и вывод
  
  а) Термин "каганец" видимо считали народным (поздно появился в литературе), в русских словарях зафиксирован в нач. XIX века, а в литературе появился в произведениях Н.В. Гоголя в 1831 г.
  Масляные светильники использовались в древних храмах Востока, археологи их находят на раскопках в Греции, Италии и Израиля. На территории России зафиксированы находки масляных светильников в Киеве, Новгороде и Пскове, их датируют XII в. Светильники этого типа давали свет в течении 1-3 часов, исследователи отмечают копоть и плохой запах при горении.
  
  б) ЭСБЕ/Лампада
  
  В более обширном смысле Лампадой назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил (см. XIV, 284). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. ... Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7-8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей.
  
  в) БЭАН/Светильники, лампады
  Светильники, лампады у евреев были двух родов: 1) для религиозного, 2) для домашнего употребления. Первым представляется золотой седмисвещный светильник в святилище храма (Исх. XXV, 31-37), весь чеканный из чистого золота. ... Светильники, употреблявшиеся для домашнего употребления, были различных форм. Их обыкновенно наполняли оливковым маслом, и светильня в них делалась из льна. Кроме того, были в употреблении светильники для освещения в дверях домов - это было не что иное, как железные горшки, или кувшины, наполненные оливковым маслом с плавающей льняной светильней (Суд. VII, 16, 20); были в употреблении и просто куски льна, вложенные в отверстие медного светильника, который держали обыкновенно в одной руке, а другой поливали лен из сосуда оливковым маслом, с тем чтобы он ярче горел.
  
  Вывод
  На территориях России масляный светильник назвался по-разному, термин "каганец" распространен в южных областях страны, основная функция - свет, зафиксирован в литературе XIX в.
  Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и терминологией, скорее всего это составной термин. Каганец - простейший масляный светильник, дающий тусклый свет посредством искрящегося горения фитиля опущенного в масло. Следовательно, в библейской терминологии нам необходимо искать понятия - тусклый, искра, искриться, сверкать, сиять (излучать ровный свет).
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  ивр. КАХА (КАГА), КЕХЕ (КЕГЕ) כֵהָה потускневший; в современном иврите: темнеть, тускнеть, ослабевать; темный, тусклый.
  ивр. НАЦАЦ, НОЦЕЦ נָצַץ в современном ивр. блестеть, сверкать, искриться; библ. ивр. - сиять, издавать блеск.
  ивр. НИЦОЦ в современном иврите - искра, искорка; в библейском ивр. искра.
  ивр. НОЦЕЦ сверкать; в современном ивр. блестящий, сверкающий.
  
  Общий вид
  русск. КАГАНЕЦ = два корня КАГА+НЕЦ = ивр. КАХА, КЕХЕ (КАГА, КЕГЕ) כֵהָה тусклый + НАЦАЦ, НОЦЕЦ נָצַץ сверкать, сиять; т.е. тускло сияющий; дающий мало света (как искра).
  
  * Примечание к букве иврита HE (Х-Г), см. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
  he ה‎ (= лат. h, греч. spiritus asper) по-русски большей частью не произносится: ( )Авель (הבל‎), ( )Осия (הושע‎), Авра( )ам (אברהם‎), Син( )едрион (סנהדרין‎), или, ассимилируясь с гласным звуком, выражается буквою И (= греч. η, происходящим от евр. ח‎), например: Ииуй (יהוא‎ = יחוא‎), Иису(с) (יהושע‎ = יחושע‎). Подобно ХЕТ ח‎, и ה‎ he в конце слова выражается через Й: Моисей (משה‎). Впрочем, ה‎ he иногда выражается через (Г): Гиллель (הלל‎), Гегай (הגי‎).
  * Михаэль Дрор. Еврейско (иврит) русский словарь. Тель-Авив, 2000: "he произносится как украинское Г".
  
  Источник
  
  * О.М. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильно, 1878 г., с. 205, КЕХЕ тусклый, мерцающий (о светильнике); с. 314, НАЦАЦ сиять, издавать блеск, отсюда НИЦОЦ и НОЦЕЦ сверкать (Из. 1:3); с. 306, НИЦОЦ искра.
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H3544. Оригинал: כּהֶה. Произношение: кхэhэ. Часть речи:. Прилагательное. Этимология: от H3543 - потемневший, потускневший, побледневший, бесцветный, неприметный; перен. унылый.
  Hомер Стронга: H3543. Оригинал: כּהה. Произношение: кхаhа. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. тускнеть, темнеть; 2. ослабевать. C(pi): 1. бледнеть, обесцвечиваться; 2. изнемогать, ослабевать; 3. обуздывать.
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5340&k=1...
  Hомер Стронга: H5340. Оригинал: נצץ. Произношение: нацац. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): сверкать.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H5213. Оригинал: נִיצוֹץ. Произношение: ницоц. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5340 - искра.
  
  б) Библейский образ
  
  * Исаия 42:3: "Надломленную тростинку переламывать он не будет, гаснущего (ир. КАХЕ) фитиля не затушит. Он явит поистине правый суд!".
  * Изекииль 1:7: "Их ноги были прямые, ступни - как бычьи копыта, и сверкали (ивр. НОЦЕЦ) они, словно отполированная медь.
  * Исаия 1:31: "Сильный будет как пакля, дело его - как искра (ивр. НИЦОЦ), и вспыхнут они, и никому не потушить их!".
  
  Таким образом, используя внешний вид "каганца" (тускло сверкает) и библейский иврит, мы установили его содержание этого термина - тускло сверкающий (мало света дает) светильник.
  Слово искусственное, составлено из двух корней библейского иврита, скорее всего монахами русской Православной церкви. Собственно, лампада, которая ставится перед иконами, работает по такому же принципу, свечи были всегда дороги.
  
  Кишинев, 19.9. 2022 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"