Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Кострома - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Даже в имени Костромы, над разгадкой
  которого останавливается ученый исследователь,
  кроется очарование седой старины
  В.К. Лукомский
  
  Кострома - город на левом берегу реки Волга, расположен в месте впадения реки Кострома в Волгу, здесь река Волга круто меняет своё направление и поворачивает на юго-восток (дуга, лука).
  * См. Топографическая карта СССР 1971-1988 гг.; http://www.etomesto.ru/map-atlas_topo-5km/
  * См. Википедия; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%...
  
  1) История
  Историками отмечено, что человек издавна селился у воды - биологическая потребность в чистой питьевой воде, источник, река находится в основании любого города. Реки в древности направляли деятельность людей, по рекам и вдоль них осуществлялись торговые связи, крупные реки с дальними торговыми путями привлекали значительное население, вдоль них основывались государства. Развитие экономических отношений по рекам необходимо требовало создание инфраструктуры торгового пути - поселений, городов, ремонтных и перевалочных баз. Очевидно, что Волжский путь "из варяг в хазары" был изучен и описан, выдающимся географическим объектам и точкам были даны названия, некоторые из них дошли до нашего времени в сохранившихся рукописях.
  * Абу Хамид Ал-Гарнати (1080-1169), "Сочинения"
  "В стране Ару, согласно ал-Гарнати, "охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок", и от них идут "чрезвычайно хорошие шкурки бобров" (Ару - территория финно-угорских племен). "А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар (Волжская Булгария), приносят большую прибыль. Затем булгары везут их в Вису, местность, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и ее жители покупают их за соболиные шкуры и за невольниц и невольников".
  
  2) Археология
  Самые ранние слои Костромы археологи относят к XII веку, находки артефактов свидетельствуют о существовании крепости и торгово-ремесленного посада на левом берегу Волги при впадении реки Сулы (центр города), на скате высоты 122. Летописное упоминание Костромы относится к 1213 г., оно связано с распрями между сыновьями Великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. Ростовский князь Константин сжёг Кострому, которая поддержала его брата - владимирского князя Юрия: "и пожже ю всю, а люди изымаша" (увел в Ростов). Позднее, в конце 1230-х гг., по указу великого князя Ярослава Всеволодовича на этом месте был возведена крепость (сгорела в 1416 г.; каменная кладка в городе с XVII века).
  + Выделим первое, логико-географическое основание - город Кострома располагался на левом возвышенном берегу Волги при впадении в неё реки Костромы, Здесь Волга круто меняет направление течения с востока на юг, город находится именно в точке поворота русла реки; центр - на высоте 110 метров.
  
  3) Волжские Булгары и русские княжества. Хронология
  По Волге - прямая водная дорога в Волжскую Булгарию: "Археологические данные показывают, что часть населения Булгарии пришла из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века" (Википедия. ст. Волжская Булгария).
  
  * В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.
  * В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром (на реке Ока, впадает в Волгу).
  * В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.
  * В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию.
  * Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов (Волга).
  * В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар.
  * В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами.
  * В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.
  * В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг, в ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель.
  * В 1221 году в Городце (Волга) между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе - ещё на шесть лет.
  + Второе основание - историко-лингвистическое. Во время Хазарского каганата Булгария - подвассальное хазарам государство. Вассальные отношения сохранялись вплоть до распада каганата в X веке, известно, что государственным языком в каганате был иврит, а господствующей религией иудаизм.
  
  4) Этимология, историография
  
  а) Википедия - происхождение названия Кострома
  "Не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия города. Очевидно, это гидроним: название образовано от реки, на которой он стоит. "Костра" (или "кострика") в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания. В словаре Фасмера этот топоним связывается с восточнославянским ритуальным персонажем, представлявшим собой соломенную куклу, которую символически сжигали во время летнего обрядового цикла - в Семик или Петров день ("похороны Костромы"). Существует также версия финно-угорского происхождения названия: фин. kosto - месть, фин. maa - земля, "Земля возмездия". Однако выделение форманта - ма в ряде случаев спорно, а основа костр - нетипична для дорусской гидронимии этого края".
  
  б) Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001
  "Основан в 1152г. на Волге, при впадении в нее р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента -ма позволяет считать Кострома, как и соседние Толшма, Тотьма, Вохтома и др., дорусск. названием фин.-угор. типа. Однако выделение форманта -ма в ряде случаев спорно, а основа костр- нетипична для дорусск. гидронимии этого края. Поэтому совр. исследователи возвращаются к мнению, высказанному еще около 100 лет тому назад, о слав, происхождении этого названия. В русск. мифологии Кострома олицетворяла плодородие и весну. В обряде ′проводов весны′ совершался ритуал похорон Костромы в виде ее соломенного чучела. Мифологическое название имеет в основе слав. костра ′луб, волокно′ или диал. кострома ′прутья, солома, сорные травы′".
  
  в) Историография по Н. А. Зонтикову: "Кострома": происхождение названия города; http://kostromka.ru/kostroma/land/05/zontikov/5.p...
  
  * Первый из историков ... князь А.Д. Козловский (1802-1845 гг.), один из основоположников костромского краеведения... "всего вероятнее наименование Костромы произвести от города Костра, бывшего в Ливонии, недалеко от Юрьева (ныне Дерпта), или замка Кострума, где после построен город Ревельв".
  * Виднейший историк Костромского края протоиерей Михаил Диев (1794-1866 гг.): "произошло от т.н. элтонского языка (т.е. искусственного языка офеней - бродячих торговцев), в котором слова "костр, кострыга" обозначали город. Прибавив к нему мордовское слово "мас" (красивый), о. Михаил переводил "Кострома" как "красивый город""; эту точку зрения разделил и А.С. Уваров (1828-1884 гг.), один из основателей Русского археологического общества и инициатор Археологических съездов.
  * И.В. Миловидов первым из костромских историков сказал о "божестве весны у языческих славян, называвшемся прямо Костромою".
  * Л.П. Скворцов (1855-1918 гг.): в 1913 году в книге "Материалы для истории города Костромы", что "многие говорят, что город Кострома получил свое название от реки Костромы (как и Москва); река же в свою очередь получила название от громаднейших костров леса, заготавливаемого по берегам реки зимою для сплава", он предположил, что г. Кострома дал свое название реке, а не наоборот".
  * В 1925 г. в Ленинграде под редакцией В.П.Семенова-Тян-Шанского вышел большой путеводитель по Волге и ряду ее притоков, ... В этом путеводителе ... о Костроме: "Неизвестно, почему город получил свое название. Но интересно то, что название "Кострома" совпадает с именем славянского божества, олицетворяющего весну, возрождение жизненных сил природы".
  * В.А. Никонов охарактеризовал различные версии о происхождении названия города и, в первую очередь, версию Миловидова, как "этимологические фантазии", заметив, что "эти пути, по-видимому, напрасны: нельзя игнорировать - ма, оно указывает на происхождение от неизвестного языка, оставившего особенно много названий в Северном Заволжье"
  * В 1983 году в Москве вышла книга "По городам и весям "Золотого кольца",.... Ее авторы М.В. Горбаневский и В.Ю. Дукельский неожиданно поддержали старую версию Л.П. Скворцова о том, что не город Кострома получил название по реке, а наоборот - река по городу.
  Н.А. Зонтиков отмечает: "Подводя итог историографическому обзору, мы видим, что по вопросу о происхождении названия города Костромы всегда существовало две основные точки зрения: первая - город получил название от реки Костромы, вторая - его название происходит от имени языческого божества".
  
  * Справка, см. http://www.region44.ru/index2.html
  "Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковь жестоко преследовала подобные празднества. Но, несмотря на все запреты церкви, праздники в честь Ярилы справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении".
  
  5) Обобщение и вывод
  В поисках смысла имени Кострома на протяжении нескольких веков участвовали видные историки, географы, лингвисты и представители духовенства - раскрыть содержание (смысл) имени не удалось. В ономастике не определился рациональный метод в истолковании имен, все изыскания носят стихийный и гипотетический характер, противореча иудеохристианской системе организации русских княжеств.
  
  а) Идеология - язык и религия
  Совершенно не учитывается идеологическое основание государственности и преемственность культур - первый письменный и административный язык в бассейне реки Волга - иврит, он же сакральный язык иудеохристианства. Основной упор делается на языческом (фольклорном) празднике, отметим, что древние верования славян и русских (как и прочих этносов) мы не знаем, праздник "Кострома" мог возникнуть и более позднее время.
  
  б) География
  Исследователи не отмечают выдающееся географическое положение города на стратегическом повороте русла реки в самой северной точке бассейна Волги. Очевидно, что этот признак является основным, и вероятно должен указывать: на границы города, его функцию контролёра над водными и сухопутными (переправа) путями и локализовать город на местности (указать на место в бассейне реки).
  Самая северная точка на Волге - город Рыбинск, его координаты -58Љ03′00″ с. ш. 38Љ50′00″ в. д.; Кострома - 57Љ 46′ 0″ с. ш. 40Љ 56′ 0″ в. д.; т.е. по широте эти города почти рядом, между ними по Волге 180 км. В Рыбинске (1504 г., до этого Усть-Шексна с XI в.) обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI веке, изделия византийского и скандинавского происхождения, а также множество арабских дирхемов; очевидно крупный пункт Волжского торгового пути.
  
  * Гидрография. Лука большая
  Верхняя Волга истекает до Рыбинска в северо-восточном направлении, от Рыбинска и до Казани преимущественно в юго-восточном направлении, образуя своим руслом громадную дугу, луку, излучину.
  * Гидрография. Лука малая
  От города Ярославль и до села Сидорово русло Волги образует огромную дугу, излучину (луку), город Кострома находится в самой высшей точке (середине) этой излучины.
  Справка
  Лука - общее прототипическое значение - изгиб, изогнутая часть чего-либо; дугообразный поворот реки, дороги, береговой линии. Излучина - крутой поворот реки.
  
  Вывод
  Мы определили выдающееся место города Кострома на Волге: в региональном масштабе - одна из двух самых северных точек русла реки; в областном масштабе - самая верхняя точка излучины Сидорово-Кострома-Ярославль. Учитывая, что во время возникновения топонима Кострома не было точной топографической привязки объекта к местности, можно предположить, что топоним Кострома считался самой верхней (северной) точкой реки Волга.
  Целесообразно проследить связь топонима с сакральным языком иудеохристианства - иврит, если мы найдем подобные имена в терминологии иврита, то наша гипотеза перерастет в научный факт.
  
  6) Терминология иврита и образы иудаизма
  
  а) Терминология
  Приведем топоним в форму, приближенную к грамматике иврита, удалим гласные буквы (иврит язык согласных букв, согласные принадлежат Богу по традиции). Выделим корни составного топонима - КОСТ+РОМА = без огласовок КСТ+РМ. Сразу же выявляются два термина иврита несущие соответствующие действительности смыслы.
  Общий вид
  русск. КОСТ (К.С.Т.) + РОМА (Р.М.) = ивр. КЭШЭТ קֶשֶׁת лук, дуга, арка, полукруг; дугообразный (лука реки) + РАМ, РУМ, РАМА רָמָה высокий, вышина, быть высоким, возвышаться; высота, уровень, возвышенность, плоскогорье; т.е. город в высшей точке дуги (луки, излучены) реки.
  Топоним определяет положение города в бассейне реки Волга - верхняя дуга, излучина, у излучины реки.
  
  * Пояснение транслитерации
  Буква иврита ШИН-СИН (Ш-С), по заключению ученых XIX века, передавалась на русский язык как - С (см. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный).
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H7198. Оригинал: קֶּשֶׁת. Произношение: кэшэт. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H7185 in the original sense H6983 женский род bending - 1. радуга; 2. лук.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H7312. Оригинал: רום (РАМ רָם). Произношение: рум рум (РАМ). Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H7311 - высота, (пре)возвышение; перен. надменность, гордость.
  
  в) Библейские образы
  * ивр. Кэшэт קֶּשֶׁת. Бытие 9:14: "И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (ивр. дуга - КЭШЭТ) в облаке.
  * ивр. РАМА, РАМ רָם. Наименование нескольких мест в Библии (высоты).
  Исаия 57:15: "Ибо так говорит Высокий (ивр. РУМ) и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте (ивр. МАРОМ, от РАМ, РУМ) небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных".
  
  Таким образом, топоним Кост+рома указывает на гидрологическое состояние Волги в данном районе. Составлен из двух корней иврита (транслитерация, передача слова другим алфавитом), имеет значение - верхняя (северная) дуга, излучина (реки).
  Термин образован в интересах навигации по реке, указывает на опасное место русла; излучина реки всегда имеет сложности для судовождения, здесь сильны течения, меняются глубины, часто намываются мели и размываются берега и т.д.
  
  Кишинев, 2014 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"