Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Конь - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Готовят коня (ивр. СУС) на день битвы, но победа - от Господа
  Притчи 21:31
  
  Единое информационное пространство, согласно авторам Святого Писания, формировалось под контролем Бога; наречение (дача имени животному) - классификация и систематизация окружающего мира. "Господь Бог образовал на земле всех животных ПОЛЕВЫХ и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы ВИДЕТЬ, как он назовёт их, и чтобы, как НАРЕЧЕТ человек всякую душу живую, так и было ИМЯ ей", Бытие 2:19.
  
  Между Богом и человеком не должно быть языковой преграды, иначе понимание идеи Божества будет затруднено, деятельность людей по созданию Царства Божьего растянется во времени, а Сверхзадача, поставленная Богом перед человеком, окажется под угрозой срыва (что и происходит в настоящее время).
  Вплоть до позднего средневековья дорожная система на Руси практически отсутствовала, передвигались на дальние расстояния по рекам на судах и вдоль рек по тропам, зимой по рекам (санный путь), обычно верхом (даже женщины), редко на телегах (санях), имущество и товары перевозили во вьюках.
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Этимологический словарь Макса Фасмера
  Конь, род. п. -я́, укр. кiнь, род. п. коня́, блр. конь, ст.-слав. конь ἵππος, болг. ко́нят, сербохорв. ко̏R, род. п. ко̀Rа, словен. kònj, род. п. kónja, чеш. kůň, род. п. koně, слвц. kôň, польск. koń, в.-луж. kóń. Из *komnь от древнего *kobnь; ср. кобы́ла, комонь (см.); ср. Богач, LF 33, 106 и сл.; Фасмер, ZfslPh 9, 141 и сл.; иначе Бернекер 1, 561 и сл. Рискованны сравнения Лёвенталя (KZ 47, 146) с греч. κημός "намордник", нем. hemmen "тормозить, сдерживать", лит. kãmanos мн. "кожаная узда". (???)
  Мошинский ("Zasiąg", стр. 235) объясняет konь из *kорnь : *skорnь: skopiti, т. е. первонач. "кастрированный жеребец". Иначе см. Трубачев, Слав. названия дом. животных, стр. 47 и сл. - Т.). (???)
  б) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1975; "Конь. 1. Жеребец, самец лошади. Патерик Син. 1146 г. 2. Боевой конь, воинская лошадь. "Ударити въ кони (поскакать). 1096 г. Радз. лет.".
  
  2) Национальный корпус русского языка, русские характеристики "коня".
  
  * Симон Владимирский, Поликарп Печерский. Киево-Печерский патерик (первая треть XIII в.): "и дрѹгиꙗ конѧ ведѹще пред ни(м̑) твари и в славѣ велицѣ. приѣхавъ к пещерѣ ѡц҃ь тѣхъ. ѡнѣм же ишедшимъ. и покл(о̑)нившимсѧ ѥмѹ ꙗкоже ѥ(с̑)лѣ по вельможѣ".
  * Список убытков новгородцев (1409): "поѣхалѣ есме из города из ругодива с товаромъ и ваша чудь насъ розбилѣ и ѻграби(л̑) подъ городомъ ... насъ ѹбꙑтка много доспѣлось и кони ѹ нсъ попада(л̑) с голода на пути а се имена кого нѣмчѣ огаби(л̑) а и въ костеръ сажа(л̑) єремѣѧ моисѣи канане климень(т̑) иване".
  * Задонщина [пространная редакция, реконструкция по списку Ундольского] (1380-1390): "Тогда князь великий Дмитрей Ивановичь воступив во златое свое стрѣмя, всѣдъ на свой борзый конь и взем свой мечь в правую руку, и помолися Богу и пречистой его Матери".
  * Из Диоптры Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти (XIV в.): "Но - якоже конь сверѣпъ, егоже глаголють Етиарь, неудержим, зловидень и непокоренъ зѣло, внегда хопит узду, стища зубы своими, и въздвигъ выю яростнѣ и к брегом устремиться и в пропасть, и рассѣлины, и ровища калная и самъ себе низъринет вкупѣ со всадникомъ...".
  * Нравоученїя отъ Священнаго пїсанїя по алфавиту избраная (1710-1717): "Конь уготовляется въ день брани, а отъ господа помощь. Конь не ученъ свїрѣпъ, и сынъ самоволенъ блуднїкъ будетъ".
  
  3) Библейские характеристики "коня"
  
  а) Библия
  
  + Иов 39:19: "Ты ли дал силу коню (ивр. ЛАСУС, форма от СУС), одел его шею гривой". Церковнославянская Библия, Иов 39:19: "Или ты обложилъ єси коня силою, и облeклъ же ли єси выю єг въ стрaхъ".
  + Притчи 26:3: "Плеть - для коня (ивр. ЛАСУС, от СУС), узда - для осла, а розга - для спины глупца". Церковнославянская Библия, Притчи 26:3: "Якоже бичь коню и остeнъ ослу, тaко жeзлъ языку законопрестyпну".
  + Исход 15:1: "Тогда Моисей и сыны Израилевы запели песнь Господу: Воспою Господу: Он велик! Он коня (ивр. СУС) и всадника в море вверг! Церковнославянская Библия, Исход 15:1: " Поимъ гDви (Господь), слaвно бо прослaвися: коня и всaдника ввeрже въ море".
  + Исаия 30:16: "Вы сказали: "Нет, мы спасемся бегством на конях (ивр. СУС)". Ну что ж, вам придется спасаться! "На быстрых конях мы умчимся!" Ну что ж, и преследовать вас будут быстро!".
  
  б) Библия на церковнославянском языке, Книга Сірахъ (Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова)
  30:8 Конь неукрощeнъ свирёпъ бывaетъ, и сынъ самовольный продeрзъ бyдетъ.
  33:6 Конь на яждeніи яко дрyгъ лицемёренъ, под всякимъ яздящимъ ржeтъ.
  Итак - библейские и русские характеристики "коня" совпадают, сильное и быстрое домашнее животное, неукрощенный конь - свиреп бывает.
  
  4) Обобщение и вывод. Управление конем
  Для использования "коня" необходимо его укротить, приручить и обучить к действиям по команде человека (заездить). Для подачи команд всадник использует голос, руки и ноги, управление животным осуществляется командами голосом, руками посредством уздечки и повода и ногами - стремена, шенкеля, а также хлыстом. Обычно молодого коня "заезжают" в течении одного месяца, каждое животное имеет свой "норов", упрямство, характер.
  Вывод
  Конь - объезженная верховая лошадь, сильное и быстрое животное, выразившее покорность человеку и выполняющее все его команды. Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образами.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология, варианты истолкования
  + русск. КОНЬ (процесс обучения, приручения, усмирения) = ивр. КАНА כָּנַע 1. быть покорённым; 2. быть смирённым, смиряться, покоряться, смирять, покорять.
  + русск. КОНЬ (сильное и быстрое домашнее животное) = К+ОНЬ = ивр. К подобие, сходство + ОН אוֹן сила, крепость, могущество, имущество.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H3665. Оригинал: כּנע, כָּנַע. Произношение: кхана‛ (КАНА). Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - B(ni): 1. быть покорённым; 2. быть смирённым, смиряться, покоряться. E(hi): смирять, покорять.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H202. Оригинал: אוֹן. Произношение: он Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: вероятно от так же, как H205 (в смысле effort, but successful) - 1. сила, крепость, могущество; 2. имущество.
  
  в) Библейский образ смирения, покорности (КАНА)
  * Левит 26:41: "за что и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится (ивр. КАНА) необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои".
  * 1 Цар. 7:13: "Так усмирены (ивр. КАНА) были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила".
  Таким образом, русский термин КОНЬ тождественен библейскому термину КАНА כָּנַע быть покоренным, смирять, покорять; закладывался образ обучения, приручения, обучения и усмирения сильного, крупного дикого животного в целях военных и хозяйственных.
  
  Кишинев, 23.6.2024 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"