Моисей, вместе со старейшинами (ивр. З.К.Н., ЗАКЕН)
Израиля, велел народу: "Исполняйте все
повеления, которые я возвещаю вам ныне
Второзаконие 27:1
1) Существующая этимология
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Зако́н, род. п. -о́на, укр. закíн, -о́ну "исповедь, причастие", др.-русск., ст.-слав. законъ νόμος, θέσπισμα nómos, théspisma (Супр.), болг. зако́н, сербохорв. за́кон "обычай, закон, вера", словен. zákon, род. п. -óna, чеш., слвц. zákon "закон", польск. zаkоn "закон, завет, монашеский орден". Ср.-греч. ζάκανον zákanon заимств. из болг. || Связано с кон, искони́, нача́ть, начну́. Первонач. знач. "начало"; родственно лтш. cinâtiês "подниматься" (Эндзелин, RS 11, 37), лат. rесēns "свежий, бодрый, недавний", ирл. cinim "я возникаю"; см. ... перечень авторов. (Что же такое "закон"???)
б) Словарь Владимира Даля
ЗАКОН м. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон природы или естественный закон, которому неизбежно следует вся вещественная природа. Законы гражданские, установленные гражданскою, государственною властью, для обеспечения быта граждан, противопоставляются законам духовным, т.е., относящимся до дел веры, или же до духовного мира, духовной жизни; противопоставляются также законам военным, уголовным. (???)
2) Применение термина в церковнославянаском языке
а) Национальный корпус русского языка. Обширная терминология, слово употребляется в смысле - "Божий закон".
* Василий Калика. Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае (1347): "Понеже увѣда смирение наше и святый сбор священный, игумени, иерѣи, что ся учинило у вас въ Тфѣри промежи вами, в тѣхъ людех Божиих, поспѣшениемъ и по съвѣту дьяволю и лихих людей, якоже бо слышахом, распрю, бывшюю в васъ о ономъ честномъ раю, и пребых много дний о взыскании исправлениа Божественаго закона".
* Из Тактикона Никона Черногорца (XIV в.): "Но о дѣянии Божиихъ законъ и божественых правилъ святыхъ сбор и прочих святыхъ отець преданья, иже въ Божественых Писаниях, есть намъ тщанье, яко не видим та въ общемъ хранима".
* Толкование символического значения святительской мантии и объяснение слов патриарх, архиепископ, епископ, архимандрит, игумен, протопоп, протодьякон, архидьякон, презвитер, дьякон: 68 глава русского извода сербской редакции Кормчей (XIV-первая половина XV в.)
"Глаголють от взискующей трудолюбне о сих, еже от мантии патриархов или архиепископа и епископа и о прочих яже зде, иже на прьсех мантии две скрижали, юже реша ― едину Ветхаго закона, другую ― Нова".
* Домострой (1500-1560): "О устрашитеся, людие, творите волю Божию, якоже есть в Законе писано, а от сего злаго бесчиния соблюди, Господи, всякаго християнина".
* Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи (1561-1570): "И под темъ камѣнемъ глагола Моисей з Богомъ и закон принял от Бога ― скрижали каменны, написанны перстом Божиим".
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., с. 217
* Законъ. 1. Вера, вероисповедание; совокупность правил поведения предписываемые религией. Изборник 1076 г. 2. Установления, предписания светской власти, закон. XIII в. 3. Общепризнаное правило, обычай, 1447 г. 4. Связь между явлениями, естественный закон. 1665.
Обширная терминология от корня "закон" на с. 217-222, опирается на библейские источники, касается всех явлений жизни.
3) Законоучители и социальная организация в Израиле
а) Община
Характерной чертой еврейского образа жизни была - община, в отличие от других объединений людей, где преобладали социальные системы семьи и рода, основанные на кровном родстве. Община возникает и развивается под действием коллективной воли - собрания, а не патриархальной, единоличной воли отца.
Еврейское общество, описанное в Библии, состояло из нескольких структур: первая - "семья", во главе которой стоял старейшина; вторая - городская община с народным собранием во главе со старейшинами.
Роль городского совета старейшин (ивр. закен) постоянно расширялась, а роль "семьи" - уменьшалась. Городские советы обеспечивали жизнедеятельность общины: издавали законы, совершали правосудие, заботились о безопасности, санитарии, содержали больных и бедных, а также организовывали образование, военную и экономическую деятельность.
Евреи везде устраивали жизнь по Законам Торы (Ветхого Завета) и местные племенные правители, давая евр. общинам привилегии на экономическую и хозяйственную деятельность - закрепляли и перенимали еврейскую организацию общественной жизни.
б) Организация общества на основе Моисеева законодательства.
Старейшины (ЗАКЕН, множ. З.К.Н.М. זקנים). - У всех первобытных народов С., т. е. люди более пожилого возраста, являлись представителями власти. ... С. пользовались высоким уважением ввиду их опытности (Иов., 12, 12; 15, 10) и потому, что старость считается наградою за благочестие. В Библии израильские С. упоминаются впервые в книге Исхода. Моисею поручено было собрать С. народа и сообщить им ο предстоящем вскоре освобождении от египетского ига (Исх., 3, 16, 18). Кроме того, во времена Моисея упоминаются еще С., избираемые по разным обстоятельствам. Так, 70 С. вместе с Моисеем, Аароном, Надабом и Абигу заключают завет с Богом после законодательства Божия на Синае (Исх., 24, 1, 9).
В последующее время для облегчения Моисею бремени управления народом Бог повелел избрать 70 С. и излил на них пророческий дух (Чис., 11, 16, 17). Этот совет 70 С. заведовал, по-видимому, делами особой важности, тогда для как обыденных дел, судебных и гражданских, назначались "судьи" (тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники). Неизвестно, каким путем они приобретали свое положение, по выбору или иным способом, но они считались представителями народа и часто с ним отождествлялись (Исх., 4, 29; 19, 7, 8; 24, 1; Иош., 23, 2 и др.). Были старейшины и в каждом городе, представлявшие местную администрацию с судейскою и полицейскою властью; они заседали в воротах города и на народной площади.
4) Распространение библейских правовых норм
а) В Библии взаимоотношения между Богом и еврейским народом описаны в юридических категориях (Исх. 19-24, и др.), что повлекло развитие правовых отношений в обществе.
б) На протяжении VIII-IX вв. в Византии действовал "Корпус светского права", он представлял собой нормы в разных областях права, центральным документом был кодекс "Эклога" (греч. выборы, избранные законы) - официальный законодательный свод от 726/741 гг. Он включал в себя процессуальное, семейное, брачное право, а также статьи о положение рабов, дарение и прочее, к основному закону добавлялись приложения: Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев закон.
в) Моисеев закон - подлинное название: "Выборка из данных богом израильтянам через Моисея закона". Документ представлял собрание 70 положений из Септуагинты (Пятикнижия), сгруппированные в 50 глав (в т.ч. и Десять Заповедей), дословные извлечения из текста Библии, и включал сформулированные в Ветхом Завете морально-религиозные предписания и нормы социального поведения.
г) В правление болгарского царя Симеона (893-927) на базе византийской "Эклоги" был создан болгарский юридический сборник "Еклога", которым пользовались на протяжении всего средневековья. Через Моисеев закон болгары приобщались к еврейским религиозно-правовым нормам; отметим, что в Новом Завете правовые и законодательные нормы не разработаны. Некоторые положения Эклоги использовались в судопроизводстве Древней Руси X-XI веков; правовые нормы были закреплены в Правдах, "Правда Ярослава (русская)" датируется ок. 1016 г.
5) Обобщение и вывод
В ранней христианской Европе светская власть была слаба, и государственность строилась "вокруг" Церкви, феодал не всегда имел контроль над поселениями, напротив церковь, через сельского священника, церковный приход и старейшин, полностью контролировала жизнь людей. Высшим авторитетом в законадательстве выступал Бог, все проступки и преступления человека рассматривались с позиции Заповедей Бога.
Модель организации общества в Европе взята из Библии; для облегчения Моисею бремени управления, Бог повелел избрать 70 старейшин, и излил на них пророческих дух (Чис. 11:24, 25). Были старейшины над всем народом, коленами и над каждым городом; Мишна (законодательные сборники, основа Талмуда) говорит, что старейшинам Иошуа (Иисус Навин) передал Устный закон и считает их предшественниками Синедриона (Высший совет старейшин).
Вывод
Еврейское законодательство (образец для других народов) создавали старейшины (ивр. ЗАКЕНИМ) на основе библейского алгоритма: делай - не делай (Заповеди Моисея, разрешительные и запретительные). Старцы, старейшины (закеним) - хранят традицию и контролирует исполнение Закона в конкретной жизненной ситуации, произошедшей в общине.
Целесообразно рассмотреть термин "закон" в связи с библейской терминологией и образами.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
русск., болг. ЗАКОН, без гласных З.К.Н. = ивр. без гласных З.К.Н., с огласовками ЗАКЕН זָקֵן старейшина, мудрец, старик; т.е. указы, указание, повеление старейшины; то, что сказал старейшина.
б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H2205. Оригинал: זָקֵן . Произношение: закэн. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от H2204 - старый, пожилой, старец, старейшина, старик.
в) Библейский образ
* Исход 19:7: "Моисей вернулся, созвал старейшин (ивр. ЛЕЗИКНЕИ, форма от ЗАКЕН) и передал им эти слова, как повелел ему Господь.
* Числа 11:25: "Господь сошел в облаке и говорил с Моисеем, а затем взял часть духа, пребывавшего на Моисее, и передал семидесяти старейшинам (множ. форма ХАЗЕКИНИМ, от ЗАКЕН). Когда дух сошел на старейшин, они начали пророчествовать, потом перестали".
* И. Навин 24:1: "Иисус собрал в Шехем все племена Израиля, созвал старейшин (ивр. ЛЕЗИКНЕЙ от ЗАКЕН) и начальников общины, судей и старост. Все вместе предстали они пред Богом".
* Притчи 31:23: "Знают мужа ее у городских ворот, сидит он среди старейшин (ивр. ЗИКНЕЙ от ЗАКЕН) своей земли".
Таким образом, русский термин ЗАКОН - библейское заимствование, транслитерация (передача слова другим алфавитом). Указывает на авторитетного руководителя (судью, решающего конфликты в общине), который правомочен в силу своего должностного положения, давать указания и наставления другим членам общества - направлять их жизнедеятельность. В древнем и средневековом мире в общине (село, город) - старейшина, признанный авторитетный руководитель.